Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты управления имущественным комплексом закрытого административно-территориального образования'

Организационно-правовые аспекты управления имущественным комплексом закрытого административно-территориального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / MUNICIPAL PROPERTY / CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL BODY / MANAGEMENT AND DISPOSITION OF THE MUNICIPAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябцун Владимир Васильевич, Рябцун Ольга Алексеевна

Рассматриваются организационно-правовые аспекты управления муниципальной собственностью закрытых административно-территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябцун Владимир Васильевич, Рябцун Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of the property complex management of a closed administrative-territorial unit

In the present article organizational-legal aspects of the municipal property management of closed administrative-territorial bodies are considered.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты управления имущественным комплексом закрытого административно-территориального образования»

УДК 336.13

В.В. Рябцун, О.А. Рябцун

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются организационно-правовые аспекты управления муниципальной собственностью закрытых административно-территориальных образований.

Ключевые слова: муниципальная собственность, закрытое административно-территориальное образование, управление и распоряжение муниципальной собственностью.

В современных условиях развития экономики закрытых административно-территориальных образований (далее ЗАТО) и реорганизации государственных унитарных оборонных предприятий, определяющих социально-экономическую обстановку в ЗАТО, чрезвычайно актуальной становится проблема эффективного управления имуществом, выводимым из структуры предприятия (в целях оптимизации издержек) на «баланс» муниципалитета. При решении данной проблемы на практике автоматически возникает вопрос об организационно-правовом обеспечении процесса управления имущественным комплексом ЗАТО, о чем и пойдет речь далее.

В систему нормативно-правовых актов, обеспечивающих процесс управления имущественными комплексами закрытых административно-территориальных образований, входят акты, издающиеся на трех законодательных уровнях: федеральном, региональном и местном.

На федеральном уровне действуют Конституция РФ, федеральные законы, нормативноправовые акты Президента, Правительства РФ и других федеральных исполнительных органов государственной власти, на региональном уровне принимаются законы субъектов РФ.

На местном уровне процесс управления муниципальной собственностью регулируется правовыми актами органов местного самоуправления: уставами ЗАТО, решениями представительных и исполнительно-распорядительных органов, принимаемыми по вопросам местного значения.

Разграничение полномочий между органами местного самоуправления (табл.) осуществляется в соответствии с уставами городских округов (согласно ст. 80 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ЗАТО являются городскими округами).

Разграничение полномочий органов местного самоуправления при осуществлении управления

и распоряжения муниципальной собственностью

Полномочия Думы городского округа:

- утверждает Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- утверждает Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества;

- принимает решение о предоставлении льгот по арендной плате за передачу в возмездное пользование муниципального имущества;

- утверждает Положение о приватизации муниципального имущества города;

- утверждает прогнозный план приватизации муниципального имущества;

утверждает отчет о выполнении прогнозного

плана приватизации;

Полномочия администрации городского округа:

- принимает решения о включении имущества в состав муниципальной собственности города;

- осуществляет управление и распоряжение объектами муниципальной собственности;

- принимает решения об учреждении муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и закреплении за ними муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и/или оперативного управления;

принимает решения о назначении и освобождении от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений по согласованию с Думой;

___________________________________________________________________________Продолжение табл.

- осуществляет контроль за процессом приватизации муниципального имущества;

- принимает решение о приобретении в муниципальную собственность и отчуждения объектов муниципальной собственности;

- принимает решение об условиях мены объектов недвижимого имущества муниципальной собственности;

- принимает решение о передаче муниципального имущества в дар;

- принимает решение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование немуниципальным предприятиям;

- принимает решение о перечне объектов муниципальной собственности, которые могут являться предметом залога;

осуществляет иные функции, предусмотренные

нормативно-правовыми актами.

Комитеты по управлению муниципальным имуществом являются функциональными органами местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городских округов. Комитеты обладают правами юридического лица и формируются в соответствии с уставами городских округов по согласованию с думами городских округов.

Деятельность комитетов рассматривается как один из существенных источников пополнения муниципальной казны в целом и местного бюджета в частности, отсюда вытекают и поставленные перед ними задачи: увеличение поступлений в бюджет от использования муниципального имущества, поиск новых источников поступлений от использования муниципального имущества, активизация работы по приумножению муниципальной собственности [1].

Полномочия комитетов по управлению муниципальным имуществом:

- управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городских округов, в том числе в области земельных отношений;

- реализация функций, связанных с отчуждением муниципального имущества в ходе его приватизации, в том числе приватизация муниципального жилищного фонда;

- ведение реестров имущества, находящегося в муниципальной собственности городских округов, в том числе составляющего местную казну городских округов;

- приобретение в установленном порядке имущества в муниципальную собственность;

- передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации;

- закрепление находящегося в муниципальной собственности имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальных предприятий и учреждений и правомерное изъятие этого имущества в установленном порядке;

- подготовка проектов нормативных правовых актов глав городских округов о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, приобретении, использовании и отчуждении муниципальной собственности;

- учреждение от имени муниципальных образований муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, их реорганизация и ликвидация в соответствии с решениями глав городских округов в порядке, утвержденном думами городских округов;

- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городских округов для муниципальных нужд при наличии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- принимает решения о создании, преобразовании и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с Думой;

- принимает решения о заключении договоров залога муниципального имущества;

- представляет Думе для утверждения проект прогнозного плана приватизации муниципального имущества и отчет о его выполнении;

- принимает решения об условиях приватизации муниципального имущества;

- осуществляет иные функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

- осуществление полномочий заказчика на выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции;

- осуществление учета материальных средств, переданных в пользование и управление органам местного самоуправления городских округов для осуществления отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных уставами комитетов в соответствии с федеральными и региональными законами.

Решения по отчуждению, изъятию, передаче муниципального имущества, изъятию земельных участков, организации и ликвидации муниципальных предприятий должны быть согласованы с Думой.

Управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется в соответствии с принципами: законности, эффективности, подконтрольности, гласности, целевого использования имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, переданного иным юридическим и физическим лицам.

Управление и распоряжение муниципальной собственностью может осуществляться в следующих формах:

- закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за муниципальными предприятиями;

- передача муниципального имущества во владение, пользование и распоряжение организаций на основании договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и в качестве взноса в некоммерческие организации;

- передача муниципального имущества в залог;

- отчуждение муниципального имущества в федеральную, региональную собственность, собственность иных муниципальных образований, а также собственность юридических и физических лиц;

- иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации [2].

По решению собственника муниципальное имущество может быть закреплено:

- на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения;

- на праве оперативного управления за муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (казенным предприятием), либо за муниципальным учреждением.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления недвижимым муниципальным имуществом наступает у предприятий или учреждений с момента государственной регистрации этих прав.

Муниципальные унитарные предприятия, которые пользуются имуществом на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и правовыми актами (положением о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа, договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения).

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное муниципальными унитарными предприятиями по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятий в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права муниципальной собственности.

Право заключения договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения с муниципальными унитарными предприятиями принадлежит исключительно комитетам по управлению муниципальным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия используют имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, для выполнения своих уставных задач, обеспечения рентабельной работы муниципального унитарного предприятия. Муниципальные унитарные предприятия не вправе передавать в пользование на правах аренды полученное в хозяйственное ведение недвижимое имущество третьим лицам, обременять его правами третьих лиц без согласия комитетов по управлению муниципальным имуществом. Отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным уни-

тарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, осуществляется на основании решения Думы городского округа.

На праве оперативного управления муниципальное имущество города закрепляется исключительно за муниципальными учреждениям и муниципальными казенными предприятиями органами управления администрации городского округа и Думы городского округа.

Муниципальные учреждения, казенные предприятия и органы управления в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных действующим законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, задачами органов местного самоуправления, назначением имущества и уставами или положением о структурных подразделениях администрации.

Муниципальные учреждения, муниципальные казенные предприятия не вправе без согласия администрации городского округа отчуждать, обменивать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете, в том числе отдавать в залог, сдавать в аренду, передавать во временное пользование, иным способом обременять имущество правами третьих лиц. Отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям на праве оперативного управления, осуществляется на основании решения Думы городского округа.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления данных прав на такое имущество, указанных в ст. 17.1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона “О защите конкуренции”» №173-Ф3 от 17.07.2009 г.

Комитеты по управлению муниципальным имуществом осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, путем проведения проверок.

Комитеты по управлению муниципальным имуществом вправе изъять закрепленное за муниципальными учреждениями излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по согласованию с соответствующими отраслевыми комитетами, управлениями, отделами администрации городского округа.

В соответствии с законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) [3].

Муниципальное казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

Случаи учреждения новых муниципальных предприятий весьма ограничены. Имущества, приватизация которого запрещена, осталось немного, и его правовое положение регулируется федеральными актами. Муниципальному предприятию, создаваемому для реализации товаров и услуг по минимальным ценам, трудно функционировать без дотаций. Фактически же все случаи затрагивают функционирование предприятия на бесприбыльной основе, что автоматически привязывает его к бюджетным дотациям и противоречит Гражданскому кодексу РФ, квалифицирующему муниципальные предприятия как коммерческие. С другой стороны, законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается обязанность учредителя - муниципального образования - принимать меры к предупреждению банкротства муниципального предприятия.

А.В. Пикулькин и В.И. Коробко считают, что случаев создания муниципальных предприятий должно быть больше [4]. Между тем нормы Федерального закона №131 предусматривают, что органы местного самоуправления до 1 января 2009 г. должны были осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 г., не соответствующего требованиям ст. 50 указанного Закона. Следует отметить, что процесс отчуждения непрофильного муниципального имущества затянулся и массовой ускоренной приватизации объектов муниципальной собственности не произошло.

Перевод муниципального имущества в другие формы собственности, а также его перераспределение между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями зависят от финансового обеспечения управления и осуществления функций органов местного самоуправления, оказания муниципальных услуг. На практике передача имущества часто происходит без выделения соответствующего финансирования, что приводит к снижению качества и объемов предоставляемых услуг и их несоответствию утвержденным нормативам. В связи с этим основная задача органов местного самоуправления состоит в оптимизации соотношения между объемом общественных услуг, потребностью в муниципальном имуществе и средствах местных бюджетов.

Повышение эффективности использования муниципальной собственности должно осуществляться органами местного самоуправления за счет создания механизмов, при которых общественные услуги населению муниципальных образований могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм, на основе заключения концессионных соглашений, а также путем преобразования муниципальных бюджетных учреждений, способных самостоятельно функционировать в условиях рынка, в автономные учреждения [5].

Распоряжение и отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, происходит в следующих, предусмотренных законодательством формах.

Купля-продажа. Продажа муниципального имущества может осуществляться по инициативе Думы городского округа, администрации города, комитета по управлению имуществом, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Продажа имущества осуществляется по рыночной стоимости, установленной с учетом оценки, проведенной независимыми оценщиками.

Решение о приобретении имущества в муниципальную собственность, о продаже муниципальной собственности принимает Дума на основании представленных администрацией города предложений. Приобретение имущества в муниципальную собственность может осуществляться по инициативе Думы, администрации города, комитета по управлению имуществом.

Комитеты по управлению имуществом совместно с инициатором приобретения имущества готовят проект решения Думы городского округа, в котором указываются условия приобретения, назначение использования приобретаемых объектов. На основании решения Думы готовится проект распоряжения администрации о закреплении объекта в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципального предприятия (учреждения) и его государственной регистрации.

Средства от продажи объектов недвижимости поступают в бюджет ЗАТО.

Аренда. Организация проведения аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне ЗАТО, возложена на комитеты по управлению имуществом администрации ЗАТО. Комитеты по управлению муниципальным имуществом до принятия Правительством РФ порядка проведения аукционов или конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества аукционы на право заключения договоров аренды проводят в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», конкурсы на право заключения договоров аренды проводят в порядке, установленном Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Порядок определения арендной платы за пользование муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной казне, устанавливается постановлением главы администрации ЗАТО.

Мена. По договору мены имущество, которое находится в муниципальной собственности, может быть передано в собственность иному лицу в обмен на другое имущество. Каждая из сторон передает в собственность другой стороны одно имущество в обмен на другое.

Дарение. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, иное недвижимое или движимое имущество, в том числе доли в уставных капиталах акционерных,

хозяйственных обществ, ценные бумаги, включая акции акционерных обществ. Дарителем может выступать любое юридическое или физическое лицо. Решение о передаче муниципальной собственности в дар принимается Думой городского округа, решение о приеме дара в муниципальную собственность принимается администрацией города самостоятельно принятием соответствующего постановления главы администрации города.

Наем жилого помещения. Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, гражданам по договорам социального найма, регулируются Гражданским кодексом РФ и Жилищным кодексом РФ.

Пользование. Согласно действующему законодательству право пользования муниципальным имуществом осуществляется путем безвозмездного пользования, постоянного бессрочного, ограниченного пользования (сервитута) и безвозмездного срочного пользования.

Залог. Предметом залога может быть любое имущество, которое необходимо, чтобы обеспечить исполнение обязательств муниципального образования и предприятий перед третьими лицами, за исключением имущества, не подлежащего приватизации. Передача предприятием в залог имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, может осуществляться при условии получения письменного согласия администрации ЗАТО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчуждение муниципального имущества может быть произведено в федеральную, региональную собственность, собственность иных муниципальных образований, а также собственность юридических и физических лиц.

Приватизация муниципального имущества является одним из элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления, так как доходы от приватизации муниципальной собственности поступают в местные бюджеты. Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества, а также решениями Думы городского округа ЗАТО. Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий является утвержденный Думой городского округа прогнозный план приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год.

Со дня утверждения прогнозного плана приватизации муниципального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника:

- сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;

- совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), в том числе и связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, цена которых превышает определенный процент балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

- получать кредиты;

- осуществлять выпуск ценных бумаг;

- выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать или отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

При продаже имущественного комплекса унитарного предприятия на аукционе или на конкурсе эти ограничения действуют до дня государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю.

Унитарные предприятия могут быть приватизированы следующими способами: преобразованием в открытое акционерное общество, продажей на аукционе или конкурсе.

К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении указанных сделок с недвижимостью допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, однако согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия, по роду деятельности которых создано ЗАТО [6].

Эти ограничения, несомненно, связаны с особым режимом безопасного функционирования предприятий ядерного комплекса, однако они негативно сказываются на условиях предпринимательской деятельности в закрытых городах, а также на привлечении инвестиций.

Участие муниципального образования в хозяйственных обществах. Управление принадлежащими муниципальному образованию акциями (паями, долями) в уставном капитале хозяйственных обществ осуществляет администрация городского округа.

Администрация городского округа назначает своего представителя для участия в работе органов управления хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых есть доля муниципального образования. Приватизация принадлежащих муниципальному образованию акций (паев, долей) в уставном капитале хозяйственных обществ производится на основании утвержденного прогнозного плана приватизации муниципального имущества и решений об условиях их приватизации, принятых Думой городского округа.

Доверительное управление. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо после прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.

Заключение договоров доверительного управления имуществом может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Концессионные соглашения. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [7].

Первые концессионные соглашения в новейшей истории России были заключены еще до принятия закона о концессионных соглашениях. В городах возникали платные стоянки, дороги, мосты, рынки. Публичное имущество передавалось частному бизнесу, например, на правах аренды с различным обременением.

Федеральный закон №115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» установил правовую основу для применения концессий как одного из эффективных методов использования в том числе и муниципального имущества. Его целью является привлечение инвестиций в экономику России. Так, закон устанавливает гарантии прав и законных интересов участников концессионных соглашений, четко определяя объекты: по производству и передаче электрической и тепловой энергии, системы коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги, железнодорожный и трубопроводный транспорт, морские и речные порты и суда, паромные переправы, аэродромы, общественный транспорт, другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Немаловажным является вопрос об ответственности концессионера перед концендентом за допущенные нарушения при создании либо при реконструкции объекта концессионного соглашения, в том числе ответственность за нарушение технических регламентов и проектной документации. Закон устанавливает также и основной рыночный принцип использования государственного (муниципаль-

ного) имущества: обязательное проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений [8. С. 71-79].

Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные формы распоряжения и отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления ЗАТО имеют право дополнительного регулирования данных правоотношений в рамках, установленных федеральным законодательством, при этом принятые ими решения применяются с учетом ограничений, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО, установленных Законом РФ от 14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Некрасов В.И. Формирование имущественного комплекса муниципального образования // Науч. вестн. Уральской академии государственной службы. 2007. №1.

2. Некрасов В.И., Боткин О.И. Организация управления муниципальным имуществом: концепция, полномочия, механизмы. Екатеринбург; Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. 180 с.

3. Закон РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие / под ред. А.В. Пикулькина. М.ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 464 с.

5. Проблемы правового регулирования и правоприменительная практика реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления. Рекомендации комитета ГД РФ по вопросам местного самоуправления. URL: http://www.vsmsinfo.ru/files/proekt_res_im.doc

6. Закон РФ от 14.07.1992 №3297-1 (ред. от 27.12.2009) «О закрытом административно-территориальном образовании».

7. Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О концессионных соглашениях».

8. Зимина Т.В., Стариков Е.Н. Государственно-частное партнерство: проблемы развития // Всерос. экон. журн. 2009. №7.

Поступила в редакцию 02.09.10

V. V. Ryabtsun, O.A. Ryabtsun

Organizational and legal aspects of the property complex management of a closed administrative-territorial unit

In the present article organizational-legal aspects of the municipal property management of closed administrative-territorial bodies are considered.

Keywords: municipal property, closed administrative-territorial body, management and disposition of the municipal property.

Рябцун Владимир Васильевич доктор экономических наук, доцент,

Рябцун Ольга Алексеевна, ст. преподаватель

Филиал УдГУ в г. Нижняя Тура

424222, Россия, г. Нижняя Тура, ул. Нагорная, 19

Ryabtsun V.V., doctor of economics, associate professor Ryabtsun O.A., senior lecturer Branch of Udmurt State University in Nizhnyaya Tura 424222, Russia, Nizhnyaya Tura, Nagornaya str., 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.