Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ) ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ РЕГИОНА'

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ) ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земля / имущество / муниципальные образования / Республика Калмыкия / эффективное использование / public land / municipality / public property / Republic of Kalmykia / effective use / undelimited land

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кевельдженов Михаил Викторович

В данной статье автор поднимает проблему реального использования земельного фонда неразграниченных (государственных) сельскохозяйственных земель по формам собственности. Автор путем расчета, а также данных, которые представлены в открытых источниках, акцентирует внимание на этом и призывает усилить работу по установлению границ данной категории земель и установлению правообладателей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE USE OF MUNICIPALITY’S AGRICULTURAL LAND OF THE REGION AS A TOOL FOR MANAGING PUBLIC PROPERTY

The author raises the problem of the actual use of agricultural land according to the Russian Federation’s, the Republic of Kalmykia’s and the municipality’s forms of ownership and affiliation. Judging by the type of ownership the area of searched lands is 2299.7 thousand hectares or 43.2%, which is slightly less than half of all agricultural lands in the Republic of Kalmykia as a whole. According to the author's hypothesis, these lands belong to the category of undelimited (public) land land for which there are no supporting documents. As a consequence, unlocated land plots are managed by the municipal authorities of the region at their own discretion. The author, using calculations and data presented in open sources, focuses attention on this and calls for strengthening the work to establish the boundaries of this category of land and identify the legal owner in the Unified National Register of the Real Estate Property, represented by district municipalities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ) ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ РЕГИОНА»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Э01: 10.24412/2071-7830-2023-247-04-09 КЕВЕЛЬДЖЕНОВ М.В.

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ) ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

РЕГИОНА

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, mikhail.keveldzhenov@mail.ru

Аннотация: В данной статье автор поднимает проблему реального использования земельного фонда неразграниченных (государственных) сельскохозяйственных земель по формам собственности. Автор путем расчета, а также данных, которые представлены в открытых источниках, акцентирует внимание на этом и призывает усилить работу по установлению границ данной категории земель и установлению правообладателей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Ключевые слова: земля, имущество, муниципальные образования, Республика Калмыкия, эффективное использование.

Основной целью управления государственной собственностью любого субъекта Российской Федерации является обеспечение выполнения регионом своих социально-экономических функций при одновременной максимизации доходов. Власти Калмыкии добились снижения государственного долга республики с начала 2023 года на 83,2 млн рублей, до 8,4 млрд рублей. Этого удалось достичь благодаря системе поддержки предпринимателей, обеспечившей региону рост собственных доходов [1]. По итогам 9 месяцев 2023 года, консолидированный бюджет Республики Калмыкия продемонстрировал положительную динамику доходов: отношение госдолга субъекта по состоянию на 1 октября 2023 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев составило 91% (01.09.2022-01.09.2023) [3].

Таким образом, сложившаяся в Республике Калмыкия ситуация свидетельствует о том, что развитие региона предполагает создание новых организационно-экономических механизмов управления ресурсами, формирование методических рекомендаций по управлению имуществом, баланс интересов субъектов рынка и предопределяющий потенциал роста экономики региона.

Общая площадь Республики Калмыкия составляет 76100 кв. км. Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяжённость территории с севера на юг - 458 км, с запада на восток - 423 км. Её крайние координаты составляют 4138' и 47°34' восточной долготы и 48°15' и 44°45' северной широты [2].

Одно из главных природных богатств Республики Калмыкия — это земельные ресурсы, которые составляют основу экономики региона. Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда региона земель сельскохозяйственного назначения (92,8%). Республика занимает примерно 10% пастбищных земель Российской Федерации. Ниже приведена характеристика земельного фонда Республики Калмыкия [4].

По данным государственного статистического наблюдения, на 1 января 2021 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 1627,6 тыс. га, что составило 21,8% земельного фонда Республики Калмыкия. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 1609 тыс. га или 21,5%, а в собственности

юридических лиц находится 18,6 тыс. га или 0,2% земельного фонда Калмыкии. Земельные доли граждан (включая долю в праве общей совместной собственности) в земельном фонде республики составили 12,5% (936,4 тыс. га) или 57,5% земель, находящихся в частной собственности в целом по республике (табл. 1).

Таблица 1.

Сведения о наличии и распределения земель по категориям и формам собственности 1 января 2021 года (в тыс. га)

№ п/п Категории земель Общая площадь В собственности граждан В собственности юридических лиц В гос-ной и мун-ной собственности

1 Земли сельскохозяйственного назначения 6938,4 1601,4 18,1 5318,9

2 Земли населенных пунктов 62,4 7,6 0,5 54,3

3 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 15,9 - - 15,9

4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 121,6 - - 121,6

5 Земли лесного фонда 60,2 - - 60,2

6 Земли водного фонда 60,1 - - 60,1

7 Земли запаса 214,5 - - 214,5

Итого земель в административных границах 7473,1 1609,0 18,6 5845,5

В структуре земель, находящихся в собственности, в целом по республике в течение 2020 года произошли следующие изменения.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, общая площадь земель, находящихся в собственности граждан, увеличилась за отчетный период на 0,3 тыс. га за счет передачи земель государственной собственности в собственность граждан для различных целей, а также с переоформлением физическими и юридическими лицами права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки.

Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 5845,5 тыс. га или 78,2% земельного фонда республики.

По данным государственных статистических наблюдений, на 1 января 2021 года из 5845,5 тыс. га земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в

границах Республики Калмыкия, в установленном порядке право собственности на земельные участки возникло:

- у Российской Федерации на 275,2 тыс. га, что составило 4,7% от общей площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- у Республики Калмыкия на 501,3 тыс. га (8,5%);

- у муниципальных образований на 2450,9 тыс. га (41,9%).

Наибольшую долю земель, представляющих собой собственность Российской Федерации, составили земельные участки, относящиеся к категориям земель (табл. 2), в том числе:

- особо охраняемых территорий и объектов - 121,1 тыс. га (44,6%);

- лесного фонда -55,6 тыс. га (20,4%);

- сельскохозяйственного назначения — 70,5 тыс. га (25,6%).

Таблица 2.

Сведения о наличии и распределения земель по категориям и субъектам собственников 1 января 2021 года (в тыс. га)

№ п/п Категории земель В гос. и мун. собств-сти В собств-сти РФ В собств-сти субъекта РФ В мун. собств-сти

1 Земли сельскохозяйственного назначения 5318,9 70,5 500,1 2448,6

2 Земли населенных пунктов 54,3 1,2 0,6 1,4

3 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 15,9 4Д 0,5 0,6

4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 121,6 121,1 - 0,3

5 Земли лесного фонда 60,2 55,3 - -

6 Земли водного фонда 60,1 23 ОД -

7 Земли запаса 214,5 - - -

Итого земель в административных границах 5845,5 275,2 501,3 2450,9

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, составили 5318,9 тыс. га. Из них в собственности Российской Федерации - 70,5 тыс. га, в собственности субъекта Российской Федерации Республики Калмыкия - 500,1 тыс. га и в муниципальной собственности районов Республики Калмыкия -2448,6 тыс. га. Путем сложения данных категорий земель получаем - 3019,2 тыс. га. или 56,8% земель сельскохозяйственного назначения. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, а также согласно другим источникам отсутствуют данные

по землям сельскохозяйственного назначения в размере 2299,7 тыс. га или 43,2%, а это чуть менее половины всех земель именно сельскохозяйственного назначения в целом по региону.

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации. Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными.

Согласно Постановлению Правительства Республики Калмыкия №15 от 17 января 2014 года «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержден расчет арендной платы за использование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения:

Расчет арендной платы за использование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения определяется по следующей формуле:

АП = Сб х Пу,

где:

АП - размер годовой арендной платы, руб.;

Сб - базовый размер арендной платы, руб./га;

Пу - площадь земельного участка, га.

Разграничение земель началось с принятием Федерального закона от 17 июля 2001 года №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, а порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

- Земельным кодексом Российской Федерации;

- Законом №137 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации»;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Иными федеральными законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Самый большой процент неразграниченньгх земельных наделов в Российской Федерации — это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающего возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества. В Республике Калмыкия такая же ситуация, земли сельскохозяйственного назначения в размере 2299,7 тыс. га (43,2%) не разграничены и требуют детальной последовательной проработки для эффективного использования данной категории земель.

Отсутствие зарегистрированного права владения неразграниченными землями за определенным органом власти не является препятствием для использования таких земель (пункт 1 статьи 3.3 Федерального закона №137 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации»). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

- путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам Российской Федерации;

- предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;

- путём разграничения для дальнейшего использования.

Органы местных районных муниципалитетов Республики Калмыкия на постоянной основе ведут работу по установлению границ новых участков таких земель, но процедуры перевода таких земель требуют определенной последовательности и ресурсов.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия №15 от 17 января 2014 года «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» каждый муниципалитет региона данную категорию земель предоставляет в аренду заявителям, которые в основном используют земли для разведения сельскохозяйственных животных. В Приложении 1 данного Постановления определен базовый размер арендной платы неразграниченных земель: пашня, залежи, пастбище, сенокосы и прочее. В качестве примера проанализированы земли выпаса сельскохозяйственных животных, а именно пастбища.

Таблица 3

Базовый размер арендной платы, за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, из состава земель сельскохозяйственного назначения

№ Районное муниципальное образование, городской округ Базовый размер арендной платы (в руб./га)

с 2014г. с 2015г.

1 Городовиковское 64 80

2 Яш алтайское

3 Ики-Бурульское 40 50

4 Приютненское

5 Целинное

6 Элистинское

7 Кетченеровское

8 Малодербетовское

9 Октябрьское

10 Сарпинское

11 Лаганское 34 44

12 Черноземельское

13 Юстинское

14 Яшкульское

Среднее значение 41,7 52,6

Согласно таблице 3 каждый районный муниципалитет использует неразграниченные (государственные) земли в рамках своих компетенций с целью использования их в общем обороте для пополнения консолидированного бюджета. К примеру, с 1000 га пастбищ, предоставленных в аренду ежегодно в среднем районный муниципалитет получает в среднем 52600 рублей.

Таким образом, для эффективного распределения земельного фонда неразграниченных (государственных) сельскохозяйственных земель по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Республике Калмыкия и муниципальному образованию необходимо понимать использование каждого гектара. Во-первых, каждое районное муниципальное образование знает о своих площадях таких земель и проводит работу по установлению границ и получению правоустанавливающих документов, но данные процессы приостановлены. Во-вторых, инвентаризация таких земель давно проведена и требует внимания и включения их в публичные карты региона с соответствующими кадастровыми номерами. В-третьих, финансовые потоки от арендных платежей требуют камерального вмешательства с целью исключения коррупционных элементов на местах.

Использование, внедрение и контроль проводимых ежедневных плановых и контрольных мер позволит увеличить долю поступлений соответствующих финансовых пополнений в общий консолидированный бюджет неналоговых поступлений, что, в свою очередь, станет толчком развития региона в целом.

Список литературы

1. Калмыкия сократила госдолг до 8,4 млрд рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.rU/ekonomika/l9503459?yscHd=lr71vgfw7e706639088 (дата обращения: 27.11.2023).

2. Калмыкия. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] URL: https://m.wMpedia.org/wiki/Ka]iMbiKHH (дата обращения: 27.11.2023).

3. Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки - итоги 9 месяцев 2023 года [Электронный ресурс] URL: https://riarating.ru/images/63025/22/630252233.pdf (дата обращения: 27.11.2023).

DOI: 10.24412/2071-7830-2023-247-09-15 БАДМАЕВА К.В.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

БНУ PK «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, karinabadm@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы управления государственной собственностью. Приведены ключевые проблемы в управлении государственным и муниципальным имуществом. Также оценивается необходимость пересмотра позиций региональной социально-экономической политики с целью обеспечения устойчивости экономики, эффективного управления государственной собственностью и достижения максимальных доходов государства. Представлена динамика неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия.

Ключевые слова: государственная собственность, бюджетная эффективность, консолидированный бюджет, государственное имущество, ресурсы государственного управления, механизмы управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление государственной собственностью региона является одной из важнейших задач, стоящих перед региональными властями. Государственная собственность представляет собой недвижимое и движимое имущество, принадлежащее государству и используемое в интересах общества. Основная цель управления государственной собственностью региона заключается в эффективном использовании ресурсов и обеспечении устойчивого развития региона. Для достижения этой цели необходимо разработать и реализовать эффективные механизмы управления, которые позволят оптимизировать использование государственных активов и обеспечить их максимальную эффективность.

Главная задача управления государственной собственностью заключается в обеспечении выполнения социально-экономических функций государства и одновременном увеличении доходов государственного бюджета. Несмотря на то, что по итогам 9 месяцев 2023 года консолидированный бюджет Республики Калмыкия продемонстрировал положительную динамику доходов [6], отношение госдолга субъекта на 1 октября 2023 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев составило 91% (1.9.22-1.9.23) [5]. Здесь можно сделать вывод о том, что в субъекте не создан действенный механизм экономического роста и не определено место государственного имущества как его ключевого инструмента. Организационные формы взаимодействия субъектов региона сдерживают развитие его различных сфер деятельности. Изменить создавшуюся ситуацию можно путем разработки мер, направленных на совершенствование организационно-экономического механизма и методического обеспечения управления имуществом региона, задействовав все факторы, оказывающие влияние на эффективное использование и распределение государственного имущества, обеспечивающие гармонизацию интересов субъектов рынка и предопределяющие потенциал роста экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.