Научная статья на тему 'Управление государственной собственностью в региональном аспекте (на примере Московской области)'

Управление государственной собственностью в региональном аспекте (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
221
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Силаев Н.О.

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. В данный период как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ начинается интенсивное формирование правового института управления государственной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Силаев Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление государственной собственностью в региональном аспекте (на примере Московской области)»



УДК 332.871

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н. О. СИЛАЕВ,

аспирант кафедры региональной экономики и управления E-mail: nik@siway.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. В данный период как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ начинается интенсивное формирование правового института управления государственной собственностью.

Ключевые слова: государственное имущество, управление имуществом, Московская область.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня — федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст. 294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно ст. 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и ее субъекты в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами [1]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта Федерации составляет предмет ведения самого субъекта.

В качестве рассмотрения данной тематики за основу была взята Московская область.

По состоянию на 01.01.2010 право собственности Московской области зарегистрировано на 6 966 объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Московской области (ГУП МО), на праве оперативного управления за государственными учреждениями (ГУ МО) или составляющих казну Московской области (рис. 1).

В Московской области зарегистрировано право собственности на 2 594 объекта недвижимости. В собственности Московской области по состоянию на 01.01.2010 находятся 725 земельных участков общей площадью 3 479,3 га, в том числе в 2009 г. зарегистрировано право собственности Московской области на 351 земельный участок общей площадью 1 163,35 га.

По итогам 2009 г. доходы бюджета Московской области от использования и распоряжения областной собственностью составили 738 673,9тыс. руб., или 91,9% годовых бюджетных назначений (рис. 2).

Поступление дивидендов по акциям, принадлежащим Московской области, составило 25 741,8тыс. руб. (20,1% от бюджетного задания), что связано с падением рынка недвижимости и замораживанием инвестиционных проектов в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

В бюджет Московской области в виде доходов от сдачи в аренду областной собственности (за исключением земельных участков) в 2009 г. поступило

6 ООО 4 ООО 2 ООО О

ГУП ГУ

Рис. 1. Количество объектов недвижимости, закрепленных за государственными унитарными предприятиями (ГУП) и государственными учреждениями (ГО) Московской области

8%

^VJ

92%

| | Доходы от использования и распоряжения областной собственностью (годовые)

I | Иные доходы бюджетного назначения

Рис. 2. Доходы от использования и распоряжения областной собственностью

10%

6%

84%

I I Сфера пз Сфера

услуг

производства

I I Строительство Рис. 3. Сферы деятельности ГУП Московской области

111 402,4тыс. руб. (46,3 % от бюджетного задания), что обусловлено негативными тенденциями на рынке недвижимости, которые привели к сокращению спроса на арендуемые площади.

Так, выпадающие доходы бюджета Московской области от сдачи в аренду областной собственности в 2009 г. по 249 договорам аренды имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП МО, составили 76 201,2тыс. руб.

В 2009 г. заключено 57 договоров аренды недвижимого имущества.

Доходы от сдачи в аренду объектов областной собственности, расположенных за пределами Московской области и Российской Федерации, составили 41 923,7тыс. руб.

По состоянию на 01.01.2010 задолженность перед бюджетом Московской области по арендной плате и пени по договорам аренды недвижимого имущества составляют 29 485,5тыс. руб. За отчетный период в адрес арендаторов — должников по арендной плате направлено 39 претензий на общую сумму задолженности 31 481,2тыс. руб. В том числе по арендной плате — 29 019,1 тыс. руб. и пени — 2 462,1 тыс. руб. В результате проведения претензионной работы арендаторами погашена задолженность перед бюджетом Московской области по арендной плате и пени на сумму 1 995,7тыс. руб.

Управление ГУП МО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законом Московской области от 22.02.2008 №14/2008-03 «О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области и государственными бюджетными учреждениями Московской области» [2].

Сферы деятельности ГУП МО представлены нарис. 3.

По состоянию на 01.01.2010 в реестре областной собственности содержатся сведения о 848 ГУ МО, переданных в ведомственное подчинение исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области. По сравнению с 2008 г. количество ГУ МО сократилось на19 учреждений.

Численность работников ГУ МО за прошедший год сократилась на 6 299 чел., или на 6,3 % по сравнению с 2008 г., в том числе в сферах:

- образования — на 1 373 чел., или на 9,3 %;

- социальной защиты населения — на 4 206 чел., или на 8,7%;

- здравоохранения — на 403 чел., или на 9,9%;

- производства, издания и выпуска средств массовой информации — на 223 чел., или на

- кулыуры — на194чел.,илина9,(

Реорганизовано путем слияния и присоединения 90 ГУ МО, ликвидировано государственное специализированное учреждение Московской области «Фонд имущества Московской области», созданы три ГУ МО в сфере физической культуры и спорта.

Заключены 121 договор безвозмездного пользования на имущество, находящееся в оперативном

вопроси

15 (222) - 2011

управлении ГУ МО, и 32 соглашения о расторжении договоров безвозмездного пользования.

В бюджет Московской области в 2009 г. поступило доходов от сдачи в аренду земельных участков насумму205 050,6тыс. руб. (рис. 4).

150 000

100 000

50 000

125 389,3

- / Г 79 661,3

1 2

Рис. 4. Доходы в бюджет Московской области от сдачи в арендуземельныхучастков в 2009г., тыс. руб.:

1 — доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки,

государственная собственность на которые не разграничена;

2 — доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки,

находящиеся в собственности Московской области

4 000 3 000 2 000 1 000 0

3 452,7

л у V

1 297,5

л У

У

1 2

Рис. 5. Доходы в бюджет Московской области от продажи земельных участков в 2009г.,тыс. руб.: 1 — доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области; 2 — доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

300

200

100

294

133

63

1

3

Рис. 6. Количество договоров аренды земельных участков Московской области на 01.01.2010: 1 — договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Московской области; 2 — договоры аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности; ^ — договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

Выполнение годового бюджетного задания по доходам от сдачи в аренду земельных участков в бюджет Московской области составило 119,4%.

В 2009 г. поступления в бюджет Московской области от продажи земельных участков составили 4 750,2тыс. руб. (рис. 5).

По состоянию на 01.01.2010 действует 490 договоров аренды земельных участков, заключенных Минмособли-муществом (рис. 6).

В 2009 г. заключено 96 договоров аренды земельных участков с ГУП МО.

Торги по продаже земельных участков, находящихся в собственности Московской области, в отчетном году не проводились.

По состоянию на 01.01.2010 задол-женность по арендной плате по договорам аренды земельных участков составляет 608 219тыс. руб., в том числе:

- в бюджет Московской области — 57 206,2тыс. руб.;

- в бюджеты муниципальных образований Московской области — 551 012,8 тыс.руб.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса значительно увеличилось количество неплатежеспособных арендаторов. Так, основную долю должников составляют арендаторы, земельные участки которым предоставлены под жилищное строительство.

Таким образом, следует вывод, что наибольший доход в бюджет Московской области поступает от использования и распоряжения собственностью а наименьший доход — от продажи земельных участков.

Данные о поступлении средств в бюджет Московской области от использования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Московской области за 2008—2011 гг., отражены в таблице.

В целом намечается положительная тенденция в прогнозном 2011г., связанная с увеличением большинства статей доходов бюджета Московской области. Исключение составляют доходы от продажи акций. Этот показатель

0

0

Поступления средств в бюджет Московской области от управления собственностью в 2008—2010гг.

и прогноз на2011 г., тыс. руб.

Источник поступления средств 2008 2009 За 10 мес. 2010 2011

Продажа акций 150 997 101 181,6 132 412,2 128 196,9

Сдача в аренду недвижимого имущества 164 422,1 111 402,4 77 761,4 117 861,9

Продажа земельных участков 292 178,4 4 750,2 5 104,3 10 677,6

Сдача в аренду земельных участков 1 108 182,8 205 050,6 111 767,2 275 000,2

Перечисление части прибыли, оставшейся 336 950,1 396 479,1 266 821,1 333 416,7

после уплаты налогов и иных обязательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платежей ГУП МО

Дивиденды по акциям, принадлежащим Московской области 16 482,2 25 741,8 18 032,2 29 985,4

Всего... 2 071400,9 839 855,5 606 794,1 1 172 683,5

предположительно снизится на 4 % по сравнению с2010г.ина16%по сравнению с 2008 г.

Таким образом, для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов

Список литературы

системности, учета внешней среды, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. Исходя из этих принципов, необходимо сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при управлении государственной собственностью.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области и государственными бюджетными учреждениями Московской области: закон Московской области от 22.02.2008 № 14/2008-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.