УДК 3702
В. И. Ревякина, К. Е. Осетрин
профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего
Рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения молодежи, безошибочного выбора своего жизненного пути после окончания средней школы. Рассмотрены популярные в прошлые десятилетия и востребованные в настоящее время различные формы профориентационной работы со школьниками. Приоритетным направлением профориентации старшеклассников на педагогическую деятельность авторами определен педагогический профиль на старшей ступени средней школы. Рассмотрен позитивный опыт реализации совместного проекта Томского государственного педагогического университета и управления образования администрации Томской области по развитию движения педагогических классов на этапе 19902000 гг. Выявлено очевидное учебное, познавательное, исследовательское и общественно значимое превосходство студентов из числа выпускников педагогических классов по сравнению с абитуриентами общего набора. Показано закрепление профессиональной устойчивости этой категории студенчества, готовность после получения университетского диплома работать школьными учителями, преподавателями средних специальных и высших учебных заведений. Актуализирована потребность современной сферы образования к широкому внедрению в школах педагогического профиля.
Ключевые слова: довузовская профориентация школьников, безошибочный профессиональный выбор, педагогический класс как эффективная модель.
В настоящее время активно обсуждаются вопросы разработки и реализации эффективных моделей профориентации молодежи на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. В соответствии с ФГОСом в общеобразовательных организациях разрабатываются программы, включающие системное решение вопросов профориентации и самоопределения старшеклассников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается практика позитивного отношения к созданию и эффективному использованию информационного, методического и материального обеспечения профессиональной ориентации школьников (страницы сайтов, кабинеты и уголки по профориентации, диагностики выявления профессиональных склонностей школьников, курсы, семинары, экспериментальные площадки, мониторинги и др.). Отсюда следует, что по-прежнему актуальными направлениями профориентации являются: профпросве-щение, профдиагностика, профконсультирование, профподбор.
Цель профориентации - безошибочный выбор выпускником школы своего жизненного пути, т. е. правильный выбор учебного заведения в соответствии с выявленными профессиональными склонностями, избегание рисков поступить в техникум или вуз «за компанию с друзьями» или потому, что в другое учебное заведение «баллов не хватило».
Цель определяет главную задачу - осознанное самоопределение молодого человека. Следовательно, одной из важнейших задач средней школы надо признать задачу - дать выпускнику полноценное разностороннее общее образование, подвести его к осознанному жизненному самоопределению в социальном плане и в профессиональном выборе [1].
Известные сегодня формы профориентации -центры планирования карьеры (ЦПК), центры фи-зико-математическоой подготовки, лицеи при политехнических вузах, гимназии общегуманитарной направленности и др. Перечисленные замечательные формы профориентации, обусловленные переходом школ на профильное обучение с доминированием двух-трех профилей (физико-математический, экономический, общеобразовательный), нацеливают выпускника главным образом на узкую предметную область. И если это совпадает со склонностями и запросами выпускника, то следует признать успешность профориентации за счет обучения в профильном классе. Однако названные профили никак не способствуют профориентации выпускников школ на педагогическую деятельность.
В контексте вопросов профориентации со школьниками коснемся изрядно забытого ныне педагогического профиля, которому в сегодняшних школах нет места. Между тем сегодня наблюдается дефицит воспитателей в дошкольных учреждениях и острая нехватка учителей даже в городских, но особенно в сельских школах. В стране, как свидетельствует статистика, увеличилась рождаемость, следовательно, через 5-10 лет потребуется огромное число учителей и воспитателей на смену тем, кто по возрасту уже не сможет работать.
История образования свидетельствует о том, что и за рубежом, и в России вопросы подготовки учителей на всех хронологических этапах постоянно привлекали внимание выдающихся педагогов. А. В. Дистервег, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие выдвигали актуальные для своего и нашего времени идеи о важности и ответственности пе-
дагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога. Они подчеркивали необходимость специальной подготовки и строгого отбора лиц, претендующих на учительскую должность.
Что мы видим сегодня? С одной стороны, учительская профессия всегда является необходимой, востребованной даже в условиях массовой жестокой безработицы. К настоящему моменту в стране достаточно большое количество вузов ежегодно выпускает тысячи специалистов с дипломами педагогов. С другой стороны, при явной количественной достаточности выпускников педвузов сегодня практически каждый субъект РФ испытывает острейший дефицит квалифицированных педагогических кадров, особенно в сельской местности, что является характерным и для Томской области.
Особенностью настоящего времени при наличествующем остром дефиците учительских кадров в сельских школах, отдаленных от областных и районных центров, в условиях стабильно недостаточного финансирования образовательной сферы государством так называемая оптимизация, как правило, вынужденно сводится к ликвидации малокомплектных школ и, следовательно, к еще большему сокращению учительского корпуса. Общеизвестным фактом является то, что педагогические вузы ежегодно выпускают достаточное количество молодых специалистов, которые с диплом педагога уходят трудиться совсем не в сферу образования.
Очевидно, в этой связи уместно обратиться к результативному опыту Томской области прошлых лет, десятилетия 1990-2000 гг. В эти годы Томский государственный педагогический университет совместно с управлением образования администрации Томской области успешно реализовал пилотный проект по подготовке в ходе двухлетнего обучения в педагогических классах потенциальных абитуриентов, сориентированных на педагогический труд. Этот десятилетний эксперимент по осуществлению допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности доказал, что система педклассов дает возможность осуществить диагностику потребност-но-мотивационной сферы профессиональных намерений, интересов, характерологических особенностей, эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер потенциальных абитуриентов педвузов, а это надо рассматривать как бесспорный позитив с позиций профессионального самоопределения личности выпускника.
В 1990-е гг. обострился дефицит квалифицированных педагогических кадров как по традиционным, так и по новым специальностям, возникающим в нарастающем потоке внедряемых в массовую школу новых предметных курсов. С особой
остротой ситуация дефицита проявилась в ходе стремительного развития сети колледжей, гимназий, лицеев и частных школ, вовлекающих в сферу альтернативного образования лучших учителей.
Кадровые потребности в педагогах новой формации диктовали необходимость переориентации основной деятельности педагогического университета на более жесткий отбор абитуриентов и усиление общегуманитарной подготовки студентов. В этой связи требовалось кардинальное обновление содержания педагогического образования, ориентация на новые приоритеты, на тот массив гуманитарных и психолого-педагогических знаний, в котором глубоко и всесторонне раскрываются вопросы межличностного общения, нравственного и духовного возрождения личности и общества.
Педагогические классы как одна из перспективных форм качественной подготовки абитуриентов в педвузы - явление не новое, исторически обусловленное. Они существовали еще во второй половине XIX в. при женских гимназиях и пансионах, осуществляя подготовку домашних воспитательниц и учительниц начальной школы. В 192050-е гг. в условиях дефицита педагогических кадров в отдельных школах страны педагогические классы готовили вожатых, воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Обращение к опыту показывает, что с учетом условий 19902000-х гг. в Томской области получили распространение несколько типов педагогических классов, среди них:
- педагогический класс на базе городской школы, организованный для учащихся одной параллели (руководитель - преподаватель кафедры педагогики ТГПУ);
- педагогический класс на базе районного учебно-производственного комплекса (УПК) для учащихся нескольких городских школ;
- педагогический класс при Доме творчества детей и молодежи [2];
- межрайонный сельский сборный педагогический класс, работающий вахтовым методом в каникулы, по субботам и воскресеньям (руководители - преподаватели кафедры педагогики педагогического университета);
- педагогическая группа (5-8 учащихся) в малокомплектной сельской школе (руководитель -школьный учитель, прошедший специальную подготовку на кафедре педагогики в ТГПУ);
- двухгодичный межрайонный сборный педагогический класс лицейского типа на базе средней поселковой школы (п. Самусь) с интернатом для проживания лицеистов в период четырех десятидневных сессий в год (руководители - преподаватели педагогического университета и института культуры);
При существующих внешних различиях все указанные выше типы педагогических классов достаточно эффективно выполняли четыре про-фориентационных функции - диагностическую, информационную, обучающую, развивающую. В 1990-е гг. основной задачей таких педклассов являлась не скороспелая подготовка необходимых учительских кадров без высшего образования (как в былые времена), а выявление и развитие у старшеклассников интереса к педагогической профессии [3].
В период 1990-2000 гг. в школах Томской области ежегодно функционировало от 42 до 60 двухгодичных педагогических классов с количеством учащихся от 600 до 1500. До 85-96 % выпускников этих педагогических классов были сориентированы на продолжение обучения в высших и средних учебных заведениях педагогического профиля. Ежегодный набор абитуриентов Томского педагогического университета, как правило, на 20-25 % формировался из вчерашних учащихся педагогических классов. При такой практике вуз оказывался в выигрышном положении. Именно эта категория молодых людей отличалась высокой степенью мотивации к обучению, студенты из числа бывших педклассников никогда не попадали в графу «отсев», показатели их качественной и абсолютной успеваемости были намного выше, чем у студентов общего набора. А главное - выпускников педагогических классов характеризовали высокая степень социальной и профессиональной активности, творческий подход к деятельности с педагогическим уклоном (на педагогической практике, в летних детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых, в учреждениях дополнительного образования типа разнопрофильных детских и подростковых клубов и объединений). В этой связи становилась совершенно очевидной необходимость дальнейшего закрепления отношений сотрудничества школы и вуза, выявление перспективных направлений совместной деятельности «педкласс -педуниверситет».
Сравнение студентов ТГПУ из числа выпускников педагогических классов со студентами общего набора всегда оказывалось в пользу прошедших довузовскую подготовку к выбору вуза педагогического профиля: по академической успеваемости, активности в общественной и научно-исследовательской работе, устойчивой мотивации к педагогической профессии. Вчерашние учащиеся педагогических классов уже на первом курсе отличались, как правило, повышенной потребностью к поисково-исследовательской деятельности, участию в научных студенческих конференциях, выполнению индивидуальных творческих педагогических проектов. Выйдя на III курсе на педагогическую пра-
ктику, эти студенты подтверждали верность выбранной профессии и многие из них оставались после педпрактики работать с почасовой оплатой, совмещая учебу с работой.
Анализ результативности пилотного проекта по организации движения педагогических классов доказал свою безусловную профориентационную значимость. Довузовская подготовка учащихся педагогических классов к осознанному выбору своей профессиональной ниши в сфере образования позволяла молодым людям войти в ролевую позицию учителя, выявить плюсы и минусы этой профессии, сделать окончательный выбор «за» или «против» учительского труда. Самоопределение достигалось путем активного включения старшеклассников во время педагогической практики в проектирование и реализацию общественно-полезных воспитательно-развивающих дел в начальных классах своей школы. Мониторинг выявил, что именно у выпускников педагогических классов, зачисленных на первый курс, адаптационный период оказывался минимальным и бесконфликтным, они выгодно отличались от других первокурсников познавательной активностью на семинарских занятиях и, как показал десятилетний опыт наблюдений кафедры педагогики, испытывали повышенную потребность включения в общественно-педагогическую деятельность, дающую возможность максимальной самостоятельности [3].
Таким образом, опыт одного из авторов статьи (выступающего в 1990-е годы организатором и координатором движения педагогических классов, получившего в Томской области значительное распространение) подтверждает, что именно довузовская профориентация на педагогический труд дает прекрасную возможность личностного становления и профессионального самоопределения молодым людям на старшей ступени школьного обучения. Подтверждением служит оценка городского управления образования: сегодня работающие лучшие учителя в возрасте 40-47 лет - это бывшие выпускники педагогических классов.
Несмотря на очевидные достоинства довузовской ориентации школьников на педагогическую деятельность, необходимо отметить и определенные сложности рассматриваемого явления.
Выяснилось, что основополагающим принципом создания педагогического класса является принцип добровольности учащихся, которые должны записываться в состав профильного класса в соответствии с личным желанием и на основе результатов диагностики профессиональных предпочтений. Опытом доказано, что нарушение этого принципа приводило к низкой продуктивной деятельности педкласса, а нередко и к вынужденному прекращению занятий с учащимися, чьи пра-
ва на профессиональное самоопределение были проигнорированы.
Наиболее сложной для педагогических классов всегда являлась проблема комплектования состава учащихся, что объясняется прежде всего низким социальным статусом материально слабо обеспеченной профессии педагога. Однако, анализируя эту проблемную ситуацию, мы пришли к выводу, что другой, не менее существенной, причиной обострения вопросов комплектования педагогических классов на этапе 2000 г. оказалась разноплановая дифференциация обучения школьников. Массовое внедрение различных профилей и специализаций по запросам самих учащихся в данный хронологический период потеснило педагогический профиль на периферию образовательных интересов старшеклассников.
Время показало, что в целом процессы развития сети школьных педагогических классов в Томской области в конце ХХ в. внесли достаточно весомый вклад в формирование системы непрерывного педагогического образования. Эти процессы стиму-
лировали внедрение в ТГПУ многоступенчатой системы обучения, учитывающей при профотборе и поэтапной подготовке учителя новую типологию стандартов педагогического образования и обозначившиеся уровни квалификации педагогических кадров.
Общеизвестно, что-то новое - это незаслуженно забытое старое. В этой связи возникает вопрос: может ли быть сегодня полезен хорошо зарекомендовавший себя опыт довузовской ориентации школьников на учительскую профессию в системе педагогических классов? По утверждениям преподавателей педагогического университета и школьных учителей педагогические классы необходимо возродить, обеспечив таким образом вуз профессионально сориентированными студентами, а школу - учителями «по призванию». Координационным центром может вновь, как и в прежние годы, выступить педагогический университет, а руководителями педагогических классов на местах -ныне работающие школьные учителя - бывшие учащиеся педагогических классов.
Описок литературы
1. Климов Е . А. Как выбирать профессию . М . : Просвещение, 1990 .156 с.
2 . Лобанов В . В . Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников // Вестн .
Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 10 (88) . С . 81-85 .
3 . Ревякина В . И . Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале
педагогических классов): дис... д-ра пед . наук. Барнаул, 2002 . 332 с .
Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Осетрин К. Е., доктор физико-математических наук, профессор, проректор. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.03.2015.
V I. Revyakina, K. E. Osetrin
VOCATIONAL GUIDANCE OF PUPILS: THE EXPERIENCE OF THE PAST AND THE PROBLEMS OF THE PRESENT
The article is devoted to the actual problem of professional self-determination of youth, accurate choosing of their way of life after high school. Considered popular in the past decades and now various forms of vocational guidance work with students. The foreground direction of career counseling in pedagogical activity for high school students is specified by the author as the pedagogical profile in the senior secondary school. It considers the positive experience of the joint project of Tomsk state pedagogical university and the Department of education of Administration of Tomsk region in the development of pedagogical classes in 1990-2000. Reveals the obvious educational, cognitive, research and socially significant superiority of pedagogical classes' students compared to ordinary applicants. Displays the securing of professional stability of this category of students, readiness to work as school teachers, college and
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2015. 5 (158)
university teachers after getting a university degree. Actualizes the need in modern education for the widespread adoption of pedagogical profile in schools.
Key words: Pre-university student career guidance, accurate choice of profession, pedagogical class as an effective model.
References
1. Klimov E . A. Kak vybirat'professiyu [How to choose a profession] . Moscow, Prosveshchenie Publ . , 1990 . 156 p . (in Russian) .
2 . Lobanov V. V. Vozmozhnosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya v sfere professional'noy orientateii vospitannikov [Possibilities of the
establishment of an additional education in sphere of professional counseling of pupils] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no . 10 (88), pp . 81-85 (in Russian) .
3 . Revyakina V. I . Teoriya I praktika doprofessional'noy podgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoy deyatel'nosti (na materiale
pedagogicheskih klassov): dis . doct . ped . nauk [Theory and practice of pre-professional training of high school students to teaching (based on pedagogical classes): Dis . of doct. ped . sci . ] . Barnaul, 2002 . 332 p . (in Russian) .
Revyakina V. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Osetrin K. E.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]