УДК 332.142 © Е. В. Иванова
Е.В. Иванова
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена проблемам управления государственной собственностью в субъектах Российской Федерации в целях увеличения поступлений в бюджет Омской области в рамках проведения бюджетной реформы. Уделено внимание одному из инструментов управления государственной собственностью - аудиту эффективности и проверке целевого использования, сохранности и эффективности управления имуществом.
Ключевые слова: государственная собственность, приватизация, унитарные предприятия, эффективность управления, инвестиции.
настоящее время проблемы формирования и
р^С управления в целом неналоговыми доходами
Ъ^в России отошли на второй план на фоне проводимых бюджетной и налоговой реформ. Вместе с тем для большей активизации всех имеющихся у государства ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов государства, которыми являются неналоговые доходы бюджета [1, с. 39].
Государственная собственность составляет значительную часть национального богатства России. Любая собственность призвана приносить доход, что напрямую относится и к государственной собственности. Под государственной собственностью понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственной казной Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Таким образом, государственная собственность состоит из государственного имущества, государственной казны и имущественных прав государства.
Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей:
-долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства - не менее 10%;
- удельным весом продукции, производимой в отдельных отраслях;
- долей государственного сектора в объеме основных средств - около 60%;
- долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор -примерно 20%;
- численностью работников на государственных предприятиях - менее 40% [2, с. 29].
Объекты государственной собственности могут подразделяться на:
1) денежные средства;
2) природные ресурсы, в том числе земельные участки, недра, водные объекты, леса;
3) основные фонды;
4) унитарные предприятия как имущественные комплексы;
5) акции (доли) в хозяйственных обществах;
6) нематериальные активы;
7) государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) прочие объекты государственной собственности.
Доходы от государственной собственности в свою очередь можно подразделить на две составляющие - это доходы от продажи (приватизации), то есть безвозвратного отчуждения объектов государственной собственности, и доходы от использования (передачи в пользование в форме хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и другие формы). Первые являются не возобновляемыми доходами, другие - возобновляемыми, постоянно воспроизводимыми доходами.
Приватизация государственной собственности позволяет единовременно получить достаточно большой объем денежных средств, однако у нее есть существенный минус: в дальнейшем имущество, подлежащее приватизации, уже не сможет принести доход, тогда как доходы от использования имущества могут приносить доход периодически, в определенные интервалы времени. На сегодняшний день по причине произошедшего мирового экономического кризиса цены на объекты недвижимого имущества снизились в среднем на 50%, и реализовывать имущество по такой заниженной стоимости нецелесообразно. В данной ситуации гораздо рентабельнее сдавать имущество в аренду и получать стабильный доход.
На рынке услуг аренды недвижимого имущества Омской области в основном представлены отремонтированные или вновь построенные объекты в центре города или в части торгово-офисных, выставочных центров. В сложившейся экономической ситуации возникает двоякая задача, с одной стороны, не испугать арендаторов имущества Омской области высокой ценой, с другой, не потерять доходы бюджета в связи с заниженными ценами. Этот вопрос решается с помощью заключения договоров аренды по результатам проведения аукционов, где начальный размер арендной платы определяется на основании оценки, проведенной в соответствии с законодательством.
Новая практика заключения договоров вызывает в свою очередь проблемы с установлением льготных ставок арендной платы. Проведение аукционов и установление льготных ставок оказываются несовместимыми.
В связи с сокращением доходов, получаемых в виде арендной платы, Министерство имущественных отношений Омской области старается минимизировать полученные потери путем вовлечения дополнительных резервов. Это прежде всего выявление неиспользуемых объектов недвижимости и вовлечение их в хозяйственный оборот; мониторинг долгосрочных
договоров аренды на предмет ежегодного изменения ставок арендной платы.
Кроме этого, необходимо также повысить эффективность использования государственного имущества, находящегося в собственности унитарных предприятий и учреждений. Государственные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, по существу, не отвечают перед собственником-государством за результаты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Ежегодно бюджет в результате неэффективного использования государственного имущества на этих предприятиях теряет значительный объем денежных средств. В перспективе ожидается упразднение института хозяйственного ведения и постепенная ликвидация государственных унитарных предприятий, передача их имущества, главным образом, в пользование частным хозяйствующим субъектам на основе арендных или концессионных соглашений, замена существующих унитарных предприятий казенными.
Формально возможности государства по контролю за действиями руководителей предприятий в случае замены на казенные предприятия действительно возрастут. Но поскольку одновременно увеличится и количество подлежащих контролю хозяйственных операций, которые придется контролировать, то реальный контроль, скорее всего, еще ослабеет. Кроме того, рост количества казенных предприятий приведет к увеличению объемов субсидиарной ответственности государства по их долгам. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Стало быть, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью казенных предприятий, и к тому же отвечает по его долгам всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание.
Государственные предприятия в своей деятельности должны сочетать решение предпринимательских задач с удовлетворением определенных общественных потребностей, и в этом заключается главное противоречие. Существующий конфликт между предпринимательскими и общественными интересами в ходе деятельности государственных предприятий затрудняет оценку качества менеджмента. Крайне сложно определить, является неудовлетворительное финансовое состояние предприятия следствием необходимости соблюдения общественных интересов или низкой квалификации менеджеров, а может быть, результатом неэффективных решений госслужащих. Подчинение деятельности госпредприятий удовлетворению общественных потребностей не позволяет свести оценку эффективности их функционирования исключительно к величине получаемых государством доходов в виде доли прибыли или дивидендов; необходимо рассмотреть мультипликативный эффект для национальной экономики в целом, исчислить который весьма непросто.
Таким образом, определение эффективности деятельности государственных предприятий имеет свою специфику. Экономическая эффективность проявляется в форме прибыли, однако унитарные предприятия могут быть и убыточными, низкоприбыльными, но в силу своей роли в системе общественного производства и высокой социальной значимости считаться обществом объективно необходимыми и в этом смысле эффективными.
Одними из инструментов управления
государственной собственностью должен стать аудит эффективности и проверки целевого использования, сохранности и эффективности управления имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных унитарных предприятий и учреждений. Аудит позволяет проанализировать степень полезной отдачи имущества, находящегося в государственной собственности, и определить потенциальные возможности его более рационального использования, оценить эффективность управленческой деятельности на государственных предприятиях, влияние конкретного результата на деятельность унитарного предприятия в целом и качество его работы. Таким образом, аудит эффективности позволит государству определить рациональность использования принадлежащей ему собственности и выработать необходимые управленческие решения по оптимизации данного процесса.
Актуальным является вопрос и о создании автономных учреждений. Неслучайно показатель по их количеству включен для мониторинга как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов.
На сегодняшний день в Омской области зарегистрировано 20 автономных учреждений, из которых 5 - областных, 15 - муниципальных. В 2010 г. их количество в целом по области увеличится до 29, а в 2011 - до 38. Это позволит уменьшить для бюджета бремя по их содержанию и повысить ответственность учреждений за качество предоставляемых услуг.
Что касается земельных ресурсов, то в собственности Омской области должны быть, главным образом, земли, которые предназначены для обеспечения ее стратегических нужд и социально значимых обязательств перед обществом, а также не представляющие интерес для муниципальных образований и частного сектора.
Эффективность управления имущественной собственностью во многом зависит от успешного функционирования рынка земли и иной недвижимости. Для этого органы государственного управления должны создать привлекательный экономический климат и равноправные условия всем участникам рынка. Это, в свою очередь, предусматривает ориентированные на инвесторов условия для гражданского оборота недвижимого имущества, стимулирование конкуренции на рынке услуг по формированию земельных участков и иной недвижимости, снижение издержек при сделках с ними, налоговое стимулирование инвестиций в недвижимость, развитие ипотечного кредитования.
Предложенные пути решения существующих проблем в сфере управления собственностью Омской области, должны обеспечить более эффективное ее управление. А это, в свою очередь, должно привести к увеличению доходов от использования имущества, находящегося в собственности Омской области.
Основным показателем, который характеризует уровень достижения заявленной цели, является увеличение количества объектов недвижимости, содержащихся в Едином банке данных объектов собственности Омской области, и которые имеют свидетельства о государственной регистрации права собственности Омской области.
К 2014 году планируется увеличение количества объектов, которые зарегистрированы в собственность Омской области и учтены в этом банке данных, на 3%.
Для достижение данной цели необходимо выполнение следующих задач
1. Повышение эффективности управления объектами собственности Омской области и вовлечение их в хозяйственный оборот.
Решение этой задачи осуществляется путем вовлечения объектов собственности Омской области в гражданско-правовой оборот, а также обеспечения защиты имущественных интересов Омской области в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Основными показателями, которые характеризуют степень достижения поставленной задачи в среднесрочном периоде, являются:
1. оценка рыночной стоимости 100% объектов собственности Омской области, вовлекаемых в сделки;
2. проведение торгов по продаже объектов областной собственности;
3. инвентаризация объектов собственности Омской области;
4. представление жилых помещений по договорам найма;
5. подготовка более площадей жилого и нежилого фонда к сезонной эксплуатации.
2. Повышение качества учета объектов собственности Омской области.
Совершенствование системы учета объектов собственности Омской области осуществляется путем подготовки документации, необходимой для учета и управления объектами недвижимости, а также для совершения сд ел оксуказанными объектами. Мероприятия предполагают проведение технической инвентаризации объектов недвижимости и регистрацию прав на них.
Показателями, характеризующими степень достижения поставленной задачи в среднесрочном периоде, являются:
техническая инвентаризация объектов недвижимости, находящихся в собственности Омской области;
регистрация права собственности Омской области на объекты недвижимости.
3. Развитие земельных отношений в Омской области.
Решение задачи предполагает изготовление межевых планов, постановку земельных участков на государственный кадастровый учет, регистрацию права собственности Омской области.
Основными показателями, характеризующими степень достижения поставленной задачи в среднесрочном периоде, являются:
изготовление межевых планов на земельные участки, в отношении которых возникает право собственности Омской области;
регистрация права собственности Омской области на земельные участки.
Дополнительным эффектом от реализации мероприятий должна стать активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению собственностью Омской области за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации об объектах собственности Омской области.
В отношении рационального использования
государственного имущества необходимо, прежде всего, полностью поменять парадигму управления им. В настоящее время устоялось мнение, что государство всегда неэффективный собственник и уступает частному бизнесу в эффективности управления капиталом.
Наибольшее развитие в последнее время приобретает взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с коммерческими организациями. Основной целью такого сотрудничества является создание условий устойчивого экономического развития территорий, эффективного использования всех форм собственности на территории субъектов Федерации для удовлетворения потребностей населения, превращение этих взаимоотношений в фактор ускорения социально-экономического развития территорий.
В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности - инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных формах (гаранта, посредника), а также в качестве системообразующего института, обеспечивающего нормативную правовую, институциональную и экономическую среду для всех участников инвестиционного процесса.
Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции.
В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий, развитие инфраструктуры. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.
По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения - Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) - характерен более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций.
При всем многообразии форм и видов государственных инвестиций можно условно выделить два основных направления их осуществления:
1. инвестиции в объекты государственной собственности;
2. инвестиции в рамках государственной поддержки частных инвесторов.
Инвестиции в объекты государственной собственности, в свою очередь, включают: инвестиции,
направляемые государством на поддержание и развитие государственных предприятий, и инвестиции, осуществляемые самими государственными предприятиями. Они направлены на обеспечение воспроизводства государственного сектора экономики, продолжающего играть значимую роль в современном рыночном хозяйстве. Государственный сектор выполняет функции не только поддержки жизнеобеспечивающих и убыточных производств, но и стимулирования национального производства. Поэтому политика в отношении развития государственного сектора должна строиться с учетом принципа стимулирования, а не вытеснения аналогичных видов деятельности в негосударственном секторе.
Инвестиции в рамках государственной поддержки частных инвесторов являются важным инструментом государственного экономического регулирования. С их помощью государство может оказывать поддержку
предприятиям реального сектора, воздействовать на состояние стратегически важных отраслей, производственный потенциал и занятость. Такие меры, особенно в условиях экономического спада, способны стабилизировать социально-экономическую ситуацию, придать импульс частной инвестиционной активности [3, с. 32].
Государство должно суметь создать соответствующие условия, найти таких управляющих, которые способны руководить предприятиями не хуже частного менеджмента. Надо чаще привлекать частных менеджеров для управления государственной собственностью, в том числе собственностью Омской области, отправлять на обучение в частные компании государственных управленцев, особенно молодых, которые способны быстро освоить новые управленческие технологии и внедрять их в практической деятельности.
Библиографический список
1. Симонова, Н.Ю. Проблемы и пути реформирования государственных унитарных предприятий [Текст] / Н.Ю. Симонова // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2007. - №3. - с.39-41
2. Симонова, Н.Ю. Основы государственного регулирования в переходной экономике России: монография [Текст]/Н.Ю. Симонова, М.Г. Родионов, Е.В. Иванова. - Омск.: НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2011.-148 с.
3. Симонова, Н.Ю. Государственно-частное партнерство как инновационный метод взаимодействия государства и частного бизнеса: монография [Текст] / Н.Ю. Симонова, C.B. Грисько, Б.Р Шестеркин, Е.В. Исаева, М.Г Родионов - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 164 с.
STATE PROPERTY MANAGEMENT OMSK REGION CURRENT CONDITIONS
Elena V. Ivanova,
associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The article investigates the management of state property in the Russian Federation in order to increase the revenues of the Omsk region in the framework of the budget reform. Paid attention to one of the instruments of state property management - performance audit and verification of target use, safety and efficiency of property. Keywords: state ownership, privatization, unitary enterprises, management efficiency, investments.
Сведения об авторе:
Иванова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 05.11.2013.