Научная статья на тему 'Организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников'

Организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучинина Анастасия Олеговна

В статье рассматриваются особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, анализируется опыт работы педагогического класса и динамика поступления его выпускников на педагогические специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников»

1979. С. 7; Минский, М, Остроумие и логика когнитивного бессознательного [Текст] / М. Минский // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. Вып. 23. С. 289.

4. Корпусная лингвистика [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа:/http://ru.wikipedia.org/ •шЫ/Корпуснаялингвистика.

А. О. Аучинина

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, анализируется опыт работы педагогического класса и динамика поступления его выпускников на педагогические специальности.

Перестройка системы образования в стране требует коренного изменения в подготовке педагогических кадров. Важным направлением в этой деятельности является профориентация школьников на педагогические профессии, которая реализуется на довузовском этапе педагогического образования.

Решающее значение школьного этапа становления педагога заключается не только в мотивации профессионального выбора, но и в полноценном формировании у него умений, включающих в себя базовые и специальные знания, ценностные ориентации, мировоззренческие установки, коммуникативные умения и навыки, -то есть все то, что в перспективе и определяет ядро профессиональной педагогической деятельности.

Современные тенденции допрофессионально-го педагогического обучения школьников связаны с особенностями исторического опыта подготовки учащихся к педагогической деятельности. Во-первых, пропедевтическая педагогическая подготовка школьников в России имеет давние традиции, которые необходимо изучать и использовать. Ее основоположником можно считать К. Д. Ушинского, разработавшего принципы, содержание и в какой-то степени методику ее организации. Во-вторых, в различные периоды пропедевтическая педагогическая подготовка школьников сочеталась с профессиональной. В-треть-их, в последние годы наблюдается повышение интереса к педагогической профориентации молодежи, в силу чего ею занимаются многие социальные институты: школа, учреждения допол-

ЛУЧИНИНА Анастасия Олеговна - ассистент кафедры социальной работы ВятГГУ © Лучинина А. О., 2008

нительного образования, вузы, общественные и частные организации. В-четвертых, многообразие форм, различные подходы, неоднозначное понимание задач создают трудности как в теоретической разработке проблемы, так и в практическом ее разрешении.

В современных условиях допрофессиональная педагогическая подготовка опирается на следующие исходные идеи [1]:

- процесс педагогизации общественных отношений является одним из актуальных социальных процессов;

- психолого-педагогические знания носят общечеловеческий характер, а значит, жизненно полезны каждому, независимо от избираемой профессии и образа жизни;

- педагогическое просвещение и профориентация актуализируют все процессы, идущие в школе, особенно - гуманизацию отношений и саморазвитие, самопознание и самореализацию личности;

- подготовка педагогов высокой квалификации осуществляется не только профессиональными учебными заведениями, но и начинается в период школьного ученичества.

Основываясь на данных идеях, допрофессиональная педагогическая подготовка осуществляется в специально организованных педагогических классах при образовательных учреждениях. Педагогический класс представляет собой относительно локализованную организационную форму целевой интенсивной ориентации школьников на профессию педагога, то есть форму организации целостного образовательного процесса. В педагогическом классе создаются условия, способствующие профессиональному самоопределению, формированию позитивного отношения к педагогической профессии, осознанию правильности выбора профессии, направленности интересов, проявлению социальной активности, овладению некоторыми элементами практической педагогической деятельности.

Э. В. Балакирева выделяет следующие характерологические признаки педкласса [2]:

- избирательный принцип комплектования состава учащихся;

- профилирование обучения за счет включения в учебный план психолого-педагогических дисциплин и гуманитарных спецкурсов;

- обеспечение деятельного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;

- наличие отлаженной структуры взаимодействия педклассов с учреждениями образования.

К началу 90-х гг. XX в. количество педагогических классов в России достигло более 500. В

А. О. Лучинина. Организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников

основном эти классы функционировали на базе школ. Небольшое количество педклассов возникло на базе учебно-производственных комбинатов. Были классы, работавшие на базе педвуза и даже отдельных его факультетов. Объединения клубного типа стали создаваться при центрах работы с детьми и юношеством [3].

Однако сегодня массовое внедрение различных профилей и специализаций, низкий социальный статус профессии педагога способствуют уменьшению количества желающих обучаться в педагогическом классе. Результаты профди-агностики девятиклассников показывают, что в городских школах лишь 3-6% учащихся выражают профнамерения на педагогические специальности, в сельских - до 10% [4]. Следовательно, формирование педкласса на базе одной школы по результатам профдиагностики становится проблематичным.

Таким образом, наиболее предпочтительным и оптимальным в организации допрофессиональной педагогической подготовки является межшкольный принцип, позволяющий в процессе комплектования состава учащихся педкласса вести достаточно жесткий отбор старшеклассников, имеющих не только задатки и склонности, но и явно выраженный интерес к педагогической работе. Так, в Межшкольном учебном комбинате № 3 города Кирова (МУК № 3) по результатам проведенной нами профдиагностики в 2006-2007 гг. среди 380 учащихся из 10 школ 13% имеют склонности и интерес к обучению на педагогическом профиле среди 22 профилей, реализуемых комбинатом.

Основная задача педагогического класса МУК № 3 - профессионально-педагогическая ориентация учащихся, формирование их педагогической направленности, развитие интереса и склонностей к работе педагога, выработка элементарных педагогических навыков и, следовательно, оказание помощи в сознательном выборе пути дальнейшего обучения в педагогических учебных заведениях.

Педагогический класс в рамках организации допрофессиональной подготовки реализует профиль «Образование», который включает два этапа: предпрофильную подготовку (9-й класс) и профильное обучение (10-11-е классы).

Профиль «Образование» в МУК № 3 учащиеся выбирают самостоятельно. Вот как они объясняют свой выбор:

«Я выбрала этот профиль, так как он учит правильному общению и поведению с ребенком. Все это мне необходимо на будущее. Этот профиль подготовит меня к будущему материнству. Также я пойму, хочу ли я действительно работать педагогом». Екатерина С., школа № 7, 9-й класс.

«Учителя - люди разные, каждый знает свой предмет, свое место. Но меня не устраивает, как современные учителя обращаются с учениками. Я хочу выучиться на педагога, чтобы нести ученикам радость, чтобы они увидели, что учителя бывают не только плохими, но и хорошими. Хочу научиться правильно общаться с детьми, правильно доносить до них школьный материал». Надежда К., школа № 7, 9-й класс.

«Педагог - талантливый человек, интеллектуально и духовно развитый, который умеет правильно воспитывать детей, любит их и не только учит, но и развивает. Я выбрала эту профессию, так как она одна из важнейших профессий, необходимая обществу». Регина Ц., школа № 30, 9а класс.

«Я выбрал профиль "Образование", чтобы в будущем воспитать хорошего ребенка, уметь ухаживать за ним. Этот профиль связан с общением, а я не могу жить без общения». Станислав К., школа № 21, 9е класс.

«Я хочу знать про ребенка все от самого рождения: как он развивается, как растет, какие изменения с ним происходят. И все это я могу узнать только здесь, на профиле "Образование"». Екатерина С., школа № 7, 9-й класс.

Сам факт выбора учащимся профиля обучения является относительно новым явлением организации воспитательно-образовательного процесса в средней школе. Очевидно, что такой выбор не может быть случайным или спонтанным, а должен быть осознанным, чему способствует организация предпрофильной подготовки в основной школе, которая включает как информационную поддержку выбора возможного профиля, так и предоставление возможности выполнить серию различных профессионально-техно-логических проб.

Предпрофильная подготовка определяется как система педагогической, психолого-педаго-гической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе относительно профиля и места дальнейшего обучения) [5].

Основой системы предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Это приводит к формированию универсальных учебно-практических компетенций: способность к исследованию, способность к коммуникации и организации взаимодействия, способность к умению принимать решения и осуществлять их, способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

Цели предпрофильной подготовки в педагогическом классе: помощь старшеклассникам в осуществлении ими осознанного, взвешенного самостоятельного выбора профиля обучения в полной средней школе, исходя из собственных желаний, возможностей, склонностей и потребностей предстоящего профессионального выбора, а также предоставление возможности выполнить серию различных профессионально-технологических проб в педагогической деятельности.

Реализации данных целей способствуют три компонента предпрофильной подготовки: элективные курсы (курсы по выбору) предпрофильной подготовки, информационная и профориен-тационная работа.

На педагогическом профиле реализуется четыре элективных курса: «Ступени развития детей от 0 до 7 лет», «Игровая деятельность дошкольника», «Прикладное творчество», «Навстречу детям». Эти курсы являются ознакомительными и краткосрочными: по 17 часов каждый курс. Учащиеся на элективных курсах получают первоначальные психолого-педагогические знания, знакомятся с видами и особенностями декоративно-прикладного творчества, приобретают практические навыки педагогической деятельности в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения. На элективных курсах используются активные формы обучения: анализ ситуаций, деловые игры, дискуссии. Таким образом, в предпрофильном обучении создаются условия для формирования мотивации к получению выбранной профессии и успешной реализации профессиональных способностей.

Информационная работа в 9-м классе включает знакомство с учебными заведениями, в которых можно продолжить образование после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема через такие формы работы, как экскурсии, анализ информационной «образовательной карты» района, города.

Профильная ориентация направлена на оказание помощи учащимся в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы посредством проб, психолого-педагогической диагностики, консультирования.

По окончании предпрофильной подготовки в 2007 г. 50% учащихся продолжили обучение на профиле «Образование» в 10-11-м классе, 15% поступили в колледж ВятГГУ на педагогические специальности, что подчеркивает эффективность и значимость предпрофильного обучения в педагогическом классе.

Профильное обучение в 10-11-х классах направлено на освоение психолого-педагогических знаний, воспитательной деятельности учителя,

основ дидактики и практической педагогической деятельности, включающей опыт вожатской работы и работы в качестве помощника учителя начальных классов. Особое место в профильном обучении отводится организации самостоятельной практической педагогической деятельности школьников, где в постоянном тесном общении с детьми у учащихся формируются определенные навыки, необходимые в работе будущего педагога. Из этого следует, что преподавание в педагогическом классе строится в ином плане, нежели в вузе или в школе, акцентируя внимание не столько на приобретение определенной суммы знаний, сколько на возбуждение устойчивого интереса и выработку элементарных педагогических умений и навыков.

Все это служит основой для формирования статуса педкласса как особой организационной формы подготовки педагогических кадров, причем формы достаточно эффективной: в настоящее время на различные педагогические специальности ВятГГУ поступают многие выпускники педкласса.

Динамика поступления на педагогические специальности выпускников педкласса МУК № 3

Годы Число учащихся

окончивших педкласс поступивших на педагогические специальности

абс. в%

2001 2002 57 16 28

2002 2003 65 17 26

2003 2004 58 12 21

2004—2005 51 11 22

2005 2006 46 14 30

2006^2007 52 18 35

Таким образом, можно выделить некоторые особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников:

1) допрофессиональная педагогическая подготовка осуществляется в специально организованных педагогических классах при образовательных учреждениях;

2) основной принцип работы с педклассом -сочетание теоретических, практических занятий и педагогической практики;

3) основой педагогической практики является постепенно усложняющаяся практическая деятельность, включающая в себя опыт вожатской работы, работы в качестве помощника учителя начальных классов и воспитателя в детском саду.

Такая организация обучения, по нашему мнению, способствует формированию педагогических умений и навыков и осознанному выбору профессии педагога.

О. С. Клепацкая. Цирк Марка Шагала на фоне русского авангарда

Примечания

1. Успенский, В. Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации [Текст] / В. Б. Успенский. Ярославль: ЯГПУ, 1998. С. 23.

2. Балакирева, Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей / Э. В. Балакирева. СПб.: КАРО, 2005. С. 45.

3. Успенский, В. Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников [Текст] / В. Б. Успенский. Ярославль: ЯГПУ, 1999. С. 38.

4. Балакирева, Э. В. Указ. соч. С. 46.

5. Организация профильного обучения в средней школе [Текст] / под ред. Н. В. Ширшиной. Волгоград: Учитель, 2007. С. 85.

О. С. Клепацкая

ЦИРК МАРКА ШАГАЛА НА ФОНЕ РУССКОГО АВАНГАРДА

Статья посвящена теме цирка в творчестве Марка Шагала, которая рассматривается в контексте развития русской художественной культуры первой трети XX в.

Цирк - одна из постоянных тем русского изобразительного искусства первой трети XX в. Многие представители русского авангарда (В. Фаворский, А. Родченко, М. Татлин, М. Шагал) раскрывают тему цирка, выдвигая на первый план не столько фантомность и инферналь-ность, но и мускульность, характерную «вещность», «плотную» сторону выражения, «вещизм» цирковых образов [1].

Чем обусловлен столь горячий интерес художников к цирковой образности? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к характеристике мировоззренческих и эстетических оснований авангарда. Если согласиться с мнением, что авангард - это наиболее полное осуществление ментального мира, то тема цирка олицетворяет собой «знак жизни», являясь связующей нитью между искусством и реальностью, где в качестве реальности выступает активный художественный процесс, то есть само искусство. Данный эстетический посыл важен для понимания стимулов обращения художников к яркому и многогранному миру цирка. Одна из причин связана со стремлением погрузиться в свой внутренний мир, отделиться от внешних социальных проблем. «Вещь» выступает в данном случае опорой для воображения, необходимым заместителем реаль-

КЛЕПАЦКАЯ Ольга Сергеевна - аспирант кафедры культурологии и рекламы ВятГГУ © Клепацкая О. С., 2008

ности. Она конкретна и, в то же время, имеет опосредованное отношение к реальности, потому что в первую очередь принадлежит искусству праздника, олицетворением которого выступает культура цирка.

«Вещный» (предметный) мир цирка наглядно предстает в творчестве одного из ярких представителей русского авангарда Марка Шагала (1887-1985). Цирковые акробаты, клоуны, эквилибристы, музыканты, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. В своем программном цикле «Большой Цирк» художник раскрывает мир цирка как праздник, бытие которого и есть настоящая жизнь. Внизу изображен город с Эйфелевой башней. Вверху - ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже - влюбленные, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр - мир, где все фантастично и реально одновременно. Почти спустя столетие подобную сказочность в сочетании с жизненной правдивостью в своих картинах воспроизведет последователь Шагала в плане отражения в живописи цирковой темы 3. Церетели.

Визионерство, гротеск и синтетизм оказались созвучными художественным исканиям не одного поколения русских художников, исповедующих разные эстетические принципы и принадлежавших к разным направлениям и стилям. Объединяющим началом для всех стало историческое время авангарда - время дерзновенных экспериментов, открытий, «неслыханных перемен» в искусстве и жизни. Русская художественная культура первой трети XX в. откликнулась на радикальные изменения в социально-политической сфере не менее радикальным новаторством. Взгляд на свою эпоху со стороны творчества точно сформулировал М. Матюшин: «Художник всегда отмечает то состояние восприятия пространства - мерность, которая свойственна его эпохе» [2].

Л. Бакст и М. Добужинский, А. Матисс, В. Фаворский и Н. Рерих в той или иной степени испытали на себе влияние времени, в котором скрестились экспрессионистский гиперболизм и графика кубизма, супрематические изломы пространства, буйство цвета фовизма, образная многозначность символизма. Всех этих художников, в определенном смысле, можно назвать учителями Марка Шагала. Все они, так или иначе, привнесли в индивидуальную систему мастера те эс-тетико-стилевые элементы, которые предопределили выбор композиционных, колористических принципов и образного строя шагаловских работ. Однако при всем плюрализме эстетической среды, формировавшей профессионализм художника в 1910-е гг., его стиль не вписывается ни в одну из сложившихся систем. Шагал уникален и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.