УДК 374(091)
В. В. Лобанов
ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
Анализируется потенциал учреждений дополнительного образования в сфере профориентации. Историкопедагогический анализ проводится на материалах «педагогических классов», которые в настоящее время работают в рамках дополнительного образования. Автор прослеживает изменение цели и задач в деятельности педагогических классов на протяжении XX в., характеризует их работу в разные исторические периоды, показывает педклассы как важное средство профессиональной ориентации.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогический класс, профессиональная ориентация, педагогика.
Возросшая в условиях экономического кризиса конкуренция на российском рынке труда ставит новые задачи перед отечественной системой образования. Некоторые тенденции развития образования -окончательно сформировавшаяся профильная система обучения, массовое увлечение составлением портфолио, куда включаются все достижения ребенка начиная с первого класса, позволяют предполагать, что востребованным и успешным с большей вероятностью станет выпускник учебного заведения, еще на школьной скамье избравший направление своей будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что выбор профессии является более простым делом для школьников - воспитанников учреждений дополнительного образования. Рассмотрим с указанной позиции процесс ориентации школьников на педагогическую деятельность, отмечая при этом, что профессия учителя неоднократно называлась руководителями страны одной из важнейших. Однако уровень заработной платы - единственный критерий, объективно характеризующий отношение государства к работникам образования - на протяжении всего XX в. совершенно четко определяет место учителя в социальной иерархии, находящееся, в лучшем случае, несколько ниже места рабочего средней квалификации.
Падение вследствие финансового кризиса и без того невысокого уровня жизни работников бюджетной сферы, особенно трудящихся на ниве образования, в значительной степени уменьшило привлекательность учительской профессии как для абитуриентов, так и для выпускников педагогических вузов, не желающих работать по специальности. Поэтому представляется необходимым делать ставку на абитуриен-тов-энтузиастов, поступающих в педвуз не с целью получения «корочки», а по зову сердца и призванию, действительно желающих работать с детьми.
На протяжении XX в. передовую педагогическую общественность волновала мысль о снижении профессионализма работников системы образования. Действительно, представляется несомненным, что педагог может стать опытным профессионалом - «мастером» только по прошествии определенного времени.
В идеальной ситуации начальные знания о профессии учителя, равно как и некоторые психолого-педагоги-ческие умения, ребенок - будущий педагог - должен получить еще в школе. К сожалению, сложившаяся практика работы среднестатистической школы предоставляет детям и подросткам не так много шансов проявить свои педагогические таланты. Учреждения дополнительного образования в этом плане дает воспитанникам куда более широкие возможности - практически любой ребенок может при желании стать помощником педагога: участвовать в начальном обучении детей, организовывать внутриколлективные мероприятия.
Исследования профессора В. И. Ревякиной убедительно показывают, что профессиональная ориентация подростков на педагогическую деятельность наиболее эффективно осуществлялась и осуществляется в «педагогических классах», среди многообразных видов которых важное место занимает педагогический класс учреждения дополнительного образования.
Валентина Ивановна Ревякина определяет современный педагогический класс как относительно локализованную организационную форму целевой интенсивной ориентации школьников на педагогические профессии [1, с. 112]. Присоединяясь к мнению исследователя о том, что для понимания профориентационных возможностей педагогических классов и их места в системе дополнительного и непрерывного образования, охарактеризуем и проанализируем процесс появления и развития педагогических классов.
Педагогические классы появились во второй половине XIX в. в системе среднего женского образования (частные гимназии, институты благородных девиц и т. д.) с целью подготовки домашних воспитательниц и учительниц и к началу XX в. получили значительное распространение. Известно, что в 1915 г. в стране насчитывалось 913 педклассов, в которых обучалось около 20 тыс. девушек [2, с. 18].
В 1920-е гг. в старших классах Единой трудовой школы были введены различные профессиональные уклоны, в том числе педагогический, выпускники которого должны были хотя бы частично закрыть по-
требности образовательных учреждений в педагогах различного профиля без высшего образования (воспитатели, учителя начальных классов) [3, с. 106-107]. Однако нельзя утверждать, что педуклоны того времени эффективно ориентировали старших школьников на педагогическую работу, так как обучение в них носило обязательный характер: зачисление производилось «по разнарядке» местных органов народного образования, без учета личных и профессиональных устремлений учащихся [4, с. 12-13; 5, с. 15-20].
В 1940-е гг., в связи с острой послевоенной нехваткой педагогов, согласно постановлению СНК РСФСР от 29 августа 1945 г. Министерство просвещения РСФСР организовало при средних женских школах подготовку педагогов без высшего образования, которая осуществлялась в 11-х педагогических классах. Необходимо отметить, что набор в эти классы производился только из лучших учащихся и, по отзывам директоров и работников отделов образования, выпускники педклассов работали в школах лучше, чем лица, получившие краткосрочную подготовку [2, с. 19].
Следующий этап развития педагогических классов связан с утвержденным 29 января 1959 г. «Положением о средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением», предусматривавшим наряду с профессиональной политехнической подготовкой молодежи и непроизводственные профили обучения, в том числе педагогические классы [6, 7]. В начале 1960-х гг. в г. Томске работали три педагогических класса (в школах № 3, 8, 12), целью деятельности которых являлась подготовка педагогических кадров без высшего образования - воспитателей для яслей и детских садов, пионервожатых. Отметим, что в указанный период для таких профессий высшее образование не считалось обязательным.
Широкое распространение в конце 1980-90-х гг. педагогических классов в Томской области связано с деятельностью преподавателей кафедры педагогики Томского государственного педагогического университета (до 1995 г. - института) - В. И. Ревякиной и Т. А. Костюковой. Благодаря энтузиазму этих преподавателей (а ныне - профессоров) кафедра педагогики активно включилась в организацию педклассов и работу по их методическому обеспечению. Ежегодно, начиная с 1992 г., для руководителей педагогических классов Томской области кафедра проводила 3-4 семинара продолжительностью от нескольких дней до двух недель. Руководители педклассов совместно с преподавателями ТГПУ выработали единую образовательную программу, включавшую обязательный минимум знаний, умений и навыков, которым обязан был овладеть занимающийся. Педкласс-ники, показавшие высокий уровень ЗУН’ов по педагогике и психологии согласно требованиям програм-
мы, получали возможность «льготного» поступления в педагогический университет.
По воспоминаниям руководителей педагогических классов К. С. Зыковой (в настоящее время - доцента ТГПУ) и Н. Л. Лобановой (в настоящее время - учитель истории средней школы № 23 г. Томска), проверка «профпригодности» выпускников происходила путем оценки содержимого «Папки творческих дел», сдачи экзаменов и публичной защиты реферата.
Практически все учащиеся педкласса вели личные «Папки творческих дел» (в современной терминологии - портфолио), содержащие информацию о проделанной ими работе. Отметим, что занимаю щие-ся в педклассе получали серьезную психолого-педа-гогическую и общегуманитарную подготовку, организовывая и проводя различные мероприятия со школьниками.
Большое значение для профориентации занимающихся имел также тот факт, что вскоре после начала обучения воспитанники педагогических классов начинали принимать участие в совместных со студентами ТГПУ мероприятиях: научных семинарах, конференциях, КВН’ах. Попадая в общество заинтересованных и влюбленных в свой предмет людей, ученики получали поистине бесценный опыт совместной деятельности со старшими коллегами, овладевали информационными и коммуникативными навыками.
Результатом интеллектуального труда ученика становился его выпускной реферат по педагогике. На публичной защите помимо учащихся присутствовали преподаватели педагогического университета, учителя школ, педагоги учреждений дополнительного образования. Воспитанники, защитившиеся на «хорошо» или «отлично», а также представившие в приемную комиссию ТГПУ реферат и «Папку...», имели право поступления в университет на особых условиях. Условия эти заключались в следующем. Абитуриенты-выпускники педкласса сдавали экзамен по педагогике первыми, получая на этом экзамене «4» или «5», освобождались от всех экзаменов, кроме экзамена по профилю.
Повышению привлекательности педклассов в глазах школьников также способствовал еще один механизм обеспечения льготного поступления в ТГПУ. В 1992-1999 гг. при поддержке кафедры педагогики ТГПУ в Томской области ежегодно проводились областные олимпиады для учащихся педклассов, собиравшие до 15 команд (по числу районов области). Команда каждого района формировалась из 6 лучших учащихся. Олимпиада, как правило, была двухдневной, состояла из разнотипных заданий: написание эссе, выступление на конкурсе риторов, прохождение тематических «станций», посвященных отдельным отраслям педагогики. Победители и призеры личного первенства олимпиады, окончившие школу с серебряной или золотой медалью, принимались в ТГПУ по собеседованию на все факульте-
ты, кроме психологического и факультета иностранных языков.
Городские и областные олимпиады по педагогике, в которых принимали участие как учащиеся педклассов, так и обычные школьники, проводились до 2003 г. включительно, но после введения ЕГЭ даже победа в областной олимпиаде уже не давала права на льготу при поступлении в ТГПУ
По свидетельству В. И. Ревякиной, в период 19892000 гг. в Томской области ежегодно функционировало от 42 до 67 педклассов с двухгодичной программой обучения, в которых ежегодно обучалось до 1360 человек. В указанное время педклассы уже выполняли важную профориентационную работу: абсолютное большинство воспитанников (до 96 % в отдельные годы) поступали в учебные заведения педагогического профиля. В этот период также изменилась целевая установка в деятельности педагогических классов - теперь их задачей становится развитие у школьников устойчивого интереса к педагогической профессии.
Проследим формирование вышеуказанной целевой установки в отдельно взятом педагогическом классе, работающем в настоящее время на базе учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи г. Томска» (далее -ДТДиМ).
В настоящее время в Томской области остался единственный педагогический класс, работающий в ДТДиМ г. Томска. Причиной падения интереса школьников к занятиям в педклассе, на наш взгляд, следует считать отмену льготы при поступлении в ТГПУ, которая была отменена в связи с переходом к ЕГЭ. Общая культура, речевые навыки и умение держать себя - качества, необходимые каждому педагогу -отныне не играли никакой роли, хотя очевидно, что высокий уровень профессиональных знаний только по предмету недостаточен для достижения высокого педагогического мастерства, для формирования которого требуются годы.
История педагогического класса ДТДиМ г. Томска началась в сентябре 1989 г., когда заведующая кафедрой педагогики Томского государственного педагогического университета Т атьяна Анатольевна Костюкова и ее заместитель Валентина Ивановна Ревя-кина (ныне профессора) возродили в Томской области движение педклассов. Педагогический класс был создан и во Дворце пионеров по инициативе директора Т. П. Ефимовой и педагога и методиста Л. С. Сафиной. Интересно, что методы работы педагогического класса в этом учреждении дополнительного образования, равно как и программа занятий, были скопированы с форм работы учебно-производственного комбината, в отдельных группах которого, прикрепленных к дворцу, учили старшеклассников на «организаторов массовых дел». Таким образом, здесь мы наблюдаем переходный этап между «про-
фессиональной» и «профориентационной» направленностью деятельности педкласса.
Согласно сложившей традиции, первые учащиеся педкласса также изучали основы организации массовых дел, поэтому вся работа была направлена на участие в общих мероприятиях дворца. Однако практически сразу воспитанников педкласса стали знакомить с теорией коллективных творческих дел (КТД) профессора И. П. Иванова. Несколько лет учащиеся педагогического класса работали в летнем лагере Дворца пионеров организаторами досуговой деятельности с младшими школьниками. Воспитанники Л. С. Сафиной проводили интересные конкурсы, викторины, разрабатывали познавательные программы для начальных и средних классов. На протяжении многих лет при поддержке педкласса во дворце работали «Клуб выходного дня» и видеосалон. Ребята готовили киновикторины, конкурсы на лучшего знатока мультфильмов, что способствовало популяризации имиджа члена педагогического класса. В ходе активной организационно-педагогической работы был накоплен материал для создания интересных познавательных программ, опубликованных в 2007 г. в специальной брошюре «Сборник конкурсно-игровых программ педагогического класса».
В 1994 г. во дворце, а в 1997 на кафедре педагогики Томского государственного педагогического университета была защищена программа педкласса. В новой программе акцент в обучении и работе был сделан не на развлекательную сторону, а на целенаправленное познание подростками основ педагогики и психологии (теория), развитие навыков, необходимых будущему педагогу: организаторских, коммуникативных, навыков самостоятельной работы с педагогической литературой, конструирования коллективных творческих дел (практика).
В 2002 г. в Томской области был проведен «Конкурс юных педагогов», на котором присутствовало более 40 руководителей педагогических классов. Нельзя не отметить, что одной из причин столь широкого распространения педклассов в области стала героическая работа кафедры педагогики Томского госпедуниверситета, преподаватели которой ежегодно организовывали многочисленные курсы и семинары для руководителей педагогических классов.
За двадцатилетнюю историю из педагогического класса Дворца пионеров вышло более четырехсот выпускников, многие из которых поступили в ТГПУ, ТГУ и педагогический колледж. Многие выпускники стали педагогами общеобразовательных, музыкальных школ, дополнительного образования, воспитателями в детских садах, преподавателями вузов.
Большинство выпускников педклассов, поступивших в ТГПУ, после окончания университета начали работать в сфере образования. Лучшие из них стали преподавателями различных кафедр и факультетов ТГПУ Например, выпускник педкласса ДТДиМ
г. Томска (97-й год выпуска) Артем Коллегов успешно защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и работает в должности доцента кафедры общей педагогики и психологии ТГПУ. Олеся Слабухо, выпускница педкласса Молчановской средней школы, - трудится преподавателем на кафедре немецкого языка факультета иностранных языков ТГПУ.
Таким образом, педагогические классы прошли долгий путь, на протяжении XX в. трансформируя целевую установку деятельности. Первые педагогические классы были исключительно женскими и готовили домашних воспитательниц и учительниц для богатых семей. Педуклоны и педклассы 1940-60-х годов выполняли задачу подготовки педагогических кадров без высшего образования, готовых работать в детских садах, яслях, пионерской организации. В настоящее время педагогические классы, функционирующие в учреждениях дополнительного образования, не ставят перед собой задач по подготовке педагогов. Целью их работы является развитие интереса к педагогике, ориентация воспитанников на получение учительской профессии.
Действительно, анализ работы педклассов Томской области показывает, что обучение в педагогическом классе является наиболее эффективным средством выявление предрасположенности учащегося к педагогической деятельности, а также способствует развитию и закреплению такой предрасположенности. Эффективность профессиональной ориентации на учительскую профессию в педагогических классах обусловлена, на наш взгляд, гармоничным сочетанием теоретических и практических аспектов педагогики в научно разработанной программе. При освоении данной программы воспитанники не только получали теоретические знания в области педагогики и психоло-
ги, но и занимались разноплановой педагогической деятельностью.
В ходе различных педагогических действий (работа с младшими школьниками, проведение мероприятий и т. д.) учащиеся педклассов могли более четко определить, подходит ли им профессия педагога, стоит ли им строить свою карьеру в сфере образования. Опросы воспитанников единственного сохранившегося педагогического класса ДТДиМ г. Томска также подтверждают нацеленность большей части учащихся на получение высшего педагогического образования.
В. И. Ревякина справедливо подчеркивает роль педагогических классов в сфере профессиональной ориентации, указывая, что большинство выпускников педклассов поступали в педагогический университет, пополняя студенческие ряды. Например, среди первокурсников набора 1994 г. 27.5 % были выпускниками педагогических классов [2, с. 21]. Несомненно, что такие студенты, будучи заранее знакомыми с трудом учителя и педагога, более осознанно выбрали будущую специальность.
Нам также представляется крайне важным, что благодаря обучению в педклассе учреждений дополнительного образования некоторые учащиеся смогли понять, что педагогика - не их призвание. Благодаря этому они не стали обучаться по педагогическому профилю, не связали свою жизнь с неподходящим делом, избавив и себя, и окружающих от многих мучений. Исключив профессию учителя из числа желаемых, учащиеся получили больше возможностей выбрать более подходящую для себя. Отметим, что знания, полученные в педагогическом классе, в принципе не могут оказаться бесполезными: все учащиеся педкласса - будущие родители.
Список литературы
1. Ревякина В. И. Педагогические классы: начальная ступень непрерывной профессиональной подготовки учителя. Томск, 2001. 236 с.
2. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале
педагогических классов): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Барнаул, 2001. 42 с.
3. Сычугова Е. Педагогический уклон // Просвещение Сибири. 1927. № I.
4. Клецкий М. Новые задачи школ с уклоном // Просвещение ЛООНО. 1927. № 11. С. 12-17.
5. Назаров П. Пути профессионализации школы II ступени // Там же. 1928. № 5. С. 15-20.
6. Всестороннее развитие и развитие способностей учащихся при факультативном обучении: мат-лы конф. В надзаг.: АПН СССР НИИ СиМО. Киев, 1974. 89 с.
7. Кинкулькин А. И., Клокова Г. В. Основное содержание и организация факультативных занятий в 1967/68 учебный год // Преподавание истории в школе. 1967. № 4.
Лобанов В. В., аспирант.
Институт теории образования Томского государственного педагогического университета.
Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.10.2009
V V Lobanov
POSSIBILITIES OF THE ESTABLISHMENT OF AN ADDITIONAL EDUCATION IN SPHERE OF PROFESSIONAL
COUNSELLING OF PUPILS
In this article the author analyzes the potential of the establishments of an additional education in professional guidance sphere. The historical-pedagogical analysis is spent on materials of «pedagogical classes» which work now within the limits of an additional education. The author traces changes of purpose and problems in the activities of pedagogical classes throughout the XX-th century, characterises their work during the different historical periods and shows pedagogical classes as the important means of professional counselling.
Key words: additional education, pedagogical class, vocational counselling, pedagogics.
Institute of Education Theory of Tomsk State Pedagogical University.
Pr. Komsomolskii, 75, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]