Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ / АРЕНДА ИМУЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL MANAGEMENT / PROPERTY / STATE PROGRAM / STATE PROPERTY / DIVISION OF POWERS / BUDGET REVENUES / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / UNUSED OBJECTS / PROPERTY RENTAL / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаткина Елена Анатольевна

Представленная статья посвящена изучению направлений использования региональной собственности в Удмуртской Республике. Оптимизация состава республиканского имущественного комплекса и приведение его в соответствие с полномочиями Удмуртской Республики является одной из приоритетных задач органов регионального управления. Обозначены приоритетные решения по управлению собственностью региона в соответствии с Государственной программой Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом». Приведены данные о количестве объектов Удмуртской Республики, в отношении которых приняты решения о создании, реорганизации, ликвидации; сформулирован вывод об уменьшении количества таких объектов. На основании официальных данных показана динамика изменения количества хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики. На основании сопоставления соответствующих показателей получено, что количество хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики, существенно сократилось за рассмотренный период. В ходе анализа автором выявлена стойкая тенденция к сокращению количества переданных объектов между разными уровнями управления. Используя данные «Дорожной карты», в статье сформулированы проблемы в реализации полномочий по вовлечению объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в хозяйственный оборот исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления Удмуртской Республики, определены мероприятия по рациональному использованию объектов недвижимости и земельных участков, являющихся собственностью Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касаткина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE USE OF REGIONAL PROPERTY IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the study of the directions of use of regional property in the Udmurt Republic. Optimization of the composition of the republican property complex and bringing it into line with the powers of the Udmurt Republic is one of the priority tasks of regional government bodies. The author identifies priority decisions on property management in the region in accordance with the State Program of the Udmurt Republic "State Property Management". The article presents data on the number of objects of the Udmurt Republic, in respect of which decisions on the creation, reorganization, liquidation were made, and a conclusion on the reduction of the number of such objects is formulated. Based on official data, the dynamics of changes in the number of business entities whose shares are owned by the Udmurt Republic is shown. Based on the comparison of the corresponding indicators, it was found that the number of business entities whose shares are owned by the Udmurt Republic significantly decreased during the period under review. During the analysis, the author revealed a persistent tendency to reduce the number of transferred objects between different levels of management. Using the data of the "Road Map", the article formulates problems in the implementation of the powers to involve real estate objects, including land plots, in economic turnover by the executive bodies of state power of the Udmurt Republic and local self-government bodies of the Udmurt Republic, defines measures for the rational use of real estate objects and land plots that are the property of the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

12

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 332.14 Е.А. Касаткина

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Представленная статья посвящена изучению направлений использования региональной собственности в Удмуртской Республике. Оптимизация состава республиканского имущественного комплекса и приведение его в соответствие с полномочиями Удмуртской Республики является одной из приоритетных задач органов регионального управления. Обозначены приоритетные решения по управлению собственностью региона в соответствии с Государственной программой Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом». Приведены данные о количестве объектов Удмуртской Республики, в отношении которых приняты решения о создании, реорганизации, ликвидации; сформулирован вывод об уменьшении количества таких объектов. На основании официальных данных показана динамика изменения количества хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики. На основании сопоставления соответствующих показателей получено, что количество хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики, существенно сократилось за рассмотренный период. В ходе анализа автором выявлена стойкая тенденция к сокращению количества переданных объектов между разными уровнями управления. Используя данные «Дорожной карты», в статье сформулированы проблемы в реализации полномочий по вовлечению объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в хозяйственный оборот исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления Удмуртской Республики, определены мероприятия по рациональному использованию объектов недвижимости и земельных участков, являющихся собственностью Удмуртской Республики.

Ключевые слова: региональное управление, собственность, государственная программа, государственное имущество, разграничение полномочий, доходы бюджета, инвестиционная привлекательность, неиспользуемые объекты, аренда имущества, социально-экономическое развитие.

Б01: 10.35634/2412-9593-2021-31-1-12-20

Одной из приоритетных задач органов регионального управления Удмуртии в последние годы остается целенаправленная координация работы отраслевых органов исполнительной власти Удмуртской Республики по оптимизации состава республиканского имущественного комплекса и приведению его в соответствие с полномочиями Удмуртской Республики.

Приоритеты, цели, задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики и направления деятельности по их реализации утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 г. № 383 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» [4]. Основные функции по их реализации выполняет исполнительный орган государственной власти - Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Минимущества Удмуртии).

Для решения данной задачи, обозначенной в Государственной программе Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом» [5], реализуются решения:

- о реорганизации государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Удмуртской Республики;

- о ликвидации государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, не отвечающих критериям сохранения в собственности Удмуртской Республики;

- об изменении типа в отношении существующих государственных учреждений;

- о приёме имущественных комплексов из собственности муниципальных образований в собственность Удмуртской Республики.

Данные о количестве объектов Удмуртской Республики, в отношении которых приняты решения о создании, реорганизации, ликвидации, отражены в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что в 2019 г. количество объектов, в отношении которых приняты решения о создании, реорганизации, ликвидации, составило 51 ед., что на 5 ед. (10,9 %) больше показателя 2018 г. и на 13 ед. (20 %) меньше показателя 2014 г.

Таблица 1

Количество объектов, в отношении которых приняты решения о создании, реорганизации,

ликвидации

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Количество ГУП УР и ГУ УР, в отношении которых реализованы решения по учреждению вновь, реорганизации, ликвидации, преобразованию ГУ в АУ, БУ, КУ 64 54 44 51 46 51

За три квартала 2020 г. реализованы принятые решения (о создании, реорганизации, ликвидации) в отношении 86 организаций. Завершены мероприятия по приёму из собственности муниципальных образований в собственность Удмуртской Республики 11 имущественных комплексов муниципальных казенных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 30 имущественных комплексов казенных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [13].

В рамках данной статьи государственная и муниципальная формы собственности рассматриваются во взаимосвязи, поскольку содержательно составляют единый имущественный комплекс территории [12]. Методика определения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью рассмотрены авторами [11], приведены показатели результативности и эффективности использования государственного имущества. Для того чтобы повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции (доли, вклады) которых находятся в собственности Удмуртской Республики и муниципальных образований Удмуртской Республики, а также повышения доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики, в 2020 г. начата работа по оптимизации механизмов управления объектами собственности организаций с государственным и муниципальным участием на основе изучения, оценки и комплексного анализа их деятельности [5].

Для осуществления мероприятий по изучению, оценке и комплексному анализу деятельности государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции (доли, вклады) которых находятся в собственности Удмуртской Республики и муниципальных образований Удмуртской Республики Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики заключен государственный контракт с автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» [14] на выполнение научно-исследовательских работ по совершенствованию государственного управления путем разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции (доли, вклады) которых находятся в собственности Удмуртской Республики и муниципальных образований (в отношении 18 пилотных организаций).

В настоящее время Удмуртская Республика является участником (акционером) в 18 хозяйственных обществах, из них в 10 хозяйственных обществах 100 %-й пакет акций находится в собственности Удмуртской Республики (табл. 2) [13].

Таблица 2

Динамика изменения количества хозяйственных обществ, акции которых находятся

в собственности Удмуртской Республики

Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год (на 01.10.20)

Количество хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики - всего 23 19 19 18

в том числе:

АО 19 14 14 14

ООО 4 5 5 4

2021. Т. 31, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Из данных табл. 2 видно, что сохраняется тенденция сокращения количества хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики, их количество за анализируемый период сократилось на 21,7 % (5 ед.). Более подробно структура собственности представлена авторами в статье [8]. Так, по данным Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2014 г., в перечень объектов собственности Удмуртской Республики были включены: автономные учреждения - 93 ед. (16,9 % от общего числа объектов), бюджетные учреждения - 297 ед. (54,1 %), казенные учреждения - 79 ед. (14,3 %), государственные унитарные предприятия - 52 ед. (9,5 %), хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Удмуртской Республики -28 ед. (5,1 %) [8]. Сравнив соответствующие показатели, видно, что количество хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Удмуртской Республики, за семь лет сократилось на 10 ед. (35,7 %).

С января по октябрь 2020 г.:

- ликвидировано ООО «Гостиница "Юбилейная"»;

- 99,5 % акций АО «Аэропорт Ижевск», находящихся в собственности Удмуртской Республики, внесены в уставный капитал АО «Корпорация развития Удмуртской Республики» [13].

В 2020 г. мероприятия по приватизации осуществляются на основании Прогнозного плана приватизации собственности Удмуртской Республики на 2020 г., утвержденного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 сентября 2019 г. № 1171-р [6]. Было подготовлено и проведено 9 аукционов и 1 конкурс по продаже объектов недвижимости, однако все торги признаны несостоявшимися в связи с отсутствием участников.

Содержание управления государственным имуществом заключается в работе по разграничению имущества между публичными собственниками (Российской Федерацией, Удмуртской Республикой и муниципальными образованиями) по передаче госимущества в безвозмездное пользование, в аренду, по списанию не пригодных для дальнейшего использования объектов государственной собственности, по продаже объектов движимого и недвижимого имущества, согласованию сделок по распоряжению имуществом, осуществляемых госучреждениями и государственными унитарными предприятиями Удмуртской Республики. В табл. 3 отражены сведения о перераспределении имущества между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой, между Удмуртской Республикой и муниципальными образованиями [13].

Таблица 3

Сведения о перераспределении имущества между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой, между Удмуртской Республикой и муниципальными образованиями

Приём / передача недвижимого имущества (в том числе земельных участков) Количество объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), ед.

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Из собственности Удмуртской Республики в муниципальную собственность 87 41 71 45 42

Из муниципальной собственности в собственность Удмуртской Республики 43 27 15 23 9

Из собственности Удмуртской Республики в федеральную собственность 38 4 4 7 3

Из федеральной собственности в собственность Удмуртской Республики 29 2 3 21 8

На основе данных табл. 3 видно, что приём / передача объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков) осуществлялись довольно активно в 2016 г. (всего 197 ед.). К 2020 г. очевидна стойкая тенденция к сокращению количества переданных объектов. В 2020 г. переданы всего 62 объекта, что на 135 ед. (68,5 %) меньше показателя 2016 г. Так, из собственности Удмуртской Республики в муниципальную собственность в 2020 г. было передано 42 ед. против 87 ед. в 2016 г. (меньше на 45 ед. или на 51,7 %), из муниципальной собственности в собственность Удмуртской Республики в 2020 г. - 9 ед. против 43 ед. в 2016 г. (меньше на 34 ед. или на 79 %), из собственности Удмуртской Республики в федеральную собственность в 2020 г. - 3 ед. против 38 ед. в 2016 г. (мень-

ше на 35 ед. или на 92,1%), из федеральной собственности в собственность Удмуртской Республики -8 ед. в 2020 г. против 29 ед. в 2016 г. (меньше на 21 ед. или на 72,4 %).

В целях эффективного использования государственного недвижимого имущества и получения доходов от его использования в бюджет Удмуртской Республики осуществляется сдача в аренду объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности.

По состоянию на 1 октября 2020 г. действовало 20 договоров аренды имущества, находящегося в собственности Удмуртской Республики, и 21 договор безвозмездного пользования имуществом казны. По заключенным договорам переданы в аренду нежилые здания (помещения) площадью 1606,88 м2, в безвозмездное пользование переданы нежилые здания (помещения) площадью 27977,97 м2.

По состоянию на 1 октября 2020 года действовало 920 договоров аренды недвижимого имущества общей площадью 73789,72 м2 и 717 договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом общей площадью 112077,96 м2, заключенных государственными учреждениями и унитарными предприятиями Удмуртской Республики [7].

Ожидаемые конечные результаты государственной программы Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики [5]:

- повышение эффективности и прозрачности использования имущества Удмуртской Республики, максимальное вовлечение имущества Удмуртской Республики в хозяйственный оборот;

- выполнение годовых плановых заданий по поступлениям в бюджет Удмуртской Республики доходов от использования и распоряжения имуществом Удмуртской Республики, администрируемых Минимуществом Удмуртии в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики;

- формирование системы достоверной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики;

- создание государственной информационной системы Удмуртской Республики «Управление имуществом и земельными ресурсами в Удмуртской Республике».

Для систематизации и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по осуществлению мероприятий, направленных на выявление неиспользуемого или неэффективно используемого недвижимого имущества на территории Удмуртской Республики и вовлечение такого имущества в хозяйственный оборот, с 2018 г. осуществляются мероприятия по реализации Указа Главы Удмуртской Республики от 12.02.2018 № 42 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по выявлению неиспользуемого или неэффективно используемого недвижимого имущества на территории Удмуртской Республики и его вовлечению в хозяйственный оборот на 2018 год» [3].

«Дорожная карта» предусматривает «сплошную» инвентаризацию имущества на всей территории Удмуртской Республики, активизацию работы по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот не только государственного имущества, но и имущества муниципальных образований [3].

По состоянию на 1 октября 2020 г. в результате сбора и обобщения информации об объектах недвижимости, поступающей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, от граждан и юридических лиц, выявлено 2674 ед., в том числе [10]:

- объектов, находящихся в федеральной собственности - 85 ед.;

- объектов, находящихся в собственности Удмуртской Республики - 486 ед.;

- объектов, находящихся в муниципальной собственности - 1601 ед.;

- объектов, находящихся в частной собственности - 322 ед.;

- объектов, собственник которых не установлен -180 ед. (в том числе бесхозяйных объектов недвижимости - 76 ед.; выморочных объектов недвижимости - 1 ед.; объектов, в отношении которых ведется работа по установлению собственника, - 103 ед.) (рис. 1).

Доля выявленных неиспользуемых земельных участков составляет 30,25 % от ориентировочного количества неиспользуемых объектов недвижимости, расположенных на территории Удмуртской Республики [10].

В отношении 1800 объектов неиспользуемого имущества приняты решения о вовлечении в хозяйственный оборот либо списании. В отношении 1397 объектов принятые решения реализованы (в частности, 479 ед. - продано; 360 ед. - передано в аренду; 420 ед. - иные решения) [10].

12,0%

6,7%

3,2%

18,2% "й собственность РФ

8 собственность УР

^ собственность МО

н частная собственность

= собственник не определён

Рис. 1. Состав неиспользуемых объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики

в разрезе уровней собственности

Общая сумма доходов от реализованного за период с 1 января 2018 г. по 1 октября 2020 г. недвижимого имущества составила 309528,28 тыс. руб., не считая экономии расходов на содержание неиспользуемых объектов после их продажи, а также доходов от передачи недвижимого имущества в аренду (рис. 2).

309 528,28

350 000,00 300 000,00 250 000,00 200 000,00 150 000,00 100 000,00 50 000,00 0,00

218 517,82

11111

щв!»! ЙЗяЯЙВ

шёйг

о 2018 год 2019 год и 2020 год

Общая сумма доходов от реализованных объектов, тыс.руб.

Рис. 2. Доходы от реализованного неиспользуемого недвижимого имущества на территории Удмуртской Республики за период с 2018 г. по 2020 г.

Реализовано 506 неиспользуемых объектов недвижимости государственной, муниципальной, частной собственности. Кроме того, общая сумма доходов от переданного с начала 2018 г. в аренду неиспользуемого недвижимого имущества по состоянию на 1 октября 2020 г. составила 32 404,07 тыс. руб.; общая сумма планируемых к получению до конца 2020 г. доходов от передачи недвижимого имущества в аренду составит 18 441,92 тыс. руб. [10] (рис. 3).

2018 год || 2019 год * 2020 год

32 404

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 000

Общая сумма доходов от переданных в аренду объектов, тыс.руб.

Рис. 3. Доходы от аренды неиспользуемого недвижимого имущества

Органами местного самоуправления и органами государственной власти Удмуртской Республики проведена работа по расчету расходов на содержание, списание, демонтаж, утилизацию, текущий и капитальный ремонт объектов недвижимости, на мероприятия по вовлечению объектов в оборот.

Так, ориентировочные общие суммы указанных ниже расходов, произведенных с начала 2018 г., имеют следующие значения [10] (рис. 4):

- общая сумма расходов на содержание объектов - 5 667,77 руб./мес. (68 013,24 тыс. руб./год);

- общая сумма расходов на списание, демонтаж, утилизацию объектов - 4 635,70 тыс. руб.;

- общая сумма косвенных расходов на мероприятия по вовлечению объектов в оборот (оценка рыночной стоимости или арендной платы объекта, изготовление технической документации и кадастровых паспортов на объект недвижимости и т.д.) -16 556,68 тыс. руб.;

- общая сумма расходов на текущий, капитальный ремонт (реконструкцию, модернизацию) объектов недвижимости - 537 270,96 тыс. руб.

расходы на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содержание

%

расходы на ремонт 85,76 %

расходы на списание 0,74 %

расходы (косвенные) на вовлечение объектов в оборот 2,64 %

Рис. 4. Структура расходов на вовлечение неиспользуемых объектов на территории Удмуртской

Республики в оборот или их списание и разборку

«Дорожная карта» помогла выявить неиспользуемые либо неэффективно используемые объекты недвижимости (включая земельные участки) с целью снижения бюджетной нагрузки, а также получения дополнительных доходов в консолидированный бюджет Удмуртской Республики. Однако расходы на содержание имущества ежемесячно растут, а активы, приносящие доход, падают.

Проблемами в реализации полномочий по вовлечению объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в хозяйственный оборот исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления Удмуртской Республики являются:

- низкая инвестиционная привлекательность объектов;

- большая степень износа объектов;

- территориальная удаленность объектов от городов и районных центров;

- отсутствие источника финансирования для вовлечения объектов в хозяйственный оборот;

- низкое качество градостроительной документации (генеральных планов и правил землепользования застройки);

- отсутствие развитой системы инженерных коммуникаций.

В 2020-2024 г. органами местного самоуправления и органами государственной власти Удмуртской Республики должна быть продолжена работа по подготовке предложений и принятию решений по вовлечению в хозяйственный оборот либо списанию выявленного неиспользуемого или используемого не по назначению недвижимого имущества, а также бесхозяйного и выморочного недвижимого имущества (табл. 4).

Таблица 4

Соотношение объектов, в отношении которых решения реализованы1

Год Количество Количество Количество Соотношение объектов,

обследованных объектов, объектов, в отношении которых

объектов, ед. в отношении которых решения приняты, ед. в отношении которых решения реализованы, ед. решения реализованы, %

на 01.01.2019 2177 1044 637 29,3

на 01.01.2020 2486 1545 1104 44,4

на 01.10.2020 2674 1800 1397 52,2

2021 год (прогноз) 2674 1850 1471 55

2022 год (прогноз) 2674 1921 1605 60

2023 год (прогноз) 2674 1996 1739 65

2024 год (прогноз) 2674 2076 1872 70

На основании данных табл. 4 видно, что в прогнозном периоде предполагается неизменное количество обследованных объектов - 2674 ед. При этом прогнозируется рост количества объектов, в отношении которых решения приняты, с 1044 ед. в 2019 г. до 2076 ед. к 2024 г. (рост на 1032 ед. или на 98,9 %). Количество объектов, в отношении которых решения реализованы, увеличится к 2024 г. с 637 ед. до 1872 ед. (рост на 1235 ед. или 193,9 %). До 70 % увеличится показатель соотношения объектов, в отношении которых решения реализованы (рост составит более 40 % по сравнению с 2019 г.).

В настоящее время условия экономического роста субъектов Российской Федерации во многом определяются сложным социально-экономическим положением страны, ограниченным объемом инструментария обеспечения развития, высокой дотационностью бюджетов. Несмотря на это, основной целью деятельности органов власти субъектов Российской Федерации остается повышение качества и уровня жизни населения [9]. Вопросы уровня жизни являются прямой компетенцией региональной власти, что закреплено ст. 72, 73 Конституции Российской Федерации [1], Федеральным законом № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]. Региональная собственность является одним из инструментов для решения проблем в этой сфере.

1 При условии, что количество выявленных объектов останется без изменений.

В качестве инструментов для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества используются:

- безвозмездная передача недвижимого имущества в федеральную собственность, в собственность Удмуртской Республики;

- передача неиспользуемого недвижимого имущества от одного балансодержателя другому;

- передача неиспользуемого недвижимого имущества в аренду;

- изъятие неиспользуемого недвижимого имущества в целях реализации его путем приватизации;

- дача согласия на продажу недвижимого имущества;

- предоставление земельных участков как на торгах, так и без торгов (в том числе для реализации инвестиционных проектов);

- иные решения (в том числе, привлечение инвесторов путем заключения концессионных соглашений и прочее).

Таким образом, до 2025 г. Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики будут осуществляться мероприятия, направленные на выявление и устранение нарушений в области использования объектов недвижимости Удмуртской Республики.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать рациональному использованию объектов недвижимости и земельных участков, являющихся собственностью Удмуртской Республики, в результате [13]:

- выявления неиспользуемых объектов недвижимого имущества и вовлечения их в хозяйственный оборот;

- выявления и устранения несоответствия планировок имеющихся технических паспортов с фактическим расположением помещений в зданиях;

- постановки на кадастровый учёт, государственной регистрацией прав неучтённых и незарегистрированных объектов недвижимости;

- выявления и устранения нарушений при оформлении договоров безвозмездного пользования, договоров аренды имущества Удмуртской Республики.

Благодарности

Выражаю искренние слова благодарности за помощь в получении аналитических данных Склифус Александре Дмитриевне, главному специалисту-эксперту сектора разграничения имущества Управления разграничения и распоряжения имуществом Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.

3. Указ Главы Удмуртской Республики от 12.02.2018 № 42 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по выявлению неиспользуемого или неэффективно используемого недвижимого имущества на территории Удмуртской Республики и его вовлечению в хозяйственный оборот на 2018 год» // Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru.

4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года № 383 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» // Официальный сайт Министерства экономики Удмуртской Республики. URL: https://economy.udmurt.ru.

5. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 270 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом"» // Официальный сайт Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики. URL: http://www.miour.ru.

6. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 сентября 2019 года № 1171-р «О Прогнозном плане приватизации собственности Удмуртской Республики на 2020 год» // Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru.

7. Концепция управления имуществом и земельными ресурсами на территории УР на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики. URL: http ://www.miour.ru.

8. Коротаева Е.А. Региональная собственность как условие развития региона // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2015. Т. 25, вып. 1. С. 79-82.

9. Коротаева Е.А. Правовая основа регионального управления в социальной сфере // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 4. С. 104-109.

10. Обобщенная информация о выполнении мероприятий «дорожной карты» Главе Удмуртской Республики // Официальный сайт Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики. URL: http ://www.miour.ru.

11. Эффективность государственного и муниципального управления: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю. Войтовича. Ижевск: Изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. 115 с.

12. Якушева Н.Г. Муниципальное право России: учеб. пособие / Н.Г. Якушева, А. А. Иванова, М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ин-т экономики и упр., каф. гос. и муницип. упр. Ижевск: Изд-во ИЭиУ УдГУ, 2018. 116 с. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/ 123456789/17437.

13. Официальный сайт Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики. URL: http ://www.miour.ru.

14. Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru.

Поступила в редакцию 21.01.2021

Касаткина Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: kora-tay@yandex.ru

E.A. Kasatkina

CHARACTERISTICS OF THE USE OF REGIONAL PROPERTY IN MODERN CONDITIONS

DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-1-12-20

The article is devoted to the study of the directions of use of regional property in the Udmurt Republic. Optimization of the composition of the republican property complex and bringing it into line with the powers of the Udmurt Republic is one of the priority tasks of regional government bodies. The author identifies priority decisions on property management in the region in accordance with the State Program of the Udmurt Republic "State Property Management". The article presents data on the number of objects of the Udmurt Republic, in respect of which decisions on the creation, reorganization, liquidation were made, and a conclusion on the reduction of the number of such objects is formulated. Based on official data, the dynamics of changes in the number of business entities whose shares are owned by the Udmurt Republic is shown. Based on the comparison of the corresponding indicators, it was found that the number of business entities whose shares are owned by the Udmurt Republic significantly decreased during the period under review. During the analysis, the author revealed a persistent tendency to reduce the number of transferred objects between different levels of management. Using the data of the "Road Map", the article formulates problems in the implementation of the powers to involve real estate objects, including land plots, in economic turnover by the executive bodies of state power of the Udmurt Republic and local self-government bodies of the Udmurt Republic, defines measures for the rational use of real estate objects and land plots that are the property of the Udmurt Republic.

Keywords: regional management, property, state program, state property, division of powers, budget revenues, investment attractiveness, unused objects, property rental, socio-economic development.

Received 21.01.2021

Kasatkina E.A., Candidate of Economics, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: kora-tay@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.