УДК 371.3
Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент
Тимонина Любовь Ильинична
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет
Кокина Эльвира Николаевна
Средняя общеобразовательная школа № 22, г. Кострома
МЕХАНИЗМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В СИСТЕМУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
В статье представлен опыт деятельности педагогических классов Костромского региона. Показаны подходы, формы, методы обучения и воспитания школьников в педагогических классах. Делается вывод, что учащиеся педагогических классов не только получают пропедевтический опыт профессиональной деятельности педагога, но и выполняют важнейшую интегративную роль в функционировании системы воспитательной работы образовательной организации.
Ключевые слова: школа, воспитательная работа, педагогический класс, воспитательное пространство, событие.
Профессиональное воспитание будущего учителя - это длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допро-фессиональная подготовка. Одной из самых проверенных и эффективных форм такой подготовки являются педагогические классы.
Обучение в педагогических классах в Костромской области имеет давние традиции. За прошедшее время накоплен богатый опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя. На сегодняшний день в регионе 17 педагогических классов, причем за последние три года количество обучающихся в этих классах растет.
В связи с изменениями, происходящими в стране, происходили существенные изменения, с одной стороны, в запросах на допрофессиональное педагогическое образование, с другой - в целях, организационных формах, методах работы. Если первоначально допрофессиональное образование приближалось по содержанию к начальному профессиональному, то постепенно шел процесс перехода на пропедевтику педагогического образования и основной упор делался на ориентирование в мире профессий, самоопределение, формирование мотивов выбора профессии.
Особенностью деятельности педагогических классов в Костромской области является их единство в целях, содержании, методах обучения, воспитания и вариативность с точки зрения построения учебных курсов, программ деятельности.
Целями обучения и воспитания школьников в педагогическом классе являются формирование у старшеклассников представления о профессии,
отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
Для решения стоящих перед педагогическим классом задач учебный план включает в себя уроки основ педагогики, психологии, педагогический практикум и организацию педагогических проб. В разных школах разрабатываются и проводятся вариативные спецкурсы в зависимости от потребностей школы, региона, запросов учеников (например, «Школа самопознания», «Коллектив и личность», «Великие педагогические открытия», «Педагогическое общение», «Моя профессиональная карьера»), много внимания уделяется методике воспитательной работы, что позволяет готовить учащихся к практике.
В результате на уроках, практикумах, во время педагогических проб и летней педагогической практики старшеклассники познают себя, свои возможности и ограничения, познают профессию, соотносят требования профессии и индивидуальных целей, ценностей, особенностей; идет процесс активного самоопределения личности. Основной технологией воспитания становится технология сопровождения, предполагающая создание таких педагогических условий, которые дают возможность самому ребенку добровольно и самостоятельно выстраивать свою деятельность. Эта технология является субъектно-ориентированной [1].
Хотя основной формой обучения учащихся в педагогическом классе являются уроки, они в большинстве своем нестандартные, практикоо-риентированные, то есть направленные не столько на формирование знаний, сколько на развитие лич-
108
Вестник КГУ 2017
© Арябкина И.В., Самохвалова А.Г., Тимонина Л.И., Кокина Э.Н., 2017
ности каждого школьника и становление социальных и начальных профессиональных умений.
Уроки педагогики и психологии строятся с опорой на личный опыт школьников. В процессе обучения используются такие технологии как проблемное обучение, мастер-классы, педагогические мастерские, метод проектов, частично-поисковые, исследовательские методы, коллективная творческая деятельность.
Попадая в педагогический класс, ученики начинают взаимодействовать с особенными педагогами, которые отличаются от большинства учителей школы. Эти учителя в работе в первую очередь ориентируются на отношения, которые по сути своей являются помогающими. В исследовании Л.И. Ти-мониной установлено, что главным для педагогов, работающих в педагогических классах, являются отношения, которые строятся на основе сотрудничества, понимания, доверия (50%); 19% учителей ориентируются на школьника и его развитие; 13% -на результат обучения, на достижение образовательных целей. Для сравнения, отвечая на этот же вопрос, учителя одной из костромских школ дали следующие ответы: 50% затруднились определить, что для них является главным; 33% ориентировались на организацию учебно-воспитательного процесса и его результат; 8,5% - на самореализацию и 8,5% - на создание дружеской, спокойной атмосферы обучения, формирование у школьников заинтересованности в учении.
Давая определение понятию «учитель», преподаватели педагогических классов писали, что это «старший друг», «наставник», «ведущий за собой», «профессионал, компетентный в вопросах преподавания и общения», «поддержка и опора своим ученикам», «человек, способствующий развитию личности», «человек, который помогает учиться, поддерживает ученика». Учителя обычных школ в основном отмечали такие характеристики, как «компетентный специалист», «знаток своего предмета», «человек, умело решающий профессиональные задачи».
Фасилитирующие ролевые позиции педагогов, несомненно, обеспечивают презентацию учащимся гуманистических педагогических норм и ценностей. Ребята сразу включаются в интенсивное, эмоционально окрашенное, разнообразное по содержанию и формам социально- и профессионально-направленное взаимодействие, в котором демонстрируются образцы для подражания, создаются условия для самовыражения и саморазвития субъекта.
Необходимо понимать, что директивный, формально-алгоритмичный подход к воспитанию неконструктивен. В истинном воспитательном процессе речь идет о тонком вчувствовании педагога в мотивы и желания детей, о понимании индивидуальных особенностей, склонностей и направленности школьников, о деликатном стимулировании
субъектной и коммуникативной активности, создании условий для самопознания и самопонимания обучающихся [5]. Главная задача, стоящая перед педагогом, - помочь ребенку самостоятельно спроектировать и шаг за шагом пройти его собственные ступени воспитания.
Большое значение в процессе обучения в педагогическом классе имеет практическая деятельность школьников: профессиональные пробы и педагогическая практика. Именно в практической деятельности реализуется технология социального закаливания школьников [3], предполагающая включение детей в систему педагогического взаимодействия, где неизбежно возникают разнообразные трудности. Эти трудности выполняют функцию «профессиональных прививок», повышающих «социальный иммунитет» субъекта (возможность использовать выработанные модели эффективного поведения в последующих профессионально-педагогических ситуациях). Трудные задачи требуют волевых усилий, устойчивости к стрессам, развития умений правильно понимать и принимать условия и характер ситуации; выстраивать и реализовывать адекватные программы действий - т.е. являются средством социального закаливания.
Самым значимым событием в деятельности учеников педагогических классов, пожалуй, является летняя практика. В Костромской области накоплен большой опыт работы учащихся в пришкольных лагерях. Именно эта деятельность оказывает на профессиональное становление наибольшее влияние.
Ученики также пробуют себя в роли учителя. Проведению уроков предшествует наблюдение за деятельностью учителей, приемами их работы. Подготовка урока проходит при поддержке учителя того класса, в который идут ребята. Позиция учителя-наставника, его отношение к школьникам имеет существенное значение при выборе способов деятельности будущего педагога. Важно за счет детальной подготовки создать у ребят ситуацию успеха, показать им положительные стороны деятельности учителя и трудности профессии. Обязательным элементом на этом этапе является организация педагогического анализа и рефлексии. Ученики должны понимать, смогли ли они достичь поставленных целей, что им помогло, сумели посмотреть на свою деятельность со стороны.
Кроме того, важным является социальная направленность деятельности учеников педагогического класса, так как это позволяет показать школьникам предназначение деятельности учителя, его ориентацию на служение обществу, воспитание личности. В педагогических классах Костромской области реализуются различные социальные проекты, акции, ребята ведут поисковую, краеведческую, тимуровскую, волонтерскую работу, оказывают помощь детям-инвалидам, являются
активными участниками школьного самоуправления. Все это является основой для развития как личностных качеств, необходимых для учителя, так и возможностью для ребят реализовать себя, приобрести социальный опыт.
Наиболее значимым синергетическим эффектом допрофессионального и личностного развития учащихся педагогических классов является тот факт, что постепенно, включаясь в различные виды пропедевтической педагогической деятельности, старшеклассники становятся важным ресурсом организации и реализации системы воспитательной работы в школе. Они постепенно становятся носителями той социальной и коммуникативной активности, которая объединяет школьное сообщество, позволяет интегрировать всех участников педагогического взаимодействия с целью решения социально-значимых воспитательных задач.
В качестве иллюстрации данной тенденции охарактеризуем практику воспитательной работы, организованной в МБОУ СОШ № 22 г. Костромы.
Изначально, целью создания педагогического класса (1990 год) было формирование воспитательной среды в школе, приобщение детей к педагогической профессии. На современном этапе открытие социально-педагогического класса преследует другую цель. Дети, изучая такие дисциплины, как «Социальная педагогика и психология», «Воспитательные технологии», «Актерское мастерство», познают себя, актуализируют свои потенциальные способности, учатся анализировать собственное поведение, взаимодействовать в гетерогенной социальной среде, приобретают опыт конструктивного общения, свободы самовыражения. Даже если выпускники не связывают свою дальнейшую жизнь с профессией педагога, накопленный опыт позволяет им успешно адаптироваться к любым условиям и социализироваться в транзитивном обществе. Среди выпускников педагогических классов школы председатель первого молодежного правительства города, представители РСМ, руководитель Костромского регионального отделения РДШ, педагоги многих школ города, 9 выпускников на данный момент работают в родной школе учителями начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка, социальными педагогами.
Педагогический класс не только выполняет свою главную миссию - ориентирует школьников на педагогические профессии, не только создает благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации, приобщения к педагогической культуре, тем самым способствуя развитию личности старшеклассника, но и влияет на развитие воспитательной системы школы.
Так, учащиеся педагогического класса имеют высокий уровень мотивации на участие в общественно-педагогической деятельности в школе, на
взаимодействие со структурами школы и внешкольной среды, на развитие самоуправления в школе. Эти мотивы формируются как в учебной, так и вне-учебной деятельности старшеклассников через:
- воспитание у учащихся ответственности за жизнь школы (на примере деятельности выпускников педагогических классов, личном примере педагога);
- формирование у учащихся понимания того, что они помощники педагогического коллектива, «второй педагогический коллектив» (участие в работе совместных с учителями творческих групп, проведение учащимися учебных занятий);
- привлечение старшеклассников к управлению отдельными участками воспитательной работы в школе;
- формирование у учащихся понимания того, что они должны служить примером для других, более младших, детей;
- повышение престижа педагогического труда в школе (празднование Дня учителя, проведение педагогических недель, неформальное общение наставников и обучающихся);
- создание положительного имиджа учащегося педагогического класса (создание системы отбора в педкласс, участие детей в общественно-педагогической деятельности и показ значимых результатов участия в ней, которые проявляются в развитии коммуникативных, организаторских, творческих и других способностей учащихся педкласса).
В школе создается такое «воспитательное пространство», в котором реализуется событийный подход [2], способствующий личностной включенности и заинтересованности всех участников воспитательного процесса в подготовке и проживании различных школьных событий. На сегодняшний день эмпирическим путем сложились три направления деятельности, в которых реализуют себя учащиеся педагогического класса: шефская помощь, работа органов ученического самоуправления, подготовка и проведение старшеклассниками массовых событий. Именно эти направления деятельности можно считать фундаментом системы воспитательной работы в школе.
Безусловно, фрагменты этих видов деятельности есть в каждой школе. Однако только систематическое и целенаправленное включение обучающихся в систему воспитательной работы образовательной организации позволяет ученикам педагогических классов развить в себе педагогический дар, почувствовать собственную значимость и возможность оказывать позитивное влияние на всех участников педагогического процесса.
Анализ педагогического опыта позволяет сказать, что:
- педкласс дает возможность ученику попробовать себя в новой социальной роли - роли воспитателя, учителя, организатора, наставника;
110
Вестник КГУ 2017
- через деятельность педкласса легче выстроить систему преемственности в школьном ученическом коллективе;
- благодаря знаниям, получаемым ребятами на уроках педагогики, психологии, актерского мастерства, применению их на практике и приобретению опыта самостоятельно анализировать то или иное школьное событие, существенно повышается качество проводимых массовых школьных дел, большинство из которых ребята готовят, организуют и проводят самостоятельно;
- педкласс - это площадка для подготовки достойных организаторов и лидеров.
Введение в методику воспитательной работы школы системы вожатства позволило снизить уровень межпоколенных конфликтов, снять остроту проблемы школьного насилия, буллинга, гело-тофобии, и оптимизировать межличностные отношения в образовательной среде [4]. Так, в шефской работе каждый год задействованы учащиеся 10 педагогического класса. В начале учебного года за каждым классом начальной школы закрепляется по 2 вожатых - учащихся 10 класса, в обязанности которых входит обязательное посещение каждую неделю своих подшефных (проведение с ними игр, конкурсов, досуговых, патриотических дел, общение с детьми). Все формы работы и свои размышления фиксируется в «дневнике вожатого», который ведется старшеклассниками и в период летней трудовой практики в пришкольном лагере. Это, несомненно, с одной стороны, дает бесценный опыт педагогического взаимодействия будущим учителям, а с другой стороны, оптимизирует воспитательную работу в школе. Классные руководители в лице вожатых получают действенную помощь в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий. К моменту организации летней смены в пришкольном лагере старшеклассниками уже разработаны и апробированы различные формы воспитательной работы. Кроме того, малыши приобретают старших друзей, что позволяет им чувствовать себя более комфортно и безопасно в образовательной среде школы.
Система ученического самоуправления, созданная в школе, также является механизмом оптимизации воспитательной работы. Жизнедеятельность в школе строится в рамках программы, которая предполагает моделирование в игровой форме
структуры современного города и организацию ученического самоуправления, схожую с системой управления городом, в котором есть мэр, Городская Дума и Городской Совет. Школьный город проходит через все этапы современной избирательной кампании (выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, дебаты, в ходе которых кандидаты предлагают и защищают собственные проекты развития школьной жизни, деятельность избирательных комиссий, и собственно акция «Выборы», предполагающая избрание мэра). Таким образом, создается широкое поле для самореализации каждого школьника, условия, которые способствуют успешному решению проблемы социализации учащихся, приобретению опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития коммуникативных умений, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
Кроме того, учащиеся педагогических классов являются организаторами в школе комплексной программы воспитания и социализации школьников «Город звезд», суть которой сводится к предоставлению возможности отдельным учащимся и целым классам самостоятельно выбирать сферы приложения сил и добиться успеха, реализуя свои интеллектуальные и творческие потенциалы. Содержание программы «Город звезд» представлено в виде различных номинаций, в которых отражены актуальные сферы школьной жизнедеятельности (см. табл. 1).
Органы самоуправления школы, в которые входят учащиеся педагогических классов, подключаются к оформлению организации проекта. Из их числа выбираются сопровождающие по каждой номинации, которые в течение года ведут работу с заявившимися номинантами и учитывают их индивидуальные и групповые достижения, проводят в конце года церемонию награждения «Ку -бок звезд».
Таким образом, обучение в педагогическом классе - основа для профессионального самоопределения и дальнейшего профессионального образования будущих педагогов. Именно педагогический класс дает возможность каждому субъекту осознать свои потенциалы, почувствовать себя одновременно учеником и учителем, с этих разных позиций воспринимать себя, свои возможности и педагогическую действительность. Это стано-
Таблица 1
Актуальные сферы жизнедеятельности Название номинации
- Учебная - Научная - Спортивная - Художественное творчество - Организаторская деятельность - Добрые дела - Общение - «Золотой фонд школы» - «Навстречу открытиям» - «Чемпион года» - «ВиТА» (Вдохновение и Талант) - «Дирижер» - «Добрая душа» - «Любимец публики» - «Открытие года»
вится возможным, поскольку в такому профильному объединению обучающихся присуща ярко выраженная социальная направленность и культивируются особые помогающие отношения между всеми участниками образовательного процесса. В его деятельности используются возможности профессиональных проб, формируется опыт работы с детьми, особое внимание уделяется развитию рефлексии. Одновременно, педагогический класс является механизмом совершенствования системы и методики воспитания в школе, оптимизации межличностных и межпоколенных отношений в коллективе, развитию школьного СО-трудничества, СО-дружества, СО-бытия, СО-творчества.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В. Современные технологии воспитания // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Само-хвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2017. - С. 75-79.
2. Захарова М.Б. Мониторинг удовлетворенности субъектов воспитательного пространства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 3. - С. 28-33.
3. Рожков М.И. Социальное закаливание как принцип социально-педагогической деятельности // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. -С. 179-182.
4. Самохвалова А.Г. Насилие в образовательной среде как фактор затрудненного общения подростков // Социальный мир человека. - Вып. 6: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Чело-
век и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14-16 апреля 2016 г. / под ред. Н.И. Леонова. - Ижевск: ERGO, 2016. -С. 131-135.
5. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 55. - С. 5.
References
1. Bajborodova L.V. Sovremennye tekhnologii vospitaniya // Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kostroma, 13-14 aprelya 2017 g. / sost. A.G. Kirpichnik, O.V. Minovskaya, A.G. Samohvalova, O.B. Skiyabina, E.V. Tihomirova; pod red. L.I. Timoninoj. - Kostroma: Kostrom. gos. un-t, 2017. - S. 75-79.
2. Zaharova M.B. Monitoring udovletvorennosti sub"ektov vospitatel'nogo prostranstva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. -№ 3. - S. 28-33.
3. Rozhkov M.I. Social'noe zakalivanie kak princip social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti // Social'no-pedagogicheskoe professional'noe obrazovanie v global'nom mire: sovremennye prioritety. - M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2014. - S. 179-182.
4. SamohvalovaA.G. Nasilie v obrazovatel'noj srede kak faktor zatrudnennogo obshcheniya podrostkov // Social'nyj mir cheloveka. - Vyp. 6: Materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «CHelovek i mir: mirosozidanie, konflikt i mediaciya v interkul'turnom mire», 14-16 aprelya 2016 g. / pod red. N.I. Leonova. -Izhevsk: ERGO, 2016. - S. 131-135.
5. Samohvalova A.G. Sociokul'turnaya determinaciya kommunikativnyh trudnostej sovremennyh detej i podrostkov // Psihologicheskie issledovaniya. - 2017. - T. 10. - № 55. - S. 5.
Вестник КГУ 2017