Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью'

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4017
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ / STATE PROPERTY / LEGAL BASE / MECHANISM OF STATE PROPERTY MANAGEMENT / PRIVATIZATION / THE CONCEPT OF FEDERAL PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мовчан Сергей Николаевич

В статье отражены результаты анализа состояния нормативно-правовой базы по регламентации процессов управления государственной собственностью и предложены пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC TENDENCIES OF IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

In the article the results of analysis of condition of state property management legal regulation are reflected and the ways of its improvement are offered.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью»

ЭКОНОМИКА РОССИИ

УДК 351.711

С.Н. Мовчан

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью

В статье отражены результаты анализа состояния нормативно-правовой базы по регламентации процессов управления государственной собственностью и предложены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: государственная собственность, нормативно-правовая база, механизм управления государственной собственностью, приватизация, концепция управления федеральным имуществом.

Проведенный анализ состояния нормативной правовой базы регулирования отношений, возникающих в процессе управления государственной собственностью, показал, что сложившееся в условиях перехода к рыночной экономике правовое поле не способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности и реализации государственных функций. Оно обладает целым рядом изъянов и пробелов, которые тормозят дальнейшее динамичное развитие экономики страны. Это касается нормативно-правовой базы как федерального, так и ведомственного уровней.

Например, ведомственная нормативная правовая база не в полной мере соответствует требованиям документов, определяющих основные принципы государственной политики Российской Федерации в области имущественных отношений. В частности, в положениях о Росимуществе, а также об Управлении продаж и предпродажной подготовке приватизируемого имущества Росимущества отсутствуют функции в части предпродажной подготовки, отвечающие требованиям Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Осуществление предпродажной подготовки заключается в определении начальной цены объекта по отчетам независимых оценщиков, информационного сопровождения и организации торгов. Специальных мероприятий, направленных на повышение

© Мовчан С.Н., 2013

4

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

рыночной стоимости компаний, в качестве предпродажной подготовки не предусматривалось и не осуществлялось.

В части состояния нормативной правовой базы по регламентации приватизации крупных (крупнейших) акционерных обществ следует отметить, что в Минэкономразвития России и Росимуществе отсутствуют утвержденный перечень акционерных обществ, относящихся к категории крупных (крупнейших), методики и утвержденные порядки определения указанного статуса, а также прогнозирования стоимости пакетов акций акционерных обществ при осуществлении их продажи и обоснования для включения крупных (крупнейших) акционерных обществ в планы (программы) приватизации.

Минприроды России до настоящего времени не выработало необходимой нормативной правовой базы для стимулирования геологоразведочной деятельности пользователей недр с целью обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы. Отсутствуют правовые нормы и механизмы, обязывающие недропользователя инвестировать собственные средства в геологоразведочные работы в порядке возмещения изъятых полезных ископаемых из участков государственного фонда недр. Как следствие, изъятые полезные ископаемые, которые учитываются на государственном балансе как запасы, выбывают безвозвратно и не восполняются. В результате федеральный бюджет испытывает дополнительную нагрузку, осуществляя расходы на финансирование работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы для компенсации выбытия полезных ископаемых, изымаемых пользователями недр. Также не подготовлен нормативный правовой акт, устанавливающий меры по формированию необходимых и достаточных складских запасов стратегических видов минерального сырья. В системе учета полезных ископаемых в недрах используется такой показатель как прогнозные ресурсы, который не имеет нормативного правового определения.

Нельзя не отметить, что до настоящего времени не сформированы показатели, характеризующие эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления имуществом. Не предусмотрена ответственность руководителей ведомств за полный и достоверный учет федерального имущества. Как следствие, должностными лицами ведомств допускаются факты невыполнения в полном объеме требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих управление государственной собственностью, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Это создает предпосылки для неэффективного использования государственной собственности, а также высокие коррупционные риски.

В числе проблемных остаются вопросы законодательного разграничения полномочий в сфере управления госимуществом. За примерами, как говорится, далеко ходить не надо. В настоящее время Росимущество в со-

5

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

ответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти. Такие федеральные органы исполнительной власти, а также государственные корпорации осуществляют полномочия собственника имущества в отношении находящихся в их ведении предприятий и учреждений, а в ряде случаев — полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. Различие подходов и задач Росимущества и иных федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления государственной собственностью не позволяет своевременно и в полном объеме реализовать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по оптимизации состава и объема имущества, находящегося в государственной собственности. Кроме того, высокий уровень динамики изменения форм собственности, связанный со структурными преобразованиями экономики, порождает целый ряд проблемных вопросов.

Взять хотя бы проблему учета государственного имущества. По состоянию на 31 декабря 2011 года в реестре федерального имущества учтены данные об имуществе 24 532 юридических лиц, в том числе закрепленном за 2 164 федеральными государственными унитарными предприятиями, 22 305 федеральными государственными учреждениями и за 63 федеральными казенными предприятиями. Эти показатели существенно расходятся с базой данных Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО), в котором на указанную дату было учтено 1261 ФГУП, 17106 ФГУ и 69 федеральных казенных предприятий.

Необходимо также отметить, что при внесении данных в реестр федерального имущества не обеспечивалась полнота сведений об объектах учета федерального имущества, имели место многочисленные ошибки, а также случаи непредставления данных правообладателями. Например, из 192 817 земельных участков, учтенных в реестре федерального имущества по состоянию на 31 декабря 2011 года, отражена первоначальная (балансовая) стоимость только 6 940 земельных участков (или 3,6 %). Таким образом, из 443,1 млн. гектаров учтена стоимость только 0,7 млн. гектаров, или 0,2 % от общей площади федеральных земельных участков. В реестре отсутствуют данные о количестве и общей площади федеральных земельных участков по 59 субъектам, а о балансовой стоимости — по 79 субъектам.

Анализ данных реестра федерального имущества показал, что учет нематериальных активов, в том числе интеллектуальной собственности, надлежащим образом не ведется. Тем самым в настоящее время достаточно трудно объективно определить количественный состав и стоимость феде-

6

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

рального имущества, являющегося результатом интеллектуальной деятельности.

Имеются существенные расхождения в стоимости имущества казны Российской Федерации, которая отражена в бюджетной отчетности Росимущества и в Реестре федерального имущества за 2011 год. В общей сложности они составили 2,2 трлн. рублей: в том числе 1944,0 млрд. рублей в части учета нефинансовых активов имущества казны и 262,0 млрд. рублей в части учета акций и иных форм участия в капитале.

Одной из основных проблем, снижающих эффективность управления федеральным имуществом, является низкий уровень делегирования полномочий территориальным органам Росимущества для принятия ими самостоятельных решений в рамках действующего законодательства, прежде всего в части управления земельными участками. Согласование с центральным аппаратом Росимущества значительного количества действий по распоряжению федеральным имуществом, в том числе в сфере разграничения государственной собственности, снижает оперативность принимаемых решений. Это усиливает потребность в скорейшем решении данной проблемы. При этом, на мой взгляд, следует учитывать, что при расширении функций территориальных органов Росимущества может резко возрасти коррупционная составляющая. Чтобы минимизировать связанные с этим риски, необходим жестко регламентированный механизм принятия решений в данной сфере деятельности.

На региональном уровне особо много нерешенных вопросов накопилось в части, касающейся учета, распоряжения, использования, передачи и оформления имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также имущества, закрепленного за организациями, учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть из них носит системный характер, в том числе:

отсутствие единого порядка учета государственного и муниципального имущества как в казне, так и закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

отсутствие спроса на значительную часть подлежащих приватизации объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципальных образований, ввиду низкой ликвидности и инвестиционной привлекательности;

отсутствие технической документации на объекты коммунальной инфраструктуры, поступившие в собственность муниципальных образований в результате банкротства организаций;

недостаточность финансовых средств для проведения технической инвентаризации муниципального имущества (изготовление технических планов и кадастровых паспортов на объекты недвижимости, а также кадастровых паспортов на земельные участки), межевания земельных участков

7

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

для осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования.

Следует подчеркнуть, что государственные органы власти в последние годы сделали определенные шаги в направлении решения отдельных наиболее острых проблем, которые накопились в сфере законодательного регулирования управления госсобственностью. Особенно активно осуществлялось совершенствование нормативных актов в области приватизации. Так, только в 2011 году в целях оптимизации процедур приватизации в федеральное законодательство были внесены следующие существенные изменения:

— Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 16 Закона о приватизации в части освобождения претендента от предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. Это направлено на создание комфортных условий для бизнеса и улучшение межведомственного взаимодействия;

— Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» внесен ряд изменений в Закон о приватизации. В частности, определен порядок приватизации унитарных предприятий путем их преобразования в хозяйственные общества; дополнены и изменены нормы, регулирующие порядок приватизации открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также требования к покупателям государственного и муниципального имущества; установлены гарантии трудовым коллективам открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1094 «О внесении изменений в Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» внесены изменения в Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в части его дополнения Порядком исключения из Программы приватизации объектов федеральной собственности. Это, в частности, упорядочило решение проблемы так называемых «переходящих объектов» (объектов приватизации, включенных в программу приватизации конкретного периода, но фактически не приватизированных в рамках этого периода), так как регламентировало ранее не определенный порядок (правила) их включения или не включения в программы приватизации на последующие годы;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 года № 71 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества» были установлены

8

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

новые правила проведения продажи посредством публичного предложения, отменен институт нормативной цены и установлен рыночный механизм определения начальной цены на основании отчета об оценке имущества.

Рядом органов исполнительной власти изданы ведомственные акты о видах особо ценного движимого имущества подведомственных федеральных автономных или бюджетных учреждений и приняты порядки распоряжения недвижимым, а также особо ценным движимым имуществом. Например, в Минобрнауки России в целях обеспечения контроля за подведомственными организациями был издан приказ от 25 января 2011 года № 100 «Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по контролю исполнения подведомственными Министерству организациями требований законодательства Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и об учете федерального имущества».

В интересах защиты имущественных прав Российской Федерации в отношении государственного имущества, находящегося за рубежом принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в соответствии с которым к компетенции МИД России отнесены вопросы обеспечения защиты прав Российской Федерации на дипломатическое недвижимое имущество за рубежом.

Однако принятые меры не позволили кардинально повлиять на повышение эффективности управления государственной собственностью, что определяет объективную необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы имущественных отношений. Основные цели, принципы, задачи и мероприятия по реализации государственной политики по управлению федеральным имуществом определены в новой редакции Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 года. Реализация положений данной концепции направлена на обеспечение экономического роста и проведение структурных и институциональных изменений. В качестве стратегического приоритета ставится задача перехода к инновационному развитию экономики. Формирование оптимальной структуры федерального имущества, отвечающей задачам современного развития, и отказ от избыточных функций государства позволит снизить затраты на управление.

Также, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р предусмотрено принятие Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом на период до 2015 года». В ней определены основные цели и задачи в сфере управления федеральным имуществом и приватизации, намечена система мероприятий по их достижению с указанием сроков реализации, выполнен расчет ресурсного обеспечения, планируемых показателей и ожидаемых результатов.

9

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

В проекте данной программы предусмотрена разработка и внесение изменений в действующее законодательство в целях создания условий для повышения эффективности и прозрачности управления федеральным имуществом. Так, проекты федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусматривают приведение действующего законодательства в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в части реорганизации предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и повышения эффективности управления некоммерческими организациями. Это должно способствовать повышению качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием, реализации хозяйствующими субъектами программ инновационного и технологического развития.

Проект федерального закона «О согласовании сделок отдельных видов юридических лиц с акциями, долями в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств» направлен на обеспечение законодательного закрепления ограничения возможности государственными унитарными предприятиями, государственными корпорациями компаний с контрольным государственным участием приобретать доли в уставных (складочных) капиталах компаний, работающих в конкурентных секторах российской экономики.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О повышении эффективности управления объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности» имеет своей целью приведение актов Правительства Российской Федерации в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в части уточнения процедур вовлечения в хозяйственный оборот. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 года № 234» предполагает внесение изменений, в связи с необходимостью уточнения срока действия установленных в нем ограничений на согласование решений, принимаемых в отношении объектов недвижимого имущества в целях обеспечения жилищного и иного строительства.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О повышении эффективности учета федерального имущества» предусматривает совершенствование порядка учета федерального имущества, ведения реестра показателей экономической деятельности компаний с государственным участием. В свою очередь, проект постановления Правительства Российской Федерации «Об усилении контроля за управлением объектами федерального имущества» предполагает реализацию предложений по совершенствованию порядка осуществления контроля за управлением объ-

10

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

ектами федерального имущества, включая проведение проверок эффективности его использования.

Ряд законопроектов направлен на создание условий для эффективной реализации арестованного имущества, распоряжения конфискованным, движимым бесхозным и иным имуществом, обращенным в собственность государства, а также вещественными доказательствами и иным изъятым имуществом. Так, проект постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области организации реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество» направлен на совершенствование организации реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество.

В проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» содержатся предложения по совершенствованию механизма распоряжения и реализации имущества, обращенного в собственность Российской Федерации. Это позволит более эффективно взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в исполнении решений судебных органов и передающих имущество Росимуществу для распоряжения или реализации. Предлагаемые мероприятия направлены на повышение эффективности и прозрачности реализации арестованного имущества и распоряжения конфискованным, а также вещественными доказательствами и иным изъятым имуществом.

Осуществляется подготовка нормативных правовых актов по обеспечению страхования объектов федерального недвижимого имущества, переданного в аренду, и утверждение соответствующих типовых договоров аренды.

Вместе с тем в настоящее время за пределами законотворческой деятельности остается ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. С точки зрения уточнения полномочий в сфере управления федеральным имуществом целесообразно, на мой взгляд, законодательно закрепить возможность установления, при необходимости, решениями Президента Российской Федерации дополнительных требований по порядку включения федерального имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.

Представляется необходимым более детально проработать вопрос о возможности утверждения Концепции управления федеральным имуществом не постановлением Правительства Российской Федерации, а указом

11

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

Президента Российской Федерации. Также необходимо предусмотреть порядок представления Президенту информации о ходе и итогах приватизации федерального имущества.

Что касается совершенствования механизма приватизации госимущества, то здесь следовало бы упорядочить систему оплаты услуг брокеров и инвестбанков при продаже государственного имущества. Замечу, что в преддверии очередной волны массовой приватизации речь может идти о значительных суммах. Существующими в настоящее время правилами вознаграждения при продаже госимущества посредникам предусмотрена выплата премии за превышение итоговой цены над первоначально объявленной при продаже госактива. Премия может составлять до 1% от разницы между этими ценами. Организаторы приватизации 7,56% акций Сбербанка России, которая была осуществлена в сентябре 2012 года, получили за свои услуги порядка 0,6% от суммы сделки. В 2011 году из федерального бюджета была осуществлена выплата вознаграждения обществу с ограниченной ответственностью «Меррилл Линч Секъюритиз», которое выступило в качестве агента при осуществлении купли-продажи 10% уставного капитала акций открытого акционерного общества «Банк ВТБ» в сумме 1913,6 млн. рублей. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на оплату услуг инвестиционных и финансовых консультантов для организации предпродажной подготовки и продажи акций акционерных обществ в 2013—2015 годах предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 5000,0 млн. рублей ежегодно. Эти средства зарезервированы по главе 092 «Министерство финансов», подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы». Объемы, как видно, немаленькие и требуют поиска дополнительных мер по их снижению. В этой связи представляется весьма своевременным и разумным предложение Минфина России об установлении показателя максимального вознаграждения в размере 0,3% от выручки.

Одним из важных направлений является совершенствование нормативного обеспечения безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также финансового обеспечения содержания имущества военных городов после его передачи. Актуальность этой проблемы со всей очевидностью высветили результаты проведенной Счетной палатой в 2012 году проверки эффективности расходования средств федерального бюджета, полученных в 2011 году от реализации имущества военных городков в связи с реформированием Вооруженных Сил.

В настоящее время передача военных городков регулируется федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — в муниципальную собственность и о внесении из-

12

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (да-лее-423-ФЗ). Данным законом предусматривается упрощенный порядок передачи имущества в муниципальную собственность или собственность субъектов Федерации. Однако с его реализацией возникает целый ряд серьезных проблем.

По информации Министерства регионального развития Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2012 года, в военных городках Министерства обороны находятся 12861 жилой дом общей площадью 26,8 млн. кв. метров и 3963 котельных, 7430 объектов водоснабжения и водоотведения, 1855 электроустановок, 12,7 тыс. километров теплотрасс и так далее. До 15 декабря 2012 года Министерство обороны должно было закончить инвентаризацию передаваемых объектов. Во всех субъектах Российской Федерации сформированы рабочие группы по разработке детальных перечней передаваемых объектов недвижимости, в том числе земельных участков и планов-графиков их передачи с участием представителей Министерства обороны, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По данным Минрегиона, по итогам деятельности рабочих групп органы местного самоуправления отказываются принимать около 70 процентов военных городков в связи с тем, что объекты недвижимого имущества находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. За 2012 год Минобороны издало приказы о передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 92 военных городков полностью, включая земельные участки, 13956 квартир, 336 жилых домов, 1996 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 32 детских сада, 45 котельных и так далее. Однако существует ряд проблем, волнующих региональные и местные власти, в связи с предстоящей передачей военного имущества в том числе: отсутствие во многих случаях технической и правоустанавливающей документации на передаваемое имущество, передача в ряде случаев недвижимого имущества без соответствующих земельных участков, что затрудняет новым собственникам пользование ими, отсутствие согласованных графиков передачи, нахождение примерно трети передаваемых объектов в аварийном состоянии.

Отчасти сложившаяся ситуация связана с несовершенством закона 423-ФЗ, что создает дополнительные трудности, связанные с его реализацией. На сегодняшний день в Государственной Думе рассматриваются поправки к данному закону. На наш взгляд, целесообразно внести изменения в 423 федеральный закон, наделяющий все субъекты Российской Федерации, а не только Москву и Санкт-Петербург, правом получения в свою собственность военного имущества, подлежащего безвозмездной передаче. Также необходимо законодательно закрепить, что передача объектов должна предусматривать процедуру согласования, а не только одностороннее решение руководства Министерства обороны. Кроме того, вся

13

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

процедура передачи должна быть четко регламентирована с точки зрения обеспечения бюджетными средствами. Представляется необходимым досконально проработать вопрос о возможности передачи полномочий по распоряжению недвижимым военным имуществом обратно в Росимущество. Очевидно, что вовлечение земель Министерства обороны в гражданский оборот позволит привлечь дополнительные инвестиции и сформировать новые сельскохозяйственные угодья в регионах. Это может оказать положительное влияние и на развитие малого бизнеса.

В качестве обобщающих сделаем несколько выводов.

Эффективное управление государственной собственностью во многом определяется состоянием нормативной правовой базы, которая составляет основу механизма управления.

Имеющие место недостатки существующей законодательной базы связаны и с отставанием нормативной правовой базы от хозяйственной практики, и с изменением задач, вытекающих из долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития страны.

В контексте совершенствования законодательства в сфере управления государственной собственностью ключевую роль играет подготовка новой редакции Концепции управления имуществом на период до 2018 года, а также разработка Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» на период до 2015 года.

В условиях дальнейшей трансформации структуры национальной экономики объективно требуется поиск новых подходов, методов и инструментов управления государственной собственностью. Важно, чтобы их внедрение не отставало от современных экономических реалий, а работало бы на опережение.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1999, № 39, ст. 4626.

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 года». http://ca.rosim.ra/Attachment.aspx?Id=73237, 2012.

3. Проект Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (на период 2013—2015 годов). http:// ca.rosim.ru/Attachment.aspx?Id=745950, 2012.

4. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности управления государственной собственностью и компаниями с государственным участием» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 14 декабря 2012 года). — М., Счетная палата Российской Федерации, 2012.

14

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы...

5. Стенограмма заседания «круглого стола» в Совете Федерации на тему: «Проблемы финансового обеспечения содержания имущества военных городков после его передачи в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Москва, 26 ноября 2012 года.

References

1. Decree of the Russian Federation of September 9, 1999 № 1024 «On the Concept of State Property Management and Privatization in the Russian Federation.» / / Collected Legislation of the Russian Federation, 1999, № 39, art. 4626.

2. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation «On the Concept of federal property management for the period up to 2018.» http:// ca.rosim.ru/Attachment.aspx?Id=73237, 2012.

3. Government program of the Russian Federation «Management of Federal Property» (the period 2013-2015). http://ca.rosim.ru/Attachment.aspx?Id=745950, 2012.

4. Report on the results of the expert-analytical activities «Analysis of the effectiveness of state-owned and state-owned companies» (approved by the Accounting Chamber of the Russian Federation December 14, 2012). M., Accounts Chamber of the Russian Federation, 2012.

5. Proceedings of the «round table» in the Federation Council on the theme: «The problems of financial support maintenance of the property cantonments after its transfer to the ownership of the Russian Federation and municipali-ties», Moscow, 26 November 2012.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.