действие. Именно эти элементы доверия формируют общество как социальное, культурное, хозяйственное и духовное единство людей. Замена человека на государство, партию или даже вождя в качестве объекта доверительных отношений не может произойти бесследно для состояния доверия. Тем более, что социалистическому государству с самого начала были чужды интересы к личности. Некоторое доверие между населением и государством начало восстанавливаться примерно с середины 50-х годов, когда государство заняло откровенно патерналистскую позицию по отношению к населению. Что касается денежных доходов, то с середины 60-х годов государство выполняло взятые на себя обязательства. Более того, существовало правило, согласно которому работники социалистических фирм (а других не было) получали заработную плату в установленном размере независимо от финансового состояния предприятия. То есть в вопросах благосостояния население было непосредственно связано с государством, которое и выступало работодателем.
Эти отношения не прошли испытания в период рыночных реформ, когда государство отказалось от функции работодателя, а новые предприниматели не считали себя обязанными выполнять свои обязательства по отношению к работникам. Существенный урон отношениям доверия между государством и работниками нанесли денежные реформы и непрерывное состояние кризиса финансовой системы и системы правопорядка. Финансовые пирамиды просто объединяют две эти стороны кризиса государственности между собой.
Доверие между населением и государством возникает в таком же случае, в каком оно возникает между индивидами. Необходимым условием возникновения и укрепления доверия является неуклонное выполнение сторонами взятых на себя обязательств. Известно, что функция государства состоит в том, чтобы предоставлять населению общественные блага: поддерживать обороноспособность и правопорядок, разрабатывать систему законов, обеспечивать нормальное денежное обращение и приемлемый уровень занятости и проч. Если правительство способно выполнять и выполняет эти функции, то возникновение и укрепление доверия - только вопрос времени. Но если правительство позволит себе отступить от своих обещаний (пусть даже они были нереалистич-
ными), то доверие к нему со стороны населения будет утрачено.
Стоит отметить, что вложения населением денег в различные банки и акционерные общества приобрело тогда массовый характер. И мало кто задумывался над вопросами отсутствия законодательной базы и наличия многочисленных финансовых афер. Чем можно объяснить данный феномен? На наш взгляд, основная причина инвестиционной активности населения заключалась в том, что недоверие к государству было компенсировано верой в новый эффективный сектор экономики - частное предпринимательство.
Вопросы недоверия государству остаются актуальными по сей день. При этом каждый полемизирующий на данную тему дает свое определение категории доверие и выстраивает свою субъективную цепочку рассуждений. Некоторые экономисты и политики одним из ярких примеров недоверия считают накопленный государством стабилизационный фонд. На наш взгляд, данное утверждение является ошибочным, поскольку «недоверие» и «неуверенность» - это две разные категории. А процесс формирования стабилизационного фонда есть не что иное, как формирование резерва вследствие неуверенности. Экономический агент зачастую испытывает неуверенность в будущих событиях, поскольку существующие на сегодняшний день прогнозы могут стать ошибочными через какое-то время. Но любая ошибка может быть компенсирована, если в распоряжении агента имеется достаточный резерв. Таким резервом на сглаживание негативного воздействия обстоятельств в будущем и явился стабилизационный фонд. Его наличие оказалось оправданным, что было подтверждено экономическими событиями недавнего прошлого.
Самое важное для нас состоит в том, чтобы атмосфера доверия обеспечивала выигрыш не только при заключении текущих сделок, но и при принятии решения об инвестировании. Инвестор будет до крайности осторожен, когда у него есть основания предполагать, что его долговременные намерения попадут в зависимость от перспектив сиюминутного выигрыша, появившихся у контрагента. Задача правительства, если оно простирает свои планы на сколько-нибудь значимый период, состоит в обеспечении условий, при которых инвестор может быть уверен в общественном согласии относительно нерушимости условных ограничений.
УДК 658.7+339.186
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА Г.И.Ботоева1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Рассмотрен государственный заказчик как один из субъектов размещения государственного заказа, среди которых можно выделить: уполномоченный орган, специализированную организацию, комиссии по размещению зака-
1Ботоева Галина Игоревна, старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории, тел.: 89501255102, e-mail: galina_botoeva@mail.ru
Botoeva Galina Igorevna, a senior lecturer of the Chair of International Economy and Economic Theory, tel.: 89501255102, e-mail: galina_botoeva@mail.ru
за, бюджетное учреждение. Проанализированы положительные и негативные стороны деятельности государственного заказчика, при этом отрицательные моменты разделены на две группы: внутренние и внешние. Для решения проблем предложено создание единой системы государственного и муниципального заказа. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: государственный заказчик; специализированная организация; бюджетное учреждение; государственные закупки.
ROLE AND FUNCTIONS OF THE CUSTOMER IN THE SYSTEM OF THE STATE ORDER G.I.Botoeva
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074 .
The author examines the state customer as one of the subjects of the state order placing. Among the last she distinguishes an authorized body, a specialized organization, commissions on placing the order, a budget agency. The author analyses positive and negative aspects of the state customer activity. Negative aspects are divided into two groups: internal and external-tion. To solve the problems it is suggested to create a unified system of state and municipal orders. 12 sources.
Key words: state customer, specialized organization; budget agency; government purchases.
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ФЗ №94 от 21.07.2005 г. (далее - Федеральный закон № 94, ФЗ № 94). Закон регламентирует процедуры размещения государственного заказа. Государственный заказ является частью осуществления государством своих экономических функций по созданию благоприятным условий для развития общества.
В последние 5 лет наблюдается тенденция к увеличению суммы государственного заказа: 2004 г. - 1,5 трлн. руб., 2005 г. - 1,7 трлн. руб., 2006 г. - 2,3 трлн. руб., 2007 г. - 3,8 трлн. руб., 2008 г. - около 5 трлн. руб.
Система государственного заказа включает в себя не только планирование, организацию и контроль, но и регулирование взаимодействия между всеми сторонами, участвующими в размещении государственного заказа. Рассматривая государственный заказ как одно из направлений осуществления государством экономических функций, необходимо уделить особое внимание субъектам госзаказа. С одной стороны - представители государства (государственные и муниципальные заказчики, уполномоченные органы, специализированная организация, комиссии по размещению заказа), с другой - непосредственные участники размещения заказа.
При размещении заказа государство выступает в роли покупателя товаров, работ, услуг. В целях экономии средств государство может являться и посредником. Посредник при размещении государственного заказа является необязательным участником, но играет важную роль. Это отвечает принципам открытости, независимости, контроля и ответственности.
В настоящее время на официальном сайте о размещении заказов зарегистрировано более 12000 государственных и муниципальных заказчиков, из них можно выделить 93 федеральных министерства, федеральных агентств, федеральных служб, 83 региональных органа власти, 50 муниципальных заказчиков с наибольшим количеством жителей.
Автор выделяет следующие классификации госу-
дарственных заказчиков:
1. По уровням: федеральный, региональный, муниципальный.
2. По виду деятельности: государственное управление, финансы и экономика, оборона и правоохранительные органы, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, инфраструктура и др.
В структуре системы государственных закупок произошло увеличение:
- по федеральным заказчикам - 2006 г. - 0,83 млрд. руб., 2007 г. - 1,7 млрд. руб.;
- по региональным заказчикам - 2006 г. - 0,8 млрд. руб., 2007 г. - 1,2 млрд. руб.;
- по муниципальным заказчикам - 2006 г. - 0,65 млрд. руб., 2007 г. - 0,95 млрд. руб.
В своей статье автор не рассматривает муниципального заказчика, так как он имеет сходные признаки с государственным заказчиком. Рассмотрим функции каждого из перечисленных государственных субъектов.
Согласно Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 г. №97-ФЗ и Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г. №60-ФЗ к государственным заказчикам относились только органы исполнительной власти. Федеральный закон №94 расширяет понятие «государственный и муниципальный заказчик». Согласно ФЗ №94 к заказчикам относятся:
1) органы государственной власти, которые делятся на два уровня: федеральный и региональный (субъекты РФ). В настоящее время к федеральным органам исполнительной власти относятся: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;
2) иные государственные органы. К ним можно отнести: Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, органы прокуратуры РФ, а также контрольные органы законодательных органов субъектов РФ;
3) органы управления государственными внебюд-
жетными средствами, которые имеют два уровня: федеральный (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и региональный - территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
4) органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления входят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5) бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета. Бюджетное учреждение - «организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных учреждений финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов» [10].
После принятия ФЗ № 94 увеличилось количество государственных заказчиков за счет передачи полномочий по размещению заказа. В данном факте есть как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, бюджетополучатели сами проводят закупки и тем самым определяют свои непосредственные потребности. С другой стороны, при закупке больших партий товаров и дальнейшем распределении среди бюджетных организаций есть возможность экономии средств. Кроме этого, при распределительной политике закупок происходит экономия за счет организации закупок (содержание специалистов, комиссии, организация размещения в СМИ и т. д.)
К основным функциям государственного заказчика и муниципального заказчика можно отнести:
- размещение государственного заказа или муниципального контракта;
- планирование его размещения;
- оформление потребности в извещении и размещении заказа;
- формирование требований к документации по размещению заказа;
- подписание государственного или муниципального контракта.
Следующим государственным субъектом является специализированная организация.
Специализированная организация представляет собой юридическое лицо, привлекаемое заказчиком
или уполномоченным органом на конкурсной основе для проведения конкурса или аукциона. Такая организация имеет четко определенные функции: разработка конкурсной документации и/или документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса/аукциона, направление приглашений на участие в закрытом конкурсе/аукционе и другие функции, связанные с обеспечением проведения торгов.
На наш взгляд, специализированная организация помогает заказчику на первых этапах организации мероприятий по размещению госзаказа или в том случае, когда предмет торгов имеет специфические характеристики (например, сложные научно - исследовательские работы).
В первую очередь заказчику или уполномоченному органу необходимо создать комиссию по размещению государственного или муниципального заказа, определить ее состав, порядок работы, назначить председателя комиссии. Заказчик может создать 3 комиссии: конкурсную (для проведения открытого и/или закрытого конкурса), аукционную (для проведения открытого и/или закрытого аукциона, аукциона в электронной форме), котировочную (для проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги) -или объединить функции перечисленных комиссий в единой комиссии по размещению государственного или муниципального заказа.
Решение о создании комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд оформляется приказом, утвержденным руководителем заказчика или уполномоченного органа. В дополнении к приказу утверждается положение о комиссии, которое определяет цели и функции комиссии; регулирует права, обязанности и ответственность как комиссии в целом, так и отдельных ее членов (например - председателя комиссии); определяет характер комиссии (временная или постоянная). Комиссия должна состоять не менее, чем из 5 членов. При этом решение комиссии правомочно, если на заседании присутствовало не менее 50% процентов от списочного состава конкурсной комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования или делегирования ими своих полномочий иным лицам не допускается, что вытекает из п. 10 ст. 7 ФЗ № 94.
Комиссия может заниматься всеми заказами или иметь узкую направленность (например, комиссия по размещению заказа на строительство и ремонтные работы). Рассмотрим основные функции для перечисленных выше комиссий.
Функции конкурсной комиссии заключаются в следующем: осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе; открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде; проводит отбор участников конкурса; осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных заявок; определяет победителя; ведет протокол вскрытия конвертов на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления
конкурсных заявок.
Основные функции аукционной комиссии уже и заключаются в рассматривании заявки на участие в конкурсе; проведении отбора участников аукциона; ведении протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Котировочная комиссия осуществляет предварительный отбор участников; ведет протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, когда запрос котировок цен проводится на территории иностранного государства и закупка товаров проводится у иностранных поставщиков/исполнителей, когда запрос котировок цен проводится в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; рассматривает, оценивает и сопоставляет котировочные заявки; определяет победителя в проведении запроса котировок цен; ведет протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Помимо комиссии государственный и муниципальный заказчик создает уполномоченный орган, имеющий 3 уровня:
- федеральный орган исполнительной власти;
- орган исполнительной власти субъекта РФ;
- орган местного самоуправления.
Уполномоченный орган выполняет все функции государственного или муниципального заказчика, за исключением одного - подписания государственного или муниципального контракта. Взаимоотношения между государственным заказчиком и уполномоченным органом устанавливаются в соглашении о создании уполномоченного органа, а затем и в его уставе.
Организационная структура уполномоченного органа строится в зависимости от выполняемых функций. По нашему мнению, можно выделить следующие подразделения: группа планирования закупок, группа проведения торгов (открытый конкурс/аукцион, закрытый конкурс/аукцион), группа внеконкурсных способов закупки (запрос котировок цен у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, товарная биржа), группа анализа и мониторинга, группа информационно
- технического обеспечения, группа контроля.
В Иркутской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по формированию и размещению областного государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд за счет средств областного бюджета, согласно Постановлению Администрации Иркутской области от 07.09.2006 г. № 154-па, является Агентство по государственному заказу Иркутской области. К функциям агентства относятся: обеспечение эффективного расходования средств областного бюджета, формирование и размещение заказа, формирование единого подхода к заключению государственных контрактов, внедрение информационных систем.
По мнению автора, бюджетное учреждение является основным и самым многочисленным распорядителем бюджетных и внебюджетных средств. Ст. 162
Бюджетного кодекса РФ вводит понятие «получатель бюджетных средств», которым является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Получатель бюджетных средств имеет право на своевременное получение бюджетных средств, при этом главным обязательством является эффективное их расходование в соответствии с целевым назначением. Основными статьями расходов бюджетных учреждений являются (возможно варьирование в зависимости от направления деятельности учреждения):
1) строительство, капитальный ремонт, текущий ремонт;
2) закупка товаров: медикаменты и перевязочные средства, медицинское оборудование, продукты питания, мягкий инвентарь и мебель, офисная техника, горюче - смазочные материалы, котельно - печное топливо, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, строительные материалы и др.;
3) оплата услуг: аренда, коммунальные услуги, услуги связи, услуги по содержанию имущества, транспортные услуги, вневедомственная охрана, пожарная сигнализация, страхование жизни, здоровья, имущества, услуги по изготовлению бланков и др.
Согласно ФЗ № 94, бюджетное учреждение вправе само размещать заказ на товары, работы, услуги, в которых есть потребность (конечно, если они уполномочены). В большинстве случаев государственный заказчик занимается крупными заказами, например, строительство и ремонтные работы, поставка продуктов питания, медикаментов, специального оборудования и др. А бюджетное учреждение заключает контракты (и другие гражданско-правовые акты) на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, устанавливаемого Центральным банком РФ (на сегодня предельный размер составляет 100 000 рублей).
Проблемы, с которыми сталкивается заказчик, можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние. К внутренним можно отнести: несовершенство внутренних документов госзаказчика: неточное описание положений об организации закупок, положений об уполномоченном органе, положений о деятельности комиссий, их функций, прав и обязанностей членов комиссий; несоответствие между требуемыми товарами, работами, услугами и характеристиками, прописанными в документации торгов: предмет торгов может быть описан общими словами или очень точными характеристиками в зависимости от условий поставщика; замкнутость системы: государственные заказчики предпочитают работать с одними и теми же поставщиками/исполнителями/подрядчиками и могут создавать искусственные барьеры для привлечения новых партнеров, пусть и на более выгодных условиях.
К внешним относятся: злоупотребления в сфере размещения заказа, которые выражаются в недостаточной информированности о проведении открытых торгов: размещение извещения о проведении торгов в
официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» имеют узкую аудиторию пользователей. Для увеличения числа потенциальных поставщиков и/или исполнителей, автор предлагает использовать общедоступные СМИ, где давалась бы краткая информация о торгах, а также сноска на официальное печатное издание и сайт; наиболее часто встречается сговор государственного заказчика и поставщика о предмете торгов и цене государственного контракта; неэффективное распределение бюджетных средств: при планировании бюджета государственных учреждений есть вероятность учета не всех нужд данного учреждения или возникновение срочной потребности в каком-то товаре или услуге.
Для решения данных проблем необходимо создание системы размещения государственного или муниципального заказа, в которой субъекты размещения заказа являются равноправными партнерами. По нашему мнению, заказчик является ведущим субъектом при организации и размещении государственного или муниципального заказа.
Организованное взаимодействие субъектов размещения государственного или муниципального заказа позволит: оптимизировать использование бюджетных средств различного уровня, решить проблему коррупции в сфере размещения заказа, обеспечить
Библиографический список
информированность и прозрачность проведения процедур размещения заказов.
Каждая из сторон имеет свои специфические признаки. Заказчик, уполномоченный орган, комиссия по проведению торгов представляют интересы государственных или муниципальных органов и несут ответственность за справедливое и эффективное решение. Специализированная организация выполняет организационные функции. При этом ответственность за решение ложится на государственного или муниципального заказчика, уполномоченный орган. Участник размещения заказа сам определяет свои возможности и ресурсы, а главное, желание участвовать в торгах. Взаимодействие субъектов размещения государственного или муниципального заказа является важным элементом развития национальной экономики.
По мнению автора для создания эффективной системы государственного заказа необходимо создание единого информационного пространства, охватывающего не только все субъекты государственного заказа, но и участников, а также контролирующие органы. Грамотная организация государственных заказов может использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально - экономического развития.
1. Бондарев Г. И. 94 - ФЗ - руководство к действию// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №3 (январь - март). С. 110-111.
2. Борисов А. Н., Краев Н. А. Комментарии к Федеральному закону «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2008. 792 с.
3. Комментарии к Федеральному закону «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / под общ. ред. проф. Ю. А. Тихомирова. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2006. 408 с.
4. Кузнецова И. В. Мониторинг исполнения 94 - ФЗ// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №8 (апрель-июнь). С. 34-41.
5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд / под общ. ред. В. А. Вайпана. М.: ЗАО Юсти-цинформ, 2007. 168 с.
6. Первые итоги... Доклад Минэкономразвития России на заседании Правительства Российской Федерации об итогах реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-
ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 28 сентября 2006 года// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №6 (апрель-июнь). С. 12-19.
7. Положение об агентстве по государственному заказу Иркутской области, утверждено постановлением Администрации Иркутской области от 07.09.2006 г. № 154-па
8. Сушкова С. Ю. Помогаем заказчикам// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №10 (октябрь-декабрь). С. 80-81.
9. Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94 - ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Материал подготовлен для системы «Консультант плюс»
10. Глоссарий. http://www.glossary.ru
11. Независимый рейтинг прозрачности закупок. http://www.nrpz.ru
12. Официальный сайт по размещению информации о размещении государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. http://www.zakupki.gov.ru
УДК 330
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
С.С.Бричко1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены способы эффективного функционирования региональной экономики. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: региональная экономика; конкурентоспособность региона; управление предприятием.
1Бричко Степан Сергеевич, соискатель, тел.: 89086635959, e-mail: pismostepan@mail.ru
Brichko Stepan Sergeevich, a competitor for a scientific degree, tel.: 89086635959, e-mail: pismostepan@mail.ru