Научная статья на тему 'Развитие региональной практики профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность: стратегия и ресурсы'

Развитие региональной практики профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность: стратегия и ресурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMAN RESOURCES OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM / TEACHING PROFESSION / CAREER GUIDANCE FOR PUPILS MOTIVATED FOR TEACHING ACTIVITY / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / МОТИВИРОВАННЫХ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смышляева Лариса Германовна, Титова Галина Юрьевна

Отражено обоснованное авторское видение современной стратегии и ресурсного обеспечения развития практики профориентационной работы со школьниками, имеющими педагогические способности и мотивированными к педагогической деятельности, в Томской области. Обозначены историко-педагогические предпосылки развития системы профессиональной ориентации школьников региона на педагогическую профессию. Представлена проектная инициатива Томского государственного педагогического университета, отражающая организационно-методические механизмы реализации предлагаемой стратегии. Показан опыт и перспективы осуществления данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смышляева Лариса Германовна, Титова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL PRACTICE OF CAREER GUIDANCE FOR PUPILS IN COMMITMENT TO TEACHING ACTIVITY: STRATEGY AND RESOURCES

The paper presents the well-reasoned viewpoint on the modern strategy and resources for developing career guidance practice in Tomsk Region for pupils with pedagogical abilities and motivation for teaching activity. The authors specify the historical and pedagogical preconditions of the career guidance system development in commitment to teaching profession. The project initiative of Tomsk State Pedagogical University which reflects the organisational and methodical mechanisms of the suggested strategy realisation is described. The authors indicate the experience and prospects for the project implementation.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной практики профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность: стратегия и ресурсы»

УДК 371.133.047

Л. Г. Смышляева, Г. Ю. Титова

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРАТЕГИЯ И РЕСУРСЫ

Отражено обоснованное авторское видение современной стратегии и ресурсного обеспечения развития практики профориентационной работы со школьниками, имеющими педагогические способности и мотивированными к педагогической деятельности, в Томской области. Обозначены историко-педагогические предпосылки развития системы профессиональной ориентации школьников региона на педагогическую профессию. Представлена проектная инициатива Томского государственного педагогического университета, отражающая организационно-методические механизмы реализации предлагаемой стратегии. Показан опыт и перспективы осуществления данного проекта.

Ключевые слова: кадровый потенциал региональной системы образования, педагогическая профессия, профориентация школьников, мотивированных к педагогической деятельности.

Привлечение в сферу профессиональной педагогики школьников, имеющих педагогические способности и мотивированных к педагогической деятельности, выступает, по мнению большинства специалистов, основой продуктивности системы непрерывной профессионализации педагогических кадров (и на региональном, и на муниципальном уровне). В рамках решения этой задачи как на теоретическом уровне, так и в практической плоскости актуальной является разработка и реализация продуктивных подходов к осуществлению профессиональной ориентации школьников в обозначенном направлении. Основной аргумент, доказывающий актуальность такой работы, - необходимость решать задачи модернизации педагогического образования в России на современном этапе. Их системно задает стратегический государственный документ, принятый в январе 2014 г., - Концепция поддержки развития педагогического образования. Концепцией определено наличие проблем входа в профессию, проблем профессиональной подготовки и удержания в профессии, а именно:

- проблемы входа в профессию: низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педвузов и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности; низкий процент трудоустройства выпускников в систему образования;

- проблемы подготовки: неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы), слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность;

- проблемы удержания в профессии: отсутствие прогнозирования региональных потребностей в педагогических кадрах, отсутствие ответственности регионов за невыполнение контрольных цифр

приема и трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных перспектив учителя [1].

Отлаженные, научно-педагогически обоснованные практики профориентационной работы со школьниками, мотивированными к педагогической деятельности, выступают базисом системы управления кадровым потенциалом региональной системы образования. Наличие таких практик позволит существенно повлиять на решение и проблем входа в педагогическую профессию, и проблем профессиональной подготовки педагога, и проблем удержания педагогических кадров в профессии.

В научно-педагогической литературе профориентация как понятие и как явление трактуется достаточно однозначно, как система мер по оказанию «помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств» [2]. Среди механизмов профориентации специалисты обозначают информационные (предоставление информации о профессиограммах и психограммах профессий, о потребности рынка труда, способах получения необходимого образования и т. д.) и психолого-педагогические (побуждение к изучению своих психофизиологических особенностей и соотнесению их с условиями профессиональной деятельности, работа по формированию ценностной картины мира профессий, создание условий для пробы сил в разных сферах профессиональной деятельности, развитие элементарных умений и качеств, необходимых для конкретных видов профессиональной деятельности) [3].

Согласно экспертным оценкам, в последние десятилетия в нашей стране профориентационная ра-

бота со школьниками (в том числе и школьники, мотивированные к профессиональной педагогической деятельности) преимущественно строится на основе актуализации механизмов информационных. Однако только лишь агитация, реклама, информирование не решают главной проблемы при выборе молодыми людьми своего профессионального пути - проблемы формирования личностных смыслов, эмоций, приобщения к ценностям профессиональной общности.

Примером продуктивности решения задач профессиональной ориентации школьников в сферу педагогики на региональном уровне, когда синер-гетически включались и информационные, и психолого-педагогические механизмы, можно назвать функционирование сети региональных педагогических классов в Томской области в конце 80-х гг. XX в. - начале 2000-х гг. Эта практика подробно проанализирована в научно-педагогических работах В. И. Ревякиной, профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) [4]. В названный период в Томской области ежегодно функционировали от 39 до 60 педклассов с двухгодичной программой обучения (10-11-й классы), с количеством учащихся от 600 до 1 360 человек, с выпуском от 300 до 750 одиннадцатиклассников, из которых 85-96 % поступали в учебные заведения педагогического профиля. Координацию и научно-методическое сопровождение деятельности региональной сети педклассов осуществлял ТГПУ. Согласно экспертным оценкам, функционировавшая таким образом профориентационная практика, основанная на целенаправленном и упорядоченном взаимодействии региональных органов управления образованием и ТГПУ, выступала ключевым фактором продуктивности работы по целевой ориентации и профотбору лучших абитуриентов на педагогические специальности [4].

В период с 2001 по 2008 г. в регионе имела место тенденция существенного спада активности функционирования данной схемы профориентаци-онной работы. Среди образовательных учреждений г. Томска, сохранивших педагогический класс в указанный период времени, можно отметить МАОУ СОШ № 28 (кураторство этой работы осуществлялось специалистами кафедры социальной педагогики ТГПУ), а также Дворец творчества детей и молодежи (руководитель - Л. С. Сафина).

Принятая в 2008 г. городская целевая программа воспитания и дополнительного образования обозначила в качестве оператора данной программы центр «Планирование карьеры» (ЦПК), который разработал и в настоящее время реализует программу дополнительного образования «Психолого-педагогический класс: перезагрузка. Современные профессии гуманитарного профиля». За

период реализации программы с 2011 г. по настоящее время в состав групп вошли обучающиеся из 14 образовательных учреждений г. Томска (МАОУ СОШ № 4, 14, 16, 25, 37, 40, 43, 49, 67, Томский гуманитарный лицей, лицеи № 1, 7, школа-интернат № 1, ДДТ «У Белого озера»). Районы Томской области представлены включением в данную работу лишь школьников Моряковской СОШ Томского района. За указанный период к деятельности психолого-педагогического класса ЦПК причастны более 300 школьников 8-11-х классов. Из них постоянными участниками являются более 150 человек. Однако из обозначенного количества школьников в ТГПУ ежегодно в среднем планируют поступать не более пяти выпускников психолого-педагогического класса.

В настоящее время в Томской области актуализируется задача систематизации региональной практики профориентации школьников, ориентированных на профессиональную педагогическую деятельность в новом формате, качественные характеристики которого соотнесены с современными задачами подготовки педагогических кадров в России. Соответственно, возникают вопросы, связанные с особенностями стратегии такой работы и ее ресурсной обеспеченностью. Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы управления развитием кадровым потенциалом системы образования, включая подготовку педагогических кадров, анализ современных научно-педагогических подходов данного направления работы, осмысление экспертных мнений позволяют обозначить ключевые стратегические ориентиры развития региональной практики профориентации школьников, мотивированных к педагогической деятельности. К таким ориентирам можно отнести:

- приоритет акмеценностей в управлении процессами непрерывной профессионализации педагогических кадров региона (это подразумевает создание условий для непрерывного профессионального развития педагога с самого начала его пути, с установкой на достижение максимальной степени самореализации в профессии, достижение вершин профессиональной компетентности) [5, 6];

- нацеленность на создание системы профори-ентационной работы на региональном уровне, си-нергетически сочетающей информационный и психолого-педагогический аспекты такой работы;

- активизацию механизмов взаимодействия (в том числе посредством заключения соглашений о стратегическом партнерстве и принятия дорожных карт взаимодействия) органов управления образования (региональный и муниципальный уровни), организаций, осуществляющих подготовку педагогов, и образовательных организаций региона (дошкольные образовательные организации,

организации общего образования, организации дополнительного образования детей, организации среднего профессионального образования и др.);

- отлаженность ресурсной обеспеченности проф-ориентационной работы со школьниками, имеющими педагогические способности и мотивированными к педагогической деятельности (в том числе актуализация ресурсов дистанционного обучения, использование ИКТ, развитие практики пробного допрофессионального педагогического действия, ресурс уровневости высшего педагогического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), сетевое партнерство и т. п.

В рамках участия ТГПУ в межрегиональной образовательной выставке-ярмарке «УчСиб-2015» (г. Новосибирск) и конкурсе «Сибирские Афины» (г. Томск, 2015) авторами была предложена проектная инициатива «Открытый педагогический лицей как инновационная форма профориентационной работы со школьниками», которая по итогам выставок получила большую золотую медаль и диплом лауреата. Содержание данной проектной инициативы связано с развитием региональной практики профориентационной работы со школьниками, имеющими педагогические способности и мотивированными к педагогической деятельности, на основе обозначенных выше стратегических ориентиров. По видению авторов, систематизировать работу в рассматриваемом направлении, обеспечить повышение ее результативности и эффективности можно через запуск проекта создания межшкольных профильных психолого-педагогических 1011-х классов (на основе сетевого взаимодействия школ), научно-методическое и координационное сопровождение деятельности которых будет осуществлять ТГПУ Данная проектная инициатива -основа создания новой региональной модели профориентационной работы со школьниками, мотивированными к педагогической деятельности, на базе ТГПУ по типу открытого педагогического лицея (ОПЛ). Основной принцип деятельности ОПЛ - школьно-университетское партнерство. ОПЛ ТГПУ целесообразно создавать как региональный профориентационный центр педагогической направленности, обеспечивающий функцию консолидации усилий всех стейкхолдеров для решения задач довузовской профессионализации педагогически одаренных и мотивированных к педагогической деятельности школьников. Для организации деятельности ОПЛ целесообразно использовать сочетание контактного и дистанционного взаимодействия. Обязательной организационной формой работы со школьниками в ОПЛ ТГПУ будет день практической педагогики (1 раз в месяц). Эта форма работы предполагает специально организованное включение школьников в конкретные виды

педагогической деятельности - для ознакомления с базовыми прикладными педагогическими компетенциями (работа с различными категориями детей в центрах дополнительного образования при ТГПУ под руководством преподавателей, магистрантов и студентов ТГПУ) - работа по типу допрофессио-нальных профильно-педагогических проб [7, 8]. В оргструктуре ОПЛ ТГПУ целесообразно выделить городское и сельские (кустовые) подразделения (филиалы) - районные профориентационные центры педагогической направленности (их учреждают муниципальные органы управления образования). Сельские школьники, включенные в образовательные программы ОПЛ, - это потенциальные претенденты для обучения по программам прикладного бакалавриата с встроенной долгосрочной стажировкой на базе образовательных сельских учреждений (абитуриенты ТГПУ для целевой подготовки - ресурс решения проблемы укомплектованности сельских образовательных систем педагогическими кадрами). Если для городских школ возможно реализовывать модели старшей профильной школы (однопрофильной, многопрофильной или сетевой), то, к сожалению, в силу разных объективных и субъективных обстоятельств в сельских территориях слабо осуществляется профилизация общего образования в направлении педагогической группы профессий. Подтверждают это цифры приема в ТГПУ: количество абитуриентов, являющихся выпускниками всех школ районов Томской области, тождественно равно количеству абитуриентов, являющихся выпускниками общеобразовательных учреждений г. Томска и Северска.

Для активизации психолого-педагогических механизмов профориентационной работы в форме ОПЛ, на взгляд авторов, целесообразно использование следующих организационно-методических приемов:

- знакомство школьников с династиями педагогов региона (данная форма поможет проникнуться мотивами, личностными смыслами работы учителя, найти в этой работе тот мотивационно-смысло-вой стержень, который удерживает в профессии несколько поколений людей);

- специально организованные в рамках каких-либо школьных (муниципальных, региональных) событий эмоционально заразительные (мотивирующие) выступления учителей;

- организация просмотров и обсуждений художественных фильмов, посвященных педагогической тематике («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Республика ШКИД», «4:0 в пользу Танечки», «Ключ без права передачи», «Чудак из 5-го „Б"», «Учителю с любовью», «Доживем до понедельника», «Последний урок», «Большая перемена», «Хо -

зяйка детского дома», «Усатый нянь», «Каникулы строгого режима» и др.), или их фрагментов, а также обсуждение художественных произведений, раскрывающих особенности педагогического труда (рассказы и повести В. Крапивина «Журавленок и молнии», А. Алексина «Безумная Евдокия», В. В. Быкова «Обелиск», А. А. Лиханова «Благие намерения», В. Г. Распутина «Уроки французского», В. Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши», Е. А. Воронцовой «Без звонка на перемену», А. Платонова «Еще мама»); организация просмотров документальных фильмов о профессии учителя или конкретных учителях (например, цикл фильмов «Ищу учителя: урок для взрослых» об уникальных авторских школах и учебных заведениях, которые позволяют сформировать осведомленность школьников о педагогической профессии, задуматься об ее нравственных особенностях, изюминках, секретах из первых уст);

- проведение презентаций достижений выпускников педагогических вузов, добившихся значительных успехов в полученной профессии, для старшеклассников - дискуссионные вечера, мастер-классы, педагогические гостиные и т. п.;

- привлечение старшеклассников к вожатской деятельности (по данным проведенного авторами опроса в 2015 г. 19 % старшеклассников (опрошено 43 человека), имеющих опыт вожатской работы, планируют поступление в ТГПУ или ТГПК и обозначают свой вожатский опыт как профессиональную пробу, сыгравшую ключевую роль в их профессиональном самоопределении);

- организация олимпиад (муниципальный и региональный туры) по педагогике для школьников как специально организованного пространства педагогически ориентированных профессиональных проб (это позволяет выявить старшеклассников, мотивированных к педагогической деятельности и имеющих сформированные личностные педагогически направленные профессиональные планы).

Основные ожидаемые результаты предлагаемой проектной инициативы:

1) систематизация работы по выявлению педагогически одаренных школьников региона, школьников, имеющих педагогические способности и мотивированных к педагогической деятельности;

2) развитие региональной системы профессионально-педагогических проб для педагогически одаренных школьников и школьников, мотивированных к педагогической деятельности;

3) увеличение доли абитуриентов и студентов ТГПУ, ТГПК из числа обучившихся по образовательным программам ОПЛ.

Достижение планируемых результатов, на взгляд авторов, выступает важным фактором успешного решения всех групп проблем, обозначенных Кон-

цепцией поддержки развития педагогического образования в современной России. Апробация представленного проекта начата в ТГПУ с сентября 2015 г., одним из элементов которого является реализуемая педагогическим факультетом ТГПУ с 2008 г. областная олимпиада школьников по педагогике (с ежегодным охватом от 18 до 45 школьников 9-11-х классов). На осенних каникулах состоялась первая сессия открытого педагогического класса ТГПУ для более чем 120 одиннадцатиклассников образовательных учреждений области, создана образовательная программа, учебные материалы для работы школьников в электронно-образовательной системе удаленного доступа. Начало мониторинга системных эффектов предлагаемой модели работы планируется с сентября 2016 г.

В завершение целесообразно сформулировать некоторые обобщающие заключения. Становление продуктивной региональной системы профессиональной ориентации школьников, имеющих педагогические способности и мотивированных к педагогической деятельности, является необходимым условием успешности выполнения задач Концепции поддержки развития педагогического образования (2014). Решение проблем входа в педагогическую профессию - основа повышения эффективности управления кадровым потенциалом системы образования региона, страны в целом. Необходимо активизировать школьно-университетское партнерство в направлении профессиональной ориентации педагогически одаренных школьников и школьников, мотивированных к профессиональной педагогической деятельности. Для осуществления системного преобразования процессов, связанных с профессиональной ориентацией педагогически одаренных школьников на региональном уровне, требуется специально организованное сопровождение. Основными элементами такого сопровождения будут выступать:

- модельное видение системы работы в данном направлении (цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы работы, результаты);

- выстроенность механизмов взаимодействия всех заинтересованных субъектов (образовательные организации; структуры среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающие подготовку педагогических кадров; органы государственного управления и местного самоуправления);

- развитие практики организации профессионально-педагогических проб для старшеклассников и повышение степени реализации профориен-тационного потенциала этой практики;

- определение проблематики наиболее актуальных научно-педагогических исследований (в частности, уровня магистерских и кандидатских

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

в частности за счет актуализации потенциала видеометода, форсайта и др.

Целесообразно усилить и оптимизировать работу по осуществлению профессиональной ориентации педагогически одаренных школьников и школьников, мотивированных к профессиональной педагогической деятельности, в сельской местности.

диссертаций) в области профессиональной ориентации педагогически одаренных школьников и осуществление их;

- требуется расширение арсенала методов профессиональной ориентации педагогически одаренных школьников и школьников, мотивированных к профессиональной педагогической деятельности,

Список литературы

1. Концепция поддержки развития педагогического образования (14.01.2014 г.) и^: М1р://минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/ Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc

2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 503 с.

3. Крылова М. А. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников на получение педагогического образования // Психологическая наука и образование psyedu. ги. 2015. Т. 7, № 1. С. 190-198.

4. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 362 с.

5. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.

6. Козлова Н. В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Томск: Изд-во Томского поли-техн. ун-та, 2007. 151 с.

7. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69.

8. Демина Л. С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРУ ВиНейп). 2015. Вып. 3 (156). С. 136-140.

Смышляева Л. Г., доктор педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: laris.s@mail.ru

Титова Г. Ю., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: titova_g@mail.ru

Материал поступил в редакцию 09.02.2016.

L. G. Smyshlyaeva, G. Yu. Titova

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL PRACTICE OF CAREER GUIDANCE FOR PUPILS IN COMMITMENT TO TEACHING ACTIVITY: STRATEGY AND RESOURCES

The paper presents the well-reasoned viewpoint on the modern strategy and resources for developing career guidance practice in Tomsk Region for pupils with pedagogical abilities and motivation for teaching activity. The authors specify the historical and pedagogical preconditions of the career guidance system development in commitment to teaching profession. The project initiative of Tomsk State Pedagogical University which reflects the organisational and methodical mechanisms of the suggested strategy realisation is described. The authors indicate the experience and prospects for the project implementation.

Key words: human resources of the regional education system, teaching profession, career guidance for pupils motivated for teaching activity.

References

1. Kontseptsiyapodderzhkirazvitiyapedagogicheskogo obrazovaniya[Teaching education development support concepts]. URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/3871/fayl/2676/Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya 11 12 13.doc (assessed 14 January 2014).

2. Pryazhnikov N. S. Professionai'noye samoopredeleniye: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and prctice]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 503 p. (in Russian).

3. Krylova M. A. Osobennosti professional'noy orientatsii starsheklassnikov na polucheniye pedagogicheskogo obrazovaniya [Some peculiarities of highschool pupils in commitment to obtaining pedagogical education]. Elektronnyy zhurnal Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye psyedu.ru -E-journal Psychology and Education psyedu.ru, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 190-198 (in Russian).

4. Revyakina V. I. Teoriyaipraktikadoprofessional'noypodgotovkistarsheklassnikovkpedagogicheskoydeyatel'nosti:namaterialepedagogicheskikh klassov. Dis. dokt. ped. nauk [Theory and practice of pre-professional education of high school pupils in teaching activity: a case study of pedagogical profile classes. Diss. of doc. of ped. sci.]. Barnaul, 2002. 362 p. (in Russian).

5. Bodalev A. A. Vershina vrazvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristika i usloviya dostizheniya [The top of an adult person development: peculiarities and conditions of achievement]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 1998. 168 p. (in Russian).

6. Kozlova N. V. Psikhologo-akmeologicheskoye znaniye v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Psychological and acmeological knowledge in the system of higher professional education]. Tomsk, Izd-vo Tom. politekh. un-ta Publ., 2007. 151 p. (in Russian).

7. Demina L. S., Smyshlyaeva L. G., Titova G. Yu. Professional'naya proba kak pedagogicheskaya tekhnologiya [Professional trial as an educational technology]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no. 4, pp. 65-69 (in Russian).

8. Demina L. S. Osobennosti organizatsii professional'nykh prob pri podgotovke sotsial'nykh pedagogov v vuze [Features of organization of professional probation when training social pedagogues in higher schools]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 3 (156), pp. 136-140 (in Russian).

Smyshlyaeva L. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: laris.s@mail.ru

Titova G. Yu.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: titova_g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.