Научная статья на тему 'Проблемы нормативно-правового обеспечения информационно-аналитической работы в пенитенциарной системе'

Проблемы нормативно-правового обеспечения информационно-аналитической работы в пенитенциарной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION-ANALYTICAL WORK / INFORMATIZATION / INFORMATION-ANALYTICAL ACTIVITY / NORMATIVE REGULATION / LEGAL SUPPORT / LEGISLATION / MANAGEMENT / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / INFORMATION RESOURCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Герасимов Кирилл Игоревич

В связи с всеобщей информатизацией и в результате деятельности по масштабному использованию программно-аппаратных систем и вычислительных комплексов в информационно-аналитической деятельности подразделений пенитенциарной системы изменяется качество подходов к организации системы управления, формированию баз данных, предоставления отчетности, что требует динамичного изменения нормативно-правовой базы. Актуализируется разработка системы руководящей документации и нормативных актов, которые обеспечивают эффективность применения наличествующей нормативно-правовой основы как на федеральном уровне, так и на уровне уголовно-исполнительной системы (УИС). В статье авторы делает попытку обосновать необходимость в подготовке ведомственного нормативного правового акта, который должен содержать положения о регламентации информационно-аналитической работы в УИС, включив в его содержание разделы: 1) об информационно-аналитическом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в свете систематизации в применении средств электронной информатизации; 2) о закреплении функций подразделений и служб ФСИН в данной сфере. В вопросах оптимизации нормативно-правового массива ведомственной отнесенности сформулировано определение «информационного ресурса» Федеральной службы исполнения наказаний, что позволяет законодательно определить механизмы сбора, обработки, передачи, хранения информационного ресурса и закрепить ответственных за обновление и разработку показателей предоставления отчетностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна, Герасимов Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF INFORMATION AND ANALYTICAL WORK IN THE PENAL SYSTEM

In connection with the General information and as a result of the large-scale use of software and hardware systems and computer systems in the information and analytical activities of the units of the penitentiary system, the quality of approaches to the organization of the management system, the formation of databases, reporting, which requires a dynamic change in the regulatory framework. The development of a system of guidance documents and regulations that ensure the effectiveness of the existing legal framework at the Federal level and at the level of the penal correction system (penal correction system) is updated. In the article the author makes an attempt to justify the need for the preparation of departmental regulatory legal act, which should contain provisions on the regulation of information and analytical work in the IPU, including in its content sections: 1) on information and analytical support of the penal system in the light of systematization in the application of electronic information; 2) on the consolidation of the functions of units and services of the FSIN in this area. The definition of "information resource" of the Federal penitentiary service is formulated in the matters of optimization of the normative-legal array of departmental relevance, which allows to determine the mechanisms of collection, processing, transmission, storage of information resource and to assign those responsible for the update and development of indicators of reporting.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативно-правового обеспечения информационно-аналитической работы в пенитенциарной системе»

Ulendeeva Natalia Ivanovna, Gerasimov Kirill Igorevich PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF INFORMATION ..

juridical science

УДК 34.07

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

© 2018

Улендеева Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Управления и информационно-технического обеспечения деятельности

уголовно-исполнительной системы» Герасимов Кирилл Игоревич, курсант 4 курса юридического факультета Самарский юридический институт ФСИН России (443022, Россия, Самара, улица Рыльская, 24В, e-mail: [email protected])

Аннотация. В связи с всеобщей информатизацией и в результате деятельности по масштабному использованию программно-аппаратных систем и вычислительных комплексов в информационно-аналитической деятельности подразделений пенитенциарной системы изменяется качество подходов к организации системы управления, формированию баз данных, предоставления отчетности, что требует динамичного изменения нормативно-правовой базы. Актуализируется разработка системы руководящей документации и нормативных актов, которые обеспечивают эффективность применения наличествующей нормативно-правовой основы как на федеральном уровне, так и на уровне уголовно-исполнительной системы (УИС). В статье авторы делает попытку обосновать необходимость в подготовке ведомственного нормативного правового акта, который должен содержать положения о регламентации информационно-аналитической работы в УИС, включив в его содержание разделы: 1) об информационно-аналитическом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в свете систематизации в применении средств электронной информатизации; 2) о закреплении функций подразделений и служб ФСИН в данной сфере. В вопросах оптимизации нормативно-правового массива ведомственной отнесенности сформулировано определение «информационного ресурса» Федеральной службы исполнения наказаний, что позволяет законодательно определить механизмы сбора, обработки, передачи, хранения информационного ресурса и закрепить ответственных за обновление и разработку показателей предоставления отчетностей.

Ключевые слова: информационно-аналитическая работа, информатизация, информационно-аналитическая деятельность, нормативное регулирование, правовое обеспечение, законодательство, управление, уголовно-исполнительная система, информационный ресурс, информационные технологии, информационная безопасность.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF INFORMATION AND ANALYTICAL WORK IN THE PENAL SYSTEM

© 2018

Ulendeeva Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Management and Information Technology operations of the correctional system» Gerasimov Kirill Igorevich, fourth-year cadet of the faculty of law Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, ul. Rylskaya 24, e-mail: [email protected])

Abstract. In connection with the General information and as a result of the large-scale use of software and hardware systems and computer systems in the information and analytical activities of the units of the penitentiary system, the quality of approaches to the organization of the management system, the formation of databases, reporting, which requires a dynamic change in the regulatory framework. The development of a system of guidance documents and regulations that ensure the effectiveness of the existing legal framework at the Federal level and at the level of the penal correction system (penal correction system) is updated. In the article the author makes an attempt to justify the need for the preparation of departmental regulatory legal act, which should contain provisions on the regulation of information and analytical work in the IPU, including in its content sections: 1) on information and analytical support of the penal system in the light of systematization in the application of electronic information; 2) on the consolidation of the functions of units and services of the FSIN in this area. The definition of "information resource" of the Federal penitentiary service is formulated in the matters of optimization of the normative-legal array of departmental relevance, which allows to determine the mechanisms of collection, processing, transmission, storage of information resource and to assign those responsible for the update and development of indicators of reporting.

Keywords: information-analytical work, Informatization, information-analytical activity, normative regulation, legal support, legislation, management, criminal-Executive system, information resource, information technologies, information security.

В современных исследованиях социальных и общественных отношений отмечается, что недостаточное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в России усугубляется целым рядом факторов [1]. К числу этих факторов могут быть отнесены: разрабатывающаяся без учета современных информационных технологий несовершенная нормативно-правовая база, очевидно неполное обеспечение информационными технологиями современного типа в области государственного управления, пробелы в формировании целостной информационной инфраструктуры, низкий уровень подготовки кадров в сфере создания инновационных информационных технологий и др.

Если обозначить главные проблемы правового регулирования информационно-аналитической работы в уголовно-исполнительной системе (УИС), то можно говорить о вопросах полноты и целостности: соответствующие ведомственные акты не содержат конкретизации бланкетных норм федерального законодательства.

Динамичные изменения системы и структуры ор-

ганов исполнительной власти - речь идет о реорганизации, ликвидации, изменение штатов - не находят отражения в ведомственных нормативных актах, которые регламентируют информатизацию в УИС, при том, что ведомственные акты регламентируют ежедневную деятельность сотрудников учреждений пенитенциарной системы. В связи со всеобщей информатизацией и в результате деятельности по масштабному использованию программно-аппаратных систем и вычислительных комплексов в служебную деятельность подразделений ФСИН изменяется качество подходов к организации системы управления в уголовно-исполнительной системе, что требует динамичного изменения нормативно-правовой базы, которая обеспечивает управление во ФСИН. Федеральная служба исполнения наказаний не является в данном случае исключением, ситуация с нормативно-правовым обеспечением информационно-аналитической деятельности является типичной для управленческих сфер всех отраслей государства.

Таким образом, оптимизация работы информацион-

юридические науки

Улендеева Наталия Ивановна, Герасимов Кирилл Игоревич ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...

но-аналитической направленности невозможна без совершенствования ведомственных нормативно-правовых массивов в рамках всего государства.

Как представляется, есть необходимость закрепления определения информационного ресурса Федеральной службы исполнения наказаний России в Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 [2] в виде отдельной статьи, которая может быть представлена так: «Информационные ресурсы уголовно-исполнительной системы составляют документы и сведения, имеющиеся в ее распоряжении в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Информационные ресурсы уголовно-исполнительной системы являются федеральной собственностью. Порядок формирования и использования информационных ресурсов уголовно-исполнительной системы, требования к документированию информации в уголовно-исполнительной системе устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Информация, предоставление которой предусмотрено федеральным законодательством, может направляться посредством электронных способов обмена при соблюдении обязательных требований к ее документированию, устанавливаемых Министерством юстиции Российской Федерации, а также иных требований, прямо предусмотренных иными федеральными законами. Порядок предоставления и доступ лиц к информации, содержащейся в информационных ресурсах уголовно-исполнительной системы, определяется ведомственными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере исполнения наказаний, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

В литературе предлагается следующее определение информационно-аналитической деятельности: «Это совокупность системных, научно обоснованных и апробированных практикой последовательно совершаемых действий в области сбора, обработки и анализа информации, а на их основе прогноза в целях повышения эффективности и производительности управленческого труда за счет повышения качества и уменьшения количества информации по данным статистической и другой информации, не носящей статистический характер, а также комплексной автоматизации указанных процессов» [3, с. 15].

В свете реализации конституционных положений (п. «р» ст.71 Конституции РФ) и в плане урегулирования статического учета ведомства на федеральном уровне есть смысл рассмотрения вопроса о возможности дополнения Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст.13) в таком виде: «Обязанности учреждений, исполняющих наказания Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 8) представлять по окончании отчетного периода в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере исполнения наказаний, и территориальные органы УИС статистическую, бухгалтерскую отчетность и иные документы, в том числе на электронных носителях, перечень которых определяется указанным федеральным органом; 9) проводить обработку информации о деятельности учреждений и органов уголовно- исполнительной системы в электронных базах данных учетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными актами (инструкциями)».

Указанные изменения в законодательстве могут, помимо всего, послужить стимулом для руководителей территориальных органов ФСИН РФ к более широкому использованию современных информационных технологий во все сферы управленческой деятельности.

В вопросах оптимизации нормативно-правового массива ведомственной отнесенности есть необходимость рассмотрения проблемы с двух точек зрения: во-первых, заслуживает внимания нормативно-правовая база, кото-

рая непосредственно связана с урегулированием вопросов организации информационно-аналитической работы во ФСИН; во-вторых, логично обратить пристальное внимание к оптимизации системы управления в направлениях, которые непосредственно не сопряжены с организацией информационной аналитики, но существенно влияют на практику внедрения компьютерного обеспечения, программных ресурсов в деятельность служб и подразделений уголовно-исполнительной системы.

Исходя из этого, есть необходимость уточнения регламентации вопросов, которые связаны с перспективами введения электронного документооборота, применением информационных технологий, их практическим использованием в служебной деятельности. В этом смысле актуализируется разработка системы руководящей документации и нормативных актов, которые обеспечивают эффективность применения наличествующей нормативно-правовой основы как на федеральном уровне, так и на уровне уголовно-исполнительной системы. Стоит задача проведения аналитических изысканий развития информационного обеспечения уголовно-исполнительной системы и перспективного развития нормативных правовых актов по информатизации [4, с.151]. Как видится, требуется проведение ревизии информационного ресурса Федеральной службы исполнения наказаний, а также издание приказа, посвященного учету информационных ресурсов и систем в целях постоянного контроля за ними.

Есть смысл в подготовке ведомственного нормативного правового акта, который должен содержать положения о регламентации информационно-аналитической работы в уголовно-исполнительной системе, включив в его содержание разделы 1) об информационно-аналитическом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в свете систематизации в применении средств электронной информатизации; 2) о закреплении функций подразделений и служб ФСИН в данной сфере.

Целесообразно в ходе его подготовки сосредоточить внимание на решение существующих проблем. Необходимо утвердить приказом ФСИН России методику по формированию контролирующих показателей деятельности УИС с определением головной организации по указанной тематике; издать приказ ФСИН России по проведению оптимизации информационного ресурса уголовно-исполнительной системы, то есть рациональному ограничению структуры, состава и количества показателей ведомственной отчетности исходя из принципа минимальной достаточности критериев для объективной оценки результатов деятельности и принятия управленческих решений с привлечением к процессу оптимизации научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСИН России, поручив им подготовить и представить в организационно-инспекторское управление ФСИН России научно обоснованный и согласованный с управлениями ФСИН России перечень показателей по результатам деятельности территориальных органов. Также издать приказ ФСИН России по разработке методики аналитической, плановой и прогнозирующей работы на всех уровнях системы информационно-аналитического обеспечения УИС.

Путем подготовки издания приказа ФСИН России есть надобность нормативно зафиксировать основные связанные с информационно-аналитической работой в УИС определения и понятия, закрепить первоочередные цели и задачи проведения информационно-аналитической работы в УИС. В настоящее время видится необходимость устранения нормативных правовых актах в территориальных органах ФСИН РФ устаревших норм по работе с информацией без применения средств современной вычислительной техники.

Как видится, необходимо пойти путем включения в Приказ ФСИН России от 26.01.2012 № 45 [5] следующего раздела: «Каждый показатель ведомственной статистической отчетности, информация по которому

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

379

Ulendeeva Natalia Ivanovna, Gerasimov Kirill Igorevich PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF INFORMATION ..

juridical science

подлежит отражению в центральной базе данных ФСИН России, закрепляется за конкретным подразделением центрального аппарата ФСИН России, на которое возлагаются функции администратора данного показателя на все время цикла существования этого показателя в центральной базе данных ФСИН России. Подразделение центрального аппарата ФСИН России, на которое возложены функции администратора данного показателя, обеспечивает: контроль за актуальностью показателя, необходимостью и целесообразностью его сохранения в составе центральной базы данных ФСИН России как федерального информационного ресурса, соответствием его законодательным и нормативным правовым актам; определение состава первичной учетной документации по данному показателю, методики и алгоритма расчета значений показателя, логического и арифметического контроля показателя (при необходимости); регламентацию формы (вида) и периодичности представления информации по данному показателю в центральной базе данных ФСИН России; достоверность величины показателя; администрирование доступа пользователей к информации по данному показателю и разрешение ее заимствования в локальные базы данных и отчетность других подразделений центрального аппарата ФСИН России».

Как видим, реестр обрабатываемой на уровне территориальных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний информации, нуждается в четком правовом закреплении. В предлагаемом нормативно-правовом акте должны найти отражение положения об обязанностях руководителя учреждения УИС по внедрению и эксплуатации программных средств обеспечения информационно-аналитической деятельности в УИС.

Некоторые временные ведомственные нормативы на выполнение работ по информационно-аналитической деятельности, как видится, вполне возможно разработать и утвердить [6].

Требуют дальнейшего развития нормативно-правового обеспечения информационное взаимодействие правоохранительных органов России, организация доступа к информационным ресурсам как общегосударственного, так и ведомственного назначения. Есть смысл внесения предложения в Правительство Российской Федерации в плане нормативного закрепления возможностей обмена информационными ресурсами в формате баз данных между всеми органами правоохранительной системы.

Целесообразно в связи с этим в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» внести положение, которое регламентировало бы безвозмездное получение органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы УИС информационных ресурсов, включая форматы баз данных, от обладателей информации в соответствии с установленным порядком.

Можно говорить о сложившейся ситуации, при которой проблемы управления в УИС требуют нового качественного совершенствования информационно-аналитической деятельности.

Как видится, существует необходимость в изменениях в организационно-штатной структуре УИС, сопровождаемой принятием Положения об информационно-аналитическом центре территориального органа, в котором закреплялись его цели и задачи, а также права и обязанности его сотрудников.

На основе действующего законодательства информационно-аналитические центры должны быть сформированы как структурные подразделения территориальных органов УИС. Указанные центры действуют на основе Положения, которое утверждается руководителем территориального органа управления, в структуру которого они входят. Информационно-аналитические центры подчиняются общему правовому режиму объекта,

структурным элементом которого они являются.

С позиций оптимизации обеспечения информационной безопасности подразделений, которые осуществляют деятельность по работе с секретной информацией, есть необходимость в принятии ведомственных нормативных актов: по регламентации порядка работы с электронными документами определению основных функциональных обязанностей сотрудников подразделений по информационному обеспечению ФСИН России и защите информации; по регламентации порядка и методики оборудования служебных помещений оперативных подразделений учреждений и органов УИС техническими средствами защиты информации; по определению перечня лицензированных программных и технических средств, применяемых для защиты информации ограниченного распространения.

Законодательное закрепление организации работ по информационно-аналитической деятельности в УИС должно найти свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В качестве вывода необходимо отметить, что при исследовании путей совершенствования правового регулирования информационно-аналитической деятельности в УИС нужно исходит из того положения, что формирование нормативно-правового обеспечения рассматриваемого вида деятельности представляет наиболее эффективную и результативную форму разрешения вопросов организации информационно-аналитической работы в уголовно-исполнительной системе. Можно уверенно предположить, что интеграция всех нормативных правовых актов могла бы стать основой программы совершенствования информационно-аналитического обеспечения Уголовно-исполнительной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Романов К.А., Сполохова М.А., Пономарев С.Б. Современные информационные технологии в уголовно-исполнительной системе России //Вестник ИЖГТУ им. М.Т. Калашникова. 2013. №2. С. 134 -136.

2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.10.2018 г.)

3. Кудрявцев В.Н. Вопросы нормативного обеспечения информационно- аналитической работы в УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 2. С.14-22.

4. Мамонтов Ю.А. О роли информации в информационно-аналитической работе по предупреждению преступлений против жизни в исправительных учреждениях // Теоретико-методологические и прикладные аспекты борьбы с преступностью: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции (17 - 18 марта 2005 г.): В 4-х ч. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2005, Ч. 4. - С. 151-155.

5. Приказ ФСИН России от 26.01.2012 № 45 «О совершенствовании организации и повышении эффективности информационного обеспечения деятельности федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.10.2018 г.).

6. Подъяблонский П.А. Информационно-аналитическая работа в уголовно-исполнительной системе: монография. - Рязань: Акад. ФСИН России, 2012. 98 с.

Статья поступила в редакцию 17.10.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.