УДК 316; 338.2
DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.10
* fT tF>
к
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
Игнатова Татьяна Владимировна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Мартыненко Татьяна Васильевна
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено влияние муниципальной собственности на конкурентоспособность муниципальных образований в современной России. Особое внимание уделяется
MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT IN RELATION TO THE THEORY OF COMPETITIVENESS OF THE TERRITORY
Tatiana V. Ignatova
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Economic Theory and Entrepreneurship Department, South-Russia Institute -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Tatiana V. Martynenko
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Economic Theory and Entrepreneurship Department, South-Russia Institute -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article examines the influence of municipal ownership on competitiveness of municipal formations in Russia. Municipal property is the economic basis of local self-
определению инструментов управления, с помощью которых предпринимаются попытки усилить конкурентоспособность территории.
Авторами выявлены противоречия, связанные с применением методов управления, не соответствующих институциональной матрице российской цивилизации. Предложено основные цели и направления управления муниципальной собственностью в Российской Федерации увязывать с концепцией собственности, разработанной представителями русской экономической школы применительно к государственной собственности.
Ключевые слова: муниципальная собственность; конкурентоспособность муниципальных образований; территория; управление; инструменты; показатели; политика управления муниципальной собственностью; управление имуществом.
government, which allows it to perform economic and social functions. Special attention is paid to the definition of management tools, with which the attempts to enhance the competitiveness of the territory were made. The authors reveal the contradictions associated with the use of management practices that do not meet the institutional matrix of Russian civilization. The authors propose the main goals and directions of management of municipal property in the Russian Federation linked to the concept of ownership developed by the representatives of the Russian economic school.
Keywords: municipal property; competitiveness of municipalities; territory; management; tools; indicators; the policy of municipal property management; property management.
Введение
В современной России решающее влияние на формирование политики управления публичной собственностью, включающей в себя государственную и муниципальную, оказывают западные концепции (неоинституциональная теория, теория рационального выбора, управление по целям, новый государственный менеджмент, функциональный и системный анализ и др.). Они формируют основы методологии управления публичным сектором экономики России. Для них характерно перенесение технологий управления из частного в публичный сектор. С этим связано и применение термина «конкурентоспособность» в отношении муниципальной экономики и муниципальной собственности (Управление развитием территории ... , 2015; Татаркин, 2017; Суворова, 2010). Это нашло отражение в преобладании регулирующих инструментов над прямым управлением, использовании чисто рыночных инструментов (залог, кредитование через банковский сектор, маркетинг, контрактный менеджмент) (Мартыненко, 2012. С. 98).
Несмотря на то что вопросы управления муниципальной собственностью разработаны достаточно хорошо, на наш взгляд, до сих пор многие аспекты недостаточно разработаны. Во-первых, отсутствует видение проблем взаимосвязи управления муниципальной собственностью с общей концепцией развития Российского государства. Возникают противоречия между заложенными в систему управления
муниципальной собственностью, чуждыми российской цивилизации неоинституциональным подходом и теорией сервисного государства и недостаточным использованием традиционных для России моделей управления. Во-вторых, не в полной мере изучены вопросы влияния неэкономических факторов на управление муниципальной собственностью. В-третьих, недостаточно полно рассмотрены современные инструменты управления муниципальной собственностью в РФ.
Сложившаяся ситуация обусловила необходимость более глубокого теоретического исследования механизма управления муниципальной собственностью в Российской Федерации и выявления степени его соответствия типу российской цивилизации.
В основу анализа нами положена концепция, в соответствии с которой Российская Федерация является прямой продолжательницей тысячелетней православной российской цивилизации. В российской научной традиции категория «собственность» рассматривалась в свете этики, морали, права и богословия. Для российской цивилизации было характерно отсутствие устойчивых институтов частной собственности, рынка, правового государства, гражданского общества. Преобладающими являлись иерархические властные связи, наличие отношений власть - собственность и развитое общинное самоуправление.
В своем исследовании мы опираемся на принципы теории консерватизма (Мартыненко, 2010) и духовный подход к общественному развитию (Мартыненко, 2011). Представители консерватизма считали, что мир не может развиваться по одной модели, а является совокупностью различных культурно-исторических типов. Данная концепция нашла отражение в трудах Н.Я. Данилевского (Данилевский, 1995).
Основная заслуга в развитии теоретико-методологических положений управления в русской экономической науке принадлежит Л.А. Тихомирову (о необходимости разделения государственной власти и местного самоуправления, о самостоятельности местного самоуправления, о гибкости и персональной ответственности управленческого аппарата, о согласовании разнообразных интересов и др.).
Проблемы собственности в российской цивилизации рассматривали Н. Бердяев, Б. Чичерин, И. Ильин (о наличии собственности как условия свободы личности; об ограниченности права собственности; о свободе и ответственности в управлении собственностью; о собственности как бремени; в области методологии - преобладание междисциплинарного синтеза; учет влияния неэкономических факторов).
Целью исследования является определение наиболее соответствующего стиля управления муниципальной собственностью с точки
зрения соответствия его российским традициям и современным реалиям быстро меняющегося мира.
Муниципальная собственность: критерии управления
Муниципальная собственность в Российской Федерации появилась с началом рыночных реформ. В федеральном законодательстве РФ она впервые упоминается только в 1991 г. (в законах «О местном самоуправлении», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ныне уже не действующих).
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводится перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности различных типов муниципальных образований.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Следует отметить, что муниципальная собственность напрямую связана с решением вопросов, отражающих интересы населения муниципальных образований. По мнению С.Г. Еремина, муниципальные предприятия и учреждения возможно объединить в единый имущественный комплекс, включающий в себя всю социально-бытовую сферу (Еремин, 2014).
Большинство исследователей подчеркивают социальный характер муниципальной собственности, ее направленность на решение вопросов местного значения (Лушникова, 2015. С. 23).
Муниципальную собственность относят к общественной, публичной, но не государственной собственности, так как она служит интересам населения муниципальных образований и отличается от государственной следующими чертами:
1. Муниципальная собственность принадлежит населению муниципального образования, а владеют и распоряжаются ею органы местного самоуправления. В то время как государственная собственность принадлежит всему народу Российской Федерации, а органам государственной власти народ делегирует свои права по управлению. Государство соединяет в одном лице собственника, регулятора и
управленца, направляя свою собственность на решение общенациональных целей. У государственной собственности существует два субъекта права в лице федерального центра и субъектов Федерации, наличие у государства специфических инструментов управления (приватизация, реквизиция, национализация, конфискация).
2. Различаются эти две формы собственности и по объектам. Государству принадлежит исключительное право на некоторые объекты собственности: недра, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики и др. К государственной собственности могут быть отнесены любые объекты, которые необходимы для выполнения государственных функций, а объектом муниципальной собственности может быть только такое имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органами местного самоуправления, для решения вопросов местного значения и для осуществления органами местного самоуправления переданных им органами государственной власти отдельных государственных полномочий.
3. Различны также условия формирования государственной и муниципальной собственности. Например, только государственная собственность может появиться в результате национализации или международного договора. Как в государственную, так и в муниципальную собственность могут перейти объекты в результате выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд или в случае отчуждения недвижимого имущества, в связи с изъятием участка.
Таким образом, в качестве важнейших критериев разграничения государственной и муниципальной форм собственности выступают субъект управления, общественная полезность блага, степень обеспечения общих условий жизнедеятельности местного сообщества или национальной экономики, обеспечение уровня и качества жизни всего населения страны или отдельного муниципального образования, стратегическая значимость объектов, влияние их на целостность народного хозяйства или территориального образования.
По отраслевой структуре муниципальная собственность в различных странах отличается не слишком сильно. В основном в ней находятся предприятия и учреждения социальной направленности, а также практически вся система ЖКХ, транспортная инфраструктура местного значения.
Для того чтобы муниципальная собственность оказывала влияние на развитие муниципальных образований, необходимо организовать систему управления.
В Советском энциклопедическом словаре термин «управление» определяют чаще всего как функцию биологических, технических, социальных систем, которая способствует сохранению их структуры, поддерживает деятельность, реализует определенные цели (Советский энциклопедический словарь, 1985. С. 1379).
Развитие управленческих идей представляет собой длительный процесс формирования и эволюции взглядов как в целом на систему управления, так и на ее отдельные составляющие - управление муниципальной собственностью.
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования.
Оно включает в себя следующие элементы:
- определение политики в области управления муниципальной собственностью и целей управления;
- принятие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс управления;
- создание органов исполнительной власти и наделение их полномочиями по управлению;
- инвентаризация и учет объектов муниципальной собственности, распределение между субъектами управления различных объектов муниципальной собственности;
- порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий;
- передача муниципального имущества во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъектов РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законами;
- принятие объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность;
- организация контроля за сохранностью и использованием объектов муниципальной собственности и совместно с отраслевыми (территориальными) органами управления обеспечение анализа эффективности использования этих объектов;
- утверждение программ деятельности и отчетности по управлению муниципальной собственностью.
Процедуры управления муниципальной собственностью устанавливаются представительными органами местного самоуправления исходя из целевого назначения муниципальной собственности.
В настоящее время процесс управления муниципальной собственностью в Российской Федерации направлен на решение следующих задач: планирование и управление с ориентацией на достижение целей и результатов; распределение на основе конкуренции финансовых ресурсов между различными программами; внедрение технологий и процедур целеполагания и их привязка к исполнителям; разработка показателей эффективности и результативности их деятельности; оценка рисков, которые препятствуют достижению намеченных целей; принятие типовых нормативно-правовых актов и разработка методик для более успешной реализации намеченных целей (Шевченко, 2009. С. 70-71).
Муниципалитеты формируют политику управления муниципальной собственностью с целью использования имущества в качестве инструмента экономического и социального развития территории, поддержания имущественного комплекса в работоспособном состоянии. При этом происходят координация деятельности и согласование целого ряда вопросов с органами управления государственной федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В частности, государственные органы управления оказывают методическую, информационно-разъяснительную, консультационную поддержку муниципалитетам в сфере управления муниципальным имуществом. С этой целью создаются межведомственные и межотраслевые комиссии (Мартынен-ко, 2013. С. 47-54).
В связи с внедрением конкурентных начал в государственное и муниципальное управление муниципальные образования стимулируются к поиску внутренних резервов для развития территории, в основном за счет более эффективного использования муниципального имущества.
Мониторинг программ по управлению муниципальным имуществом в РФ позволил определить основные направления повышения эффективности управления:
- возрастание доходов бюджетов муниципальных образований;
- эффективное управление земельными участками;
- предупреждение банкротства и реструктуризация долгов экономически и социально значимых предприятий;
- приведение муниципального имущества в соответствие с выполняемыми муниципальными образованиями функциями;
- использование муниципального имущества с целью привлечения инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- вовлечение муниципального имущества в хозяйственный оборот с помощью совершенствования системы учёта.
Следует отметить, что по состоянию на 01.07.2014 в объеме поступивших доходов местных бюджетов львиную долю занимали межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций - 1 096,7 млрд р. (63,8 %), на втором месте - налоговые доходы, которые составили 498,2 млрд р. (29,0 %), а неналоговые доходы, среди которых ключевую роль играют доходы от муниципальной собственности, составляют только 122,9 млрд (7,2 %) (Информация о результатах проведения ... , 2014).
Муниципалитеты в законе о бюджете на соответствующий плановый период устанавливают задания, определяя конкретные цифры поступления доходов от муниципального имущества.
Доходы поступают от сдачи муниципального имущества в аренду, от продажи имущества и акций, как результат деятельности муниципальных унитарных предприятий в виде части прибыли.
В 2014 г. в муниципальных доходах доля от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляла 57,5 %, а доходы от продажи материальных и нематериальных активов -24,8 %. В настоящее время большинство бюджетов муниципальных образований формируется в виде программ. Во многих субъектах РФ приняты законы, предусматривающие переход органов местного самоуправления на программные бюджеты. В 2016 г. такие документы были приняты в 16 субъектах РФ (Письмо Министерства финансов ... , 2016).
По мнению Минфина, эти меры позволят увязать расходы муниципальных образований с целями развития муниципальных образований и региона в целом, повысят прозрачность бюджетного планирования.
Для того чтобы муниципальные образования были привлекательными как для бизнеса, так и для собственных граждан, используются самые разнообразные инструменты. Широко используются инструменты территориального маркетинга: выявляются сильные и слабые стороны территорий, проводится экономический анализ, учитываются такие факторы, как уровень безработицы, наличие высококвалифицированных кадров, природных и финансовых ресурсов, развитие предпринимательской среды, налоговая нагрузка, наличие различного рода льгот и преференций.
Способствуют территориальному развитию инвестиции, поэтому для их привлечения на территорию муниципальных образований при-
меняют следующие инструменты: использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, в качестве залога; применение понижающего коэффициента при расчете размера годовой арендной платы в течение периода окупаемости инвестиционного проекта, за пользование земельным участком, предоставленным в аренду инвестору; совершенствование муниципального законодательства; использование интернет-ресурсов для упрощения инвестиционной деятельности; сокращение сроков прохождения разрешительных документов и др.
Усиливается также соревнование между муниципальными образованиями за привлечение крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, венчурных фондовых и учебных заведений, квалифицированных специалистов, за проведение различного рода мероприятий (культурные, спортивные, съезды и конференции).
В некоторых субъектах РФ принимаются концепции пространственного развития (Калининград, Республика Карелия), используется территориальное планирование. Агентством стратегических инициатив запущены проекты «Региональный инвестиционный стандарт», «Национальная предпринимательская инициатива» и «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата», которые должны способствовать повышению конкурентоспособности регионов и муниципальных образований.
В связи с тем, что муниципальная собственность по своим сущностным характеристикам относится к публичной собственности, мы считаем, что при оценке качества управления ею можно использовать показатели, которые используются для оценки качества управления государственной собственностью: финансовые (доходы от аренды имущества и земельных участков, доходы от продажи земельных участков и полученные от отчисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, проценты по акциям акционерных обществ); правовые (повышение уровня соблюдения законодательства, инвентаризация объектов недвижимости и регистрация прав собственности, оптимизация количества казенных предприятий, доля выигранных исков в общем количестве исков, выявление неэффективно используемого имущества и использование его в рыночном обороте); социальные (количество земельных участков, выделенных бесплатно многодетным семьям, количество земельных участков, выделенных под строительство детских садов, парков и скверов, количество земли и объектов недвижимости с целью поддержки субъектов малого предпринимательства, участие в реализации целевых комплексных программ по обеспечению ВОВ, детей без родительского попечения).
Заключение
Из вышеизложенного вытекает, что муниципальная собственность в РФ в настоящее время широко используется для повышения конкурентоспособности муниципальных образований.
Однако, по нашему мнению, применение термина «конкурентоспособность» к муниципальной собственности и к развитию территориальных образований РФ не вполне соответствует российской традиции, так как сформировавшаяся на протяжении веков российская цивилизация всегда строилась на принципах сотрудничества и кооперации, а не конкуренции. Это подтверждается исследованиями российского правоведа И.А. Ильина, экономистов О.В. Иншакова и Д.П. Фролова, социолога С.Г. Кирдиной, которые считали, что развитие тех или иных форм собственности должно быть обусловлено историческими традициями, геополитическими, природно-климатическими и культурологическими факторами (Кирдина, 2004; Иншаков, 2002).
Противоречит, на наш взгляд, российским традициям и распространение технократического типа управления муниципальной собственностью, что проявляется в повсеместном распространении платных услуг населению, разрушении иерархических, вертикальных связей и усилении горизонтальных, в перенесении центра тяжести при принятии управленческих решений на регионы и местное самоуправление без соответствующего обеспечения их финансовыми ресурсами, в регламентации и стандартизации всех управленческих процессов.
Российская школа экономической мысли признавала влияние православия на формирование общества и государства и отмечала существование специфических коллективных форм хозяйствования (общины, артели), а народное хозяйство рассматривала как целостную систему (Игнатова, 2017. С. 47).
Поэтому, по нашему мнению, в процессе управления муниципальной собственностью в Российской Федерации в контексте императивов общественного развития следует более широко использовать методологию русской школы экономической мысли, разработанную на основе изучения многовекового опыта существования российской цивилизации. История управленческой мысли показывает высокую зависимость управления от траектории развития государственных систем в прошлом и несостоятельность бездумного внедрения теории импорта управленческих технологий из частного сектора в государственный.
Необходимо создать такую теорию управления муниципальной собственностью, которая была бы увязана с общей концепцией развития России на ближайшую перспективу и не противоречила основам
нашей цивилизации. Эволюция управления собственностью в России, начиная с момента образования Древнерусского государства и до настоящего времени, показывает, что в России на протяжении всей ее истории преобладал публичный характер управления.
В связи с тем, что социокод цивилизации сохраняется длительное время неизменным, можно сделать вывод о том, что неизменным будет и господствующий в данном обществе тип собственности. Так как обе формы собственности, относящиеся к публичной (государственная и муниципальная), близки по своим сущностным характеристикам, то с полным основанием можно применить методологию, разработанную для государственной собственности, включающую в себя принципы, цели и инструменты.
Мы полагаем, что необходимы усиление самостоятельного местного самоуправления, наделенного достаточными для выполнения его функций ресурсами, существование гибкого и персонально ответственного бюрократического аппарата. Необходимо также вывести предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, из сферы товарно-денежных отношений и оценивать их преимущественно по критериям социальной эффективности. Применительно к современным условиям актуальными становятся такие принципы управления муниципальной собственностью, как сотрудничество и кооперация, сочетание централизма и самостоятельности, ответственность за результаты управления.
Литература
Данилевский Н. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. 6-е изд. / предисл. Н.Н. Страхова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та; Глаголь, 1995. 552 с.
Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью : учеб. пособие. М.: Юстицинформ, 2014. 280 с.
Игнатова Т., Мартыненко Т. Влияние православия на концепцию государственной собственности в русской школе экономической мысли // Философия хозяйства. 2017. № 1. С. 45-61.
Иншаков О.В., Фролов Д.П. Институци-онализм в российской экономической мысли (1Х-ХХ1 вв.) : в 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 486 с.
References
Danilevsky, N. (1995). Russia and Europe: a Look at cultural and political relations of the Slavic world to Germano-Romance. 6th ed. / Preface N. N. Strakhov. Publ. of St. Petersburg University, the Publ. "Glagol". 552 p.
Eremin S. G. (2014). Topical issues of state and municipal property management. Textbook. M.: Yustitsinform, 280 p.
Ignatova T., Martynenko T. (2017). The influence of Orthodox youth concept of state property in the Russian school of economic thought. Filosofiya khozyaystva. No. 1. P. 4561.
Inshakov, O. V., Frolov, D. P. (2002). Institutional is min the Russian economic thinking (IX-XXI centuries). In 2 vol. Volgograd: Volga Publ., Vol. 1. 486 p.
Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2014 год. Информация подготовлена отделом муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.
Кирдина С. Собственность в X-матрице // Отечественные записки. 2004. № 6 (21). Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2004/6/ sobstvennost- v-x-matrice.
Лушникова Т.Ю., Ахатова А.М. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2015. № 1 (356). Управление. Вып. 10. С. 22-30.
Мартыненко Т.В. Консерватизм как основа экономической политики современной России // Проблемы социально-экономического развития России : материалы межвуз. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010.
Мартыненко Т.В. О сущности духовного подхода к общественному развитию // Научное наследие Саймона Кузнеца и перспективы развития глобальной и национальной экономик в XXI веке : материалы междунар. науч. симпозиума (г. Киев). Киев: Киево-Могилянская академия, 2011.
Мартыненко Т.В. Политика управления федеральным имуществом в РФ на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 47-54.
Мартыненко Т.В. Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений в соответствии с духовным подходом // Право и инвестиции. 2011. № 2 (47). С. 4-52.
Мартыненко Т.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию государственной собственности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 96-101.
Письмо Министерства финансов высшему должностному лицу субъекта РФ от 29.12.2016. Режим доступа: http s: // www .minfin.ru/ru/perfom ance/ regions/.
Information on the results of monitoring the implementation of local budgets and inter-budgetary relations in the regions of the Russian Federation at the regional and municipal levels in 2014, information prepared By the Department of inter-budgetary relations of the Ministry of Finance of the Russian Federation.
Kirdina, S. (2004). Property In X-matrix. Otechestvennye Zapiski. No. 6 (21). Available at: http://www.strana-oz.ru/2004/6Z sobstven-nost-v-x-matrice.
Lushnikova, T. Y., Akhatova, A. M. (2015). About the assessment of efficiency of management of municipal property. Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 1 (356). Management. Issue 10. Pp. 22-30.
Martynenko, T. V. (2010). Conservatism as a basis of economic policy of modern Russia // Problems of socio-economic development of Russia: Proceedings of the Scientific Conference of the inter university scientific-practical conference. Rostov-on-Don: SKAGS Publ.
Martynenko, T. V. (2011). On the essence of the spiritual approach to social development // Scientific heritage of Simon Kuznets and prospects of global and national economies in the XXI century: Proceedings of the international scientific Symposium. Kiev: Ki-evo-Mogilyanskaya akademiya.
Martynenko, T. V. (2013). Policy of Federal property management in the Russian Federation at the present stage // State and municipal management. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe uprav-lenie. Uchenye zapiski SKAGS. No. 2. Pp. 47-54.
Martynenko, T. V. (2011). Problems of state property management in Russia and the need for changes in accordance with the spiritual approach. Pravo i investitsii. No. 2 (47). Pp. 48-52.
Martynenko, T. V. (2012). Theoretical and methodological approaches to the study of state property. Gosudarstvennoe i munitsi-pal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. No. 1. Pp. 96-101.
Letter dated 29.12.2016 from the Ministry of Finance to the highest official of the subject of the Russian Federation. Website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions.
Советский энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1985.
Суворова В.В. Конкурентоспособность российских муниципальных образований: сущность, новые подходы к формированию // Наука и образование: хозяйство и экономика; право и управление. 2010. № 2. С. 24-30.
Татаркин А.И. Конъюнктура региональной конкурентоспособности. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/581/480/ 1238/Tatarkin.pdf.
Управление развитием территории: региональный аспект / под науч. ред. А.А. Зюськина, И.Н. Свистуновой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та управления и экономики, 2015. 212 с.
Шевченко И.К. Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология, инструментарий. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
Поступила в редакцию
Soviet encyclopedic dictionary. In Prokho-rov A. M. (Ed.). M.: Sovetskaya Entsiklope-diya, 1985.
Suvorova, V. V. (2010). The competitiveness of Russian municipalities: the essence of new approaches to the formation. Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; pravo i upravlenie. No. 2. Pp. 24-30.
Tatarkin, A. I. (2017). Conjuncture of regional competitiveness. Available at: https://www.hse.ru/data/581/480/1238/Tatarki n.pdf.
Management of territory development: regional aspect. (2015). In Zuchkin, I. N. Svistunova (Eds.). SPb.: St. Petersburg University of management and Economics Publ.
Shevchenko, I. K. (2009). Program and project tools to support the process management of economic systems: theory, methodology, tools. Taganrog: TRTU Publ.
б марта 2018 г.