сов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.
Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.
Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Рефлексия - не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления.
Библиографический список
1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Акмеология: Методология, методы и технология. - М.: РАГС, 1998. - 234 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -256 с.
4. Давыдов В.В., ЗакА.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987. - 213 с.
5. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.
6. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. -344 с.
7. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 193 с.
8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. - М., 1989.
9. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. - М.: МГУ ПП, 1999. - 227 с.
10. Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. - М.: ИП РАН, 1998. - 202 с.
УДК 371
Тимонина Любовь Ильинична
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
tim o ninali6 [email protected]
ПОТЕНЦИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА
В статье проанализирована деятельность педагогических классов, рассмотрены составляющие образовательного потенциала педклассов.
Ключевые слова: допрофессиональное обучение, потенциал педагогического класса, внеурочной деятельности.
ше
опрофессиональное обучение в направлении педагогического образова-. ния имеет давние традиции. За про-ремя накоплен богатый опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя.
В связи с изменениями, происходящими в стране, происходили существенные изменения с одной стороны в запросах на допрофессиональ-ное педагогическое образование, с другой в целях, организационных формах, методах работы. Если первоначально допрофессиональное образование приближалось по содержанию к начальному профессиональному, то постепенно шел процесс перехода на пропедевтику педагогичес-
кого образования и основной упор делался на ориентирование в мире профессий, самоопределение, формирование мотивов выбора профессии.
В условиях предпрофильного и профильного обучения ориентация на профессию учителя перестала быть целенаправленной, превращаясь в дополнительное к основному профилю направление подготовки. В результате появились гуманитарные, естественно-научные, технологические классы, являющиеся еще и педагогическими, но педагогические классы не утратили своей сущности и целенаправленно реализуют деятельность, ориентированную на подготовку будущих учителей.
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Тимонина Л.И., 2012
Особенностью деятельности педагогических классов в Костромской области является их единство в целях, содержании, методах обучения и воспитания и вариативность с точки зрения построения учебных курсов, программ деятельности.
Хотя основная форма обучения учащихся в педагогическом классе уроки, они являются в большинстве своем нестандартными, практикоориентированными, то есть направленными не столько на формирование знаний, сколько на развитие личности каждого школьника и становление социальных и начальных профессиональных умений.
Цели допрофессионального обучения и воспитания школьников связаны с ориентированием учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение.
Для решения стоящих перед педагогическим классом задач учебный план включает в себя уроки основ педагогики, психологии, педагогический практикум и организацию педагогических проб. Деятельность педклассов на разных этапах была связана с тем, что вводились интегрированные курсы педагогики и психологии, разрабатывались и проводились различные спецкурсы в зависимости от потребностей школы, региона, запросов учеников («Школа самопознания», «Коллектив и личность», «Великие педагогические открытия», «Педагогическое общение», «Моя профессиональная карьера»), много внимания уделялось методике воспитательной работы, что позволяло готовить учащихся к практике.
В результате на уроках, практикумах, во время педагогических проб и летней педагогической практики происходит познание себя, своих возможностей и ограничений, познание профессии, соотнесение требований профессии и индивидуальных целей, ценностей особенностей; проходил процесс активного самоопределения личности.
Накопленный опыт работы педагогических классов позволяет говорить о том, что педагогические классы обладают значительным образовательным потенциалом.
Толковый словарь определяет потенциал как совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь. Понятие «потенциальный» характеризует возможность скрытую, не проявляющуюся.
Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на саму эту систему, так и во вне ее. Потенциал - это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях. Результатом их действия являются разноплановые, разнокачественные изменения.
Потенциал в ряде работ рассматривается как синоним термина ресурс. На наш взгляд следует разделять эти понятия, так как потенциал - скрытая возможность, а ресурс можно определить как источник, чего-нибудь, средство, к которому обращаются в необходимом случае, то есть это актуализированный потенциал, осознанный человеком, и готовый к использованию. Актуализация потенциала предполагает его перевод из скрытого состояния в реальное, актуальное.
В различных научных источниках термин «потенциал» употребляется в следующих сочетаниях: интеллектуальный, творческий, духовно-нравственный, информационный, лидерский, рефлексивный, адаптационный, субъектный, суммарный, совокупный.
Сегодня в условиях изменения системы образования необходимо говорить о потенциале педагогического класса, который может быть использован для достижения целей образования. В педагогических классах накоплен опыт работы, который может использоваться как потенциал для обучения, воспитания старшеклассников в новых условиях.
Потенциал педагогического класса можно рассматривать как сумму различных составляющих.
Целевая составляющая. Цели работы педагогических классов ориентированы на личность ученика, ее развитие, формирование способностей самопознания, самоопределения, на приобретение каждым школьником социального опыта в практической педагогической деятельности, позволяющей формировать у них самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, базовые компетенции ученика.
Аксиологическая составляющая связана с формированием системы ценностей, идеалами, мотивами, установками, в том числе ориентированными на саморазвитие, самоактуализацию. Носителями ценностей в педагогическом классе являются учителя, которые своими ценностями
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
85
и профессиональными установками значительно отличаются от других школьных учителей, в первую очередь тем, что ориентированы на рост ученика, на организацию общения, взаимодействия, на сопровождение, помощь школьнику в его самостоятельном движении к профессиональному самоопределению.
Информационная составляющая, которая определяется совокупностью информации, составляющую основу личностного и профессионального самоопределения, овладения социальными умениями. На уроках по педагогике и психологии ученики осваивают способы самопознания, познания других, соотнесения своих возможностей с требованиями профессионального сообщества и социума, способы осуществления выбора, практических действий в сфере «человек-человек». Ученики получают информацию о возможных путях профессионального развития. На основе этой информации они учатся выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.
Когнитивная составляющая связана с обучением способам, посредством которых человек приобретает, трансформирует и хранит информацию, получаемую из своего окружения. Ученики педагогического класса обучаются способам получения, переработки, использования знаний, как основы для профессионального развития.
Коммуникативная, связанная с формированием знаний и умений, опыта практической деятельности ориентированных на обмен информацией, формирование опыта коммуникативной деятельности в различных ситуациях взаимодействия. Организация деятельности педагогического класса во многом строится на основе продуктивного, педагогического общения.
Деятельностная, связанная с включением школьников в реальную, полезную для окружающих деятельность, которая позволяет формировать умения ставить цель, осуществлять определенные виды деятельности, в том числе творческие, анализировать результаты, осуществлять рефлексию. Ученики педагогического класса приобретают опыт организаторской деятельности, осваивают этапы и правила организаторской работы.
Творческая составляющая связана с реализацией в педагогических классах принципа методики коллективной творческой деятельности: «Все дела творчески, иначе зачем». Каждый ученик приобретает опыт художественного, социального творчества.
Эмоциональная составляющая связана с приобретением школьниками опыта переживаний, в том числе положительных в различных сферах деятельности (коммуникация, управление, творчество, учение). Именно эмоции, переживания учеников затрагивают глубинные слои личности и позволяют влиять на ее становление. Учителя педагогического класса большое внимание уделяют созданию ситуации успеха у школьников в учебной, практической, педагогической деятельности, что положительно влияет на интериориза-цию старшеклассниками приобретаемых знаний, умений.
Адаптационная составляющая связана с развитием способностей приспособления к окружающей среде. В условиях педагогического класса школьники включаются в деятельность ориентированную на организацию и проведение мероприятий, на взаимодействие с детьми на всех ступенях школьного обучения, и взрослыми разного возраста, разного социального статуса (родители, администрация школы, руководители предприятий и организаций). Как правило, деятельность педагогического класса не ограничивается стенами школы, учащиеся активно осваивают внешнюю среду образовательного учреждения, реализуют проекты в сети Интернет. Все это позволяет приобретать опыт взаимодействия с разными людьми, в разных социальных условиях, что развивает адаптационные возможности каждого ученика.
Индивидуально-психологическая составляющая включает не только учет в процессе обучения психологических особенностей личности, таких как темперамент, характер, способности, но и формирование положительного отношения к себе, принятие себя, формирование позитивной «Я-концепции». В процессе обучения педагогами выстраивается образовательные маршруты, позволяющие реализовывать потенциалы учеников.
Потенциалы педагогического класса делают подобную форму обучения уникальной, ориентированной на индивидуальное развитие каждого ученика, на его личностное и профессиональное самоопределение. Реализация потенциалов связана с особой организацией учебной и внеурочной деятельности старшеклассников. Опыт накопленный учителями педагогического класса может быть использован для решения задач, стоящих перед школой сегодня.
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18