Научная статья на тему 'Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в классах педагогического профиля: исторический обзор'

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в классах педагогического профиля: исторический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГИКА / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL CLASS / ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматько Сергей Вадимович

Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шматько Сергей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS IN PEDAGOGICS PROFILE CLASSES: HISTORICAL REVIEW

The results of the research on the professional and personal self-determination of teenagers in pedagogical classes in pre-revolutionary and modern Tomsk are presented in the article. It is determined that the subject of self-determination has not been fully examined in scientific and methodical literature: the interest in professional determination prevails over the personal one. The elimination of this gap in studying the historical experience allowed us to establish specific character of correlation of the personal and professional self-determination in students training, to show the defining educational effects for children staying in pedagogical classes and to track the influence of training on their adulthood. It appeared, that the process of professional self-determination in teaching classes accompanied improvement of effectiveness of “self-determination” process which is typical of adolescence. It is important that the indispensable success of personal self-determination in pedagogical classes was not the main reason for selecting the teacher’s career. This rejection of the teaching profession, which student do not find appealing, should not be considered as a less useful result than the entering the pedagogical university by the applicant. Finally, according to the analysis of the interviews of teachers and graduates of pedagogical classes in Tomsk it turned possible to show the leading educational effects of students’ staying in these educational structures and to trace the impact of the pre-service teacher training in their adulthood.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в классах педагогического профиля: исторический обзор»

ОБЗОРЫ

УДК 37

йО! 10.23951/2307-6127-2017-2-157-163

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КЛАССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

С. В. Шматько

Томский государственный педагогический университет, Томск

Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь.

Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, педагогический класс, дополнительное образование детей, педагогика.

Вечные вопросы «кем быть?» и «каким быть?» остаются ключевыми для подростков в любой исторический период. Чтобы помочь им ответить на первый вопрос, деятели психолого-педагогических наук создали немало способов диагностики профессиональных склонностей. Однако в настоящее время не менее важно предоставить школьникам возможности для своевременного личностного самоопределения: известно, что интерес к профессиональной деятельности не всегда гарантирует жизненного успеха, так как не ясно, подходят ли для определенной профессиональной среды внутренние интенции личности.

В целях сбора эмпирического материала по теме статьи было проведено интервьюирование руководителей и выпускников томских педклассов, действующих в Томской области в 1990-2002 гг.: Г. Х. Вахитовой, А. К. Коллегова, В. В. Лобанова, В. И. Ревякиной и Л. С. Сафиной. Респондентов просили охарактеризовать условия и возможности педклас-сов в области личностного самоопределения. В ответах предлагалось сравнить современные педклассы с их предшественниками, рассказать о сильных и слабых сторонах образовательного процесса, особенностях самоопределения участников педагогических классов.

Еще великий российский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость специальной подготовки и строгого отбора лиц, претендующих на учительскую должность. Известно, что в истории педагогики второй половины XX - начала XXI в. достаточно эффективным пространством личностного самоопределения и профессиональной ориентации являлись педагогические классы, первоначально созданные как структуры начального педагогического образования.

Как указывала видный историк педагогики профессор В. И. Ревякина, характеризуя целевые установки допрофессиональной подготовки учащихся на педагогическую деятельность, изначально педагогические классы появились во второй половине XIX в. в системе среднего женского образования [1, с. 83]. В частных гимназиях, институтах благородных девиц и так далее обучали домашних воспитательниц и учительниц. К 1915 г. в стране насчитывалось уже 913 педклассов и 20 тыс. учениц. В педклассах (в терминологии 1920-х -педуклонах) Единой трудовой школы выпускники должны были хотя бы частично закрыть потребности образовательных учреждений в педагогах различного профиля без высшего образования. В этом видится положительная сторона педуклонов. Кроме того, необходимо отметить факт социальной защиты выпускников двухгодичных классов с педуклонами. Как правило, это были дети интеллигентов, и даже в условиях жесткого социального отбора они были востребованы, хотя в стране послереволюционного периода существовала безработица. Как «оборотную сторону медали» укажем, что в педуклон того времени старшеклассников зачисляли по решению местных органов народного образования без учета личных и профессиональных устремлений учащихся.

Послевоенные педклассы конца 1940-х гг., 1950-х гг. в условиях острейшего дефицита педагогических кадров, напротив, были известны тщательным отбором одаренных старшеклассников, осознававших свои личностные и профессиональные возможности и потребности. В одиннадцатый дополнительный педкласс при отдельных средних школах зачисляли лучших учащихся по рекомендациям директоров и работников отделов образования. Учащиеся этого дополнительного педагогического класса в течение года готовились к выпуску в качестве пионервожатых или учителей начальной школы. В 1960-х гг. острота вопроса с педкадрами еще не исчерпала себя, поэтому в Томске три педагогических класса готовили воспитателей для яслей, детских садов и пионервожатых, т. е. обучали младший педагогический персонал без высшего образования [2].

Новый виток развития педагогических классов г. Томска пришелся на 1990-е гг. Благодаря группе преподавателей кафедры педагогики Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) В. И Ревякиной и Т. А. Костюковой (ныне - профессора) структура получила широкое и разнообразное распространение в пределах Томской области. Они разработали единую образовательную программу, единые требования к содержанию обучения, регулярно организовывались обучающие семинары для школьных учителей -руководителей педагогических классов. В г. Томске и в сельских школах существовало несколько моделей педагогических классов в зависимости от местных условий. Укажем основные: педклассы на базе городских школ, при районных учебно-производственных комплексах (УПК), при Доме творчества детей и молодежи. Интересны модели межрайонного сельского сборного педкласса, педагогической группы в малокомплектной сельской школе, а также модель двухгодичного межрайонного сборного педагогического класс лицейского типа.

Вероятно, популярность педклассов в те годы в немалой степени объяснялась тем, что выпускники с высоким уровнем ЗУН'ов и по итогам вступительного тестирования получали возможность льготного поступления в педвуз. Право на льготное поступление зарабатывалось упорным учебным трудом, а именно: серебряной или золотой медалью, средним баллом аттестата, главным образом на «пять», и сдачей вступительного тестирования на «отлично». Кроме того, победителей и призеров городских и областных олимпиад по педагогике, окончивших школу с медалью, ожидал лишь один профильный экзамен при поступлении на избранный факультет. Олимпиады по педагогике для учащихся педклассов про-

водились до 2003 г. включительно, однако после введения ЕГЭ победа на олимпиаде уже не обеспечивала абитуриенту преимущественного зачисления в студенты.

На этом историческом этапе роль педклассов заключалась в профессиональной ориентации и социальной адаптации старшеклассников к выбору педагогического вуза посредством педагогических проб, самопрезентации и совместной коллективно-групповой работы. Как показал опыт, педагогические классы для старшеклассников, воспитывающие активных и эрудированных лидеров, были способны помочь в «поисках себя» тем подросткам, которые желают самореализоваться в социально-гуманитарной сфере [2]. В этой системе дополнительного образования педклассы давали подросткам знания по истории педагогики, формировали умения в области риторики и самопрезентации, исследовательско-педаго-гические компетенции. Также педагогические классы обеспечивали предпрофильное погружение в мир педагогической практики, помогали в осуществлении первых профессиональных проб [3]. В пример можно привести имитационные игры в педагогических ситуациях, а именно: формирование психологического положительного настроя на интенсивную работу, на имитационные игры; знакомство с историей вопроса; возможность увидеть реальные условия жизни школы; выбор принципа распределения ролей и следование ему [4].

Известно, что в 1990-2000 гг. в Томской области функционировало 42-67 педклассов с двухлетней программой обучения [2, с. 83], но к 2016 г. в городе осталось лишь несколько педклассов. Учитывая, что накопленный в педагогических классах опыт обладает большой ценностью и актуальностью, педагогическая общественность области в настоящее время активно выступает за возрождение педагогических классов. И действительно, в 2015 г. при ТГПУ появилась обновленная модель педкласса - школьная академия «Успех». Работу данной академии со школьниками области охарактеризовали организатор педкласса, доцент Т. А. Прищепа и преподаватель вводных лекций для школьников, доцент А. К. Коллегов. Более сотни детей из деревень, райцентров г.Томска и г. Северска в каникулы приезжают на обзорные лекции, знакомятся с вузом, его традициями, будущей студенческой жизнью. Для них проводятся тренинги психологического роста и интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ. «Поднялась из пепла» олимпиада по педагогике и по результатам обучения, выпускники с наивысшим количеством достижений получают право на целевое обучение в Томском государственном педагогическом университете. В целом педкласс академии «Успех» функционирует в дистанционной форме, включая две очные сессии в год длительностью около двух недель, что обусловлено спецификой контингента - школьниками из области и других регионов. При этом интересен тот факт, что школьная академия «Успех» сформирована на добровольных началах группой педагогов - энтузиастов с идейным вдохновителем, профессором Мариной Петровной Войтеховской.

Таким образом, современные педагогические классы, как и аналогичные структуры советского периода, продолжают содействовать профессиональному самоопределению подростков. При этом подчеркнем, что современные педклассы уделяют основное внимание именно профессиональному самоопределению. Однако, как показал опыт, кроме абитуриентов для педвузов педклассы выпустили в жизнь множество талантливых людей, нашедших применение обретенным компетенциям в других областях. Согласно опыту В. И. Ревя-киной, даже при выраженном интересе к будущей технической специальности ребята в педагогических классах учились вещам, которые нужны в жизни «вообще»: адаптироваться к меняющейся обстановке, грамотно выступать публично, презентовать себя. Отметим, что такая разносторонность не может препятствовать ни профессиональному, ни, тем более, личностному самоопределению. Напротив, объемный диапазон увлечений лишь расширяет возможности старшеклассников. Следовательно, если у выпускника педкласса есть пе-

дагогический талант, то, даже не став педагогом, он все равно применит полученные знания и навыки в своей взрослой жизни. Из многолетнего опыта Л. С. Сафиной известно, что иногда выпускники педклассов приходят к педагогической деятельности не сразу, «окольными путями». Так, выпускница педкласса Юлия К., имея музыкальное образование, окончила политехнический университет, но, в итоге, вернулась к образу своего «педагогического я» и стала преподавателем в музыкальном колледже им. Э. Денисова. Это обусловлено тем, что в педагогических классах параллельно идут процессы профессионального и личностного самоопределения. Очевидно, что эти аспекты «поиска себя» тесно связаны и практически сливаются. Причем профессиональное самоопределение более конкретно и вполне измеримо по реальным показателям, а личностное самоопределение измеримо в меньшей степени [5, с. 14]. При этом, с точки зрения профессора В. И. Ревякиной, поскольку профессиональное и личностное самоопределение взаимозависимы, то, в случае, если человеку нравится профессия, обучение в педклассе гарантирует, что личностный рост пойдет гораздо быстрее.

Обобщая мнения преподавателей ТГПУ, можно сказать, что выпускники педагогических классов заметно отличались от других недавних абитуриентов, так как за два года обучения уже обладали заделом профессиональных знаний и навыков, а главное, стремились познавать что-то новое и, по сравнению с другими студентами, в большем объеме. Действительно, в вузе на семинарских занятиях по педагогическим дисциплинам с «лесом рук» педклассников преподавателям работать было очень легко, а на студенческо-аспи-рантских конференциях выпускники педклассов, как правило, становились лучшими докладчиками. Они приходили на лекции по гуманитарным дисциплинам с желанием становиться более компетентными и эрудированными личностями. Именно довузовская подготовка обучающихся к получению педагогической профессии обеспечила им осознанный выбор вуза и факультета, в результате сфера образования получала потенциальных мастеров педагогического труда [2, с. 121].

Тем не менее соразмерность личностного и профессионального поиска в самоопределении индивидуальна для каждого педклассника. Для некоторых из них обретение профессии сопутствует процессу осознанного личностного самоопределения. Кто-то из школьников испытывает неосознанное стремление воспитывать или обучать других, приходя в пед-класс за навыками и знаниями [6]. Другие старшеклассники осознают педагогическую деятельность своим призванием, рассматривая педкласс как шаг на пути к делу всей жизни. Наконец, для части выпускников школы результатом обучения в педагогическом классе станет обретение ценнейших «родительских компетенций» [7].

При этом не вполне предсказуемо, куда жизненная дорога выведет в дальнейшем и тех, и других. Согласно многолетним наблюдениям Л. С. Сафиной, в период 1990-2000-х гг. педагогами становилось 20-30 % выпускников ее педкласса. Многие молодые люди, даже не став педагогами, ценят опыт, полученный в педклассах, и признаются при встречах с руководителями, что опыт групповой и индивидуальной исследовательской работы оказался очень полезен. Так, на празднование двадцатилетия педкласса во Дворце творчества детей и молодежи г. Томска пришли даже те выпускники, которые оказались далекими от педагогики в своем профессиональном выборе, но, тем не менее, подтвердили, что обучение в педклассе действительно пригодилось в жизни.

С течением времени дети быстро меняются, и очевидная задача педклассов в том, чтобы отвечать актуальным педагогическим потребностям эпохи. В этом свете современный педагог должен понимать культурно-исторические истоки современного поколения. Взаимодействие с учениками максимально эффективно в том случае, если педагог может пони-

мать воспитанников и конструктивно общаться с ними, быть гибким, знать их предпочтения и героев. В связи с этим широкий круг интересов самого педагога, осведомленность в злободневных вопросах позволяет ему успешно наладить контакт с воспитанниками за счет богатого педагогического инструментария. Кроме того, доля энтузиазма, которой часто обладают выдающиеся педагоги, нередко основывается на искреннем стремлении развивать детей и осознании своего призвания [8]. В целом сегодняшние томские талантливые и интересные педагоги, окончившие педклассс, своим опытом свидетельствуют о востребованности этой формы довузовской подготовки в современном образовательном пространстве.

Согласимся со справедливостью характеристики руководителей педклассов как педагогов особой породы, энтузиастов. Опыт кафедры педагогики ТГПУ доказал, что наиболее стойкими к педагогическим и организационным трудностям оказываются опытные учителя зрелого возраста, рассматривающие руководство педклассом как один из этапов личного непрерывного самообразования, осознания и реализации собственных возможностей, усиления потребности в обновлении, расширении и углублении знаний [2, с. 10-11].

Анализ десятилетнего опыта ТГПУ свидетельствует, что современные педклассы не ставят задач по подготовке профессиональных педагогов. Целью их работы является развитие интереса к педагогической деятельности [3]. Известное изречение «обучая, учимся» характеризует механизм мощного саморазвития, рефлексии и интроспекции, который включается наиболее эффективно у субъекта, ведущего педагогическую деятельность при искреннем стремлении научить другого человека. Этот важный принцип педагогического процесса вызывает потребность в самовоспитании и серьезно влияет на процесс личностного самоопределения.

Правы исследователи, считающие, что педагогическую деятельность осуществляет каждый человек начиная с взаимодействия с родственниками, друзьями и детьми и заканчивая самообразованием. Известно, что общество неизбежно педагогизируется, и мотивированных на учительский труд детей необходимо готовить к педагогической деятельности уже в школе [9].

Общеизвестно, что профессия педагога требует душевной зрелости. В самом общем и существенном виде - это призвание, которое может проявиться задолго до сознательного самоопределения. К этому этапу на пути человека тоже надо прийти - всерьез заинтересоваться другим человеком и на деле потянуться к нему [10].

Пожалуй, в идеале педагогическая деятельность - это почетный социально-культурный труд, результаты которого характеризуют состояние и уровень развития общества. Можно сказать, что именно состояние педагогической сферы является непосредственным индикатором образованности и культуры социума.

Таким образом, труд преподавателя педклассов - весьма творческое дело, которым принято заниматься с погружением в процесс. Результаты такого подхода могут оказаться более качественными, нежели традиционное объект-субъектное принудительное обучение и стремление «удержать» выпуск воспитанников. Педкласс видится автору статьи сотворчеством педагога и воспитанников, юных подмастерьев, посвящаемых умелым мастером в секреты профессии. Можно заключить, что у педагогов и воспитанников педагогических классов действительно большие возможности для успешного личностного и профессионального самоопределения.

Автор благодарит за участие в опросе В. И. Ревякину, Г. Х Вахитову, Л. С. Сафину, А. К. Коллегова, В. В. Лобанова, Т. А. Прищепа.

Список литературы

1. Лобанов В. В. Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 10 (88). С. 81-85.

2. Ревякина В. И. Педагогические классы: начальная ступень непрерывной профессиональной подготовки учителя. Томск: STT, 2001. 236 с.

3. Костюкова Т. А. Допрофессиональная подготовка в педагогическом классе (для 10-11 классов): методическое пособие для учащихся и руководителей педклассов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001 г. 28 с.

4. Костюкова Т. А., Ревякина В. И. Пособие для руководителя педагогического класса. Ч. 1. Учебно-методическое пособие. Томск, 2001. 46 с.

5. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. М.: МГППИ, 1999. 97 с.

6. Лобанов В. В. Начальная предпрофессиональная подготовка подростков в учреждении дополнительного образования // Студенты вузов - школе и производству: междунар. сб. студенческих науч. ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. С. 212-213.

7. Ревякина В. И., Осетрин К. Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. № 5 (158). С. 244-247.

8. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви [Fromm E. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love]. М.: Педагогика, 1990. 64 с.

9. Ревякина В. И. Развитие системы факультативных занятий как средства выявления и формирования познавательных склонностей учащихся общеобразовательной школы (1966-1986): дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 197 с.

10. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (На материале педагогических классов): дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 362 с.

Шматько Сергей Вадимович, аспирант кафедры педагогики послевузовского образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.11.2016.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-157-163

PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS IN PEDAGOGICS PROFILE CLASSES: HISTORICAL REVIEW

S. V. Shmat'ko

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The results of the research on the professional and personal self-determination of teenagers in pedagogical classes in pre-revolutionary and modern Tomsk are presented in the article. It is determined that the subject of self-determination has not been fully examined in scientific and methodical literature: the interest in professional determination prevails over the personal one. The elimination of this gap in studying the historical experience allowed us to establish specific character of correlation of the personal and professional self-determination in students training, to show the defining educational effects for children staying in pedagogical classes and to track the influence of training on their adulthood. It appeared, that the process of professional self-determination in teaching classes accompanied improvement of effectiveness of "self-determination" process which is typical of adolescence. It is important that the indispensable success of personal self-determination in pedagogical classes was not the main reason for selecting the teacher's career. This rejection of the teaching profession, which student do not find appealing, should not be considered as a less useful result than the entering the pedagogical university by the applicant. Finally, according to the analysis of the interviews of teachers and graduates of pedagogical classes in Tomsk it turned possible to

show the leading educational effects of students' staying in these educational structures and to trace the impact of the pre-service teacher training in their adulthood.

Key words: professional and personal self-determination, pedagogical class, additional education for children, pedagogics.

References

1. Lobanov V. V. Vozmozhnosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya v sfere professional'noy orientatsii vospitannikov [Possibilities of establishment of additional education in the sphere of vocational guidance of pupils]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 10 (88), pp. 81-85 (in Russian).

2. Revyakina V. I. Pedagogicheskiye klassy: nachal'nayastupen'nepreryvnoyprofessional'noypodgotovkiuchitelya [Pedagogical classes: initial step of continuous vocational training of the teacher]. Tomsk, STT Publ., 2001. 236 p. (in Russian).

3. Kostyukova T. A. Doprofessional'naya podgotovka vpedagogicheskom klasse (dlya 10-11 klassov): metodicheskoye posobiye dlya uchashchikhsya i rukovoditeley pedklassov [Preprofessional preparation in a pedagogical class (for 10-11 klass): teaching aid for pupils and heads of pedclasses]. Tomsk, TSPU Publ., 200. 28 p. (in Russian).

4. Kostyukova T. A., Revyakina V. I. Posobiye dlya rukovoditelya pedagogicheskogo klassa. Ch. 1. Uchebno-metodicheskoye posobiye [Textbook for a head of a pedagogical class. Part one. Educational and methodical guide]. Tomsk, 2001. 46 p. (in Russian).

5. Pryazhnikov N. S. Teoriya i praktika professional'nogo samoopredeleniya. Uchebnoye posobiye [Theory and practice of professional self-determination. Education guidance]. Moscow, MSPPI Publ., 1999. 97 p. (in Russian).

6. Lobanov V. V. Nachal'naya predprofessional'naya podgotovka podrostkov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Basic preprofessional training of teenagers in institutions of additional education]. Studenty vuzov - shkole i proizvodstvu: mezhdunar. sb. studencheskikh nauch. st. [Students of higher education institutions - to school and production: international collection of student's scientific articles]. Edition of L. V. Vedernikova. Ishim, ISPI of P. P. Yershov Publ., 2011. Pp. 212-213 (in Russian).

7. Revyakina V. I., Osetrin K. E. Proforientatsiya shkol'nikov: opyt proshlogo i problemy nastoyashchego [Vocational guidance of pupils: the experience of the past and the problems of the present]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 5 (158), pp. 244-248 (in Russian).

8. Fromm E. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love. New York, 1956 [Russ. Ed.: Fromm E. Iskusstvo lyubit'. Issledovaniye prirody lyubvi. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 64 p.].

9. Revyakina V. I. Razvitiye sistemyfakul'tativnykh zanyatiykaksredstva vyyavleniyaiformirovaniyapoznavatel'nykh sklonnostey uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly (1966-1986). Dis. kand. ped. nauk [Development of the system of facultative classes as means of identification and formation of cognitive capabilities of pupils of comprehensive school (1966-1986). Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 1989. 197 p. (in Russian).

10. Revyakina V. I. Teoriya i praktika doprofessional'noy podgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoy deyatel'nosti (Na materiale pedagogicheskikh klassov). Dis. dokt. ped. nauk [The theory and practice of preprofessional training of seniors for pedagogical activity (On the material of pedagogical classes). Diss. doct. of ped. sci.]. Barnaul, 2002. 362 p. (in Russian).

Shmat'ko S. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.