УДК 371.4 Х 82
Т.П. Хорошенина, О.В. Геранина
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Педагогический класс, как одна из старейших форм довузовской подготовки в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова способствует профессиональному, социальному и личностному самоопределению старших школьников, решает проблему абитуриента и удовлетворения потребности региона в педагогических кадрах. В статье представлены данные о количестве педагогических классов в Костромской области, об успеваемости выпускников педагогических классов, их трудоустройстве после окончания вуза.
Ключевые слова: самоопределение, социальное и профессиональное самоопределение, ранняя юность, педагогический класс и его функции.
Проблема выбора профессионального и жизненного пути со всей остротой . встает перед человеком в том возрасте, когда он, наверное, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений. Выбор профессии - одно из первых звеньев в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека.
Возраст ранней юности (15-17 лет) является именно тем периодом жизни, когда ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у подростков развивается потребность в труде, профессиональные интересы, склонности и потребности, способность строить жизненные планы. Центральным компонентом социальной ситуации, в которой находятся старшеклассники, является профессиональное самоопределение.
В современной психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях проблема личностного, жизненного, профессионального и социального самоопределения разрабатывается достаточно интенсивно и рассматривается с различных позиций.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой самоопределиться означает «найти, определить свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности, .. .осознать свои общественные, классовые, национальные интересы» [3]. В педагогических словарях и энциклопедиях самоопределение относят к центральному механизму становления личностной зрелости, состоящему в осознанном выборе человеком
свого места в системе социальных отношений; рассматривают как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [7]; подчеркивают, что самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Социальное самоопределение, как отмечает в своих публикациях М.И. Рожков - это выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту ситуацию. Частными признаками самоопределения автор считает: осознание своих целей, осознание своих жизненных планов, осознание ценностей, личностных и физических свойств. По его мнению, социальное самоопределение проявляется, с одной стороны, через социальную адаптивность («быть со всеми»), а с другой - через социальную автономность («оставаться самим собой»), которые отражаются на социальной активности личности. Он выделяет факторы, влияющие на этот процесс: особенности совместной деятельности; уровень развития (обучаемость и обученность, социальный опыт), основные нормы и ценности себя и группы; межличностная аттракция; тип нервной системы (например, лабильный), проявляющийся в процессуальной стороне (например, торопливость, свернутость в предварительной ориентировке в среде) и результативной стороне; внешние социальные условия (например, снижено эмоциональное отношение) и внешние
предметные условия (нет необходимого оборудования для хорошей деятельности); содержание учебно-воспитательного предмета; профессионально-личностный опыт учителя или воспитателя, его профессиональные знания и умения, а также профессиональная направленность учителя или воспитателя [5].
На социальный выбор человека, подчеркивает М.И. Рожков, существенное влияние оказывают события, происходящие в его жизни. Применительно к социальному самоопределению ключевое значение имеет субъективное отношение ребенка к событию в его жизни и в этой связи особое внимание следует уделить на сопровождение этих событий, в адекватной его оценке и стимулировании социального выбора.
Профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью жизненного самоопределения. Самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением. И.С. Кон характеризует профессиональное самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс, который мож-
но рассматривать как серию решаемых личностью задач, как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Личность выступает как субъект этой сложной деятельности. Профессиональное самоопределение связывается с активностью и самостоятельностью выпускников общеобразовательных учреждений в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности и конкретных профессий [1; 2].
Современное понимание профессионального самоопределения, начиная с 90-х годов XX века, охватывает проблемы взаимосвязи его с общим жизненным самоопределением, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека.
Для стимулирования профессионального самоопределения на разных этапах жизни школьника в Костромском педагогическом институте имени Н.А. Некрасова (позднее Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова) была создана довузовская ступень образования. Все составляющие довузовского образо-
Рис. 1. Педагогические классы Костромской области на 01 апреля 2008 года (количество классов и численность в них учащихся)
Рис. 2. Количество школ с педагогическими классами в период с 1999 по 2008 гг.
вания направлены на качественную профориентационную работу со школьниками.
В системе довузовской подготовки университет настойчиво ищет «своего» абитуриента, стремясь создать благоприятные условия для его адаптации в вузе, приобщения к профессии. Одной из форм довузовской подготовки является педагогический класс.
Педагогические классы в городе Костроме и Костромской области возникли в начале 1990-х годов как социальный заказ органов образования, который определялся знанием перспектив развития региона, потребностями в педагогических кадрах, как звено в системе довузовской под-
готовки. Возрождение таких классов было направлено на решение комплекса задач:
1. Помочь профессиональному самоопределению старшеклассников и сориентировать их на учительскую профессию.
2. Поддержать сельского абитуриента, сделать его конкурентоспособным для обучения в вузе.
3. Вооружить каждого организаторскими и коммуникативными знаниями, умениями и навыками, столь необходимыми для нормального социального становления, построения профессиональной карьеры.
Таким образом, педагогические классы создавались с целью оказания реальной помощи стар-
Рис. 3. Количество учащихся педагогических классов в период с 1999 по 2008 гг.
шим школьникам в выборе профессии педагога, формирования у них устойчивого интереса к педагогической деятельности, и тем самым решалась проблема дефицита педагогических кадров. Профориентация на педагогическую профессию была признана стратегически важной не только для университета, но и для системы образования региона.
Педагогические классы города и области существуют и сегодня (рис. 1).
Анализируя динамику развития деятельности педагогических классов в городе и области по профессиональному самоопределению школьников, нужно отметить, что, начиная с 1999 года по 2001 год, виден заметный рост педагогических классов, а, начиная с 2001 года, прослеживается спад (рис. 2 и 3).
По нашему мнению, причинами такого резкого спада являются:
- вступление области в эксперимент по сдаче Единого государственного экзамена, прием в вузы только по результатам ЕГЭ;
- введение в школах новых профилей (физикоматематический профиль, информационно-технологический профиль, юридический профиль и т.д.);
- спад престижности профессии учителя;
- отмена льгот для выпускников педагогических классов (начиная с 2003 года, выпускники педагогических классов имеют только преимущественное поступление при равных баллах, если раньше в качестве двух оценок за вступительные экзамены в вуз засчитывались оценки аттестата).
Несмотря на имеющиеся проблемы, как показывает многолетний опыт работы с педагогическими классами, выпускники педклассов легче адаптируются в вузе (быстрее включаются в учебную деятельность, имеют стабильные представления о будущей профессии, социально активны, коммуникативны, легче усваивают любую информацию, умеют самостоятельно работать, обладают более высоким уровнем самосознания), поэтому и учатся успешно (см. табл.).
Следовательно, педагогические классы создают благоприятные условия для формирования готовности выпускников к обучению в вузах, максимально сокращают период их адаптации в роли студента.
За почти двадцать лет существования педагогических классов (с 1991 года по 2007 год) 4033 выпускника педагогических классов стали студентами Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Почти все они обучались на «хорошо» и «отлично», принимали активное участие в жизни факультетов и вуза в целом, 370 из них получили диплом с отличием, четвертая часть выпускников пришла на работу в систему образования.
Сегодня можно констатировать тот факт, что педагогический класс - феномен, устоявшийся в педагогической практике, показавший свою эффективность в организации педагогической профориентации в школе по сравнению с другими формами.
В изменяющихся политико-экономических условиях общества педагогические классы стали более мобильными. Сегодня они - полифункцио-нальное явление и реализуют различные функции.
По отношению к учащимся педагогический класс реализует функции педагогической профориентации, создания условий для успешной адаптации учащихся в окружающей среде, для их самовыражения, самореализации, самовоспитания.
По отношению к школе педагогический класс также выполняет организаторскую, воспитательную, стимулирующую и компенсаторную функции. Организаторская функция связана с участием учащихся в общественно-педагогической деятельности в школе и вне нее, взаимодействием с различными ее структурами. Воспитательная функция обусловлена оказанием воспитательного воздействия учащихся педкласса, участвующих в общественно-педагогической деятельности, на других школьников. Стимулирующая функция выражается в том, что общественно-педагогическая работа старшеклассников активизирует дея-
Таблица
Мониторинг успеваемости с 2004 по 2008 гг.
Год Зимняя сессия Летняя сессия
Успеваемость по вузу (%) Успеваемость выпускников педкласса (%) Успеваемость по вузу (%) Успеваемость выпускников педкласса (%)
2004-2005 87,15 95 89,1 98
2005-2006 84,1 98 84,4 99,9
2006-2007 85,9 99,3 85,2 96
2007-2008 84,8 98 87 93
тельность других детей и педагогов школы, влияет на формирование взаимоотношений между ними, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, творческие способности и др. Компенсаторная функция выражается в разнообразной деятельности старшеклассников в первичных коллективах школы и установлении взаимосвязей между ними. Все это создает условия для самовыражения, самореализации, самовоспитания детей и педагогов.
По отношению к обществу педагогический класс пытается решать проблему дефицита педагогических кадров в регионе. Если на 1 ноября 2007 года в образовательных учреждениях области имелось 103 вакансии (по данным Департамента образования и науки администрации Костромской области), то на 1 апреля 2008 года количество вакансий уже возросло до 277. Ежегодно не хватает учителей математики, иностранного языка, технологии, начальных классов, физической культуры. В 2007 году в образовательные учреждения города и области пришли 133 молодых специалиста, 62 из них это выпускники Костромского государственного университета имени
Н.А. Некрасова, почти все они выпускники педагогических классов города и области.
Таким образом, анализ прошедших лет и эффективности деятельности педагогических классов приводит нас к ряду выводов:
- во-первых, они способствуют профессиональному, социальному и личностному самоопределению школьников;
- во-вторых, являются центром всего воспитательного процесса по месту жительства;
- в-третьих, создают условия для социальной адаптации и социальной защищенности учащихся в нестабильном обществе;
- в-четвертых, решают проблему абитуриента и удовлетворения потребности региона в педагогических кадрах;
- в-пятых, обеспечивают формирование социально-мобильной, конкурентоспособной личности, обладающей целым комплексом положительных свойств, развитыми способностями к практической работе с детьми, создают основы для самосовершенствования, успешного социального становления.
Библиографический список
1. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.
4. Педагогический класс как фактор социализации старших школьников / И.Г. Асадулина, Н.Ф. Басов, В.М. Басова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома, 2003. - 93 с.
5. Рожков М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения школьников // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации общего образования: Тезисы чтений К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2003. - С. 154-156.
6. Серебрянская О.А. Обучение в педагогическом классе как фактор социализации старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 248 с.
7. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Авт. -сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
8. Современные подходы к образовательному процессу в педагогическом классе / Научный ред. Н.Ф. Басов - Кострома, 1998. - 132 с.