ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В РЕГИОНЕ
Д. П. СИМОНОВА, соискатель кафедры национальной экономики E-mail: daria_sim@mail. ru Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург
Рассматривается проблема повышения эффективности управления государственным имуществом и вопросов действенного управления собственностью. На основе анализа деятельности государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предлагается изменить законодательную базу таким образом, чтобы обеспечить наиболее полное и эффективное управление.
Ключевые слова: недвижимость, государственная собственность, субъект малого и среднего предпринимательства.
В условиях мирового финансового кризиса встает вопрос о дополнительных мерах государственной политики в отношении формирования бездефицитного бюджета страны. В связи с этим актуальным является вопрос эффективности управления государственной собственностью, в частности объектами недвижимого имущества. Значительное количество объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, закреплены на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или переданы в оперативное управление государственным учреждениям. Кроме того, другая часть имущества, составляющая государственную казну, в настоящей экономической ситуации требует наиболее пристального внимания и дополнительных мер воздействия. Для покрытия дефицита как государственного, так и регионального бюджетов, необходимо принять все меры для наиболее эффективного управления государственной собственностью. Доходность от управления недвижимым имуществом снижена, в частности, из-за принятия
ряда законодательных актов, регулирующих порядок управления государственным имуществом.
Основы регулирования государственного сектора экономики заложены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, принятой Правительством РФ 09.09.1999. Данная Концепция состоит из двух разделов, в которых рассматриваются механизмы повышения эффективности управления государственным имуществом и принципы проведения приватизации.
Основными целями управления государственным имуществом являются: повышение доходов на основе более эффективного управления, оптимизация структуры собственности для обеспечения экономического роста, использование государственных активов для привлечения инвестиций. Для решения поставленных задач в Концепции предусматривается: проведение полной инвентаризации государственного имущества, составление реестров, регламентация процессов управления в соответствии с уставными целями государственных предприятий, оптимизация количества объектов управления, применение современных методов управления, обеспечение контроля по использованию государственного имущества. Неэффективное управление государственными предприятиями является следствием отсутствия четкого определения целей функционирования таких предприятий, а также отсутствия достаточного объема полномочий собственника в лице государства в области определения текущей политики предприятий, отсутствия контроля по реализации намеченных задач.
Данные проблемы свидетельствуют об устаревании действующей Концепции. С развитием экономики, рыночных отношений управление государственной собственностью в современное время осталось на уровне 1999 г.
Основным принципом управления государственной собственностью стало создание подведомственных государственных унитарных предприятий. Для этих целей был реализован механизм права хозяйственного ведения. Государственные унитарные предприятия, принадлежащие субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, или федерального подчинения являются основными хозяйствующими субъектами государственной сферы экономики. Их статус и деятельность определяются Гражданским кодексом РФ [2] и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В соответствии с указанными законами под государственными унитарными предприятиями понимаются предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли, а имущество при этом остается в государственной или муниципальной собственности. Задача государственных унитарных предприятий — наиболее эффективно распоряжаться этим имуществом. В экономике Российской Федерации действуют два типа государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления государственным имуществом, так называемые казенные предприятия. В отношении таких субъектов права собственник (уполномоченный собственником орган) передает в хозяйственное ведение государственного унитарного предприятия объекты недвижимости для дальнейшей эксплуатации и сдачи в аренду в целях извлечения прибыли. Специфика права хозяйственного ведения состоит в том, что объекты, закрепленные на таком праве или переданные в оперативное управление, не перестают быть государственной собственностью, но и не могут быть объектом покрытия долгов государства, поскольку предприятия и учреждения не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства. Объекты государственной собственности, составляющие государственную казну, в свою очередь, могут быть объектами взыскания.
В 2007 г. были приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым денежные средства, полученные предприятием от сдачи в аренду госу-
дарственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, остаются в распоряжении предприятия.
До внесения данных поправок при создании таких предприятий подразумевалось, что прибыль от сдачи в аренду имущества такими предприятиями должна поступать в бюджет в полном объеме, но при таких условиях страдало само предприятие, которое вынуждено было платить налоги за имущество, а также начислять налог на прибыль на денежные средства, идущие транзитом через счета предприятия.
На 31.12.2008 в собственности Свердловской области находились 145 государственных предприятий региона (остаточная стоимость основных средств — 3 695 814тыс. руб.) и 1 071 областное государственное учреждение (остаточная стоимость основных средств — 15 983 ОбОтыс. руб.). По итогам 2008 г. общая площадь зданий, сооружений, помещений, закрепленных за ГУП Свердловской области, составляет 2 316 866 м2, за областными государственными учреждениями — 3 651 514 м2(1)-
Влияние на снижение доходов оказали изменения в законодательстве, в соответствии с которыми доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных предприятий Свердловской области, теперь в полном объеме поступают предприятиям.
В соответствии с п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса РФ государственное унитарное предприятие обязано после уплаты всех обязательных платежей отчислить часть прибыли в бюджет.
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ГУП Свердловской области, за 2008г. выросли на 106,98 % и составили 74 080,08 тыс. руб. Выполнение годового задания составило 81,41 %.
Принимая во внимание социальную нагрузку ГУП по обеспечению рабочими местами населения страны, не следует ставить вопрос об изъятии из управления таких предприятий государственной собственности. Для решения вопроса об изъятии необходимо установление фактов ненадлежащего и нерационального использования данного имущества. Проверка органами исполнительной власти подведомственных предприятий и учреждений на предмет несоответствия использования имущества, закрепленного за такими субъектами права, поможет установить перечень неэффективно используемого имущества. На основании действующего законодательства изъять имущество
1 Источник: Электронный ресурс: URL: http://www. mugiso.
e-burg. ru/files/analytic/file_71.doc/
из хозяйственного ведения возможно только на основании согласия предприятия. Из этого следует, что необходимо принять меры для оперативной возможности собственника в лице государства управлять своим имуществом безотносительно того, в чьем ведении оно находится. Для этого законодательно необходимо создать условия для повышения эффективности такого управления.
Законодательные ограничения, вступившие в действие в 2008 г., значительно усложнили работу с государственным недвижимым имуществом как казенным, так и закрепленным за предприятиями. Законодательство о концессионных соглашениях предусматривает сдачу в аренду государственного имущества государственными и муниципальными унитарными предприятиями путем проведения конкурса. Эта законодательная норма привела к снижению эффективности управления собственностью.
Повышение конкурентности имущества ввиду открытости проводимых конкурсов и аукционов должно было бы привести к росту доходов от использования имущества. Вместе с тем развивающийся мировой кризис вывел на рынок недвижимости массу объектов аренды, сократил возможности волеизъявления представителей бизнеса, которые в данной ситуации при наличии альтернативы заключения прямого договора с частными собственниками не хотят связывать себя обязательствами с государством.
Актуальность эффективности управления государственной собственностью не исчерпывается вопросами сдачи объектов государственной собственности в аренду. Немаловажный вопрос представляет собой и проблема продажи государственного имущества в частную собственность.
В Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержатся требования, предъявляемые к продаже государственного имущества. В частности, установлено преимущественное право арендаторов — субъектов малого и среднего предпринимательства при аренде имущества сроком более трех лет. В развитие этого был принят Закон Свердловской области от 19.12.2008 № 134-03, которым установлены предельные значения площади арендуемых
субъектами малого и среднего предпринимательства помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в отношении которых может быть реализовано преимущественное право на приобретение такого имущества, — не более 2 000 м2, и срок рассрочки оплаты при таком приобретении — пять лет.
Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации в отношении государственного имущества, а также представителей малого и среднего бизнеса, свидетельствуют и о наличии проблем, и о наличии желания найти решения. В период, прошедший с начала года, многие арендаторы государственного имущества Свердловской области, казенного и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП, обратились за реализацией преимущественного права выкупа. Однако в развитии кризисной ситуации в мировой экономике принятие таких мер недостаточно. Об этом свидетельствует внесение законопроекта № 197456-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон от 22.07.2007 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. Согласно этому документу необходимый срок аренды государственного имущества, необходимый для реализации преимущественного права выкупа, сокращен с 3 лет до 2 и существенно смягчены условия к требуемой документации. Следовательно, продажа государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства при условии реализации ими преимущественного права на выкуп, при облегченном варианте требований, наиболее реальна. Доходы государственных предприятий от продажи имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, существенно вырастут, следовательно, вырастет и прибыль бюджета. Также собственник, выражая свое согласие на сделку по реализации имущества, вправе оговорить сумму, поступающую в бюджет единовременно, непосредственно от продажи конкретного объекта недвижимости.
Таким образом, учитывая это, можно сделать вывод о возможных мерах, своевременное принятие которых поможет государственному сектору экономики, в виде ГУП и частному бизнесу в виде субъектов малого и среднего предпринимательства, приоритет помощи которым установ-
лен на государственном уровне. Так, принятие законопроекта о сокращении сроков аренды для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества и сокращении предъявляемых к документации требований, а также принятие законодательной нормы о сдаче в аренду государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями как федерального, так и регионального значения, путем прямого заключения договоров аренды с представителями малого и среднего бизнеса без проведения процедуры конкурсов или аукционов направо заключения таких договоров. В Государственной Думе Российской Федерации рассматривается законопроект № 144206-5 «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции», который предусматривает заключение договоров на новый срокдо 01.07.2015 без проведения конкурсов или аукционов с субъектами малого или среднего предпринимательства. Такой подход поможет в кризисной ситуации не только государственным предприятиям, но и представителям бизнеса, составляющим основу рыночной экономики Российской Федерации [4].
Из этого можно сделать вывод о необходимости ускорения процедуры по перечисленным законопроектам в области совершенствования законодательства об управлении государственной собственностью — объектами недвижимости, составляющими как казну Российской Федерации, так и ее субъектов. Принятие законопроекта об упрощении процедуры реализации преимущественного права выкупа арендованных помещений субъектами малого и среднего предпринимательства поможет увеличить число реализованных объектов недвижимости государственной собственности, что увеличит доходы бюджета. В Бюджетном кодексе Российской Федерации в качестве одного из источников финансирования дефицита бюджета установлен доход от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Таким образом, государственная собственность в случае необходимости может быть реализована. Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, к неналоговым доходам относятся доходы от использования государственной собственности, средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципаль-
ной собственности под залог или в доверительное управление. В данном перечне отсутствуют доходы от приватизации государственного имущества, поэтому их можно отнести к источникам финансирования дефицита бюджета.
Принятие законодательной нормы, позволяющей сдавать в аренду государственное имущество как казенное, так и закрепленное на правах хозяйственного ведения и оперативного управления субъектам малого и среднего предпринимательства, по упрощенной схеме, без проведения процедуры конкурсов и аукционов, пусть даже временно, позволит эффективно использовать имущество, повысить его конкурентоспособность на фоне снижения динамики всего рынка недвижимости в целом. Доходы предприятий за счет увеличения оборота сдаваемых в аренду площадей, а также за счет реализации государственного имущества вырастут, следовательно, поднимутся отчисления от прибыли в бюджеты соответствующих уровней.
Список литературы
1. Балабанов И. Т. Экономика недвижимости. М., 2004.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2008). Российская газета, № 238—239 от 08.12.1994. Полный сб. кодексов Российской Федерации с изм. и доп. на 01.03. 1999. М.: Славянский дом книги. 1999.
3. Конституция Российской Федерации. Российская газета. № 237. 25.12.1993.
4. Федеральный закон от26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (ред. от 08.11.2008). СЗ РФ. 31.07. № 31 (ч. 1).
5. Федеральный закон от24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Российская газета. № 164. 31.07.2007.
6. Федеральный закон от 22.07.2007 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. URL: http://www. mugiso. e-burg. ru/files/ analytic/file_71.doc.