Научная статья на тему 'Роль неналоговых доходов при формировании бюджета региона в условиях кризиса (на примере Омской области)'

Роль неналоговых доходов при формировании бюджета региона в условиях кризиса (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СОБСТВЕННОСТЬ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / АРЕНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И.Н.

В статье рассмотрены вопросы управления государственной собственностью региона. Проанализированы доходы от продажи земельных участков, акций, сдачи имущества в аренду. Отмечено, что эффективно организованный контроль за поступлением неналоговых доходов от использования и распоряжения имуществом субъекта важное условие недопущения дефицита бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль неналоговых доходов при формировании бюджета региона в условиях кризиса (на примере Омской области)»

роль неналоговых доходов при формировании бюджета региона в условиях кризиса

(на примере Омской области)

В статье рассмотрены вопросы управления государственной собственностью региона. Проанализированы доходы от продажи земельных участков, акций, сдачи имущества в аренду. Отмечено, что эффективно организованный контроль за поступлением неналоговых доходов от использования и распоряжения имуществом субъекта -важное условие недопущения дефицита бюджета.

Ключевые слова: управление, государство, собственность, неналоговые доходы, бюджет, приватизация, аренда.

Управление имуществом представляет собой единую систему разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, пользованием, распоряжением и владением объектами имущества.

Основной задачей правительства Омской области в сфере управления имуществом является повышение эффективности его использования и, таким образом, обеспечение роста доходов за счет оптимального соотношения количества и качества областного имущества, а также сокращение затрат бюджета за счет оптимизации его количества.

В 2008—2009 гг. государственное имущество стало в большей степени рассматриваться в качестве базового ресурса в решении текущих задач и определении дальнейших перспектив. В виде специального раздела это нашло отражение в прогнозе социально-экономического развития региона, целевой программе Омской области «Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области» на 2005—2008 гг. и ведомственной целевой программе «Формирование и развитие собственности Омской области» на 2009—2011 гг.

и. н. квасов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: inkv1@yandex.ru омский государственный технический университет

Различные направления деятельности министерства имущественных отношений регулярно становились предметом рассмотрения на заседаниях правительства области, коллегии министерства, совещаниях с представителями других министерств и ведомств, главами местного самоуправления, руководителями предприятий и учреждений. По их итогам своевременно вносились изменения и коррективы как в организацию самого процесса управления имуществом, так и в подходы к взаимодействию с областными и федеральными территориальными структурами и органами местного самоуправления.

В целях повышения эффективности использования собственности Омской области были определены основные задачи правительства Омской области в сфере имущественных отношений в 2008 г. и в первом полугодии 2009 г.

1. Обеспечение достоверного и актуального учета государственной собственности.

2. Повышение доходности государственного имущества и государственных земель при распоряжении государственным имуществом и земельными участками.

3. Завершение формирования муниципальной собственности в части передачи унитарных предприятий, пакетов акций, гидротехнических сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций, жилищного фонда и др. Правовое обеспечение разграничения муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями Омской области.

4. Выявление по результатам инвентаризации неиспользуемых либо неэффективно используемых

земельных участков и имущества, находящихся в собственности Омской области, и выработка предложений по распоряжению ими.

5. Оптимизация количества государственных учреждений и занимаемых ими площадей, а также завершение преобразования ряда бюджетных учреждений в автономные.

6. Повышение эффективности процедур реформирования предприятий путем создания эффективных механизмов обеспечения контроля за реализацией процедур реорганизации, ликвидации, банкротства и усиления взаимодействия с отраслевыми министерствами в решении основных задач по государственному управлению отраслями экономики Омской области.

7. Усиление роли государственных представителей в органах управления и контроля акционерных обществ при решении задач повышения доходности и капитализации государственного пакета акций.

8. Активизация совместной работы с отраслевыми министерствами по предотвращению банкротств. Совместное рассмотрение целесообразности возбуждения процедур банкротства в отношении подведомственных предприятий и проведение антикризисных досудебных мероприятий.

9. Проведение дальнейшей работы по реализации административной реформы и проведению антикоррупционной политики.

10. Совершенствование кадровой работы. Повышение исполнительской дисциплины и профессионального уровня государственных гражданских служащих.

11. Нормотворческая деятельность и оказание методологической помощи органам местного самоуправления в вопросах управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, в том числе в вопросах ведения органами местного самоуправления судебной и претензион-но-исковой деятельности.

12. Защита имущественных интересов Омской области.

Вышеуказанные задачи полностью соответствуют основным направлениям развития данного сектора экономики на ближайшую перспективу, которые разработаны на федеральном уровне.

Как отметил в своем ежегодном бюджетном послании Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, в условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Кроме того, было четко указано

на необходимость увеличения доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки.

Исходя из этого, правительство Омской области строит свою работу на совершенствовании механизмов управления региональной собственностью [1, стр. 22]. На данный момент большая часть элементов такой системы управления уже сформирована. В частности, ежегодно принимается программа приватизации, осуществляется среднесрочное планирование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, разработаны и внедряются в практику принципы дивидендной политики в акционерных обществах с областным участием, совершенствуются механизмы закрепления объектов за организациями Омской области.

Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 внес изменения в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и исключил план развития государственного сектора экономики из состава документов, используемых для подготовки закона о бюджете. Вместе с тем вопросы развития данного сектора экономики являются актуальными и сегодня. Наиболее важный из них — создание конкурентоспособной системы управления областным имуществом, которая предполагает соединение в единый комплекс трех ключевых процессов: приобретения активов, управления ими (использования) и их приватизации. На текущий момент существует объективная необходимость сохранения государственного сектора экономики, которая обусловлена обеспечением определенного потенциала для решения стратегических и социально ориентированных задач. Решение указанных задач должно осуществляться одновременно с оптимизацией как системы управления госсектора, так и его структуры. Поэтому одной из основных задач в области управления областным имуществом было и остается повышение эффективности управления областными государственными предприятиями и учреждениями.

В прошедшем году продолжилась работа по оптимизации количества существующих предприятий, в том числе с использованием механизмов преобразования их в хозяйственные общества, так как данная организационно-правовая форма наиболее оптимальна в конкурентной рыночной среде. В течение 2008 г. численность зарегистрированных областных предприятий сократилась

120-('

90

60

30

-448-

104

75

89

72

69

□ Количество предприятий в Едином банке данных

□ Количество действующих предприятий

2006

2007

2008

Рис. 1. Количество государственных предприятий Омской области за 2006—2008 гг.

39

П Дорожное хозяйство

□ Сельское хозяйство

□ Строительство

□ Полиграфическая промышленность

□ Иные сферы

Ш Здравоохранение и физкультура

Рис. 2. Отраслевая структура действующих государственных предприятий Омской области

5000 4000 3000 2000 1000 0

52

4672

68 68

_^ ■ _^ /

П Общая выручка предприятии

□ В среднем приходится на одно действующее предприятие

2006

2007

2008

Рис. 3. Динамика выручки государственных предприятий Омской области в 2006—2008 гг., млн руб.

незначительно. Новые предприятия в 2008 г. не создавались (рис. 1).

Количество действующих государственных предприятий Омской области в прошлом году составляло 69 единиц, из которых наибольшее количество действующих предприятий относилось к отраслям «Дорожное хозяйство», «Полиграфическая промышленность», «Сельское хозяйство» (рис. 2).

Совокупная выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг предприятий по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 5 % и составила около 4,7 млрд руб. При этом план по выручке выполнен на 100 % и ее объем в расчете на одно предприятие сохранился на уровне 68 млн руб. (рис. 3).

В то же время финансовый результат деятельности предприятий за 2008 г. по сравнению с итогами предыдущего года улучшился.

Чистая прибыль, полученная предприятиями по итогам 2008 г., составила 71 млн руб., что больше, чем в предыдущем году, на 6,6 млн руб. (рис. 4).

В 2008 г. поступления в областной бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, составили более 13 млн руб.

Стоимость чистых активов предприятий составила 1,5 млрд руб. По сравнению с прошлым годом произошло их снижение на 43 % в связи с преобразованием государственного предприятия «Омскгазстройэксплуатация» в открытое акционерное общество. В то же время значительно выросла стоимость чистых активов акционерных обществ с участием Омской области. По итогам 2008 г., номинальная стоимость пакетов акций, находящихся в областной собственности, составила более 1,4 млрд руб.

Главными целями приватизации в 2008 г. являлись:

• реализация областного имущества, не задействованного в обеспечении полномочий органов исполнительных власти Омской области;

• обеспечение поэтапного сокращения числа областных государственных предприятий через их акционирование;

0

80 70 60 50 40 30 20 10 0

71

64

43

Ж

2006

2007

2008

Рис. 4. Динамика чистой прибыли, полученной государственными предприятиями Омской области в 2006—2008 гг., млн руб.

• формирование доходов областного бюджета. В прошлом году приватизирован пакет акций открытого акционерного общества «Омский областной Дворец молодежи», преобразованы в открытые акционерные общества государственные предприятия «Омское лекарство» и «Санаторий-профилакторий «Коммунальник».

Внесено в качестве вклада в уставный капитал:

• ОАО «Тевризнефтегаз — имущества на общую сумму 115 млн руб.;

• ОАО «Высокие технологии» — на общую сумму 196 млн руб.

Выполняя функции главного администратора доходов областного бюджета, в прошедшем году министерство имущественных отношений Омской области обеспечило получение в целом 580 млн руб. неналоговых доходов. Бюджетное задание выполнено на 93 % (рис. 5).

По объективным причинам экономического характера не нашли своих покупателей пять объектов недвижимости и пакет акций ОАО «Обл-коммунсервис». Следует отметить, что в условиях нынешнего финансового кризиса необходим более сбалансированный подход к решению приватизационных вопросов, а именно: не снижать цену на ликвидные объекты, а выдержать некоторую паузу, когда спрос на них снова возрастет [2, ст. 70].

Как известно, создание в 2006 г. главного управления по земельным ресурсам Омской области сыграло ключевую роль в разграничении земель в городе Омске. В 2008 г. управлению совместно с федеральными и муниципальными органами власти удалось сократить долю неразграниченных земельных участков более чем на 21 % по сравнению с 2007 г. и почти на 45 % по сравнению с 2006 г. В настоящий момент разграничено около 60 % общей площади городских земель, в государственной и

муниципальной собственности находится свыше 26,8 тыс. га. Только в 2008 г. гражданам и юридическим лицам предоставлено около 3,5 тыс. земельных участков, причем большая часть (свыше 2,9 тыс. участков) — в собственность. Всего же за время работы управления омичам предоставлено более 7 тыс. земельных участков.

В 2008 г. по результатам деятельности управления в бюджет Омской области поступило 181,4 млн руб. (105,7 % от годового задания). Общий объем поступлений в консолидированный бюджет составил 907 млн руб., что больше планового задания на 49 млн руб. (105 % от годового планового задания). В том числе поступление доходов от арендной платы превысило 466 млн руб., доходов от продажи — свыше 440 млн руб. В бюджет Омской области поступило 181,4 млн руб. (105,7 % от годового задания).

Введение гибкой системы оплаты за участки, выставляемые на аукционы, под малоэтажную и многоэтажную застройку позволило привлечь большее количество потенциальных арендаторов. По большинству площадок для многоэтажного жилищного строительства и строительства коммерческих объектов арендная плата теперь будет взиматься ежемесячно после заключения договора аренды земельного участка. Ранее оплата аренды производилась сразу за три года. Кроме того, снижен размер задатка для участия в аукционе. Теперь он равен начальному размеру арендной платы в месяц за пользование земельным участком.

1000-.

800-

600-

400-

200-

468

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

962

580

2006

2007

2008

Рис. 5. Динамика поступления в областной бюджет средств от использования и распоряжения имуществом Омской области в 2006—2008 гг., млн руб.

0

80

60

40'

20

69

72

51

У

2006

2007

2008

Рис. 6. Динамика поступления доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Омской области в 2006—2008 гг., млн руб.

45

30

15

42

38

25

2006

2007

2008

Рис. 7. Динамика стоимости основных средств государственных учреждений Омской области в 2006—2008 гг., млн руб.

В 2008 г. предоставлено 53 земельных участка площадью 7,4 га на основе проведения торгов по продаже земельных участков и прав на заключение договоров аренды для различных целей. (В 2007 г. по результатам проведения торгов предоставлено 42 земельных участка площадью 10,4 га). Наибольшим спросом сегодня пользуются участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства.

Одним из наиболее значимых после приватизации источников поступления неналоговых доходов в областной бюджет является арендная плата за движимое и недвижимое имущество, а также арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды на земли, находящиеся в областной собственности.

В прошедшем году активно реализовывались мероприятия по повышению качества областных объектов недвижимости с привлечением инвестиционных ресурсов арендаторов. Это тем более актуально в условиях, когда на рынке предложения по аренде коммерческой недвижимости значительно превышают спрос. Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества в отчетном году выросли и составили 72 млн руб. (рис. 6).

Стоит отметить, что 30.06.2008 был принят Федеральный закон № 108-ФЗ. Документ внес кардинальные изменения в закон «О защите конкуренции». Данные поправки предусматривают лишь одну возможность заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества — через конкурсы или аукционы. Как показала практика проведения аукционов на право заключения договоров аренды, областное имущество остается конкурентоспособным, хотя объем свободных площадей областной собственности продолжает расти. В отчетном периоде предложенная по результатам торгов ставка арендной платы областного имущества превысила начальную цену торгов на 29 %.

Поступления от арендной платы и от продажи права на заключение договоров аренды на земли, находящиеся в собственности Омской области, составили более 10 млн руб., от продажи земельных участков — 29 млн руб.

Таким образом, совокупные поступления в консолидированный бюджет области от использования и продажи имущества по итогам 2008 г., в том числе и земли, находящегося в государственной собственности по двум администраторам — министерство имущественных отношений Омской области и главное управление по земельным ресурсам Омской области, составили 1,5 млрд руб.

Безусловно, это результат эффективного администрирования неналоговых доходов, хотя резервов остается еще немало.

В 2008 г. приобретение имущества в собственность Омской области осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований на реализацию областных целевых программ и в пределах бюджетных ассигнований по строке «Увеличение стоимости основных средств» в разрезе ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2008 г. Стоимость основных средств, используемых областными учреждениями, по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 3,7 млрд руб. и составила 42,3 млрд руб. (рис. 7).

0

0

В текущем году деятельность правительства Омской области также направлена на достижение максимального эффекта от использования собственности области за счет оптимизации ее состава, усиления контроля за сохранностью и целевым использованием, повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, создания единой информационной системы по учету областной собственности и анализу ее использования, вовлечения в оборот земель, находящихся в региональной собственности, и защиты имущественных интересов области. Данные задачи полностью соответствуют основным направлениям бюджетной политики

Российской Федерации на 2009—2011 гг., среди которых одним из главнейших является повышение качества управления государственной собственностью и эффективность работы государственного сектора.

Список литературы

1. Квасов И. Н. К вопросу о факторах устойчивого развития экономики региона (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 18 (111) . С. 22-24.

2. Эксперт. 2009. № 32. 24-30 августа 2009 г. ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.