Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью управления федеральной службы исполнения наказаний'

К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью управления федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
635
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ФСИН РОССИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УИС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ / STATE PROPERTY / THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE / CORRECTIONAL SYSTEM / EFFICIENCY OF UTILIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аменитский Виктор Георгиевич

Автором статьи проанализированы ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) в сфере управления государственной собственностью, закрепленной за Управлением ФСИН России. Делается вывод о том, что в них в должной мере не учтены требования к учету государственной собственности, закрепленной за органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы (УИС), контролю над ней и другие функции, связанные с использованием такого имущества. Предлагается внести изменения в структуру субъектов управления государственной собственностью, закрепленной за УИС, и дополнения в некоторые ведомственные нормативные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аменитский Виктор Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFICIENCY OF THE FEDERAL PROPERTY MANAGEMENT FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

The author analyzed the departmental normative legal acts regulating the activities of the Federal Penitentiary Service in the management of state property assigned to the Office of the Federal Penitentiary Service of Russia. It is concluded that in them is not adequately addressed the requirements for the integration of state property assigned to the organs and agencies of the correctional system, control over it, and other functions associated with the use of such property. It is proposed to amend the structure of the subjects of management of state property assigned to the correctional system, and additions to some departmental regulations.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью управления федеральной службы исполнения наказаний»

К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью, закрепленной за Управлением федеральной службы исполнения наказаний

В.Г. Аменитский

заместитель начальника отдела контроля состояния и использования федерального имущества Территориального управления Росимущества в городе Москве (г. Москва)

Виктор Георгиевич Аменитский, Ryazan_schlikov@mail.ru

Гипотезой настоящего исследования является то, что государственная федеральная собственность, закрепленная за органами и учреждениями уголовноисполнительной системы (далее - УИС) или территориальными управлениями Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) на основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», используется недостаточно эффективно. Свидетельством этого служат как отчеты контрольных органов1, так и собственная практика автора.

Анализ нормативных правовых актов УИС2, положений о территориальных управлениях ФСИН России3, уставов отдельных

учреждений4 показывает, что в них в должной мере не учтены требования к учету государственной собственности, закрепленной за УИС, контролю над ней и другие функции, связанные с управлением такой собственностью. На состоявшемся 9 февраля 2012 года расширенном заседании коллегии ФСИН России , посвященном подведению итогов деятельности УИС в 2011 году и постановке задач на 2012 год, эти вопросы тоже не обсуждались.

Не разработана в настоящее время эта важная тема и в ведомственной научной практике. Например, Э. Карпов в работе, посвященной финансовому контролю в уголовно-исполнительной системе, не затрагивает проблемы нарушений в сфере управления государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС5.

1 См.: Жданьков А. И. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009 году и прошедшем периоде 2010 года, на обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе на улучшение материального и оперативнотехнического оснащения» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2011. № 2 (158). С. 50-52; Аменитский В. Г. Взаимодействие территориальных органов ФСИН и Росимущества в вопросах эффективного использования государственного имущества // Экономические отношения. 2011. № 2. С. 43-47. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/16546/

2 Об утверждении Положения о рейтинговой оценке работы территориальных органов уголовноисполнительной системы по тыловому обеспечению : приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 июля 2007 года № 419;

Об оценке деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях : приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 января 2011 года № 40.

3 Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области. URL: http:// www.ufsin48.ru/documents/10/

4 См., например, устав федерального казенного учреждения «Центр государственного имущества и жилищнобытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний».

5 Карпов Э. Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе (финансовоправовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Диссертационное исследование П. Подъ-яблонского6, посвященное аналитическому обеспечению деятельности УИС, не касается вопросов контроля над рассматриваемой нами сферой деятельности.

Н.С. Матвеева в работе, посвященной государственному регулированию предпринимательства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы России, тоже не касается этой проблемы, хотя указывает на то, что радикальное реформирование национальной экономики и переход на рыночные механизмы хозяйствования привели к значительному ухудшению экономического положения производственных структур, входящих в УИС, к снижению их рентабельности. Наряду с низкой обеспеченностью этих структур оборудованием, машинами и механизмами, износ зданий и сооружений достиг 62,2 процента, машин и оборудования -72,5 процента, по лесовозной и лесозаготовительной технике приблизился к 90 процентам7.

Тем не менее мы абсолютно уверены в том, что система управления государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС, требует организационного и правового развития.

В процессе исследования нами выяснено следующее: до 70 процентов респондентов из числа руководящего состава ФСИН России считают, что управление государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС, осуществляется непоследовательно. Примерно такое же количество опрошенных отмечают, что в документах, регламентирующих деятельность органов и учреждений в этой сфере, слабо прописано участие этих структур в эффективном управлении объектами, относящимися к государственной собственности.

Рассмотрим возможное наполнение классических функций государственного

управления (планирование - организация -мотивация - контроль) в разрезе управления государственной собственностью и соотнесем их с функциями, которые выполняют органы управления и учреждениями ФСИН России.

Планирование в области управления государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС, должно решать следующие задачи:

• способствовать полной инвентаризации объектов государственной собственности, находящейся в распоряжении УИС, разработка и реализация системы учета этих объектов;

• классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления ими;

• установление целей управления для каждого объекта (группы объектов);

• повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

• обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

Организационные мероприятия призваны:

• способствовать принятию органами и учреждениями в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом;

• упорядочить систему учета федерального имущества, подачу сведений в реестр федерального имущества;

• добиваться максимальной эффективности деятельности федеральных го-

6 Подъяблонский П. Функционирование структурных подразделений учреждений и органов Уголовноисполнительной системы, осуществляющих аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011.

7 Матвеева Н. С. Государственное регулирование предпринимательства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы России : дис. ... доктора экон. наук. М., 2011.

сударственных унитарных предприятий;

• осуществлять взаимодействие всех заинтересованных в эффективном управлении государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС, сторон (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц).

Роль мотивации сводится к созданию у руководящего состава ФСИН России побудительных мотивов к выполнению требований, связанных с учетом, контролем и другими функциями по управлению государственной собственностью.

В области контроля органы управления должны:

• проводить в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначать и проводить документальные и иные проверки, в том числе организовывать проведение ревизий, принимать решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

• осуществлять в установленном порядке сбор и представление в вышестоящие инстанции документов, необходимых для объективной оценки деятельности в данной сфере, а также предоставлять соответствующую информацию;

• осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного на правах хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

В соответствии с принципами организационного проектирования для решения

вопросов, связанных с управлением государственным имуществом, создаются организационные структуры, наделенные соответствующими функциями, равно как и упраздняются структуры, которые возложенных на них функций не выполняют.

Как нам представляется, в федеральном органе уголовно-исполнительной системы необходимо создать Департамент управления и взаимодействия с государственными органами в сфере федеральной собственности. Это позволит исключить федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» из сферы управления государственным имуществом.

В территориальных органах управления ФСИН России вместо малоэффективных групп коммунально-бытового обеспечения федерального казенного учреждения жилищно-коммунального управления предлагаем создать отделы контроля за распоряжением государственной собственностью и ее использованием, что позволит значительно расширить сферу их деятельности. Обозначим уточненный круг направлений деятельности Департамента и отделов контроля.

Функции Департамента управления и взаимодействия с государственными органами в сфере федеральной собственности:

• работа по закреплению федерального имущества за учреждениями и органами УИС на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• разработка и реализация системы учета и инвентаризации объектов государственной собственности, находящейся в распоряжении УИС;

• классификация объектов государственной собственности, находящейся в распоряжении УИС, в зависимости от назначения и признаков, определяющих специфику управления объектами;

• установление цели управления для каждого объекта управления (группы объектов);

• правовая регламентация процессов управления государственным имуществом;

• повышение эффективности управления с использованием всех современных методов и финансовых инструментов;

• обеспечение принятия органами и учреждениями в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом;

• организация взаимодействия с органами Росимущества в вопросах учета федерального имущества и подачи сведений в реестр федерального имущества;

• организация взаимодействия всех заинтересованных в эффективном управлении государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС, сторон (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц);

• мотивирование руководящего состава ФСИН России к выполнению требований, связанных с функциями по управлению государственной собственностью.

Отделы контроля за распоряжением и использованием государственной собственности территориальных органов призваны:

• добиваться максимальной эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий;

• проводить в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначать и проводить документальные и иные проверки, в том числе организовывать проведение ревизий, и принимать решения

о проведении аудиторских проверок федеральных государственных уни-

тарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

• осуществлять подготовку материалов по вопросам реализации полномочий собственника в отношении федерального имущества (движимого и недвижимого), переданного учреждениям и органам УИС;

• осуществлять в установленном порядке сбор и представление в вышестоящие инстанции документов, необходимых для объективной оценки деятельности в данной сфере, и предоставлять соответствующую информацию;

• осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного на правах хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями;

• обеспечивать контроль за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

В свете вносимых нами предложений нуждаются в редактировании некоторые ведомственные правовые акты, например приказ ФСИН России от 31 июля 2007года № 419 «Об утверждении Положения о рейтинговой оценке работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы по тыловому обеспечению» и приказ ФСИН России от 31 января 2011 года № 40 «Об оценке деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях». В указанных документах необходимо отразить важность для уголовно-исполнительной системы вопросов контроля за использованием государственной собственности, находящейся в распоряжении УИС.

В частности, Методические рекомендации № 15 «Оценка состояния тылового обе-

спечения подразделений УИС, подведомственных территориальному органу ФСИН России» приказа ФСИН России от 31 января 2011 года № 40 предлагается дополнить пунктом 20:

«Организация управления федеральной государственной собственностью.

Все объекты федеральной государственной собственности, закрепленные за учреждениями и организациями, внесены в реестр федерального имущества - удовлетворительно.

Отсутствие полноты и достоверности содержащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе - неудовлетворительно.

Кроме этого, оценка «неудовлетворительно» может выставляться в случаях:

• передачи балансодержателем федерального недвижимого имущества сторонним организациям по договорам аренды, не соответствующим требованиям существующего законодательства;

• при наличии свободных, неэффективно используемых помещений;

• в случаях сноса или продажи объекта федеральной формы собственности без согласования в соответствии с существующим законодательством».

В преамбуле раздела II «Основные направления деятельности территориальных органов УИС по тыловому обеспечению и их оценочные показатели» Приказа ФСИН России от 31 июля 2007 года № 419 «Тыловая деятельность территориальных органов УИС оценивается с учетом результатов работы по материально-техническому (продовольственному, вещевому и топливному) и коммунально-бытовому обеспечению учреждений УИС, организации капитального строительства, соблюдения финансовой и исполнительской дисциплины, а также требований законодательства в части размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд» после слов «для государственных нужд» добавить следующее: «, качества и эффективности управления государственной федеральной собственностью».

А сам раздел дополнить пунктом «Уровень управления государственной федеральной собственностью». Оценивать этот показатель можно по формуле:

1 - (В + С) / А,

где А - все объекты федеральной государственной собственности, закрепленные за территориальным управлением;

В - все объекты федеральной государственной собственности, закрепленные за территориальным управлением, внесенные в реестр федерального имущества;

С - количество случаев передачи балансодержателем федерального недвижимого имущества сторонним организациям по договорам аренды, не соответствующим требованиям существующего законодательства, сноса или продажи объекта федеральной формы собственности без согласования в соответствии с существующим законодательством, свободных, неэффективно используемых помещений.

Представляется, что внесенные предложения помогут значительно повысить уровень эффективности управления федеральной собственностью Управлений ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Аменитский В. Г. Взаимодействие территориальных органов ФСИН и Росимущества в вопросах эффективного использования государственного имущества // Экономические отношения. 2011. № 2. ^Ь: http://www.creativeconomy.ru/articles/16546/

2. Жданьков А. И. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009 году и прошедшем периоде 2010 года, на обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе на улучшение материального и оперативно-технического оснащения» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2011. № 2 (158).

3. Карпов Э. Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе (финансово-правовой аспект) :

дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

4. Матвеева Н. С. Государственное регулирование предпринимательства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы России : дис. ... доктора экон. наук. М., 2011.

5. Подъяблонский П. Функционирование структурных подразделений учреждений и органов Уголовно-исполнительной системы, осуществляющих аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011.

6. Об оценке деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях : приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 января 2011 года № 40.

7. Об утверждении Положения о рейтинговой оценке работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы по тыловому обеспечению : приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 июля 2007 года № 419.

8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1.

9. Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области. иВЬ: http://www.ufsin48.ru/ documents/10

10. Устав федерального казенного учреждения «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний».

* * *

Аренда помещений у города и собственника

О.А. Сторожук

ведущий юрисконсульт ООО «Агентство правовых услуг»* (г Москва) a123-1234@yandex.ru

Когда читаешь большинство нормативных документов в области управления государственной недвижимостью, особенно статью 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», создается впечатление, что государство является монополистом на рынке аренды и продажи нежилой недвижимости и поэтому может ставить такие драконовские условия - все равно все «съедят».

На самом деле это не так. В настоящее время существует обширный вторичный рынок нежилой недвижимости и государственная недвижимость далеко не всегда конкурентоспособна на этом рынке.

Чем отличается, с точки зрения сдачи в аренду, недвижимость, находящаяся в городской собственности, и недвижимость, находящаяся в частной собственности?

Городская недвижимость (находящаяся в казне)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основной массе такие объекты недвижимости, чтобы их использовать, требуют ремонта, а это время и деньги, причем немалые. Необходимо оформление различных подключений, разрешений, согласований. А если это новостройка, то там вообще сдаются голые стены, евроремонт обходится как минимум 300-500 долларов за один квадратный метр, и на его проведение потребуется не менее по-лугода. Не говоря уже об отсутствии автостоянки, охраны и т. п. Ставка же арендной платы, определяемая оценщиком, обычно базируется на сравнительных данных со ставками в частной собственности.

Капитальный ремонт городской недвижимости

Собственник должен бы радоваться, что арендатор улучшает качество недвижимости, компенсировать это. Ан, нет! Попробуйте добиться какой-либо компенсации. А арендатору, сделавшему ремонт, еще и Госгоринспекцию пришлют, стенка-то стала на 3 сантиметра толще после ремонта, а вы это не оформили, извольте-ка 30 тысяч штрафа заплатить!

Плюсы аренды городской недвижимости Плюсами аренды городской недвижимости являются возможность для субъектов малого и среднего предпринимательства получать льготу по арендной плате, а также возможность заключения договора на 3-5 лет.

Окончание на с. 44

Информацию о компании см. на с. 97.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.