Учет и отчетность бюджетных учреждений
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИй
В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»
Подавляющее большинство образовательных организаций Российской Федерации имеют форму бюджетных учреждений, которые с 01.01.2011 поделены законодательством на три типа:
— казенные учреждения;
— бюджетные учреждения;
— автономные учреждения.
При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения могут выступать государственными и иными заказчиками при размещении заказов, в том числе на поставки товаров для нужд государства или нужд самого бюджетного учреждения. Однако категория заказчика не влияет на сам порядок размещения заказов на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Рассмотрим порядок размещения заказов, применяемый образовательным учреждением при государственных закупках.
Система государственных закупок основана на специальном порядке размещения заказов для удовлетворения государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказов). Основным нормативным документом, определяющим регламент размещения заказов, выступает Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
Закон № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов в целях:
— обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;
— эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
— расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;
— развития добросовестной конкуренции;
— совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;
— обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;
— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок.
Чтобы понять, каким образом в настоящее время бюджетные образовательные учреждения осуществляют государственные закупки, в первую очередь следует обозначить, что в законодательстве понимается под государственными, муниципальными нуждами и нуждами бюджетных учреждений и когда образовательные учреждения могут выступать государственными заказчиками, а когда — иными.
Статья 3 Закона № 94-ФЗ относит к государственным нуждам обеспечиваемые за счет федерального бюджета или региональных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ,
государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Под муниципальными нуждами в ст. 3 Закона № 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
По разъяснениям Минэкономразвития России, все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые бюджетным учреждением для государственных нужд за счет средств соответствующего бюджета, включая средства, получаемые по утвержденной смете, и за счет внебюджетных источников финансирования, включая средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые косвенно являются составными частями доходов бюджета, должны осуществляться в соответствии с процедурами Закона № 94-ФЗ (письмо от 04.10.2011 № Д28-418).
Статьей 4 Закона № 94-ФЗ определено, что государственными, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В настоящее время такие типы бюджетных учреждений, как бюджетные учреждения с расширенными правами и автономные учреждения, не признаются получателями бюджетных средств различного уровня. В силу чего эти типы бюджетных учреждений (независимо от их отраслевой направленности) исключены из состава государственных, муниципальных заказчиков. Законодатель именует их иными заказчиками, на что прямо указывает ст. 4 Закона № 94-ФЗ.
Таким образом, в качестве государственных (муниципальных) заказчиков, которые вправе заключать контракты от имени самой РФ, ее субъектов или же муниципальных образований РФ, могут выступать лишь бюджетные образовательные учреждения, отнесенные законодательством в состав казенных учреждений. Все иные бюджетные образовательные учреждения могут выступать лишь иными заказчиками, заключающими гражданско-правовые договоры на обеспечение бюджетных нужд от имени самого образовательного учреждения. Ранее такой порядок применялся в отношении автономных учреждений, на что указывает письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ».
Действуя в качестве заказчика, размещать заказы, в том числе на поставку товаров, бюджетные образовательные учреждения могут самостоятельно, через уполномоченные органы либо силами специализированных организаций.
Причем выбор такой специализированной организации осуществляется образовательным учреждением (далее — заказчик) также путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в порядке, определенном Законом № 94-ФЗ, на что прямо указывает п. 2 ст. 6 Закона № 94-ФЗ.
Согласно ст. 8 Закона № 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом участники размещения заказа должны отвечать обязательным требованиям, установленным ст. 11 Закона № 94-ФЗ.
Как следует из ст. 10 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться:
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Способ размещения заказа определяется заказчиком. При этом общепринятым способом размещения заказов являются торги. Все остальные могут применяться заказчиком только в случаях, непосредственно предусмотренных самим Законом № 94-ФЗ. На это указывает обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I кв. 2010 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
Одной из форм проведения торгов является проведение конкурса, под которым согласно Закону № 94-ФЗ понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Причем проведение торгов в форме конкурса возможно, если стоимость контракта на поставку товаров не превышает 500 000 руб., а сами товары не включены в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.
При этом конкурс может быть открытым или закрытым. Проведение закрытого конкурса возможно только в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта. Особенности проведения закрытого конкурса установлены ст. 30 Закона № 94-ФЗ.
Все иные заказы размещаются заказчиком посредством проведения открытого конкурса, процедура проведения которого заключается в следующем.
Конкурсная комиссия. При размещении заказа путем проведения конкурса заказчиком в первую очередь создается конкурсная комиссия. Решение о ее создании принимается заказчиком до опубликования в официальном печатном издании или до размещения в Интернете на официальном сайте размещения заказов извещения о проведении конкурса. Он же определяет и состав комиссии (не более 5 чел.), порядок ее работы, а также назначает
председателя. При этом п. 2 ст. 7 Закона № 94-ФЗ закреплено право заказчика включать в состав конкурсной комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.
Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, ведет отбор участников конкурса, рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе, определяет победителя торгов, а также ведет соответствующие протоколы.
Проведение конкурса. При проведении конкурса заказчик может установить требование о денежном обеспечении заявки на участие в конкурсе, размер которого ограничен 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В отношении таких участников размещения заказа, как субъекты малого предпринимательства, размер указанного обеспечения ограничен 2 % цены лота. Если денежное обеспечение заявки на участие в конкурсе установлено, то оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и в обязательном порядке указывается заказчиком в конкурсной документации.
Кроме того, в отношении участника конкурса, с которым будет заключен контракт, заказчик может принять решение об установлении требования об обеспечении исполнения контракта. Причем, если стоимость контракта не превышает 50 000 000 руб., то речь идет о праве заказчика, а при большей стоимости это уже вменяется в обязанность последнему.
Размер обеспечения исполнения контракта колеблется от 10 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта. Если условиями госконтракта предусмотрена выплата аванса, то обеспечение исполнения госконтракта не может устанавливаться заказчиком в сумме, меньшей аванса.
В качестве обеспечения исполнения контракта могут выступать:
— безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;
— договор поручительства;
— денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита).
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Обратите внимание. Если лицом, с которым по результатам торгов заключается контракт, выступает бюджетное учреждение, то представления обеспечения исполнения контракта не требуется.
При проведении открытого конкурса на размещение заказа на поставку товаров заказчик на официальном сайте размещения заказов (www. zakupki. gov. ru) должен разместить извещение о его проведении. В общем случае сделать это необходимо заранее — не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным заявкам.
Нарушение заказчиком сроков размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса даже на один рабочий день может привести к административной ответственности заказчика. Согласно ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое административное нарушение грозит должностному лицу заказчика штрафом в сумме 3 тыс. руб. Кроме того, оштрафовать на 10 тыс. руб. могут и само образовательное учреждение, размещающее заказ.
При просрочке более, чем два рабочих дня, сумма штрафа значительно возрастает. Так, должностные лица заказчика могут «потерять» 30 тыс. руб., а сам заказчик — 100 тыс. руб.
В извещении о проведении конкурса заказчиком указываются сведения, перечисленные в п. 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ, а именно:
— форма торгов;
— наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
— предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
— место поставки товара;
— начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
—срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором она размещена, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
— место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
— преимущества, предоставляемые производителям товаров в лице учреждений и предпри-
ятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов, если такие преимущества имеются. В отношении указанных лиц заказчик вправе устанавливать преимущества в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15 % в порядке и в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленными Правительством РФ. Перечни таких товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Обратите внимание. При невозможности размещения извещения на www. zakupki. gov. ru заказчик может воспользоваться любыми средствами массовой информации, в том числе и электронными, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо размещения на официальном сайте.
Конкурсная документация. Для проведения конкурса заказчиком разрабатывается конкурсная документация, в которой указываются все требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности и потребительским свойствам, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Запрещено включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам и потребительским свойствам товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена самим Законом № 94-ФЗ.
Кроме того, запрещено включать в конкурсную документацию информацию о товарных знаках, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя и любую иную, которая может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа на поставку товара.
Согласны с таким подходом и суды, на что указывает постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 № Ф09-5070/10-С1 по делу № А50-35604/2009.
Обратите внимание. Если в конкурсной документации, содержится указание на иностранный товарный знак, то в нее заказчик обязан включить указание на бренд российского аналога (товара).
О том, какие конкретно сведения включаются заказчиком в конкурсную документацию, говорится в п. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ. При этом все сведения, указанные в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса. Обязательным приложением конкурсной документации выступает проект контракта, а если конкурс проводится по нескольким лотам, то проект контракта составляется по каждому лоту отдельно.
Конкурсная документация размещается заказчиком на официальном сайте размещения заказов одновременно с извещением о проведении открытого конкурса. Причем она должна быть доступна для ознакомления всем желающим без взимания платы.
Кроме того, по заявлению любого заинтересованного лица заказчик должен предоставить ему в течение двух рабочих дней конкурсную документацию в письменном или в электронном виде. За предоставление конкурсной документации в письменном виде заказчиком может устанавливаться плата, размер которой ограничен расходами на изготовление копий документов и расходов на доставку почтовой связью. Если заказчиком документация предоставляется на платной основе, то это обязательно указывается в конкурсной документации.
Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Порядок подачи заявки, а также сведения, указываемые в ней, установлены ст. 25 Закона № 94-ФЗ.
Последним днем приема заявок для участия в конкурсе является день вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, на что указывает п. 7 ст. 25 Закона № 94-ФЗ. Пропуск данного срока может привести к негативным последствиям, на что указывает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А19-10521/09. Исследовав материалы данного дела, судьи пришли к выводу, что участник размещения заказа, не подавший заявку к моменту вскрытия конвертов, утрачивает право на участие в конкурсе.
Статьей 26 Закона № 94-ФЗ определено, что вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам производится конкурсной комиссией публично в один день, во время и в месте, указанных в извещении о проведении открытого конкурса.
Получив заявку участника, конкурсная комиссия проверяет ее на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и на соответствие участников размещения заказа требованиям ст. 11 Закона № 94-ФЗ. После этого ею принимается решение об участии участника размещения заказа в конкурсе. При этом законом на такие действия комиссии отведено всего 20 дней со дня вскрытия конвертов. Процедура принятия решения о допуске к конкурсу оформляется протоколом, который визируется всеми членами конкурсной комиссии и заказчиком.
Если в результате рассмотрения заявок всем участникам размещения заказа отказано в конкурсе или же к нему допущен только один участник, то конкурс признается несостоявшимся. Такие правила установлены п. 5 ст. 27 Закона № 94-ФЗ. Несмотря на это, в последнем случае заказчик обязан передать единственному участнику размещения заказа проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных этим участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
Затем в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленном конкурсной документацией, конкурсная комиссия производит оценку и сопоставление заявок, поданных участниками размещения и допущенных к конкурсу. Оценка и сопоставление заявок осуществляются комиссией в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Обратите внимание. Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., то срок, выделяемый законом на оценку и сопоставление заявок, может быть увеличен до 30 дней.
Основным критерием отбора заявок является ценовое предложение участника размещения заказа. В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ в качестве иных критериев оценки могут применяться:
— функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
— расходы на эксплуатацию товара;
—расходы на техническое обслуживание товара;
— сроки (периоды) поставки товара;
— срок предоставления гарантии качества товара;
— объем предоставления гарантий качества товара.
При оценке заявок конкурсная комиссия руководствуется Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.
Как следует из п. 8 ст. 28 Закона № 94-ФЗ, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер. Номера присваиваются по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих аналогичные условия. Установление дополнительных критериев оценки одинаковых заявок законодательством не предусмотрено (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.08.2010 № ВАС-103 81/10 по делу № А40-21079/09-26-238).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
С победителем конкурса заказчик в порядке, предусмотренном ст. 528 Гражданского кодекса РФ, заключает государственный или муниципальный контракт. Если заказчиком выступает бюджетное образовательное учреждение, не имеющее статуса казенного учреждения, то заключается гражданско-правовой договор на поставку товаров.
В общем случае заказчик не вправе отказаться от заключения контракта. В то же время из общего правила имеются и исключения. Перечень случаев, когда заказчик обязан отказаться от заключения контракта, содержится в п. 3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. К таковым относятся случаи, когда:
— победитель конкурса находится в стадии ликвидации или признан банкротом;
— деятельность победителя конкурса приостановлена в административном порядке;
— участник указал в заявке на участие в конкурсе заведомо ложные сведения;
— имущество победителя конкурса по решению суда находится под арестом;
— у победителя конкурса имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что он не обжалует наличия указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.
Список литературы
1. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г.: постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010.
2. О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков: постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 175.
3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.08.2010 № ВАС-10381/10 по делу № А40-21079/09-26-238.
5. Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона: распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.
6. Письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-90.
7. Письмо Минэкономразвития России от 04.10.2011 № Д28-418.
8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2010 по делу № А19-10521/09.
9. Постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 № Ф09-5070/10-С1 по делу № А50-35604/2009.
10. Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.