Научная статья на тему 'Управление довузовской профессиональной ориентацией школьников к педагогической работе'

Управление довузовской профессиональной ориентацией школьников к педагогической работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / DEDICATED TRAINING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER-GUIDANCE SYSTEM / CONCEPTUAL POSITION / SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIAL DETERMINATION / CONTINUOUS PEDAGOGIC EDUCATION / REGIONAL LEVEL / MANAGEMENT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова С. Д.

Уделено внимание научным и практическим проблемам профессионального самоопределения учащихся как основе самоутверждения человека в обществе. Показана необходимость организации квалифицированной профориентационной работы по педагогическим специальностям в школах. Дана концептуальная позиция Республики Саха (Якутия) по организации системы допрофессиональной подготовки будущих учителей. Приведены данные по формированию профессиональной направленности старшеклассников отдельных школ республики, готовности их к выбору профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of pre-tertiary career guiadance of school-children to pedagogic activity

The focus is on scientifc and practical issues of professional self-determination of school-children as a basis of self-affrmation in society. Need in organizing of qualifed career guidance to pedagogic specialties at schools is represented. The author shows conceptual position of the Sakha Republic (Yakutia) towards organization of a system of a pre-career education for future teachers. In the article author represents data on professional trend formation of senior high-school students of different republican schools, their readiness to choose their future profession.

Текст научной работы на тему «Управление довузовской профессиональной ориентацией школьников к педагогической работе»

УДК 371.13.048.45 С.Д. Солдатова

управление довузовской профессиональной ориентацией школьников к педагогической работе

Уделено внимание научным и практическим проблемам профессионального самоопределения учащихся как основе самоутверждения человека в обществе. Показана необходимость организации квалифицированной профориентационной работы по педагогическим специальностям в школах. Дана концептуальная позиция Республики Саха (Якутия) по организации системы допрофессиональной подготовки будущих учителей. Приведены данные по формированию профессиональной направленности старшеклассников отдельных школ республики, готовности их к выбору профессии.

Ключевые слова: профильное обучение, профессиональное самоопределение, система профориентации, концептуальные позиции, социальная среда, социальная детерминация, непрерывное педагогическое образование, региональный уровень, механизмы управления.

Согласно Концепциям модернизации российского образования, введения профильного обучения в РФ с 2005/2006 уч.г., в учебный план образовательных учреждений внесены изменения на всех ступенях общего среднего образования. Характерной особенностью профильной школы является наличие блока специальных предметов, который позволяет осуществлять учебный процесс более целенаправленно и в значительной степени решать проблемы преемственности обучения. Следует отметить, что профильное обучение также предполагает углубленное изучение группы предметов, связанных с будущей профессией.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов формирования профессионального самоопределения учащихся. К ним относятся: диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии [1, 2, 3]; теоретические и методические основы профессиональной консультации молодёжи [4, 5]; системный подход к профориентации школьников [6, 7, 8]; формирование общественно значимых мотивов выбора профессии [9] и другие.

В республике работают профилированные образовательные учреждения: агрошколы, агроэкологиче-ские школы, школы педагогического профиля, учебнопроизводственный центр автономной некоммерческой организации «Уран» в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса, центры образования в городах Мирном и Нерюн-гри и т.д. Но, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё

СОлДАТОВА Светлана Дмитриевна - преподаватель филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова в г. Якутске, аспирант.

E-mail: [email protected]

ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием в развитии профориентации является то, что она, как правило, направлена на некоторого усредненного ученика; отсутствуют индивидуальный и дифференцированный подходы к личности выбирающего профессию. Не создаются условия для пробы себя в избираемой профессиональной деятельности, соответствие здоровья, характера, привычек к требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Но не менее значимы социально-экономические противоречия - между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития отраслей экономики, ее кадрового обеспечения.

Профессиональное самоопределение - одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. В последние годы растёт спрос выпускников и их родителей по организации допрофессиональной подготовки в форме филиалов факультетов довузовского образования, учебно-консультативных пунктов.

Квалифицированную профориентационную работу на педагогические специальности может системно проводить общеобразовательная школа, которая обладает оптимальными условиями для ее организации. Так, школьные учителя, работающие в течение ряда лет с одними и теми же учащимися, имеют возможность выделить из их числа тех, кто обладает интересом и объективными данными для избрания в будущем профессии учителя. Как показывают исследования и опыт работы школ, интерес к профессии учителя у детей возникает очень рано, что создаёт благоприятные условия для более глубокого ознакомления учащихся с особенностями

профессионального труда, позволяет управлять процессом формирования глубокого, осознанного и устойчивого интереса к данной профессии. Эта работа облегчается и тем, что школьники ежедневно наблюдают педагогическую деятельность и в той или иной мере сами участвуют в ней.

Поиск образовательным учреждением рациональных путей управления системой допрофессиональной подготовки будущих специалистов, прежде всего, требует изучения философских основ управления системами, которое поможет определить концептуальные позиции настоящего исследования. Изучение работ по социальному управлению А. Маслоу [10], Г. Файола [11], по управлению образовательными системами Ю.К. Бабанского [12], Ю.В. Васильева [13], Ю.А. Конаржевского [14] и опыт практической работы школ РС (Я) убеждают в необходимости систематизации и конкретизации положений, идей о природе управления как одного из сложных феноменов социальной жизни. Её необходимость возникает при взаимодействии личности и общества.

В современной социально-экономической ситуации развития общества молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь, непросто реализовать свои профессиональные намерения. В современных условиях рыночной экономики к личности предъявляются высокие требования как к уровню его профессионально важных качеств, так и к его социально-профессиональной мобильности. Образовательные учреждения должны давать человеку качественно полноценную и разностороннюю подготовку и этим способствовать осуществлению его жизненных и профессиональных самоопределений. Решение данной задачи требует пересмотра ставших уже традиционными форм и методов организации профориентационной работы в школе, углубления содержания допрофессио-нальной подготовки учащихся. Продолжение образования учащихся в старших классах - это, прежде всего, как одно из направлений продолжения обучения в вузе. Несмотря на то, что школьник, определяя профиль обучения в старших классах, фактически в той или иной мере уже сделал свой выбор, который ещё не связан с будущей профессией, но связан с профилем продолжения образования. Среди множества направлений этой концепции особое место занимает профориентационная работа как часть предпрофильной подготовки учащихся.

Для изучения формирования профессиональной направленности старшеклассников, готовности их к выбору профессии нами проведено анкетирование учащихся 10-11 классов Бердигестяхской средней общеобразовательной школы № 1 Горного, Дюпсюнской средней общеобразовательной школы Усть-Алданского улусов, средних общеобразовательных школ № 7 и № 14 г. Якутска, где ведется системная профориентационная работа. Всего была получена 241 анкета.

Результат анкетирования на заданные вопросы: какую профессию Вы решили избрать, что привлекает Вас

в ней, показал появление новых тенденций в интересах старшеклассников и их отношении к труду. Наряду с частично сохранившейся направленностью стремлений выпускников на участие в конкретном труде отмечаются и новые мотивы их профессиональной направленности:

- желание работать в коммерческих структурах и в банках - 34%;

- желание найти работу, связанную с иностранными фирмами - 18%.

- желание обеспечить себя материально, иметь много денег - 23%;

- стремление войти в круг «новых», чтобы открыть собственное дело - 15%.

В настоящее время особенностью кадровой ситуации в республике являются:

- структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда;

- необеспеченность педагогическими кадрами в арктических и северных школах, малокомплектных сельских школах, сосредоточенность востребованных специалистов в городах и посёлках;

- отсутствие устойчивых механизмов, обеспечивающих связь между образовательными учреждениями и рынком образовательных услуг, гибкого и оперативного, корпоративного взаимодействия всех уровней системы профессионального образования;

- несоответствие педагогических кадров по количеству, номенклатуре профессий потребностям, острый недостаток специалистов с высшим образованием по отдельным профилям.

С концептуальной точки зрения педагогическое образование - это формирование личности педагога, компетентной, коммуникабельной, мобильной, владеющей современными образовательными технологиями, способной к эффективной реализации себя в сфере образования.

В 1999 г. 30 марта коллегией Министерства образования РС (Я) была принята Концепция довузовской подготовки будущих учителей, разработанная П.П. Борисовым, Ф.В. Габышевой, А.В. Мордовской, С.М. Петровой. Она предполагает создание единой непрерывной профессионально-ориентированной системы подготовки педагогических кадров уже в школе.

На основании этой Концепции нами была разработана программа развития сети педагогических классов, открытой, саморазвивающейся, действующей в соответствующей правовой среде, с учётом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, приоритетов и перспектив как региона в целом, так и личности в частности. Составлению учебных планов для классов педагогического профиля оказали практическую помощь преподаватели педагогического института ЯГУ, которые разработали программы по психолого-педагогическим дисциплинам и курсам по выбору: «Введение в педагогику»,

«Основы общей психологии», «История развития педагогики и образования», «Основы педагогического мастерства», «Техника педагогического общения», «Игротехно-логия», «Основы педагогической валеологии» и др.

В настоящее время в системе образования Республики Саха (Якутия) классы педагогического профиля созданы в 43 школах двадцати трех улусов (районов), из них 25 -в сельских средних общеобразовательных учреждениях.

Анализ работы педагогических классов показал, что 68-71% выпускников поступают на педагогические специальности, 32- 29% выбирают специальности по другим направлениям. По нашим данным, на 01.01.2008 г. из 523 выпускников педагогических классов поступили в вузы на педагогические специальности 42,8%, в средние специальные учебные заведения - 28%. Опросные сведения выпускников педагогических классов, обучающихся в педагогических профессиональных учебных заведениях, показали, что полученные знания по основам педагогики, психологии, сформированность необходимых умений и навыков для прохождения педагогической практики в школе способствуют быстрой адаптации в коллективе, развитию лидерских качеств, саморегуляции, самовоспитанию. В данное время в системе образования республики работают педагогами 1,5 тыс. выпускников образовательных учреждений педагогического профиля.

Постановлением Правительства РС (Я) от 25 августа 1999 г. № 423 была ждена Концепция непрерывного педагогического образования (НПО) в целях подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для учреждений системы общего и профессионального образования.

Основными задачами НПО являются:

- обеспечение единой государственной политики в области педагогического образования;

- формирование организационно-управленческой структуры и организационно-экономической модели НПО;

- развитие образовательных учреждений педагогического профиля, отвечающих современным требованиям;

- разработка нормативно-правового обеспечения и т.д.

Согласно этой Концепции, сформирована многоуровневая система непрерывного педагогического образования: педагогические классы, группы - первая ступень, педагогические гимназии - вторая ступень, педагогические колледжи - третья ступень, Саха государственная педагогическая академия, педагогический институт ЯГУ, факультеты Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова - четвертая ступень, Институт повышения квалификации работников образования МО РС (Я)

- пятая ступень и шестая ступень - подготовка научнопедагогических кадров (аспирантура, докторантура).

Анализ работы образовательных учреждений республики показывает, что наряду с положительными тенденциями развития системы образования РС (Я) имеются следующие существенные проблемы:

- недостаточная разработанность нормативноправовой базы, в том числе преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- высокий процент педагогов, не имеющих высшего образования;

- расширение и качественное изменение поля профессиональной деятельности педагога, диктующее необходимость уточнения принципов формирования и организации содержания педагогического образования на всех его ступенях и уровнях;

- отсутствие опыта управления нововведениями у большинства организаторов образования.

Кроме вышеперечисленных кадровых проблем для сложившейся системы образования характерны и другие, связанные со снижением престижности педагогического образования, «старением» педагогических кадров, отсутствием проектов по улучшению социального статуса педагогов. В то же время развитие российского образования предполагает организационную, технологическую, содержательную перестройку учебно-воспитательного процесса, достижение которой зависит от профессионального уровня педагогического корпуса. Однако профессиональные учебные заведения фактически продолжают готовить вчерашнего учителя для современной школы.

В данной ситуации вопрос совершенствования управления качеством довузовской подготовки будущих педагогов является одной из приоритетных задач Министерства образования РС (Я) с учётом её региональных особенностей.

Анализ современного процесса регионализации представлен в работе Е.В. Ткаченко и А.Т. Глазунова [15]. Авторы предлагают оценивать регионализацию «как учет региональных особенностей (этнографических, социально-экономических, историко-культурных, экологических и т.д.) в содержательной стороне организации деятельности системы образования региона».

Появление феномена «регионального» образования [15] отражает специфику Российской Федерации - многомерность культуры, широкий спектр этнического и территориального своеобразия, складывающуюся в регионах различную структуру экономики, систему управления регионом и связанную с этим социокультурную трансформацию, включая все аспекты образования. Характер и содержание подготовки педагогических кадров определяют принципы реализации государственной политики в сфере образования: гуманистический характер образования, свободное развитие личности, связи с национальными, региональными, культурными традициями, общедоступность образования, и также организация предпрофильной подготовки и профильного обучения требует специально подготовленных учителей.

Управление качеством довузовской подготовки будущих учителей является сложной социально-

педагогической системой, включающей в себя множество подсистем. В системе регионального образования оно осуществляется на субъектном (республиканском), муниципальном и школьном уровнях и будет эффективным, если:

- создаётся гибкая система управления взаимодействием субъектов, предусматривающая организацию разветвленной сети педагогических классов и профильных школ, обеспечивающая открытость их образовательного пространства, мобильность и опережающий, прогностический характер развития;

- в средних образовательных учреждениях формируется специально организованная инновационная среда, активизирующая творческое взаимодействие участников педагогического процесса, разработку педагогических инноваций, моральное и материальное стимулирование деятельности педагогов и учащихся;

- осуществляется ресурсная поддержка функционирования и развития разветвленной структуры управления довузовской подготовкой будущих учителей с учетом региональных особенностей, включающая разработку нормативных документов, научно-методического и информационного обеспечения, проведение мониторинга качества организации образовательной практики, подготовку кадров к инновационной деятельности.

Сложившаяся практика управления качеством довузовской подготовки будущих педагогов свидетельствуют о том, что особую остроту проблема управления приобретает на муниципальном уровне, т.к. именно на данном уровне сосредоточена большая часть ресурсообеспече-ния системы образования, однако почти все функции управления качеством законодательно определены на других управленческих уровнях - федеральном, региональном, школьном.

Эффективность управления возможна при сформиро-ванности необходимых организационно-педагогических условий, при создании возможности участия коллектива школы в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, при повышении педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников процесса.

Система управления, как показал накопленный опыт, может быть как традиционной, так и многоуровневой. Для достижения большей эффективности учебновоспитательного процесса функции, выполняемые субъектами управления - школами, должны быть перераспределены в соответствии с системой управления -четырехуровневой.

Нами проведен анализ функций федеральных, региональных, муниципальных, школьных органов управления образованием по руководству качеством довузовской подготовки будущих педагогов, определенных в Законе «Об образовании» на основании вышеизложенных параметров.

Первый уровень: Министерство профессионального

образования и науки РФ занимается изданием нормативных документов по профессиональной ориентации обучающихся, по управлению системой образования, правовым регулированием отношений в области образования, контролирует исполнение законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, разрабатывает примерные учебные планы и программы курсов, дисциплин по допрофессиональной подготовке будущих педагогов.

Второй уровень: региональное Министерство образования Республики Саха (Якутия).

Третий уровень: орган муниципального управления образованием.

Четвертый уровень: образовательные учреждения.

Управление на каждом уровне предусматривает взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, открытость их образовательного пространства, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, четкость в реализации управленческих функций, скоординированность в управленческих действиях, преемственность ресурсообеспечения, мониторинг для оценки качества проводимой работы, опережающего, прогностического характера развития.

Нами были выявлены основные компоненты муниципальной системы образования - это образовательные стандарты, разнообразные варианты образовательных программ; дифференцированная сеть образовательных учреждений; система государственных органов управления; государственно-общественные независимые органы, обеспечивающие экспертизу результативности работы всех компонентов системы. В ее состав входят и учреждения спорта, культуры, дополнительного внешкольного образования. Сотрудничество этих учреждений со школами имеет различные формы в зависимости от традиций и сферы деятельности, но в центре внимания стоит личность ребенка, ее самопознание, саморазвитие. Создание такого единого образовательного пространства на муниципальном уровне является одним из важных условий управления качеством допрофессиональной подготовки будущих учителей.

Управление муниципальной системой образования по развитию сети педагогических классов в условиях инновационных преобразований рассматривается нами как процесс, обеспечивающий взаимосвязь всех вышеуказанных компонентов, реализующий новые управленческие функции: разработка прогноза потребности в педагогических кадрах с учетом социально-экономического развития района, педагогический мониторинг процессов функционирования и развития системы; организация экспертизы и инспекции; оказание консалтинговых услуг и разработка программы обеспечения педагогическими кадрами.

На основании изложенного рекомендуем:

- законодательно определить функции муниципальных органов по управлению довузовской подготовкой будущих учителей;

- разработать единую региональную систему управления довузовской подготовкой будущих учителей на региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Профессиональное и творческое развитие ресурсов педагогических кадров, эффективная реализация их потенциала представляют собой основу, на которой может быть обеспечена стабильность и достигнута устойчивая стратегия развития образования и республики в целом.

Л и т е р а т у р а

1. Щадриков В.Д. Психология производственного обучения. - Ярославль, 1976. - 80 с.

2. Воронин Н.И. Автоматизированные системы управления и применения их в хозяйстве связи. - М.: Связь, 1974.

- 48 с.

3. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами: учебн.-метод. пособие. - М.: Финстатинформ: КноРус, 2002. - 358 с.

4. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л.: Лениздат, 1974.

- 190 с.

5. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Авто-реф. дис. д-ра пед.наук. - Екатеринбург, 1995. - 39 с.

6. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1982. - 103 с.

7. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учебн. пос.: В 2-х ч. - Минск: МГПИ, 1983. - Ч. 1.

- 1983. - 96 с., Ч.2. - 1984. - 89 с.

8. Чистякова С.Н.Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. - М.: Академия, 2005. - 128 с.

9. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б.А. Федоришина. - Киев: Рад. школа, 1983. - 153 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Т. 1. - М., 1982. - 512 с.

11. Файоль А. Общее и промышленное управление. -М., 1931. - 312 с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. -М.: Педагогика, 1997. - 192 с.

13. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: ИПК РНО, 1996. - 169 с.

14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «Пед. вестник», 2000. - 220 с.

15. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 120 с.

S.D. Soldatova

Management of pre-tertiary career guiadance of school-children

to pedagogic activity

The focus is on scientific and practical issues of professional self-determination of school-children as a basis of self-affirmation in society. Need in organizing of qualified career guidance to pedagogic specialties at schools is represented. The author shows conceptual position of the Sakha Republic (Yakutia) towards organization of a system of a pre-career education for future teachers. In the article author represents data on professional trend formation of senior high-school students of different republican schools, their readiness to choose their future profession.

Key-words: dedicated training, professional self-determination, career-guidance system, conceptual position, social environment, social determination, continuous pedagogic education, regional level, management mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.