РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Е.В. Зибзеева
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ПРОЦЕССЕ РАЗМЕЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА Аннотация
В статье рассматривается система государственных закупок, сложившаяся в России, пути ее дальнейшего совершенствования и модернизации. Большое внимание уделяется повышению эффективности использования финансовых ресурсов при закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд как одному из элементов совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.
Annotation
The system of government purchases and ways of it’s further improvement and updating are examined in this article. Author pays great attention to increasing of efficiency of finance recourses’ spending in purchases of goods, works and services for government needs. This efficiency is one of the key factors of improving budget planning and performance technologies.
Ключевые слова
Государственные закупки, эффективное использование финансовых ресурсов, государственный заказчик, экономия бюджетных средств.
Key words
Government purchases, effective spending of fnance resoureses, government customer, budget cost saving.
В Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010-2012гг. говорится о необходимости повышения эффективности при управлении финансовыми ресурсами при закупках товаров и услуг для государственных нужд как одном из элементов совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета. И в этой связи задача по совершенствованию механизма государственных закупок за счёт консолидации заказов, применения современных процедур их размещения, исключения неоправданных ограничений, усложнённых и неэффективных процедур
представляется, несомненно, актуальной.
Более того, в Бюджетном послании сформулированы и конкретные предложения в данной сфере, а именно: необходимость преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, определение целесообразности введения в организациях раздельного учёта средств, полученных при исполнении государственного заказа, исключение практики необоснованного завышения цен, примениние современных способов реализации проектов капитального строительства[1].
Система закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд определяет не только вопрос эффективности расходов средств федерального бюджета главными распорядителями и получателями, но и повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе в целом.
В условиях глобального экономического кризиса возрастает роль государственного регулирования процесса расходования бюджетных средств, осуществляемого через систему управления размещением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд и направленного на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней.
Согласно основным направлениям антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год будут внесены изменения в законодательство о государственных закупках в целях стимулирования поддержки инноваций и модернизации через систему государственного заказа.
Государственный заказ как структурный элемент системы макроэкономических регуляторов направлен на поддержание стабильности финансовых отношений в экономике. Расходы государственного бюджета определяют масштабы и динамику финансовых потоков, создающих необходимые условия для экономического роста и развития приоритетных отраслей национальной экономики.
Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственных ведомств, организаций и учреждений для осуществления государственных функций, выступают в качестве одного из важных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочном периоде и обес-
печения притока инвестиций в приоритетные ее отрасли.
В контексте политики развития высокотехнологичных отраслей национальной промышленности совершенствование системы управления государственными закупками с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов приобретает особую остроту.
Следовательно, в современных условиях государственные закупки выступают важнейшим элементом системы государственного регулирования социально-экономического развития.
Потребность в повышении эффективности процесса обеспечения государственных нужд обусловлена значительными объемами закупок продукции, осуществляемыми за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования.
Так, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. совокупный объем государственных и муниципальных закупок увеличился на 21% и превысил 4,7 трлн. руб., что составляет 11,3% от стоимостного объема ВВП России. По итогам 2009 года совокупный объем государственных закупок остался на уровне 2007 года, это связано в первую очередь с режимом экономии бюджетных средств.
В Ростовской области в 2009 году, несмотря на финансовый кризис и политику бюджетной экономии, совокупный объем государственного и муниципального заказа области составил более 47 млрд. рублей. В 2008 году совокупный объем государственного и муниципального заказа составил более 57 млрд. рублей, что почти на 27% больше, чем в 2007 году (рис. 1).
Рис. 1 Объем совокупного заказа Ростовской области за 2004-2009гг. (составлен автором).
Увеличение объемов государственных заказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования структуры отраслевой и региональной экономики. Кроме того, при сбалансированном регулировании объемов закупаемой продукции посредством государственных заказов может быть оказано позитивное влияние на динамику цен по определенным ее видам.
Но, наряду с положительной динамикой роста их объемов, можно выделить негативные тенденции, обусловливающие повышение рисков гарантированного ресурсного обеспечения государственных функций и исполнения социальных обязательств: монополизации государственного сектора рынка, опережающего роста цен на продукцию (работы, услуги) для государственных нужд по сравнению с индексами потребительских цен и цен производителей, снижения качества продукции, смещения коррупционных рисков в сферу планирования и управления контрактами, ухудшения финансового состояния реального сектора экономики вследствие созданных условий перераспределения ресурсов в пользу финансовокредитной сферы и сферы обраще-ния[2]. Следует отметить, что если в
2006 - 2007 г. г. относительная доля торгов находилась в положительной динамике, то в 2008 г. составила в среднем лишь 5%[5], причем на федеральном уровне этот показатель был втрое ниже, чем на региональном. Вместе с тем по итогам проведения торгов в 2008 г. доля стоимости государственных контрактов составила более 70%, следовательно, наиболее крупные по стоимости заказы размещаются путем проведения торгов. Доля проведенных аукционов превышает долю проведенных конкурсов. Кроме того, несмотря на популярность у государственных и муниципальных заказчиков запроса котировок, электронный аукцион как способ размещения заказа может полностью их заменить к 2011-2012 г. г.
Модернизация системы государственного управления за счёт использования возможности современных информационных технологий стала неизбежной мировой тенденцией и в полной мере затронула сферу государственных закупок.
Одной из наиболее эффективных форм применения информационных технологий в государственных закупках является проведение аукциона в электронной форме, использование которого приводит к значительному повышению конкуренции, экономии бюджетных
средств и созданию новых возможностей для бизнеса, а также снижению административных барьеров, повышению прозрачности и как следствие снижению коррупции.
Международные организации уделяют особое внимание использованию аукционов в электронной форме и разрабатывают правовые документы в области государственных закупок (e-GP, electronic government procurement). Такими примерами являются пересмотренное Соглашение по государственным закупкам Всемирной торговой организации (GPA, Government
Procurement Agreement WTO), а также типовой закон о закупках товаров, работ и услуг с руководством по его примене-
нию, принятый комиссией ООН по праву международной торговли
(ШСГТКАЬ)[4].
Значительный вклад вносит Европейский Союза, в котором разработаны и успешно применяются передовые правовые механизмы регулирования процедуры размещения государственных заказов путём проведения аукционов в электронной форме.
По данным Портала государственных закупок Ростовской области, все большее количество заказчиков отдают предпочтение аукционам и аукционам в электронной форме, в то время как открытые конкурсы и котировки сдают свои позиции (рис.2).
80000
70000
60000
50000
колич. проведен. _________
^ 40000
процедур
30000
20000
10000
0
конкурсы аукционы аукционы котировок
□ 2007
□ 2008 □ 2009
Рис. 2 Динамика состоявшихся закупок в 2007-2009 годах.
В 2009 году сумма средств размещенных закупок составила 47 941 229 тыс. рублей, в том числе размещено с помощью открытого конкурса -1 901 738,3 тыс. рублей, открытого аукциона - 32 539 842,9 тыс. рублей, элек-
тронным аукционом - 1 883 930,9 тыс. рублей, запросом котировок -
3 421 386,8 тыс. рублей, у единственного поставщика - 4 160 066 тыс. рублей, закупки малых объемов -
4 034 264,1 тыс. рублей (рис.3).
закупки малого объема; 4034264,1
единственным поставщик; 4160066
запрос котировок; 3421386,8
электронный аукцион; 1883930,9
открытый аукцион; 32539842,9
Рис. 3 Объем совокупного заказа Ростовской области в разрезе
способов размещения заказа в 2009 году (тыс. руб.) (составлен автором).
Главный показатель эффективности размещения государственного заказа - экономия бюджетных средств. Наибольший процент экономии бюджетных средств достигнут при размещении заказа электронным аукционом -17,7 %, при проведении запроса котировок цен процент экономии бюджетных средств составляет - 15,5 %, при проведении открытых аукционов - 5,2%, открытых конкурсов - 6,2%.
Электронные аукционы являются наиболее прозрачной и привлекательной для участников размещения заказов формой закупки. Именно при размещении заказа с помощью электронного аукциона складывается наибольшая экономия бюджетных средств.
В декабре 2008 года Правительство РФ утвердило специальный перечень товаров, работ и услуг, согласно которому с 1 января 2010 года все федеральные заказчики в обязательном порядке будут закупать данную продукцию или услуги только через открытые электронные аукционы.
С 1 июля 2010 года федеральные заказчики вместо обычных аукционов с молотком и аукционистом будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Таким образом, уже через полгода обычные аукционы для федеральных заказчиков полностью себя изживут. Что касается региональных и
муниципальных заказчиков, то для них размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года.
Запрос котировок не является конкурентной процедурой, и его планируется полностью заменить на короткий (по сроку его проведения) электронный аукцион ориентировочно во второй половине 2011 года. Размещать заказы на таком коротком аукционе можно не до 500 тыс.руб., как при запросе котировок, а до 3 млн. руб. При этом у федеральных заказчиков такая возможность есть уже сегодня. Таким образом, в результате у нас останется обычный электронный аукцион, короткий электронный аукцион, конкурс, а также размещение заказа у единственного поставщика в определенных законом случаях.
Электронные аукционы, обычные и короткие, будут занимать около 70 процентов от всех торгов по государственному заказу, соответственно примерно тридцать процентов будет приходиться на конкурсы, в первую очередь это размещение заказов на выполнение творческих работ (например, НИОКР, проектирование, медицинские услуги). Электронные аукционы будут проводиться на строительство, лекарственные средства, поставку продуктов питания, канцелярских товаров, и т.д.[3].
Однако необходимым условием долгосрочного и динамичного развития системы государственных закупок как инструмента регулирования макроэкономических процессов является совершенствование системы оценки эффективности государственных закупок. Разработка и обоснование методики оценки эффективности государственных закупок являются одним из направлений развития системы управления государственных и муниципальных закупок.
Действующая система оценки эффективности, основанная на таком показателе, как сокращение расходования бюджетных средств, разработана и рекомендована к использованию Министерством экономики Российской Федерации.
Эффективность государственных закупок рассматривается как экономический эффект, достигнутый путем осуществления конкурентного размещения заказа, и характеризуется:
- экономией средств бюджета (в ходе размещения заказа достигается снижение цены и экономия бюджетных средств по сравнению с ранее запланированным объемом расходов);
- более высоким качеством приобретенных товаров, работ и услуг;
- сопутствующими закупке со-
циальными благами (снижение уровня коррупции; повышение открытости
рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности).
Вместе с этим можно выделить следующие составляющие эффективности системы размещения заказа (рис. 4).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
Применение процедур размещения заказа
Показатели динами-
ъ*тт
/---------------
Частота применения
Ч_______________
Динамика
применения
С------------------\
Изменение конк. среды
Конкурентная
среда
/ \
Средняя цена контракта
с---------------------N
Изменение показателя цены
Показатели
квалификации
Показатели
субъективной
оценки
Эффективность отдельной процедуры
С \
Ожидания
заказчика
( \
Аналогия
применения
Оценка отдельных показателей
Ч______________________У
Рис. 4. Составляющие эффективности системы размещения заказа.
Методика оценки эффективности системы государственных закупок позволяет осуществлять оценку эффективности государственных закупок в разрезе осуществляемых процедур размещения заказа, динамики их применения и экономии бюджетных средств.
Таким образом, устойчивое развитие российской экономики зависит от эффективного государственного управления, включающего, эффективное расходование бюджетных средств. Одним из важных механизмов контроля правильности бюджетных расходов является государственная закупочная полити-
ка, основанная на действенной правовой базе, учитывающая интересы как частного сектора экономики, в том числе малого предпринимательства, так и отечественную производственную специфику и потенциал.
Система государственных закупок, сложившаяся в экономике современной России, находится в стадии становления и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важными предпосылками повышения эффективности управления государственными закупками являются: проведение административной реформы, внедрение аудита эффективности бюджетных расходов.
Данные процессы позволят формировать благоприятные социальноэкономические условия, а закупочная деятельность будет обеспечена адекватной для конкуренции средой.
Совершенствование системы управления государственными закупками будет способствовать эффективному исполнению государственных функций и развитию секторов экономики, обеспечивающих воспроизводство необходимых материальных ресурсов для государственных нужд и может повлиять на экономику нашей страны в целом.
Библиографический список
1.Бюджетное послание о бюджетной
политике в 2010-2012гг. //
www.archive.kremlin.ru
2.Бюллетень №3 (135) Счетной палаты Российской Федерации за 2009 г.
3.Владимирова Е. Торги по списку //Российская бизнес-газета 22.12.2009, с.
1.3
4.Государственные и муниципальные закупки-2009. Сборник докладов IV Всероссийской практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2010. - 416с.
5.Доклад Минэкономразвития России «О развитии системы государственных и муниципальных закупок» в Правительство Российской Федерации по итогам 2008 года. // www.economy.gov.ru
6.Настольная книга госзаказчика. / под ред. Храмкина А. А. - М.: ИД «Юриспруденция», 2010. - 744 с.
Bibliographic list
1.Budget and budget policy message in 2010-2012// www.archive.kremlin.ru
2.Chamber of Accounts of Russian Federation’ bulletin for 2009 N3 (135)
3.Vladimirova E. Public sale by list // Russian business paper 22.12.2009, pages
1.3
4. State and municipal purchases - 2009. Collected reports of IV All-russian Practical conference. - Moscow: Publishsing house “Law”, 2010.
5.Ministry of Economic Development’ Report “About development of system of state and municipal purchases” to the Government of Russian Federation in the final analisys of 2008 year. // www.economy.gov.ru
6.Government customer’s Desk book / Edited by Khramkin A.A. - Moscow: Publishsing house “Law”, 2010