Научная статья на тему 'Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений'

Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / PREPROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / PEDAGOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Лилия Салимзяновна

Статья посвящена актуальной проблеме допрофессиональной подготовки старшеклассников в рамках профильного обучения педагогической направленности. Рассмотрены основополагающие понятия допрофессиональной педагогической подготовки: педагогическая грамотность, педагогические знания, педагогическая культура и педагогическая идеология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the actual problem the problem of the preprofessional preparing high school students in the educational profile of training pedagogical orientation. We consider basic notions previous to professional pedagogical training: pedagogical literature and culture, pedagogical knowledge and ideology.

Текст научной работы на тему «Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений»

Литература:

1. Кондаков А. В основу стандарта положена российская система ценностей. // Инновационная образовательная сеть от 29 ноября 2008 с сайта: Эврика — euгeka_ net.htm.

2. Королева Н.Е. Гуманизация как основа социального воспитания молодежи. // Раздел — Экономика и гуманитарные науки. http://www.kampi.ru/ scitech/base/nomeг15/

3. О Концепции модернизации россий-

ского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. №393.

4. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года / Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета // Время новостей №20. 11.02.08.

5. Региональный опыт организации профильного обучения /обсуждение на видеоконференции 19.10.2007 //http://www. tatarinform.ru.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ПРОФИЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.С. Амирова

Статья посвящена актуальной проблеме допрофессиональной подготовки старшеклассников в рамках профильного обучения педагогической направленности. Рассмотрены основополагающие понятия допрофессиональной педагогической подготовки: педагогическая грамотность, педагогические знания, педагогическая культура и педагогическая идеология.

Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, профильное обучение педагогической направленности, педагогическая грамотность, педагогические знания, педагогическая культура, педагогическая идеология.

This article is devoted to the actual problem - the problem of the preprofes-sional preparing high school students in the educational profile of training pedagogical orientation. We consider basic notions previous to professional pedagogical training: pedagogical literature and culture, pedagogical knowledge and ideology.

Key words: preprofessional education, professional preparing high school students, pedagogical knowledge, pedagogical culture, pedagogical ideology.

Модернизация российского обра- закрепляемости педагогических ка-зования предполагает обращение к дров, качества подготовки специали-личности учителя, к его общей и про- стов, повышения профессионального фессиональной культуре. Не вызыва- роста важно объединить усилия всех ет сомнения необходимость формиро- образовательных учреждений, зани-вания активной личности будущего мающихся профессиональным педа-специалиста-педагога, его профессио- гогическим образованием. Следует не нального самоопределения и разви- только усилить подготовку будущих тия. Поэтому для решения проблемы специалистов, но и изменить подход

к отбору абитуриентов еще в период довузовской подготовки, выстраивая индивидуальную траекторию обучения для каждого. Решению этому способствует создание профильных педагогических классов в

В 2009 году в РТ в 29 образовательных учреждениях ведется работа в предпрофильных классах педагогической направленности, в том числе в муниципальных районах Республики Татарстан — 19, в городе Казани — 10. Общее количество предпрофильных классов педагогической направленности в Республике Татарстан — 54. Общая численность учащихся в предпрофиль-ных классах педагогической направленности составляет 1043 человек.

В то же время в 2007 — 2008 гг. только 21,3 % выпускников профильных классов выбрали педагогическую специальность. Поэтому возникает необходимость совершенствовать как систему педагогических профильных классов, так и содержание образования.

Допрофесиональная профильная педагогическая подготовка старшеклассников, ориентированных на профессию учителя, включает в себя такие элементы, как:

1) педагогическая образованность

общеобразовательных учреждениях.

Наличие предпофильных и профильных классов педагогической направленности в Республике Татарстан показано в таблице 1.

(т. е. вооружение обучаемых элементарными знаниями о педагогике как науке);

2) педагогическая культура (культура поведения, общения, управления);

3) педагогическая идеология (т.е. ценностные установки на знания, школу, учителя, детей).

Формирование педагогической образованности, культуры и идеологии учащихся профильных классов педагогической направленности мы рассматриваем как управление процессом развития личности через включение ее в сложившуюся культуру, социальные отношения, развивающий личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс. Выделение педагогической образованности, культуры и идеологии как атрибутивного свойства современного выпускника профильного класса педагогической направленности общеобразовательной школы является результатом широ-

Таблица 1

Количество 2005 — 2006 учебный год 2006 — 2007 учебный год 2007 — 2008 учебный год 2008 — 2009 учебный год

Предпрофильные и профильные классы педагогической направленности 68 128 167 120

Количество учащихся 1592 2479 3142 2028

кой интеграции многих видов образовательной деятельности и инновационных изменений в образовании: систематизация, проектирование, моделирование, информационная обработка и др.

Основной формой приобщения к педагогическим знаниям являются элективные курсы, интегрирующие область предметных знаний (к примеру, русского языка, математики или физики) с областью их педагогической интерпретации в школе. Интересным примером может быть элективный курс по математике, связанный с разделом «Доказательство теоремы Пуанкаре». С одной стороны, компонентом знаниевой парадигмы является сама теорема, способы ее доказательства, с другой — это личности математиков (Пуанкаре, Лобачевский, Перельман и др.), которые (кроме того, что были замечательными математиками) были и настоящими педагогами с высокой человеческой и педагогической культурой.

Наблюдения на занятиях по математике в профильных классах за учебной деятельностью учащихся гимназии №10 г. Зеленодольска, №52 г. Казани, проявлениями их познавательных интересов показали, что повышение интереса к теме обычно связано с четким выдвижением задач преподавателем. В процессе решения этих задач интерес заметно понижается. Этот факт имеет прямую связь с затруднениями, которые вызваны, прежде всего, слабостью познавательных умений. Следовательно, важным условием, определяющим активную позицию школьника на уроке, является овладение познавательными

умениями. Наши наблюдения показывают, что познавательный процесс в профильном педагогическом классе более динамичен в условиях интеграции предметной области познания.

При реализации междисциплинарного подхода в обучении чаще всего применяются три методических приема: «наведение мостов» между различными дисциплинами; «перекрывание» дисциплин; разработка специальных интегрированных, междисциплинарных курсов.

Анализ базисных учебных планов в данных учебных заведениях позволяет выявить основные отличительные черты учебного плана — практико-ориентированность учебного процесса. В процессе его реализации требуется создание ситуаций самоопределения и принятия ответственности; имитация различных типов деятельности: применение метода проектов, программирование, конструирование, исследование, коммуникация; приоритет в процессе обучения инновационных технологий. Практическое взаимодействие наук приводит к становлению новых и совершенствованию традиционных методов обучения.

Существенную роль в реализации педагогической направленности обучения играет системный подход, нацеленный на координацию и интеграцию взаимодействия общеобразовательной и специальной педагогической подготовки, который содействует практической оптимизации образовательных процессов, конструктивному поиску средств управления общеобразовательными учреждениями.

Методы проектов выступают важным средством познания сложных

познавательных процессов, которые нельзя рассматривать в отрыве от практико-ориентированности и систематизации. Они тесно связаны и обогащают друг друга. Это и понятно, поскольку сложные системы не удается описать в рамках какой-либо отдельной дисциплины, а непосредственное изучение их затруднено или вообще невозможно. Применение метода проектов облегчает понимание проблем, дает возможность представить явление как систему в ее целостности, способствует унификации понятий, выработке универсального модельного языка и усвоения научных категорий.

Следует подчеркнуть следующие особенности, отражающие суть и пути решения проблем профилизации содержания обучения педагогической направленности: системность (комплексность, интегративность), про-гностичность и модельность. К примеру элективные курсы «История и педагогика», «Педагогическая культура народа».

Главным педагогическим детерминантом развития педагогической культуры выпускника профильного класса должен стать личностный подход, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Поэтому здесь будет актуально применение педагогических технологий — индивидуально-дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. В воззрениях на сущность педагогической деятельности можно отметить научные исследования в этой области — Е.В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев,

В.И. Загвязинский, В.А. Канн-Калик, И.А. Колесникова, Д.В. Ронзин, Н.К. Сергеев [1—5].

Опыт педагогического образования обучающихся в гимназиях № 10 г.Зеленодольска, №52, 121 г. Казани и др. показал, что в решении проблемы формирования педагогической культуры наиболее оптимально актуализировать связь историко-педагогического образования и нравственного воспитания как двухсторонний процесс. Нравственное воспитание выступает в качестве результата и средства для реализации задач педагогического образования. К примеру, такие темы, как «Педагогические династии города», встречи с ветеранами педагогического труда. Большое значение имеет проведение республиканских конкурсов для учеников 9—11 классов, «Педагогический Олимп», «Транс-формер». Участники-победители конкурса пользуются приоритетным правом поступления в педагогические учебные заведения среднего и высшего профессионального образования РТ. В 2007 г. поступило 6, 2008 г. 4 конкурсанта [8].

Идеология как система, утверждающая определенные ценности и цели общества, государства или отдельных групп, является сложнейшей и обязательной идеей развития. Стратегия устойчивого развития, в основе которой лежит педагогический императив, не может реализоваться без сознательной, внутренне познанной общности человека с окружающим миром. А это возможно только через осуществление своей индивидуальности, а не социальности, через непосредственное переживание. Следовательно, тезис

«управляемое развитие» должен подразумевать, прежде всего, управление человека самим собою. Для установления нового характера взаимоотношения человека и общества нужны не какие-то искусственные способы и методы познания, а воспитательные технологии. Практические шаги в области воспитания такого человека определяются многими факторами: природными и социальными особенностями региона, наличием и уровнем подготовленности педагогических кадров, материальными возможностями учебных заведений и т.д. Педагогическое образование и воспитание опираются на различные методы и обращаются к различным по объему базисным знаниям. Оптимальное сочетание способов целенаправленного воздействия на сознание личности в соответствующем возрастным психологическим особенностям соотношении приносит наиболее продуктивный результат.

Между педагогической культурой и педагогическим мышлением существуют прямые соотношения. Уровень развития педагогического мышления влияет на повышение уровня педагогической культуры и наоборот. Заметим, однако, что педагогически культурный человек вовсе не обязан понимать досконально все взаимосвязи в образовании, он может опираться на общепринятые научные выводы или мнения авторитетных для него ученых и на этой основе осуществлять свою деятельность.

Вхождение в эту парадигму педагогической деятельности не сводится к усвоению ее внешних атрибутов вроде триады «задача — диалог — игра», а предполагает последовательное «враста-

ние» в философию создания личностно ориентированной педагогической ситуации — своеобразного пространства, востребующего личностный уровень развития воспитанников.

Таким образом, особенности профильной педагогической подготовки старшеклассников, ориентированных на профессию учителя, требуют ориентации на новые приоритеты, на тот массив гуманитарных и психолого-педагогических знаний, в котором глубоко и всесторонне раскрываются вопросы будущего социально-профессионального статуса.

Литература:

1. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей. С.-Пб.: Каро, 2005.— С. 44.

2. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. — Волгоград, 2000.

3. Болотов В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 290 с.

4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориен-тированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов н/Д., 1997.

5. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся // Литература в школе. — 2002.— №7.— С. 39 — 42.

6. Вергелес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности // Подготовка специалиста в области образования. — СПб., 1994.

7. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 2000.— 144 с.

8. Текущий архив Министерства образования и науки РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.