сти, увеличивая количество производимых товаров и адаптируя их под специфические особенности конкретных рынков. Подобные предпринимательские принципы развития производства в конечном счете ведут к росту целого комплекса показателей как экономического, так и потребительского характера. С одной стороны, увеличение масштабов производства за счет расширения сбыта продукции позволяет получать гораздо больший предпринимательский доход и нивелировать конкурентные риски. С другой стороны, рост производства в различных секторах экономики первостепенным образом влияет на положительные изменения макроэкономических показателей (в том числе и уровень безработицы). Наконец, насыщенность рынка товарами большего числа производителей неизбежно приводит к их большей доступности для потребителя и росту потребительской удовлетворенности в целом.
Таким образом, решение насущных предпринимательских задач в области расширения объемов сбыта продукции может иметь многофакторное значение, в частности повышение общей предпринимательской активности населения. Однако это возможно только в случае активного участия государственных и общественных институтов в стимулировании предпринимательской
деятельности, а также системном распространении информации о доступности ее отдельных видов.
1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2005.
2. Бращей А.А. Развитие государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства // Вестник СГСЭУ. 2008. № 4 (23).
3. Войнова С.И., Савельева И.П. Оценка предпринимательской активности: сущность и виды экономической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1.
4. Завьялова Л.В., Китаева Т.Н. К вопросу о роли и значении посреднической деятельности в рыночной экономике // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 2.
5. Зикунова И.В. Политика управления предпринимательской активностью // Российское предпринимательство. 2010. № 11 - 12.
6. Карасёва Л.А. Экономический потенциал предпринимательства как макроэкономического явления // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1.
7. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2013.
8. Санинский С.А. Формирование и развитие системы взаимодействия производителей и потребителей машиностроительной продукции. М.: Научная книга, 2010.
9. Чеберко Е.Ф. Теоретические основы предпринимательской деятельности: макроэкономический аспект. СПб.: СПГбУП, 2009.
Сергей Андреевич Чудинов,
аспирант кафедры региональной экономики и менеджмента, Воронежский институт экономики и социального управления
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Обсуждаются актуальные проблемы управления муниципальной собственностью в современных условиях российской экономики. Проводится анализ управленческой практики, в результате которого выявляются недостатки действующей модели управления муниципальным имуществом. Одним из существенных недостатков этой модели признается отсутствие единой системы оценки объектов недвижимости, которая могла бы обеспечить соответствие результатов оценки рыночным ценам. Это приводит к перманентному занижению стоимости объектов недвижимости, а значит и к сокращению поступлений в муниципальный бюджет. Подчеркивается целесообразность рассмотрения системы управления муниципальной собственностью с позиции действия процессов коммерциализации пользования собственностью. Предлагаются основные направления повышения эффективности управления муниципальной собственностью: 1) совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора, применение стратегического и программно-целевого управления; 2) проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, постановка на свой баланс бесхозяйных объектов муниципальной собственности; 3) формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства (государство
- муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфере региона. Данные направления предусматривают активное использование механизмов аутсорсинга и маркетинговых технологий, а также проведение PR-кампаний, ориентированных на повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований.
Ключевые слова: муниципальная собственность, управление муниципальной собственностью, коммерциализация пользования собственностью, маркетинг.
S.A. Chudinov
MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT: CHALLENGES AND WAYS TO IMPROVE
The paper discusses topical issues of municipal property management under the current conditions of the Russian economy, analyzes management practice, identifies deficiencies of the current model of management of municipal prop-
УДК 338.24
erty. One of the major drawbacks of this model is the lack of a uniform system of real estate evaluation which would ensure correlation between municipal evaluation and market prices. This leads to permanent undervaluation of real estate, and thus to reducing municipal budget. The author emphasizes the necessity to consider municipal property management in the context of commercialization of the use of property. The paper identifies several ways for better management of municipal property: 1) improving institutional support for state sector enterprises, using strategic and performance-based management; 2) inventory of municipal property including unclaimed property; 3) formation and expansion of the scope of public-private partnership (state - municipality - private business) in the economy and social sphere of the region. These methods entail extensive use of outsourcing arrangements and marketing technologies as well as implementation of PR-campaigns aimed at improving investment attractiveness of municipalities.
Keywords: municipal property, management of municipal property, commercialization of the use of property, marketing.
Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы РФ. Она включает в себя сеть объектов хозяйственного и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования. Уровень развития муниципальной собственности, а также эффективность ее использования являются факторами, от которых во многом зависит качество жизни местного населения. Долгое время ключевым вопросам управления собственностью на муниципальном уровне не уделялось должного внимания, что и привело к невозможности использования в полном объеме ее экономического потенциала.
Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, постоянном увеличении расходов, связанных с ее обслуживанием и модернизацией. Изношенность объектов недвижимости либо нахождение их в непригодном для использования состоянии часто приводит к сдаче в аренду или, что еще хуже, продаже по минимальной цене. За продолжительный период реформ так и не был разработан и утвержден единый классификатор объектов недвижимости, что порождает искажение сведений и создает существенные препятствия по ведению кадастра. Такая информация впоследствии является причиной некорректного определения налоговой базы и множества судебных и административных споров.
Аналогичная ситуация сложилась с использованием земельных ресурсов. Несмотря на то что процесс разграничения госсобственности на землю идет с 2001 г., 97% земель находятся в федеральной собственности. В большинстве субъектов РФ и муниципальных образований не определены границы юрисдикций (административно-территориальное деление), затягиваются работы по территориальному планированию и градостроительному зонированию. Согласно статистике Минрегиона, сегодня у 71% муниципальных образований отсутствуют правила землепользования и застройки, которые являются «информационным базисом» как для формирования объектов недвижимости, так и для инвестиционной деятельности [4]. Для того чтобы объект недвижимости стал объектом налогообложения, он должен быть учтен в кадастре недвижимости и права на него должны быть зарегистрированы. Согласно законодательству, кадастр (который должен обеспечивать стопроцентный пространственный учет земельных участков и объектов недвижимости) формируется по «заявительному» принципу, а кадастровый учет не носит обязательного характера. В качестве заявителей могут выступать органы региональной и местной власти, которые обладают соответствующими полномочиями. При этом они не находят убедительных стимулов к формированию объектов недвижи-
мости и их постановке на кадастровый учет на основе комплексных проектов межевания территорий и элементов планировочной структуры. В результате в кадастре отсутствует значительное количество сведений как о земельных участках, так и об объектах капитального строительства (ОКС) и их характеристиках [1, с. 33].
Отметим, что одним из главных недостатков модели управления муниципальным имуществом является отсутствие единой системы оценки объектов недвижимости, обеспечивающей соответствие результатов оценки рыночным ценам, приводящее к постоянному занижению ее стоимости, а следовательно и к сокращению поступлений в бюджет. Это затрудняет анализ, стратегическое планирование, прогнозирование тенденций и ожидаемых поступлений в местные бюджеты, делая практически невозможным контроль реальных денежных потоков в сфере недвижимости.
Очевидно, что управление муниципальной собственностью предполагает процесс коммерциализации пользования собственностью, т.е. увеличения дохода от имеющейся собственности, за счет повышения эффективности ее реализации. Так, обеспечение устойчивых предпосылок для экономического роста и привлечение инвестиций невозможно без вовлечения максимального количества объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот, создания цивилизованного рынка недвижимости в муниципальных образованиях и обеспечения гарантий имущественных прав на недвижимость.
При формировании местной нормативно-правовой базы, налоговых льгот, стимулов и системы управления муниципальной собственностью в целом органы власти обязаны понимать, что работа такой системы будет осуществляться в условиях рынка и находится в конкурентном поле экономики России, где рядом сосуществуют федеральная, региональная и частная собственность. Управленческие технологии, используемые при решении задач эффективного функционирования муниципальной собственности в рыночных условиях, должны соответствовать созданию предпосылок для выгодного оборота (купли-продажи), а также реализации (аренда, концессия, повышение ликвидности недвижимости на вторичном рынке) собственности. При этом важно, чтобы финансовые потери после продажи были компенсированы увеличением налоговой базы.
Говоря о проблемах, все же отметим, что в последнее время наметились и положительные тенденции в управлении муниципальной собственностью. Рассмотрим их на примере Воронежской области.
1. Продолжается работа с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по перераспределению имущества в связи с раз-
граничением полномочий между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями (в 2011 г. из федеральной собственности в собственность Воронежской области переданы 29 объектов недвижимого имущества общей стоимостью 99 399 992,04 руб., из государственной собственности Воронежской области в муниципальную собственность передано 60 объектов недвижимого имущества общей стоимостью 363 980 090,82 руб.).
2. Продолжается работа по совершенствованию учета и оформлению прав на областное имущество. По состоянию на 1 июля 2012 г. в реестре государственного имущества Воронежской области числится 8780 объектов недвижимости. Доля земельных участков, находящихся в государственной собственности Воронежской области, муниципальной собственности, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в общем количестве земельных участков составляет на 1 января 2012 г. 76% (плановые значения: 2012 г. - 85%, 2013 г. - 90%, 2014 г. - 100%).
3. Реализуется ведомственная целевая программа «Оформление невостребованных земельных долей на территории Воронежской области 2012 - 2014 гг.». Основной целью программы является повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения путем обеспечения комплекса правовых и организационно-экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей и земельных участков в собственность сельских (городских) поселений и Воронежской области.
Реализация данной Программы позволит:
- оформить в собственность сельских (городских) поселений около 16 тыс. земельных долей, признанных невостребованными;
- оформить в собственность Воронежской области земельные участки общей площадью около 70 тыс. га;
- получить дополнительный доход в бюджеты различного уровня от использования оформленных земельных долей и земельных участков (порядка 50 млн руб. в год);
- возвратить в хозяйственный оборот около 40 тыс. га невозделываемых сельскохозяйственных угодий;
- уменьшить трансферты из бюджета Воронежской области, повысить инвестиционную привлекательность за счет создания земельного фонда областного и муниципального уровня;
- вступить в Программу порядка 148 сельским (городским) поселениям.
4. Действует межведомственная рабочая группа для решения вопросов недопущения отчуждения муниципального имущества в ходе процедур банкротства муниципальных предприятий. Создана специальная информационная база для систематизации сведений о количестве инициированных в области процедур банкротства социально значимых предприятий, их ходе, должниках и арбитражных управляющих.
5. Актуализируются арендные отношения. По состоянию на 1 июля 2012 г. из 703 земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Воронежской области, общей площадью 28 897,27 га, предоставлено в собственность или аренду 507 земельных участков общей площадью
21 737,52 га, что составляет 72% от общего количества земельных участков. Проводится комплекс работ по взысканию задолженности по арендной плате.
6. Развивается практика предоставления земельных участков через процедуру торгов (не менее 50% в целом по области).
7. Обеспечивается администрирование и поступление в областной бюджет Воронежской области неналоговых имущественных доходов (в 2010 г. - 287,9 млн руб.; в 2011 г. - 382,9 млн руб.; план поступлений перевыполнен на 28,5%; за первое полугодие 2012 г. поступления составили 156,1 млн руб.) [2].
К сожалению, наличие положительных тенденций пока не решает весь ряд проблем, что обуславливает необходимость поиска новых подходов к управлению муниципальной собственностью, стратегическая цель которого может быть определена как повышение ее экономической и социальной эффективности. Переход к модели управления муниципальной собственностью, реализующей принципы стратегического и программноцелевого управления, должен быть основан на решении конкретных управленческих задач, с определением по каждой задаче ожидаемых экономических и социальных эффектов, периода их достижения, источников финансирования и возможных рисков.
Выделим основные направления совершенствования процессов управления муниципальной собственностью:
1. Совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора; применение стратегического и программно-целевого управления (приватизация муниципального имущества, не отвечающего полномочиям органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений; преобразование областных государственных (муниципальных) унитарных предприятий в акционерные общества, а при модернизации федерального законодательства - в иные организационно-правовые формы); оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; установление целей управления для каждого объекта управления (группы объектов); возврат незаконно отчужденного имущества в собственность муниципальных образований.
2. Проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности с учетом классификации объектов по признакам, определяющим специфику управления ими; ведение реестра муниципальной собственности; выявление, учет и принятие мер к постановке на свой баланс бесхозяйных объектов муниципальной собственности.
3. Формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства (государство -муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфере региона; привлечение частного бизнеса, в том числе потенциальных инвесторов, к процессам формирования программ и планов приватизации, распоряжения и использования муниципального имущества; использование моделей трастового управления государственными (муниципальными) предприятиями, передача их имущества в аренду или в собственность при условии последующего привлечения инвестиций; заключение концессионных соглашений; привлечение к управлению муниципальным имуществом профессиональных участников рынка.
Эффект при этом может выражаться в обновлении основных фондов, внедрении ресурсосберегающих технологий (при условии, что получение государственного или муниципального имущества в доверительное управление или концессию осуществляется на долгосрочной основе), росте доходов от использования муниципальной собственности.
Развитие государственно-частного партнерства предусматривает формирование институциональной среды, активизирующей процессы интеграции субъектов хозяйствования разных форм собственности. Особое значение имеют процессы кластеризации, участником которых наряду с частными структурами могут становиться государственные организации. Участие организаций государственного сектора экономики в кластерах позволит создать благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности, расширить круг субъектов, заинтересованных в их эффективной деятельности, и, в конечном счете, будет способствовать достижению более высоких результатов.
Использование недвижимости в качестве инвестиционного ресурса, а также как стимула для привлечения средств инвесторов в экономику муниципального образования (предоставление государственных гарантий, земельных участков, муниципального имущества) для реализации перспективных инвестиционных проектов помогает в создании и функционировании зон опережающего развития, техно- и промышленных парков. Так, в Воронежской области при поддержке инвесторов и ОАО «Сбербанк России» действует фонд по передаче в залог областного имущества в рамках реализации социально значимых проектов (в 2011 г. по семи инвестиционным проектам в залог Центрально-Черноземному банку Сбербанка России было передано 85 объектов недвижимости на общую сумму 1,3 млрд руб., что позволило привлечь в Воронежскую область инвестиции в объеме 9,635 млрд руб.) [2].
4. Контроль за техническим состоянием и эксплуатацией зданий и помещений, определение необходимости и возможности ремонта, проведение экспертизы проектно-сметной документации и актов выполненных арендаторами работ при проведении капитальных ремонтов зданий и помещений; контроль за качеством и объемами выполненных работ, эффективностью и целевым использованием объектов муниципальной собственности, сдаваемых в аренду; обеспечение сохранности муниципального имущества, в том числе временно пустующих помещений и изъятого имущества.
5. Обновление методов управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами:
- формирование эффективной системы мониторинга процессов развития муниципальной собственности, оценки и минимизации рисков при планировании управления, анализ эффективности использования в стратегическом планировании статистических и налоговых данных;
- использование механизмов аутсорсинга - передача выполнения отдельных хозяйственных функций органов местного самоуправления государственным (муниципальным) учреждениям или частным структурам с наделением их правом использования объектов муниципальной собственности;
- использование недвижимости в качестве инвестиционного ресурса, а также в качестве стимула для привлечения средств инвесторов в экономику муниципального образования, предоставление государственных гарантий; земельных участков, муниципального имущества для реализации перспективных инвестиционных проектов.
6. Расширение социальной направленности процессов использования муниципального имущества. Создание условий для усиления роли бизнеса в решении социальных проблем, формирование конкурентной среды [3].
7. Осуществление РР-кампаний инвестиционной привлекательности экономической деятельности (доведение информации до конкретных инвесторов), осуществляемой с использованием объектов муниципальной собственности. Активное привлечение целевых инвесторов через прямые каналы (форумы, выставки, деловые поездки), а также через непрямые каналы (вебсайты, рекламные материалы (статьи, публикации, информационные бюллетени), общие и отраслевые справочники и т.п., раскрывающие инвестиционные возможности и потенциал региона).
Еще одним серьезным упущением органов власти является неправильное понимание маркетинга как инструмента управленческой политики в отношении муниципальной собственности. Между тем выбрать наилучший путь, ведущий к достижению поставленных целей, в современной конкурентной среде можно только с помощью маркетинга, ориентирующего управление на удовлетворение потребностей участников рынка. Маркетинговые технологии позволяют добиться важных экономических и социальных целей средствами, отличными от чисто экономических, но дающими зачастую значительно больший эффект в долгосрочной перспективе. Построение и развитие партнерских отношений с инвесторами, предполагающих совместные действия и усилия сторон, объединенных общим интересом, невозможно без реализации общих принципов маркетинга, среди которых следует отметить:
- учет при принятии решений рыночной конъюнктуры, потребностей и ожиданий заинтересованных лиц;
- создание условий для максимального приспособления объектов недвижимости к требованиям рынка, структуре спроса исходя из ожидаемой пользы для заинтересованных лиц;
- информирование потенциальных потребителей о характеристиках объектов и воздействие на потребителей с помощью всех доступных видов маркетинговых коммуникаций с целью добиться их сотрудничества.
Поэтому единственный способ привлечения и удержания инвесторов - это индивидуализация отношений с ними, что возможно на основе развития долгосрочных интеграционных связей.
8. Усиление государственного контроля (ответственности исполнительных органов) на всех стадиях реализации стратегических программ и проектов. Повышение персональной ответственности руководителей и лиц, привлекаемых в качестве управляющих, за результаты управления, а также оперативное принятие решений по фактам безответственного отношения к управлению муниципальным имуществом.
♦---------------------------------------------------
9. Создание специального программно-технического обеспечения с единым форматом данных для федеральных, региональных и территориальных органов, без которого очень сложно осуществлять соответствующий мониторинг и вырабатывать рациональные управленческие решения.
Таким образом, создание структуры управления муниципальной собственностью, способной в комплексе решать проблемные вопросы и обеспечивающей поступление дополнительных доходов в местные бюджеты путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества, является главной задачей органов власти. Ее решение не возможно без применения современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления, а также достижения оптимального сочетания полномо-
------------------------------------------------♦
чий, местного самоуправления и экономического обеспечения их реализации.
1. Овчинникова Н.М. Институциональный подход к исследованию формирующегося российского рынка земли // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: матер. VII между-нар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 28 декабря 2012 г.). Новосибирск: ЦРНС, 2012.
2. Отчеты о выполнении показателей профессиональной служебной деятельности департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области. 1^1.: Ь|йр:/Лт^. dizovo.ru (дата обращения: 23.01.2013).
3. Приложение к Закону Воронежской области № 65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» от 3 июля 2010 г. 1^1.: http://www.voronezh-city.ru (дата обращения: 13.12.2012).
4. Ресурсы под ногами // Российская Бизнес-газета. Бизнес и власть. 2012. № 849 (20).
УДК 338.24
Павел Петрович Шподарев,
аспирант кафедры маркетинга и рекламного менеджмента,
СГСЭУ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Статья посвящена роли современных бизнес-процессов в сфере российского машиностроения на всех уровнях, начиная с закупок оборудования и заканчивая реализацией производимых товаров и услуг. В работе подробно рассматривается методология реинжиниринга бизнес-процессов, которая применяется специалистами в области менеджмента и информационных технологий. Методы управления процессами взяты на вооружение большинством ведущих компаний мира. Проанализирована основная цель реинжиниринга бизнес-процессов - кардинальное повышение эффективности процесса. Для построения действительно эффективной системы управления необходимо достижение «системности» - слаженности и сбалансированности всех процессов организации. Реинжиниринг бизнес-процессов является направлением, возникшим на стыке различных дисциплин, и поэтому требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем.
Ключевые слова: бизнес-процесс, промышленное производство, информационные системы, показатель результативности, реинжиниринг.
P.P. Shpodarev
MODERN APPROACHES TO BUSINESS PROCESS MANAGEMENT AT ENTERPRISES
The paper focuses on the role of modern business processes in Russian machine-building at all levels, starting from the purchase of equipment to selling goods and services. The paper details the methodology of business process reengineering, which is used by management and information technology experts. Business process management methods have been embraced by most of the leading companies in the world. The author analyzes the main goal of business process reengineering i.e. dramatic increase of the process efficiency. In order to create a truly efficient system of management it is necessary to achieve "systemic character" i.e. coherence and balance of all the processes. Business process reengineering has emerged at the intersection of various disciplines and therefore requires new means of representation and processing of information that are clear and user-friendly for managers and for developers of information systems.
Keywords: business process, manufacturing, information systems, performance indicators, re-engineering.
Современная экономика - сложная самоорганизующаяся система с развитым промышленным производством. Она постоянно находится в зоне действия динамических процессов и возмущений [1, с. 31 - 35]. В настоящее время все большее внимание уделяется процессному управлению как инструменту повышения
эффективности организации. Многие руководители компаний сегодня приходят к выводу, что процессный подход к менеджменту - важный фактор улучшения управляемости организаций, повышения их рентабельности, прибыльности и устойчивости. Максимальная ориентация процессов на нужды и ожидания клиента