Научная статья на тему 'Планирование, организация и размещение государственных закупок в бюджетной организации'

Планирование, организация и размещение государственных закупок в бюджетной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК / КОМИССИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ЗАКАЗА / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / GOVERNMENT ORDER / WAYS OF PLACING / GOVERNMENT CUSTOMER / COMMISSION ON THE ORDER PLACING / BUDGET ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ботоева Галина Игоревна

Рассматривается размещение государственного заказа на примере бюджетной организации. Государственный заказ раскрывается как многоэтапный процесс, состоящий из нескольких этапов: планирование, организация, размещение, контроль, анализ и мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING, ORGANIZATION AND PLACING OF GOVERNMENT PURCHASES IN A BUDGET ORGANIZATION

The author considers the placing of the government order on example of a budget organization. The government order is exposed as a multistage process including several steps: planning, organization, placing, control, analysis and monitoring.

Текст научной работы на тему «Планирование, организация и размещение государственных закупок в бюджетной организации»

- распространение долевой формы финансирования инноваций (государство, частный бизнес, научные учреждения, учебные заведения, местные власти);

- использование форсайта при разработке долгосрочных программ инновационного развития с привлечением высококвалифицированных экспертов из регионов округа.

Проведенный анализ показал, что инновационное развитие регионов невозможно без создания и освоения новых передовых технологий, содействия и поддержки инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Илышев А.М., Путилина В.Ю. Альтернативные подходы к измерению инновационной активности в регионе // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 12.

2. Погодина Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского Федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 5.

3. Ореховский П. Оценка эффективности инноваций в регионах: сравнительный анализ // Общество и экономика. 2007. № 5-6.

4. Ратьковская Т.Г. Условия инновационного развития в Сибирском Федеральном округе: региональная дифферен-циация//ЭКО. 2007. № 4.

5. Регионы России. Социально-экономические показате-ли.2008: стат. сб. / Росстат. М.: 2008.

УДК 658.7+339.186

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г.И.Ботоева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматривается размещение государственного заказа на примере бюджетной организации. Государственный заказ раскрывается как многоэтапный процесс, состоящий из нескольких этапов: планирование, организация, размещение, контроль, анализ и мониторинг. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: государственный заказ; способы размещения; государственный заказчик; комиссия по размещению заказа; бюджетное учреждение.

PLANNING, ORGANIZATION AND PLACING OF GOVERNMENT PURCHASES IN A BUDGET ORGANIZATION G.I.Botoeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernishevsky St., Irkutsk, 664074.

The author considers the placing of the government order on example of a budget organization. The government order is exposed as a multistage process including several steps: planning, organization, placing, control, analysis and monitoring.

6 sources.

Key words: government order; ways of placing; government customer; commission on the order placing; budget organization.

Среди основных функций государства особо следует выделить управление экономикой, которая включает в себя не только финансовую, но и социальную сферу. Управление экономикой проводится в различных направлениях: формирование законодательной базы, создание административных структур, участие государства в производстве и промышленности, приватизации, проведение антимонопольной политики, развитие конкурентоспособной среды и другое.

Важное место в развитии конкурентоспособной среды занимает размещение и организация государственного заказа, который основывается на принципах эффективного расходования средств бюджетных и внебюджетных фондов, равного и справедливого отношения ко всем потенциальным участникам размещения государственного заказа, состязательности, открытости, прозрачности и независимости, отчетно-

сти и контроля, ответственности.

1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94 (далее ФЗ - 94), который определил порядок размещения государственного заказа и организационную структуру.

Автор считает государственный заказ многоэтапным процессом, состоящим из планирования, организации, размещения, контроля, анализа и мониторинга.

Государственным заказчиком могут выступать органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды и бюджетные учреждения, уполномоченные органами государственной власти на размещение заказов. Предположим, что в нашем случае бюджетное учреждение является государствен-

1Ботоева Галина Игоревна, аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории, e-mail: galina_botoeva@mail.ru Botoeva Galina Igorevna, a postgraduate of the Chair of World-economics and economical theory, e-mail: galina_botoeva@mail.ru

ным заказчиком и в праве распоряжаться своими бюджетными средствами. Планирование заказа бюджетной организацией проводится на основе бюджета на год. Основными статьями расходов являются:

1. Строительство объектов и автодорог, капитальный и текущий ремонт.

2. Закупка товаров: медикаменты и перевязочные средства, медицинское оборудование, продукты питания, мягкий инвентарь и мебель, офисная техника, горюче - смазочные материалы, котельно-печное топливо, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, строительные материалы и др.

3. Оплата услуг: аренда, оплата коммунальных услуг, оплата услуг связи, услуги по содержанию имущества, транспортные услуги, вневедомственная охрана, пожарная сигнализация, страхование жизни, здоровья, имущества, услуги по изготовлению бланков и др.

Расходы могут отличаться в зависимости от направленности бюджетного учреждения: медицинские, образовательные, культурно - досуговые, спортивные. Они имеют свои специфические характеристики, от которых зависят их траты.

Планирование нужд проходит на основе анализа прошлого года и сметы расходов. Потребность в товарах, работах, услугах может изменяться в течение года. Например, продукты питания являются необходимым товаром в течение всего года, но часть из них не подлежит долгосрочному хранению, часть носит сезонный характер. Поэтому наиболее оптимальный режим закупок - каждый квартал. Минусом в данном способе закупок является увеличение трат на проведение процедур размещения, но, по мнению автора, эти траты объективны.

Рассмотрим случай, когда заказчик покупает товары на весь год (поставки осуществляются в течение года по требованию заказчика), в данном случае цены на товары будут фиксированы в государственном контракте, где прописано, что цена не меняется весь срок исполнения контракта вне зависимости от того, как изменяется цена на рынке. Поставщик намеренно завышает цену в среднем на 20-40 %, страхуясь тем самым от роста цен и инфляции.

Проведение строительных работ и ремонта также зависит от сезонности, в основном это весенне-осенний период.

Еще одним аспектом при планировании и организации является знание способов размещения государственного заказа и сроки их размещения.

Важным вопросом, который решил ФЗ - 94, является четкое определение способов размещения заказа и формирование процедур, соответствующих этим способам. Согласно статье 10 ФЗ - 94, размещение государственного или муниципального заказа осуществляется либо путем проведения торгов, либо без проведения торгов. Способы размещения государственного и муниципального заказа:

1. Путем проведения торгов:

- Конкурс (открытый, закрытый). Конкурс - торги, победителем которого признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государст-

венного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

- Аукцион (открытый, закрытый, в электронной форме). Аукцион- способ размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

2. Без проведения торгов:

- Запрос котировок цен (ЗКЦ) - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Кроме этого, выделяется еще 2 случая, когда возможно проведение ЗКЦ: когда закупка проходит на территории иностранного государства, где находится заказчик и закупка осуществляется в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

- Товарная биржа - корпоративная, некоммерческая ассоциация, ограниченная определенным числом частных лиц и корпораций, обеспечивающая материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, защищающим интересы и обеспечивающим равенство клиентов и членов биржи.

Следующий важный момент - это временные рамки проведения той или иной процедуры размещения заказа. Рассмотрим каждый способ в отдельности.

Открытый аукцион является наиболее приоритетным способом закупки. Проведение открытого аукциона состоит из следующих моментов:

1. Определение предмета торгов, его характеристик (срок не определен).

2. Принятие решения о проведении открытого аукциона (срок не определен).

3. Составление документации об аукционе и проекта государственного контракта, формирование аукционной комиссии (срок не определен).

4. Опубликование извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» (не менее чем за 20 дней).

5. Рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе (не более 10 дней);

6. Проведение аукциона (1 день).

7. Подписание государственного контракта (не ранее чем через 10 дней).

8. Исполнение государственного контракта (согласно срокам, установленным в контракте)._

В среднем проведение аукциона занимает 40 дней, но если были внесены изменения, срок может увеличиваться на 15 дней.

Временные рамки проведения конкурса имеют различные показатели в зависимости от вида конкурса. Рассмотрим открытый конкурс как один из распространенных способов закупки в бюджетных организациях:

1. Определение предмета торгов, его характеристик (срок не определен).

2. Принятие решения о проведении открытого конкурса (срок не определен).

3. Составление конкурсной документации и проекта государственного контракта, формирование конкурсной комиссии (срок не определен).

4. Размещение извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» (за 30 дней до проведения вскрытия конвертов с заявками).

5. Рассмотрение заявок (не более 20 дней).

6. Оценка и сопоставление заявок (не более 10 дней).

7. Подписание контракта (не ранее чем 10 дней).

8. Исполнение государственного контракта (срок определен в контракте).

Открытый конкурс может проводиться около 70 дней, конечно, это приблизительный срок. В среднем проведение одного конкурса без подготовительного периода может занимать около 50 дней. Если были внесены изменения, срок может увеличиться на 20 дней.

Запрос котировок цен, простой способ проведения торгов не требуют длительного периода. Проведение ЗКЦ состоит из следующих этапов:

1. Определение потребности в товаре, работе, услуге.

2. Принятие решения о проведении ЗКЦ.

3. Составление документации о ЗКЦ, формирование котировочной комиссии.

4. Размещение извещения о проведении ЗКЦ и проекта государственного контракта на официальном сайте (за 7 дней, если сумма государственного контракта до 500 тыс. рублей, и за 4 дня - до 250 тыс. руб.).

5. Рассмотрение котировочных заявок (1 день).

6. Передача победителю 1 экземпляра протокола и государственного контракта (5-20 дней).

7. Заключение государственного контракта.

8. Исполнение.

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) проводится только в тех случаях, которые прописаны в ст. 55 ФЗ № 94, например купля - продажа электрической энергии, поставка культурных ценностей и др.

Заказчик или уполномоченный орган создает комиссию по размещению государственного или муниципального заказа, определяет ее состав, порядок работы, назначает председателя комиссии. Заказчик может создать 3 комиссии: конкурсную (для проведения открытого и/или закрытого конкурса), аукционную (для проведения открытого и/или закрытого аукциона,

аукциона в электронной форме), котировочную (для проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги) - или объединить функции перечисленных комиссий в единой комиссии по размещению государственного или муниципального заказа.

Решение о создании комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд оформляется приказом, утвержденным руководителем заказчика или уполномоченного органа. В дополнение к приказу утверждается положение о комиссии, которое определяет цели и функции комиссии; регулирует права, обязанности и ответственность как комиссии в целом, так и отдельных ее членов (например - председатель комиссии); определяет характер комиссии (временная или постоянная). Комиссия должна состоять не менее чем из 5 членов, при этом решение комиссии правомочно, если на заседании присутствовало не менее 50% процентов от списочного состава конкурсной комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования или делегирования ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Конкурсная комиссия выполняет следующие функции (п. 6. ст. 7 ФЗ - 94): осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе; открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде; проводит отбор участников конкурса; осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных заявок; определяет победителя; ведет протокол вскрытия конвертов на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Основные функции аукционной комиссии (п. 7 ст. 7 ФЗ - 94): рассмотрение заявок на участие в конкурсе; проведение отбора участников аукциона; ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочная комиссия (п. 8 ст. 7 ФЗ - 94) осуществляет предварительный отбор участников; ведет протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе; рассматривает, оценивает и сопоставляет котировочные заявки; определяет победителя в проведении запроса котировок цен; ведет протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокол об отказе от заключения контракта.

Чаще всего в учреждении создается единая комиссия, которая работает на постоянной основе во главе с руководителем или его заместителем. В случае необходимости в состав комиссии вводится эксперт. Например, при закупке компьютеров и оргтехники состав комиссии может пополнить программист или системный администратор.

Контроль в сфере размещения государственного заказа осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ. Кроме ФАС РФ, функции по контролю выполняют Федеральная служба по оборонному заказу РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ РФ), Счетная палата РФ. Федеральная служба по оборонному заказу РФ осуществляет контроль за размещением государственного заказа для

нужд обороны страны. Осуществляются плановые и внеплановые проверки.

Анализ и мониторинг закупок осуществляется как самим бюджетным учреждением, так и органами исполнительной власти, МЭРТ РФ, комитетом по статистике. Анализ, по мнению автора, может проводиться по нескольким направлениям: по способам закупки, по времени на каждую процедуру, по экономии бюджетных средств (как в денежном эквиваленте, так и в сравнении с прошлым периодом), по количеству участников размещения заказа, по количеству жалоб и признанию конкурса-аукциона недействительным и т.д.

Как показывает практика, при грамотной организации государственные заказы могут использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально-экономического развития. Российская Федерация создает условия для производства и реализации экономически значимой продукции. Государственные заказы осуществляются в виде закупки конкретных видов продукции, финансирования работ по созданию и реализации определенных товаров, работ и услуг.

Государственный заказ имеет большое значение как для процессов стратегического управления, так и для текущего регулирования государственного управления.

Библиографический список

1. Борисов А. Н., Краев Н. А. Комментарии к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). - М.: «Деловой двор», 2008. - 792 с.

2. Комментарии к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / под общ. ред. проф. Ю. А. Тихомирова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 408 с.

3. Итоги конференции «Деятельность органов исполнительной власти по созданию и совершенствованию региональных систем государственных закупок» // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №10. с. 24-31.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд/ под общ. ред. В. А. Вайпана. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. 168 с.

5. Рябухин С. Н. Эффективное использование средств бюджетов - цель новой законодательной концепции о размещении государственного и муниципального заказа// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №4 (апрель-июнь). с. 95-97.

6. Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Материал подготовлен для системы «Консультант-плюс».

УДК 622.33: 338.45

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ КАК РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

В.И.Буньковский1

Иркутский государственный технический университет; 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изложены результаты оценки эффективности деятельности корпорации на основе предлагаемого критерия, который позволяет согласовать экономическую эффективность корпорации с обобщающим критерием оценки развития региона в целом, так как является составной частью макроэкономического регионального критерия; стимулировать ФПК на достижение наибольшего прироста добавленной стоимости и тем самым увеличить ВВП региона, что в конечном итоге улучшает его социально-экономическое положение. Табл.1. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: финансово-промышленная корпорация; методология инновационной деятельности; экономическая эффективность; критерий оценки развития региона; макроэкономическая деятельность; валовой внутренний продукт; метод расчета по доходам; бизнес-единица корпорации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ECONOMICAL ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF FINANCIAL AND INDUSTRIAL CORPORATION AS A DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF INNOVATION ACTIVITY IN ECONOMICAL SYSTEMS V.I. Bunkovsky

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author presents the results of the estimation of the corporation activity efficiency based on the proposed criterion which enables to adjust corporation economical efficiency with the generalized criterion of regional development estimation on the whole since it is a component of the macroeconomical regional criterion. It also stimulates financial and industrial corporations to achieve the highest growth of the added value and then increase GDP (Gross Domestic Product) of the region. The last improves the social and economical position of the region. 1 table. 1 sourse.

1Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента. Bunkovsky Vladimir losifovich, a doctor of economical sciences, a professor of the Chair of Economics and Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.