Научная статья на тему 'Имущественная политика субъектов Российской Федерации: цели и инструменты'

Имущественная политика субъектов Российской Федерации: цели и инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
830
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT OF STATE PROPERTY / INDICATORS OF QUALITY PROPERTY MANAGEMENT / THE TECHNOCRATIC TYPE OF CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются новые направления политики по управлению собственностью субъектов Российской Федерации, показывается их взаимосвязь с концепцией развития страны. Автор анализирует практику отдельных субъектов Российской Федерации по реализации целей имущественной политики, рассматривает наиболее распространенные инструменты, способствующие достижению поставленных задач, группирует показатели качества управления собственностью субъектов Российской Федерации. Делает заключение о том, что в управлении государственной собственностью преобладает технократический, рациональный тип управления, который не в полной мере соответствует современной управленческой парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY POLICY OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: AIMS AND TOOLS

The article discusses the new policy direction for the management of the property of constituent entities of the Russian Federation, showing their relation to the concept of development of the country. The author analyzes the practice of separate subjects of the Russian Federation on the implementation of the ownership policy objectives, discusses the most common tools that contribute to the achievement of objectives, grouped the indicators of the quality of property management of the Russian Federation. It is concluded that in the management of state property dominated by technocratic, rational type of control, which does not fully correspond to the modern management paradigm.

Текст научной работы на тему «Имущественная политика субъектов Российской Федерации: цели и инструменты»

 Имущественная политика субъектов Российской Федерации: цели и инструменты

Т.В. Мартыненко доцент кафедры экономической теории Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону)

Татьяна Васильевна Мартыненко, tatianamart@list.ru

Государственная собственность субъектов Российской Федерации имеет определенную законодательством юридическую самостоятельность в социально-экономической сфере. Актуальным становится изучение имущественной политики субъектов Российской Федерации. Это связано с усилением значения регионального управления и переносом центра тяжести в решении социально-экономических проблем на уровень субъектов Российской Федерации.

В последние годы произошли некоторые изменения в государственной имущественной политике субъектов Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что в последнее время непосредственное управление сменяется государственным регулированием деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Многие регионы проводят социально-экономическую политику, направленную на создание и использование рычагов влияния на основную деятельность расположенных на их территории промышленных предприятий. Для этого региональные органы власти используют государственные заказы, способствуют переориентации неиспользуемых производственных мощностей, определяют промышленные приоритеты, используют бюджетные средства на фи-

нансирование соответствующих проектов и т. д. Эффективность государственного регулирования зависит от ряда факторов, в том числе от отношений собственности, в которых функционируют регулируемые объекты. Непосредственное управление возможно только на предприятиях и в учреждениях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Целевые параметры и приоритеты социально-экономического развития России определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, конкретизированы в многочисленных стратегиях и концепциях развития федеральных округов, субъектов Российской Федерации, в отраслевых стратегиях развития, в государственных программах и в федеральных целевых программах, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 и № 606.

Как известно, в соответствии с российским законодательством государственная собственность в нашей стране разделена на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Управление государственной собственностью субъектов осуществляется относительно самостоятельно 1, но с учетом общей экономической политики государства.

1 Более подробно см.: Мартыненко Т. В. Государственная собственность: региональный аспект // Экономист. 2010. № 1. С. 68-75.

В начале 2013 года в России была утверждена Концепция управления государственной федеральной собственностью и принята государственная программа «Управление федеральным имуществом» до 2018 года. Эти документы пришли на смену Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства Российской Федерации № 1024 от 9 сентября 1999 года.

Следует отметить, что новая концепция и программа направлены на совершенствование управления только федеральным имуществом, но практически все субъекты Российской Федерации вскоре приняли или принимают сейчас аналогичные программы по управлению государственной собственностью.

Политика в сфере управления государственной собственностью субъектов Российской Федерации предполагает разработку стратегических целей, тактических задач, создание механизма управления, методическое обеспечение, мониторинг и анализ возможных вариантов развития.

Что нового можно выделить в имущественной политике субъектов Российской Федерации?

Изучение новых программ по управлению государственной собственностью в субъектах Российской Федерации позволило нам сделать вывод о том, что в числе стратегических целей управления чаще всего называются следующие:

• обеспечение эффективного управления государственным имуществом, понимаемое прежде всего как увеличение доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации;

• предупреждение банкротства экономически и социально значимых предприятий;

• обеспечение эффективного управления земельными участками;

• оптимизация структуры государственной собственности (приведение ее в соответствие с выполняемыми функциями);

• использование государственной собственности в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику регионов;

• совершенствование системы учета объектов государственной собственности и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Некоторые субъекты Российской Федерации в числе основных целей называют оказание услуг по государственному заказу и решение социальных задач, содержание объектов коммунальной инфраструктуры региона, развитие водного, автомобильного и железнодорожного транспорта пригородного сообщения 2.

Одной из целей управления в субъектах Российской Федерации являются объекты инфраструктуры, в том числе небольшие региональные аэропорты, на которых базируется малая авиация. Следует отметить, что в большинстве российских регионов малая авиация выполняет в основном социально значимые функции и является убыточной. В то же время в районах Крайнего Севера, например, малая авиация помогает решать многие вопросы, а именно:

• оказание медицинской помощи населению;

• доставка почты;

• доставка продовольствия;

• доставка лекарств и других жизненно необходимых товаров и грузов.

Российским законодательством предусмотрена возможность государственных предприятий осуществлять нерентабельные виды деятельности 3, однако в свя-

2 См.: План развития унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Красноярского края, на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Ш1_: www.sobranie. Но/Л^/1185948617061114-20.Сос

3 См. статью 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в редакции от 4 ноября 2014 года).

зи с тем, что бюджеты многих субъектов Российской Федерации имеют большую долговую нагрузку и не могут содержать аэропортовую инфраструктуру и закупать новые самолеты, в последнее время решение этой проблемы возложено на федеральные казенные предприятия. 55 региональных аэропортов из 300, которые числятся в реестре Министерства транспорта Российской Федерации, в 2014 году были переданы федеральным казенным предприятиям 4. В частности, в Красноярском крае было создано федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья», которому из собственности Красноярского края было передано имущество аэропортов Хатанга, Диксон, Енисейск, Тура (Горный), Байкит, Ванавара, ранее входившие в состав краевого имущественного комплекса государственного предприятия Красноярского края «КрасА-виа».

Обеспечение эффективного управления государственным имуществом записано в стратегических целях всех субъектов Российской Федерации. Степень достижения этой цели характеризуется выполнением плановых заданий по доходам от управления государственным имуществом и объемом поступлений в региональный бюджет доходов от управления государственным имуществом. Величина плановых заданий по поступлению доходов от государственной собственности ежегодно устанавливается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Доходы от управления государственным имуществом включают поступления в бюджет субъекта Российской Федерации средств от сдачи в аренду государственного имущества, от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, от реализации

имущества и продажи акций, дивиденды по акциям. О важности увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за счет доходов от имущества, принадлежащего им, свидетельствуют следующие факты.

В связи с необходимостью реализации указов Президента Российской Федерации № 596 и № 606 многократно возросла нагрузка на бюджеты субъектов. По данным, приведенным В.А. Ильиным и А.И. Поваровой, «за 2000-2013 гг. в результате сужения налогооблагаемой базы доля доходов, оставляемых в территориальных бюджетах, уменьшилась с 50,8 до 38,6 процента» 5. Для того чтобы в 2013 году выполнить указы Президента Российской Федерации в полном объеме, требовалось 2 215,9 миллиарда рублей, а в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации были предусмотрены средства только в сумме 1 876,2 миллиарда рублей. Покрыть этот дефицит субъекты Российской Федерации могли только с помощью рыночных заимствований, что привело к увеличению долговой нагрузки практически всех субъектов Российской Федерации. При этом некоторые субъекты Российской Федерации уже многие годы существуют за счет дотаций из федерального бюджета.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 412 в семи субъектах Российской Федерации (республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская и Чеченская, Камчатский край) межбюджетные трансферты из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышали 60 процентов от объема собственных доходов консолидированного бюджета, а государственный долг Республики Ингушетия увеличился в 40,2 раза и на 8,0 процен-

4 Владимир Путин потребовал от правительства создавать условия для развития региональных авиаперевозок. URL: http://news-w.com/63399-22749

5 Ильин В. А., Поварова А. И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. № 3. С. 52.

та превысил объем собственных доходов субъекта 6.

В связи с этим весьма актуальным становится решение проблемы повышения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет повышения качества управления их собственностью.

В 2013 году общий объем доходов республиканского бюджета Республики Дагестан прогнозировался в сумме 67 420 285,2 тысячи рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - в сумме 46 810 662,6 тысячи рублей 7. За 2013 год в Республике Дагестан было перечислено в республиканский бюджет 28,032 миллиона рублей арендной платы за использование земельных участков, 10-процентные отчисления от прибыли государственных предприятий за 2012 год в сумме 54,0 миллиона рублей, 5,9 миллиона рублей дивидендов от деятельности акционерных обществах с государственным участием. В целом доходы Республики Дагестан от управления государственным имуществом составили 136,150 миллиона рублей. Из приведенных данных видно, что собственные доходы от управления имуществом Республики Дагестан составляют незначительную сумму.

Одним из важных направлений повышения эффективности управления государственной собственностью как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации является разработка дорожных карт по наиболее значимым целям управления. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р была утверждена дорожная карта «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Органы управления, уполномоченные управлять государственной собственностью субъектов Российской Федерации, рассматривают ее в качестве ориентира. Ключевой целью утверждения этой карты является формирование Единого государственного реестра недвижимости к концу 2017 года. Предполагается сокращение времени кадастрового учета и государственной регистрации прав до 5 и 7 дней соответственно. Для сокращения времени ожидания клиентов при получении государственных услуг предложено вести прием по предварительной записи через интернет, а для ускорения документооборота в целом намечен перевод услуг в электронный вид.

Другой стратегической целью управления государственной собственностью субъектов Российской Федерации является активизация в них инвестиционной деятельности. Следует отметить, что для реализации этой цели на уровне субъектов Российской Федерации используется множество инструментов.

Во-первых, все более широкое распространение получает использование имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в качестве залога. Например, в целях привлечения дополнительных инвестиций в регион в Республике Башкортостан составлен перечень имущества, находящегося в ее собственности, которое может быть передано инвестору в качестве предмета залога, определен порядок оформления документов для получения залога. Другим инструментом является применение понижающего коэффициента при расчете размера годовой арендной платы в течение периода окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет, за поль-

Росляк Ю. В. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2014. № 11 (203).

О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Ш1_: http://www.rg.ru/2012/11/28/dagestan-proekt-byudget-reg-dok.html

6

7

зование земельным участком, предоставленным в аренду инвестору 8.

Во-вторых, во многих субъектах Российской Федерации в качестве инструментов государственной поддержки инвестиционной активности используются особые зоны регионального развития. Для них органы управления собственностью субъектов Российской Федерации выделяют земельные участки, осуществляют полное инфраструктурное обеспечение, предоставляют льготы, создают в форме открытых акционерных обществ региональные корпорации развития, которые становятся доверительными управляющими в этих зонах.

К примеру, в Липецкой области размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для особой экономической зоны, составляет всего 0,01-0,6 процента от их кадастровой стоимости в год.

В Белгородской области при создании промышленного парка были использованы гарантии областного правительства для привлечения кредитных ресурсов, областным государственным автономным учреждением социальной защиты населения «Фонд государственного имущества Белгородской области» выдан целевой заём на сумму 30 миллионов рублей на 5 лет под 10 процентов годовых, а Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области был предоставлен в аренду земельный участок 9.

Оптимизация государственной собственности субъектов Российской Федерации предполагает приведение состава имущества в соответствие с функциями органов государственной власти. Для этого используются такие инструменты, как реорганизация, преобразование унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения в другие организационно-правовые формы, ликвидация предприятий, не ведущих

финансово-хозяйственную деятельность, передача собственности на другой уровень управления. Дело в том, что изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривают отмену права хозяйственного ведения с 2015 года, поэтому многие государственные унитарные предприятия преобразуются в акционерные общества или казенные предприятия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утверждена методика оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Результаты социально-экономического развития оцениваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».

Работа органов управления государственной собственностью в субъектах Российской Федерации также оценивается по определенным показателям. В частности, в 2013 году Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области было утверждено 27 основных показателей и 3 дополнительных показателя. В Ставропольском крае принята Стратегия повышения эффективности управления имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края до 2020 года. Основными целями стратегии являются увеличение доходов бюджета за

8 Республика Башкортостан: анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием в условиях совершенствования стратегического планирования и механизмов государственных закупок. URL: http://www.ach.gov.ru/upload/uf/4b8/2-2014.pdf

9 Сборник тезисов заявок Всероссийского конкурса «Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды». М. : Издательство «МаркетМашПринт», 2014.

счет повышения эффективности управления государственной собственностью края, создание условий для дополнительного поступления платежей в бюджет. Для реализации этих целей в Стратегии предлагается определить способ достижения цели, регламентировать и мотивировать деятельность управляющих, усилить контроль за объектами управления и управляющими, принимать управленческие решения только на основе анализа результатов контроля и отчетности.

На наш взгляд, в Стратегии предложен интересный критерий определения эффективности управления. Управление считается эффективным в том случае, если цель управления достигнута с максимальной экономией ресурсов 10. Однако в документах Министерства имущественных отношений Ставропольского края не нашло отражения следующее:

• каким образом будет проводиться расчет экономии;

• по каким показателям предложенная в Стратегии методика отличается от методики, принятой в Российской Федерации, и методик, принятых в других регионах.

Важными показателями управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации, по которым оценивается деятельность органов управления, являются:

• уровень инвентаризации объектов, формирование реестра и единого кадастра объектов собственности субъекта Российской Федерации;

• доход от приватизации объектов государственного имущества субъектов Российской Федерации и доход от экономической деятельности объектов государственного имущества;

• доход от сдачи в аренду или продажи имущества, в том числе земли.

Весь комплекс показателей можно раз-

бить на следующие группы:

• финансовые;

• правовые;

• социальные (см. табл.).

При определении величины доходов обязательно анализируются причины увеличения или снижения доходов. Например, среди причин уменьшения доходов от аренды собственности Волгоградской области названы:

• уменьшение размера годовой арендной платы за земли особо охраняемых территорий и объектов в связи с изменением значений коэффициентов, используемых при расчете арендной платы;

• уменьшение поступления доходов от продажи земельных участков в связи с прекращением срока льготного (2,5 процента от кадастровой стоимости) выкупа земельных участков, собственниками зданий, строений, сооружений.

Следует отметить, что основным показателем эффективности управления государственным имуществом субъектов Российской Федерации является выполнение в полном объеме бюджетных заданий по получению доходов от его использования, а социальные показатели не всегда есть в планах и отчетах органов управления собственностью субъектов Российской Федерации. Это связано с широким внедрением в российскую практику государственного управления методологии классической и неоинституциональной экономических школ, в которых экономической эффективности придается особое значение. В настоящее время управление государственной собственностью в Российской Федерации оценивается так же, как в частном секторе, - с позиции эффективности-неэффективности. При этом не берется во внимание тот факт, что государственная собственность пре-

10 Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года, утвержденная приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 19 ноября 2008 года № 79.

Таблица 11

Показатели качества управления собственностью субъекта Российской Федерации

Финансовые Правовые Социальные

Доходы от аренды имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации Доходы от аренды земельных участков Доходы от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена Доходы от продажи земельных участков Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена Доходы в виде отчисления части прибыли государственных унитарных предприятий Проценты по акциям акционерных обществ субъектов Российской Федерации Повышение уровня соблюдения законодательства Инвентаризация объектов недвижимости и государственная регистрация права собственности Оптимизация количества унитарных и казенных предприятий Доля выигранных исков в общем количестве исков Выявление неэффективно используемого имущества и вовлечение его в хозяйственный оборот Оказание методической помощи в вопросах управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Количество земельных участков, выделенных бесплатно многодетным семьям Количество земельных участков, выделенных под строительство детских садов, парков и скверов Количество земли и объектов недвижимости, выданных с целью поддержки субъектов малого предпринимательства Участие в реализации целевых комплексных программ по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

обладает как раз в тех отраслях, которые являются неэффективными, но необходимы для решения вопросов национальной безопасности либо социальной справедливости.

Некоторые исследователи считают, что при определении эффективности мероприятий особую значимость приобретает проведение институциональных преобразований в отраслях в соответствии с вызовами XXI столетия 12. Глубинная причина придания решающего значения институциональным факторам коренится в эволюционном мировоззрении. Считается, что изменить общественную жизнь можно, меняя

социально-экономические институты. Но представители русской школы экономической мысли доказали, что проблемы государственного управления коренятся в нравах всего общества, а не в государственных институтах 13.

В последнее время все больше исследователей отмечают значимость человеческого фактора в государственном управлении. По мнению О.Ю. Гончаровой и И.Н. Сидоренко, в настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации стоит задача обновления всей системы управления с усилением личной ответственности российских чиновников, повышением их нрав-

11 Таблица составлена автором настоящей статьи по результатам проведенного исследования.

12 Немашкалова К. Г. Государственная социальная политика: экономические основы, институты, оценка эффективности: монография. Ростов-на-Дону : Издательство «Альтаир», 2013. С. 122.

13 См.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992.

ственности 14. Эта позиция соответствует представлениям этико-личностного подхода к пониманию сущности собственности. Считается, что существует взаимосвязь нравственных, юридических и управленческих отношений. Признается необходимость создания бюрократического аппарата, который не должен быть чрезмерным и всевластным. Он должен быть гибким и персонально ответственным. По мнению И.А. Ильина, собственность - это дополнительное бремя и большое количество обязанностей 15.

Проведенный нами анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) формирование целей и инструментов управления государственной собственностью субъектов Российской Федерации базируется на основе теоретических разработок неоклассического и неоинституционального направлений. Представители этих направлений являются ведущими экспертами, которые разрабатывают рекомендации для Правительства Российской Федерации, поэтому во всех законодательных актах органов государственной власти преобладают методологические принципы, разработанные такими экономическими школами;

2) одним из важнейших принципов неоклассики является повышение эффективности управления. Априори считается, что государство не может быть эффективным собственником, поэтому максимальное количество объектов государственной собственности необходимо передать в частные руки. Отсюда вытекают так называемая оптимизация объектов государственной собственности и господство функционального подхода к управлению, который предполагает определение целей и задач, рациональное распределение функций между

органами и отдельными руководителями, разработку эффективных методов решения задач управления;

3) управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации увязано с общей концепцией развития страны. Органы управления государственной собственностью субъектов Российской Федерации согласовывают региональное законодательство с федеральными нормативными правовыми актами, федеральными концепциями, стратегиями и программами;

4) в управлении государственной собственностью как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации господствующим является технократический, рациональный тип управления. Это проявляется в принятии различного рода регламентов, стандартов управления. Управленческий рационализм рассматривает любые организации как замкнутые системы, в которых цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени, организационная структура строится по функциональному принципу, контроль является решающим в управлении, а персонал четко выполняет указания, поступающие от руководства 16. Но во всем мире еще в конце ХХ сформировалась другая управленческая парадигма, согласно которой необходимо следующее:

• умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды;

• социализация управления с ориентацией на творческий потенциал личности;

• умение преодолевать стереотипы;

• несение ответственности за результаты управления.

14 См.: Гончарова О. Ю., Сидоренко И. Н. Нравственность чиновника - важный ресурс повышения эффективности экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. С.14-24.

15 Ильин И. А. Гражданское общество и государственный строй. Почему мы верим в Россию. М. : Эксмо, 2007. С. 348-351.

16 Албастова Л. Н., Мартыненко Т. В. Управление организацией: теории и технологии : монография. М. : Издательство РАГС, 2004. С. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (с изменениями и дополнениями).

2. О долгосрочной государственной экономической политике : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596.

3. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606.

4. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 327.

6. Государственная программа по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. URL: http://www.rosim.ru/ activities/programs/control_concept

7. О перечне субъектов Российской Федерации, распределенных в зависимости от расчетной доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 412.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р.

9. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. URL: http://www.

rg.ru/2012/11/28/dagestan-proekt-byudget-reg-dok.html (дата обращения: 21 февраля 2015 года).

10. План развития унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Красноярского края, на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. URL: www.sobranie. info/files/1185948617061114-20.doc (дата обращения: 25 февраля 2015 года).

11. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ : в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_170587/ (дата обращения: 10 марта 2015 года).

12. Республика Башкортостан: анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием в условиях совершенствования стратегического планирования и механизмов государственных закупок. URL: http://www.ach.gov. ru/upload/uf/4b8/2-2014.pdf (дата обращения: 20 февраля 2015 года).

13. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» : постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года № 1142.

14. Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 806-р.

15. Стратегия повышения эффективности управления имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края до 2020 года : приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 19 ноября 2008 года. № 79 (с изменениями, внесенными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 17 июня 2013

года № 54). URL: http://www.miosk.estav.ru/ attachments/article/587/pr-54-izm.pdf (дата обращения: 28 марта 2015 года).

16. Албастова Л. Н., Мартыненко Т. В. Управление организацией: теории и технологии : монография. М. : Издательство РАГС, 2004.

17. Владимир Путин потребовал от правительства создавать условия для развития региональных авиаперевозок. URL: http:// news-w.com/63399-22749 (дата обращения: 20 января 2015 года).

18. Гончарова О. Ю, Сидоренко И. Н. Нравственность чиновника - важный ресурс повышения эффективности экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2.

19. Ильин И. А. Гражданское общество и государственный строй. Почему мы верим в Россию. М. : Эксмо, 2007.

20. Ильин В. А., Поварова А. И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. № 3.

21. Мартыненко Т. В. Государственная

собственность: региональный аспект // Эко-

* *

номист. 2010. № 1.

22. Немашкалова К. Г. Государственная социальная политика: экономические основы, институты, оценка эффективности: монография. Ростов-на-Дону : Издательство «Альтаир», 2013.

23. Росляк Ю. В. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2014. № 11 (203).

24. Сборник тезисов заявок Всероссийского конкурса «Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды». М. : Издательство «МаркетМашПринт», 2014.

25. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992.

Окончание. Начало на с. 14

Выводы

1. В действующей редакции Классификатор противоречит как общим принципам законодательства Российской Федерации (в части подмены понятий - подмены понятия «вид деятельности» понятием «группы видов деятельности»), так и конкретным нормам федеральных законов (пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, пунктам 1 и 6 части 1 статьи 34 ГрК РФ, частям 5-17 статьи 31 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14 и пункту 26 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).

2. В силу наличия указанных противоречий должно быть принято решение о неприменении Классификатора в его нынешней редакции.

3. Для обеспечения возможности создания адекватного Классификатора, предотвращающего деструктивные процессы в области землепользования и застройки, необходимо:

1) внести изменения в пункт 2 статьи 7 ЗК РФ, определив, что классифицируются не виды использования земельных участков, но градостроительные регламенты как неразрывное сочетание двух главных компонентов - видов использования земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

2) подготовить и принять новую редакцию Классификатора, основанного на адекватной идеологии - на неразрывной связке «атомарных» видов деятельности с их параметрами, что предотвратит пересечение полномочий федерального органа и органов местного самоуправления и обеспечит не абстрактно-деструктивное зонирование, а зонирование, определяемое неповторимой спецификой конкретных территорий и городов.

Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ: «Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.