Научная статья на тему 'Некоторые экономико-правовые аспекты управления государственным имуществом в республике Крым'

Некоторые экономико-правовые аспекты управления государственным имуществом в республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА / АКЦИОНИРОВАНИЕ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / НАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / MANAGEMENT OF THE PROPERTY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA / RE-REGISTRATION OF BUSINESS ENTITIES / MULTIVARIANT EFFECTIVE USE OF PROPERTY / CORPORATIZATION OF UNITARY STATE ENTERPRISES / NATIONALIZED PROPERTY OBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлов Вячеслав Александрович

Автор рассматривает проблемы управления государственным имуществом в условиях переходного периода интеграции Республики Крым в экономико-правовое поле Российской Федерации. Анализирует правовые аспекты, экономическую эффективность основных направлений использования имущества (национализация, отчуждение, аренда) и проблемы закрепления правового статуса имущества республики. Обосновывает предложение о многовариантности эффективного использования имущества в регионе от акционирования унитарных государственных предприятий до отчуждения их имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хохлов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS of STATE PROPERTY MANAGEMENT are In REPUBLIC of CRIMEA

The second one examines the problems of managing state property in the conditions of the transition period of integration of the Republic of Crimea into the economic and legal field of the Russian Federation. Analyzes legal aspects, economic efficiency of the basic directions of use of property (nationalization, alienation, rent) and problems of fixing the legal status of the property of the republic. He substantiates the proposal on the multivariance of the effective use of property in the region from the privatization of unitary state enterprises to the alienation of their property.

Текст научной работы на тему «Некоторые экономико-правовые аспекты управления государственным имуществом в республике Крым»

 Некоторые экономико-правовые аспекты управления государственным имуществом в Республике Крым

В.А. Хохлов доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», доцент, кандидат экономических наук (г. Симферополь)

Вячеслав Александрович Хохлов, norma2007@meta.ua

Процесс реформирования государственной собственности в крымском регионе идет достаточно долго и с большими различного рода проблемами. Начатая в 1993 году в рамках украинского государства и проводимая в соответствии с украинским законодательством приватизация государственного имущества в связи с мораторием на разгосударствление собственности, объявленным крымскими органами власти, стартовала в Республике Крым со значительной задержкой по времени - только в 1995 году. С этого времени в республике осуществлялся процесс приватизации государственных предприятий, создавались открытые акционерные общества, коллективные сельскохозяйственные предприятия.

Арендные предприятия в основном предпочитали выкуп государственного имущества, образование хозяйственных обществ и частных предприятий.

В 2016 году в Республике Крым насчитывались 26 967 хозяйственных обществ и товариществ, в том числе 370 акционерных обществ, а унитарных субъектов хозяйствования государственного и муниципального уровня - 508. Структура предприятий и организаций по формам собственности, сложившаяся в республике к настоящему времени, представлена в таблице 1.

Анализ динамики числа субъектов хозяйствования в Республике Крым свидетельствует о незавершенности процесса формирования их состава и структуры.

Таблица 1

Число предприятий и организаций Республики Крым по формам собственности 1

Форма собственности Год 2016 год в процентах к 2015 году Доля формы собственности в 2016 году, %

2015 2016

Государственная 487 885 181,7 3,1

Муниципальная 624 2 525 404,6 8,8

Частная 10 934 20 679 189,1 72,2

Собственность общественных и религиозных организаций 382 1 831 479,3 6,4

Прочие формы собственности, включая смешанную и иностранную 1 563 2 712 173,5 9,5

ВСЕГО 13 990 28 632 204,7 100,0

1 Таблица составлена по данным статистических сборников [9, 10].

Вхождение в 2014 году Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию в качестве ее субъектов обусловило необходимость пе-ререгистации субъектов хозяйствования и ведения ими бизнеса в российском законодательном поле. Заключенный в свое время договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым предусматривает действие переходного периода, в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции Крыма в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.

Другой аспект структурно-правовых трансформаций хозяйственного комплекса республики связан с необходимостью эффективного использования на прочной законодательной основе имущественных объектов, включаемых в состав имущества республики в результате вхождения Крыма в состав Российской Федерации и проводимой в настоящее время национализации имущества.

К актуальным направлениям использования имущественных объектов относятся:

• управление деятельностью государственных и муниципальных предприятий, созданных на базе государственного имущества;

• управление корпоративными правами Республики Крым в акционерных и хозяйственных обществах, созданных с формированием уставного капитала с участием имущества Республики Крым;

• закрепление национализируемого имущества в собственности Республики Крым;

• передача в аренду имущества Республики Крым;

• передача имущества Республики Крым в муниципальную собственность для производительного использования;

• приватизация имущества Республики Крым.

В соответствии с законодательством Российской Федерации особенности ре-

гулирования имущественных отношений на территории Республики Крым, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 1 января 2019 года могут устанавливаться нормативными правовыми актами Республики Крым [1].

Закон Республики Крым от 8 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» установил, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество и имущество территориальных громад Украины, а также бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым [2].

Постановлением Государственного Совета Республики Крым утвержден перечень имущества из 255 пунктов, учитываемого как собственность Республики Крым [3]. Целью такого шага являлось обеспечение эффективного функционирования на территории республики стратегически важных системообразующих объектов, экономической, энергетической безопасности, гарантирование социальной стабильности, защита прав граждан, проживающих в регионе, и интересов общества в целом. Дополнительно Государственным Советом Республики Крым принят нормативный акт [4], регулирующий отношения, связанные с компенсацией стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на имущество, включенное в республиканскую собственность.

Управление и распоряжение имуществом, учитываемым как республиканская собственность, осуществляется Советом министров Республики Крым, который своими распоряжениями принимает решения о закреплении имущества на праве опера-

тивного управления за государственными учреждениями и на праве хозяйственного ведения - за государственными предприятиями. Совету министров Республики Крым предоставлено право учреждения, ликвидации и реорганизации государственных унитарных, казенных, бюджетных автономных предприятий и учреждений, а также открытых акционерных обществ с формированием уставного капитала за счет имущества, находящегося в оперативном управлении (полном хозяйственном ведении) государственных организаций, или иного государственного имущества.

Осуществление управления корпоративными правами Республики Крым в хозяйственных обществах возложено на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. Преобразование и ликвидация открытых акционерных обществ осуществляется Советом министров Республики Крым при условии, что 100 процентов акций таких акционерных обществ принадлежат республике.

Исполнительские функции по управлению деятельностью государственных предприятий в сфере промышленности и торговли возлагаются на уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым - Министерство промышленной политики. В его обязанности также входит обеспечение контроля и создания условий для развития предприятий других форм собственности. В сферу ведения Министерства промышленной политики Республики Крым включены 16 ведущих промышленных предприятий отрасли в форме государственного унитарного предприятия, в том числе «Судостроительный завод «Море», «Феодосийский оптический завод», «Феодосийский судомеханический завод», «НИЦ «Вертолет», «Керченский металлургический завод», «Евпаторийский авиационный ремонтный завод» и другие.

Развитие субъектов хозяйствования во многом обеспечивается посредством реализации Государственной программы развития промышленного комплекса Республи-

ки Крым на 2015-2017 годы. Программой предусматривается выделение бюджетных средств на приобретение оборудования и совершенствование технологий производства, создание новых рабочих мест, обеспечение предприятий государственными заказами. По сути, большинство промышленных предприятий Крыма после упорядочения своего имущественного статуса в течение последних двух лет получили возможность для восстановления производственного потенциала и начинают показывать положительную динамику развития (см. табл. 2).

Развитие промышленного сектора экономики Крыма сдерживается рядом факторов как объективного, так и субъективного порядка. Например, судостроительный завод «Море» испытывает сложности с поставкой импортного оборудования и привлечением коммерческих заказов в связи с включением предприятия в санкционный список. Другой проблемой на предприятии считают громоздкость порядка закупок в рамках существующей контрактной системы, что не позволяет оперативно решать вопросы комплектования изготавливаемых судов и затягивает сроки их строительства.

Наиболее сложным и ответственным в управлении государственной собственностью на уровне предприятий является принятие решения о путях их дальнейшего развития. Мировой и отечественный опыт экономических реформ свидетельствует о необходимости разумного трансформирования государственной собственности в структуры, органически вписывающееся в рыночные условия хозяйствования, обеспечивающие развитие частной инициативы и привлечение частных капиталов. Однако этот процесс должен проходить без каких-либо шаблонов и кампанейщины, имевшей место в недавнем прошлом при проведении приватизации государственного имущества, в том числе в Крыму. Тем более нецелесообразно реформировать экономически несостоятельные, банкротящиеся предприятия - это приводит лишь к утрате возможных выгод для государства

Таблица 2

Технико-экономические показатели развития государственных унитарных предприятий, входящих в сферу управления Министерства промышленной

политики Республики Крым 2

Показатель ФГУП «Судостроительный завод «<Море» ГУП «Феодосийский оптический завод»

2015 год 2016 год прогноз на 2017 год 2015 год 2016 год прогноз на 2017 год

Объем произведенной продукции, тыс. р. 16 126 1 138 375 1 262 021 45 089 55 639 96 400

Среднесписочная численность работников, чел. 567 620 675 225 177 195

Среднемесячная заработная плата, р. 14 128 26 975 34 567 23 998 24 907 25 350

Средний возраст работающих, годы 45 46 46 43 42 40

Денежная выручка, тыс. р. 15 998 1 138 375 126 2021 45 324 65 287 120 400

Валовая прибыль (убыток), тыс. р. (77 197) 532 058 101 792 5 911 13 936 13 338

Уплачено налогов в бюджет, тыс. р. 34 041 221 645 130 791 33 72 1 016

Просроченная дебиторская задолженность, тыс. р. 226 703 - 20 820 13 298 -

Просроченная кредиторская задолженность, тыс. р. 2 035 0 - 104 726 117 586 -

Затраты на содержание социальной сферы, тыс. р. 1 824 2 894 500 167 0 -

и потере контроля над целыми секторами экономики.

В Республике Крым разработана программа приватизации государственного имущества на 2017 и последующие годы, в частности предполагается создание акционерного общества на базе известнейшего крымского предприятия - завода шампанских вин «Новый свет». Считаем, что акционирование государственных унитарных предприятий следует проводить по мере восстановления их производственного потенциала. Это даст возможность привлечь инвестиции в развитие предприятия, сохранить возможность государственного влия-

ния, обеспечить необходимые социальные и градообразующие функции производственного сектора экономики региона.

Закрепление имущества Республики Крым за субъектами хозяйственной деятельности осуществляется поэтапно.

На первом этапе распоряжением Совета министров Республики Крым принимается решение о закреплении движимого и недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за каким-либо государственным унитарным предприятием, которое находится в управлении исполнительных органов государственной власти республики - министерств и ведомств. Согласно методиче-

2 Таблица составлена по данным аналитической справки Министерства промышленной политики Республики Крым и отчетности предприятий.

ским указаниям по бухгалтерскому учету основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (см. [6]).

После этого государственное унитарное предприятие совместно с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Го-скомрегистр РК) осуществляет постановку имущественных объектов на кадастровый учет, предоставляет соответствующие сведения об имуществе для внесения в Реестр имущества Республики Крым и обеспечивает государственную регистрацию права собственности на имущество за Республикой Крым.

Для эффективного решения проблемы закрепления имущества необходимо разрешить коллизию, возникшую с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Заявления в органы Госкомрегистра РК принимаются одновременно для постановки на государственный кадастровый учет и для регистрации права собственности Республики Крым. Однако основанием для регистрации права собственности является выписка из Реестра имущества Республики Крым. Выписка из Реестра формируется после внесения соответствующего объекта недвижимости в казну республики на основании документа, подтверждающего наличие объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости (с кадастровым номером и уникальными характеристиками).

В целях эффективного использования имущество может быть передано в муниципальную собственность в соответствии с порядком отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым (см. [5]). Предложения о передаче объектов имущества из государственной собственности в муниципальную собственность и другим предприятиям должны содержать технико-экономическое обоснование эффективного использования государственного имущества с определе-

нием источников финансирования средств на его содержание. По этой схеме в 2016 году происходила передача в собственность районных муниципальных образований большого комплекса имущественных объектов, ранее находившихся в ведении и на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ.

Относительно имущественных объектов, обращаемых в собственность Республики Крым в результате национализации (имущество ПАО «Приватбанк»), принят и действует следующий порядок работы с ними.

Обязательными условиями эффективного использования такого имущества является его регистрация и постановка на учет, инвентаризация и оценка, продажа эффективному собственнику или передача государственным организациям для производительного использования. Для выполнения указанных функций распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1481-р «О создании государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» образовано государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» (ГАУ «РДИ РК») и определен перечень имущества, закрепленный за ним на праве оперативного управления. Продажа имущества, закрепленного за ГАУ «РДИ РК», ведется на основании положений ряда нормативных документов, в частности, Закона Республики Крым [2], Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым [5].

Процедурные вопросы оценки и продажи имущественных объектов регулируются соответствующими федеральными нормативными актами: федеральными законами «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», приказом Федеральной антимонопольной службы [7] и другими документами.

В 2016 году по решению Совета министров Республики Крым осуществлялось отчуждение национализированных имущественных объектов общей начальной стоимостью 1 421 474 тысячи рублей, в том числе недвижимого имущества начальной стоимостью 1 356 753 тысячи рублей, движимого имущества начальной стоимостью 64 721 тысяча рублей. Организатором проведения открытого аукциона по продаже имущества выступает ГАУ «РДИ РК». Имущество реализовывалось посредством проведения открытого аукциона, информация о котором размещалась на официальной информационной площадке по государственным имущественным торгам на территории Российской Федерации.

Законодательством Республики Крым предусмотрено, что арендодателями имущества, находящегося в государственной собственности республики, являются:

• министерства - в отношении имущества казны Республики Крым и имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти:

• предприятия и учреждения - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения с согласия соответствующего министерства.

Процедура заключения договора аренды имущества должна отвечать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, приказа Федеральной антимонопольной службы, устанавливающего порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды [7], а также Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым [15].

Плата за аренду государственного имущества устанавливается и направляется в соответствии с Методикой расчета и распределения арендной платы при передаче

в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым [16].

При запланированных на 2016 год 200 миллионах рублей поступлений в бюджет Республики Крым от аренды государственного имущества сумма поступлений составила 276 019 тысяч рублей, в том числе:

• доходы от сдачи в аренду имущества казны - 80 786 тысяч рублей;

• доходы от сдачи в аренду прочего имущества - 195 232 тысячи рублей.

Таким образом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом поступления в бюджет Республики Крым от аренды имущества увеличились на 76,2 миллиона рублей, или на 38 процентов.

Учитывая стратегическую цель Республики Крым обеспечить формирование самодостаточного бюджета, в том числе за счет налогов, средств от аренды и продажи государственного имущества, в настоящее время пополнение доходной части регионального бюджета посредством использования и реализации объектов государственной собственности является весьма важным фактором. В связи с этим указанные имущественные операции, осуществляемые государственными структурами в отношении объектов государственной собственности, укрепляют экономические основы государственной власти, способствуют эффективному использованию государственного имущества, что приводит к ускорению развития региона в целом.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ. URL: http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_160618/

2. Об управлении и распоряжении госу-

дарственной собственностью Республики Крым : Закон Республики Крым от 8 августа 2014 года № 46-ЗРК. URL: http://rk.gov. ru/rus/docs_republic.htm?page=3

3. О вопросах управления собственностью Республики Крым : постановление Государственного Совета Автономной Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14. URL: http://rk.gov.ru/rus/docs_ republic.htm

4. Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений : Закон Республики Крым от 30 декабря 2016 года № 345-ЗРК/2016. URL: http://rk.gov.ru/rus/docs_republic.htm

5. Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым : постановление Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 438.

6. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н.

7. О Порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса : приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.

8. О создании государственного авто-

номного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» : распоряжение Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1481-р.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016 : стат. сб. / Рос-стат. М., 2016.

10. Статистический ежегодник Республики Крым. 2015 : стат. сб. / Крымстат. Симферополь, 2016.

11. Об утверждении Государственной программы развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы : постановление Совета министров Республики Крым от 9 декабря 2014 года № 500. URL: www.rk.gov.ru

12. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 1 3 июля 2015 года № 218-ФЗ.

13. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

14. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

15. Об утверждении Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым : постановление Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года № 344.

16. Об утверждении Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым : постановление Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.