УДК 332.8
В. В. Авилова, А. А. Сагдеева, И. А. Гусарова
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА НЕФТЕХИМИЮ
Ключевые слова: государственная собственность, инновационная экономика, недвижимое имущество.
В статье рассмотрены основные цель и задачи совершенствования управления государственной собственностью в условиях инновационной экономики (на примере Республики Татарстан). Определены принципы, основные направления деятельности и экономический эффект от реализации предложенных мероприятий по повышению эффективности управления государственным имуществом.
Keywords: state ownership, innovative economy, real estate.
In article the main are considered the purpose and problems of improvement of management by state ownership in the conditions of innovative economy (on the example of the Republic of Tatarstan). The principles, the main activities and economic effect of realization of the offered actions for increase of management efficiency by the state property are defined.
Собственность является основой любой экономической системы. Управление государственной собственностью представляет собой одно из важных направлений бюджетной политики, которое может предопределить ее целеполагание. Особенность государственной собственности как инструмента бюджетной политики заключается в том, что она представляет собой совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в целях реализации интересов всего общества.
Государственная собственность является материальной основой для обеспечения прямого вмешательства в экономику. В зависимости от обстоятельств задачи государства в экономике являются различными, и соответственно, государственная собственность может служить решению разнообразных задач, но к важнейшей из них относится производство общественных благ. Таким образом, государственная собственность выступает в первую очередь как основа для роста регионального бюджета в условиях инновационной экономики. В современных условиях государственная собственность как инструмент бюджетной политики может служить решению следующих задач:
- производство общественных благ, обладающих положительными внешними эффектами;
- воздействие на объем выпускаемой продукции и инвестиции, а также регулирование цен производимой продукции крупнейших компаний, оказывая, таким образом, воздействие на основные показатели, характеризующие состояние национальной экономики и закладывая основы ее инновационного развития;
- финансовая поддержка убыточных и малорентабельных объектов, в частности музеев, театров, библиотек, необходимых для производства благ, обладающих особыми достоинствами посредством установления низких цен в целях обеспечения высокого спроса на такие блага.
- получение дохода от использования объектов, находящихся в собственности государства.
Государства с развитой рыночной экономикой на правах собственника владеют значительными активами, в том числе специальными государственными учреждениями, различными объектами недвижимости, а также компаниями в отраслях, имеющих общенациональное значение и прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов.
Выработка эффективной стратегии управления государственной собственностью в рамках бюджетной политики невозможна без определения ее основных особенностей. Главной особенностью государственной собственности является то, что ее фактическими совладельцами являются все граждане, так как она призвана служить прежде всего удовлетворению их потребности в коллективных благах. Через государственную собственность реализуются интересы всего общества, однако их не всегда можно точно определить и измерить [1].
Оптимизация состава и структуры государственной собственности является одной из важнейших задач государственной бюджетной политики. К основным инструментам, позволяющим их регулировать, относятся акционирование, приватизация, национализация. Кроме того, можно выделить такие способы управления государственной собственностью, как ликвидация, слияние и поглощение.
Политика в отношении организаций, остающихся в собственности государства, строится на том, что они действуют «на расстоянии вытянутой руки от государства» и предусматривает наличие четко поставленных целей, которым подчинена их деятельность, мониторинг их текущей деятельности, а также ответственность руководителей за достигнутые результаты. При всем разнообразии методов государственного участия в деятельности предприятий в государствах с развитой рыночной экономикой выделяются три основные формы организации государственных предприятий:
1. бюджетные (казенные) предприятия;
2. государственные (публичные) корпорации;
3. смешанные государственно-частные акционерные общества.
В сложившейся социально - экономической ситуации необходимо усиление контроля и регулирования в государственном секторе экономики. При этом возрастание роли государства как собственника не следует понимать как политику увеличения числа объектов государственной собственности. Речь идет о создании четкой системы выбора объектов для осуществления государственного управления, а также эффективного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
В собственности государства должно быть сосредоточено имущество, которое обеспечивает реализацию его основных функций.
Необходимо внедрять в практику управления всеми объектами собственности принципы индикативного регулирования, предполагающие введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение.
Важной предпосылкой эффективного управления государственным имуществом является организация системы всеобщего учета и инвентаризации государственного имущества.
Эффективное использование ресурсов, находящихся в собственности Республики Татарстан, зависит от полноты и качества их учета.
Государственные активы Республики Татарстан на начало 2014 года составили 457,3 млрд. рублей, в том числе стоимость основных фондов государственных унитарных предприятий и государственных учреждений - 113 млрд. рублей, стоимость государственных пакетов акций - 326,8 млрд. рублей, стоимость объектов казны - 17,5 млрд. рублей.
На 01.01.2014 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значится 1015 юридических лиц, в том числе 875 государственных учреждений, 31 унитарное предприятие, 109 хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале. Состав собственности Республики Татарстан рассмотрены в таблице 1 [2].
Таблица 1 - Состав собственности Республики Татарстан
Хозяйствен- 165 129 113 109
ные общест-
ва с долей РТ
в уставном
капитале
На 01.01. 2011 На 01.01.2 012 На 01.01.2 013 На 01.01.2 014
Количество организаций госсектора, всего 1 161 1 110 1 065 1 015
В том числе:
Унитарные предприятия 162 97 63 31
Государственные учреждения 834 884 889 875
В собственности Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2014 находится 29,3 тыс. га земель. Динамика распределения земель, право распоряжения которыми принадлежит Республике Татарстан представлена в таблице 2 [2].
Таблица 2 - Динамика распределения земель, право распоряжения которыми принадлежит Республике Татарстан, тыс.га
Категория земель На 01. 01. 2006 На 01. 01. 2007 На 01. 01. 2008 На 01. 01. 2009 На 01. 01. 2010 На 01. 01. 2011 На 01. 01. 2012 На 01. 01. 2013 На 01. 01. 201 4
Всего земель 2 169,7 21,4 21,4 21,9 25,0 26,1 26,6 27,3 29,3
Земли сель-скохо-зяйст-венного назначения 1 853,9 17,6 13 13,5 13,5 13,5 17,0 17,1 18,5
Земли населенных пунктов 244,2 3,8 3,8 3,2 4,0 4,8 2,2 2,3 2,5
Земли про-мыш-ленно-сти 56 2,2 2,8 5,1 5,4 5,0 5,5 5,9
Земли особо охраняемых территорий 13,1 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4
Земли лесного фонда
Земли водного фонда
Земли запаса 2,5
В 2013 году была проведена ежегодная инвентаризация государственного имущества и актуализация Реестра госсобственности Республики Татарстан. При этом проводилась выверка характеристик объектов недвижимости (более 18,4 тыс. объектов) с данными их технических паспортов.
Общая площадь республиканской недвижимости составляет 6,6 млн. кв. м, в том числе: производственные здания - 0,15 млн. кв. м, здания непроизводственного назначения - 5,97 млн. кв. м; жилая недвижимость - 0,44 млн. кв. м.
Состав недвижимости, находящейся в собственности Республики Татарстан представлен в таблице 3 [2].
Таблица 3 - Состав недвижимости, находящейся в собственности Республики Татарстан, млн. кв.м
На 01.01. 2009 На 01.01. 2010 На 01.01. 2011 На 01.01 .2012 На 01.01. 2013 На 01.01. 2014
Производственные здания 0,7 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Здания непроизводственного назначения 5,7 5,5 3,8 4,9 4,9 6,0
Жилые дома 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4
Всего 6,9 6,2 4,5 5,6 5,5 6,6
За унитарными предприятиями и учреждениями закреплено государственное имущество балансовой стоимостью 113 млрд. рублей, в том числе:
- в хозяйственном ведении предприятий — 4,8 млрд. рублей;
- в оперативном управлении учреждений — 108,2 млрд. рублей.
Кроме того, государственное республиканское имущество стоимостью 17,5 млрд. рублей (казна Республики Татарстан) находится в безвозмездном пользовании, доверительном управлении и на иных вещных правах у хозяйственных обществ и иных организаций. Динамика стоимости государственной собственности Республики Татарстан представлены в таблице 4. [2]
Таблица 4 - Динамика стоимости государственной собственности Республики Татарстан, млрд. рублей
оп о о 5 О - 2 3 4
с^ с^ еч с^
о о о о о о о
о а К о а К о а К о а К 01 а К 01 а К 01 а К
Собственность
Республики Татарстан, всего 224,45 249,33 252,59 279,2 321,4 433,3 457,3
в том числе:
Суммарная
стоимость государственного пакета акций по 54,67 58,25 62,15 179,0 192,3 316,4 326,8
чистым активам
Стоимость иму-
щества находя-
щегося в оперативном управлении государст- 21,83 67,48 79,66 73,0 104,7 96,7 108,2
венных учрежде-
ний
Стоимость иму-
щества казны, в
т.ч. закрепленно-
го на правах безвозмезд. поль- 34,93 21,8 15,23 22,0 19,5 15,5 17,5
зования, доверит,
управления и на
вещных правах
Стоимость иму-
щества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП 113,02 101,8 95,55 00
Большую часть республиканского имущества составляют пакеты акций 106 акционерных обществ и доли трех обществ с ограниченной ответственностью суммарной стоимостью по чистым активам 326,8 млрд. рублей.
Одна из главных задач - формирование системы прогнозируемых и стабильно возобновляемых доходов от управления и использования имущества, остающегося в государственной собственности. При параллельной оптимизации структуры собственности через приватизацию, ликвидацию и реорганизацию госпредприятий можно разбить ее на подзадачи.
Первая - выбор наиболее доходного варианта управления госимуществом. Вторая (в зависимости от первой) - назначение эффективного управляющего (директора госпредприятия), госпредставителя (в АО) или - на основе конкурса, аукциона -арендатора, концессионера, доверительного управляющего, профессионального представителя государства, что гораздо сложнее сделать. Поскольку сегодня больше половины директоров госпредприятий (из 1116) работает без контракта, а значит, исключается ответственность перед собственником.
Доля неналоговых доходов от государственного имущества в Республике Татарстан возрастает.
В целом доходы от управления государственным имуществом и земельными участками составили 8,66 млрд. рублей и по сравнению с прошлым годом возросли на 15,6% (в 2012 г. 7,49 млрд. рублей, в 2011 г. - 5,37 млрд. рублей); поступления от управления муниципальным имуществом и землями составили 5,11 млрд. рублей и по сравнению с прошлым годом увеличились на 5,8% (в 2012 г. -4,83 млрд. рублей, в 2011 г. - 3,65 млрд. рублей).
Бюджет Республики Татарстан за счет доходов от использования и реализации государственного имущества и земельных участков пополнился на 1 325,5 млн. рублей.
В структуре доходов от реализации и использования государственного имущества и земель, поступивших в бюджет Республики Татарстан, преобладают возобновляемые доходы (62,3%). Это доходы от части чистой прибыли ГУП, дивидендов, аренды земли и имущества, передачи имущества в
доверительное управление, прочие доходы от использования имущества.
При рассмотрении структуры доходов в разрезе статей поступлений наибольший удельный вес занимают доходы от аренды и реализации земельных участков - 44%, поступило - 582,8 млн. рублей. Бюджетное задание по указанным статьям выполнено на 103,6% и 114,1% соответственно. Стоит отметить, что плановое задание по доходам от реализации земель менялось на протяжении года два раза - изначально оно составляло 62 млн. рублей, в конце года - 177,6 млн. рублей.
Республика Татарстан остается крупнейшим собственником имущества и земельных ресурсов.
В основу управления недвижимостью республики заложены следующие принципы:
- принцип пообъектного управления, включающий в себя пообъектный учет, оценку, государственную регистрацию недвижимости, учет отраслевых особенностей управления;
- принцип единого информационного пространства: стандарты, методики и процедуры процесса управления рынком недвижимости едины на всей территории Республики Татарстан и совместимы с общероссийскими;
- принцип равных возможностей для всех правообладателей объектов недвижимости вне зависимости от их формы собственности;
- принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования: государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих контрольных функций профессиональным участникам рынка недвижимости;
- принцип максимизации доходности недвижимого имущества (любая недвижимость должна использоваться собственником так, чтобы получать от нее максимальный доход при условии направления части этого дохода на восстановление и содержание объектов);
- принцип наиболее эффективного и наилучшего использования недвижимости (в том числе, обеспечение максимизации стоимости объектов недвижимости с учетом градостроительных, административных и экологических ограничений, накладываемых на их использование);
- принцип открытости и актуальности информации о недвижимости. Обеспечивается открытостью сведений о техническом и кадастровом учёте, зарегистрированных правах и сделках с объектами недвижимости.
В области управления государственной собственностью необходимо определить следующие основные направления деятельности:
1) провести поэтапное сокращение избыточной части государственного имущества, которая не связана с выполнением основных функций государства;
2) осуществить дальнейшее совершенствование механизмов управления республиканской собственностью;
3) повысить доходность госимущества.
Экономический эффект от реализации перечисленных мероприятий будет достигнут путем:
- повышения инвестиционной привлекательности республики за счет достоверности и доступности данных Единого кадастра недвижимости, в том числе земли, возможности упрощения процедур оформления сделок с недвижимостью и землей, создания соответствующей инфраструктуры;
- повышения эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами за счет более интенсивного их вовлечения в хозяйственный оборот, установления экономически обоснованных стоимостей и ставок арендной платы за земельные участки и иные объекты недвижимости [3];
- увеличения потока платежей за недвижимость за счет увеличения числа учтенных объектов, включения в налогооблагаемую базу объектов незавершенного строительства, активизации рынка недвижимости и земельных участков;
- четкого планирования размеров налоговых и иных поступлений от недвижимого имущества и земли в бюджеты всех уровней на базе анализа динамики платежей за недвижимость и тенденций их развития;
- сохранения государственного участия только в социально значимых отраслях экономики;
Эффективное управление государственной собственностью оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, способствует качественному выполнению государством своих функций, пополнению бюджета инновационной экономики. Существуют сферы деятельности, в которых объективно необходимо наличие государственной собственности как инструмента бюджетного регулирования. Отказ государства от собственности в данной сфере снижает потенциал экономического роста в стране. В то же время неэффективно используемая государственная собственность разрушает финансовый потенциал государства, способствует развитию коррупции, снижает доверие экономических субъектов к финансовой политике государства.
Литература
1. Гусарова И.А., Павлова И.В.Специфика формирования и управления инвестиционным портфелем недвижимости / И.А. Гусарова, И.В. Павлова.- Вестник Казанского технологического университета, № 5.- Казань: Изд-во КГТУ, 2009.
2. Отчет о работе в 2013 году и основные задачи на 2014 год в сфере земельных и имущественных отношений / Министерство земельных и имущественных отношений Республике Татарстан, 2013.
3. Гусарова И.А., Павлова И.В. Особенности инвестиционных процессов на рынке недвижимости и возможности их регулирования / И.А. Гусарова, И.В. Павлова.-Вестник Казанского технологического университета, № 5.- Казань: Изд-во КГТУ, 2009.
© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; А. А. Сагдеева - доц. той же кафедры; И. А. Гусарова - доц. той же кафедры, [email protected].