ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2015. -№ 12 (декабрь). - ART 15409. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15409.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15409
УДК 338.24
Андреева Надежда Александровна,
ассистент кафедры экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Носов Александр Леонидович,
доктор экономических наук, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики и управления трудовыми ресурсами ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров Logistic vgu@mail.ru
Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к классификации основных методов управления государственной и муниципальной собственностью. Показаны положительные и отрицательные характеристики приватизации государственной и муниципальной собственности, передачи государственной и муниципальной собственности в аренду, передачи государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование, передачи государственной и муниципальной собственности в доверительное управление, управления государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения. Делается вывод о влиянии выбранного метода на эффективность экономических процессов. Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, методы управления, приватизация, передача собственности в аренду, доверительное управление, концессионное соглашение.
Раздел: (04) экономика.
Эффективное управление собственностью определяется, с одной стороны, видом собственности, с другой стороны, методом управления. Прежде чем классифицировать методы управления государственной и муниципальной собственностью, необходимо знать, что такое государственная и муниципальная собственность и что такое методы управления.
Под государственной собственностью понимают имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.
К муниципальной собственности относят имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.
Методы управления - это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией.
Методы управления государственным имуществом - способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:
- организационно-правовые методы - распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;
- организационно-экономические методы - воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2015. -№ 12 (декабрь). - ART 15409. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15409.htm. - ISSN 2304-120X.
К определению методов управления государственной и муниципальной собственностью и их классификации разные авторы подходят по-разному [1]. Так, М. Б. Двинский и Е. Н. Почекутова рассматривают в качестве методов управления государственной и муниципальной собственностью пять наиболее часто встречающихся способов:
- продажу объектов государственной и муниципальной собственности;
- передачу в аренду;
- создание на базе объектов собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ;
- развитие объекта собственности путем инвестирования.
В. Ф. Комченков проводит разделение методов на следующие группы:
- методы продажи государственного и муниципального имущества;
- методы закрепления имущества за унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
- передача государственной и муниципальной собственности в аренду;
- методы использования совместно с бизнесом государственной и муниципальной собственности;
- методы управления природными ресурсами и недропользованием;
- методы управления денежными средствами.
Т. Ю. Лушникова [2] выделяет только три способа управления государственной собственностью:
- приватизация;
- национализация;
- аренда.
По нашему мнению, к основным методам управления государственной и муниципальной собственностью можно отнести следующие:
- приватизация государственной и муниципальной собственности;
- передача государственной и муниципальной собственности в аренду;
- передача государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование;
- передача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление;
- управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения.
Приватизация государственной и муниципальной собственности осуществляется в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [3].
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и/или юридических лиц.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606, гл. 34, ч. 2 ГК РФ) [4]. В качестве арендодателя выступают органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Арендатором может быть как физическое, так и юридическое лицо. Договор аренды государственного и муниципального имущества
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2015. -№ 12 (декабрь). - ART 15409. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15409.htm. - ISSN 2304-120X.
в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [5] заключается только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды.
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689, гл. 36, ч. 2 ГК РФ).
При передаче государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование субъектами договорных отношений являются:
- ссудодатель - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
- ссудополучатель - физические и юридические лица, включая органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ст. 1012, гл. 53, ч. 2 ГК РФ).
Учредителем управления могут выступать компетентные органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [6].
К концедентам, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», относят Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование, которые участвуют в концессионных правоотношениях посредством уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Каждый метод управления государственной и муниципальной собственностью, используемый органами исполнительной власти, может оказать положительное и отрицательное воздействие на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований.
Сравнительная характеристика воздействия методов управления государственной и муниципальной собственностью на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований приведена в таблице.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2015. -№ 12 (декабрь). - ART 15409. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15409.htm. - ISSN 2304-120X.
Сравнительная характеристика воздействия методов управления государственной и муниципальной собственностью на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований
Метод управления государственной и муниципальной собственностью Положительное воздействие на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований Отрицательное воздействие на эффективность экономического развития государства и муниципальных образований
Приватизация государственной и муниципальной собственности Увеличение доходов соответствующих бюджетов в краткосрочном периоде; сокращение расходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственности; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности Право собственности переходит от государства к другому лицу; уменьшение объема государственной и муниципальной собственности; сокращение доходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде; потеря контроля государства и органов местного самоуправления над приватизируемым объектом собственности
Передача государственной и муниципальной собственности в аренду Стабильный доход соответствующих бюджетов в виде арендной платы в течение срока аренды государственной и муниципальной собственности; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственности Потеря контроля государства и органов местного самоуправления над объектом собственности, передаваемым в аренду, в течение срока аренды; отсутствие заинтересованности в развитии объекта государственной и муниципальной собственности со стороны арендатора в случае коротких сроков аренды
Передача государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; -сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственности Сокращение доходов соответствующих бюджетов в долгосрочном периоде; потеря контроля государства и органов местного самоуправления над объектом собственности, передаваемым в безвозмездное пользование, в течение срока безвозмездного пользования
Передача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; стабильность и прогнозируемость денежных доходов в соответствующий бюджет; сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание специализированного подразделения по управлению государственной и муниципальной собственностью Потеря возможных налоговых поступлений (налог на имущество организаций); трудности в поиске компетентных доверительных управляющих
Управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения Увеличение доходов соответствующих бюджетов в виде концессионной платы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; развитие или создание объектов государственной и муниципальной собственности за счет концессионера; сокращение расходов соответствующих бюджетов на содержание и обслуживание объектов государственной и муниципальной собственности Сложности в поиске концессионера, обладающего достаточным капиталом для выполнения условий концессионного соглашения
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2015. -№ 12 (декабрь). - ART 15409. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15409.htm. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, в ходе сравнительного анализа воздействия использования различных методов в управлении государственной и муниципальной собственностью мы установили, что наиболее предпочтительным является использование следующих методов управления:
- передача государственной и муниципальной собственности в аренду;
- передача государственной и муниципальной собственности в доверительное управление;
- управление государственной и муниципальной собственностью посредством заключения концессионного соглашения.
Применение перечисленных методов в долгосрочном периоде окажет положительное воздействие на рост эффективности экономического использования объектов государственной и муниципальной собственности при условии наличия квалифицированного человеческого капитала, обладающего необходимыми компетенциями в области управления [7].
Любой метод управления должен быть направлен на поиск наиболее эффективных решений как на оперативном, так и на стратегическом уровне. Концептуальные подходы к оптимальному управлению в экономике рассмотрены в работе [8].
Ссылки на источники
1. Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб. пособие для студ. высш. учеб. учреждений, обучающихся по специальностям 080504 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения / В. Ф. Комченков, П. А. Кузин, В. П. Хренков. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2008. - 308 с.
2. Лушникова Т. Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью: учеб. пособие. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. - 165 с.
3. О приватизации государственного и муниципального имущества: федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - URL: http://base.garant.ru/12125505/
4. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч. 2. - URL: http://www.consultant.ru/popu-lar/gkrf2/
5. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - URL: http://base.garant.ru/12148517/
6. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - URL: http://base.garant.ru/12141176/
7. Катаргина Н. А., Носов А. Л. Человеческий капитал и мобильность трудовых ресурсов как определяющие факторы повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях // Вопросы новой экономики. - 2014. - № 2(30). - С. 68-74.
8. Носов А. Л. Концепции оптимального управления экономическими системами // XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. - М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2014. - С. 6107-6115.
Nadezhda Andreeva,
Assistant of a lecturer at the chair of Economics and Human Resources Management, Vyatka State University of Humanities, Kirov Alexander Nosov,
Doctor of Economic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Professor, head of chair of Economics and Human Resources Management, Vyatka State University of Humanities, Kirov Logistic vgu@mail.ru
Classification of the main methods of state and municipal property control
Abstract. The paper describes the approach to classification of the main methods of management of state and municipal property. The authors show positive and negative characteristics of the privatization of state and municipal property, the transfer of state and municipal property for rent, transfer of state and municipal property in the free use, transfer of state and municipal property in trust management of state and municipal property by the concession agreement. It is concluded that the effect of the chosen method on the efficiency of economic processes.
Key words: state and municipal administration, management, privatization, transfer of property for rent, trust management, concession agreement.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2015. -№ 12 (декабрь). - ART 15409. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2015/15409.htm. - ISSN 2304-120X.
References
1. Komchenkov, V. F., Kuzin, P. A. & Hrenkov, V. P. (2008). Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennost'ju: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. uchrezhdenij, obuchajushhihsja po spe-cial'nostjam 080504 “Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie” ochnoj i zaochnoj form obuchenija, lzd-vo IP Chesnokova A. V., Tambov, 308 p. (in Russian).
2. Lushnikova, T. Ju. (2008). Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennost'ju: ucheb. posobie, Cheljab. gos. un-t, Cheljabinsk, 165 p. (in Russian).
3. O privatizacii gosudarstvennogo i municipal'nogo imushhestva: federal'nyj zakon ot 21 de-kabrja 2001 g. № 178-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). Available at: http://base.garant.ru/12125505/ (in Russian).
4. Grazhdanskij kodeks RF (GK RF) ot 26.01.1996 № 14-FZ. Ch. 2. Available at: http://www.consult-ant.ru/popular/gkrf2/ (in Russian).
5. O zashhite konkurencii: federal'nyj zakon ot 26 ijulja 2006 g. № 135-FZ (s izmenenijami i dopol-nenijami). Available at: http://base.garant.ru/12148517/ (in Russian).
6. O koncessionnyh soglashenijah: federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2005 g. № 115-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). Available at: http://base.garant.ru/12141176/ (in Russian).
7. Katargina, N. A. & Nosov, A. L. (2014). “Chelovecheskij kapital i mobil'nost' trudovyh resursov kak opre-deljajushhie faktory povyshenija konkurentosposobnosti jekonomiki v sovremennyh uslovijah”, Voprosy novojjekonomiki, № 2(30), pp. 68-74 (in Russian).
8. Nosov, A. L. (2014). “Koncepcii optimal'nogo upravlenija jekonomicheskimi sistemami”, XII Vserossijskoe soveshhanie po problemam upravlenija VSPU-2014, Institut problem upravlenija im. V. A. Trapeznikova RAN, Moscow, pp. 6107-6115 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 29.10.15 Получена положительная рецензия 01.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 01.11.15 Опубликована 30.12.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Андреева Н. А., Носов А. Л., 2015
www.e-koncept.ru
6