УДК 37.013
Волгин Сергей Иванович
кандидат педагогических наук Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Ярославский филиал
VSERGEY75@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЕЕ МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматривается роль и развитие профессиональной рефлексии в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: рефлексия, подготовка специалистов, учебный процесс.
На современном этапе развития педагогических и психологических наук много внимания уделяется рефлексии. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированное™ проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.
Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Современные исследования, посвященные профессиональной компетентности, все больше апеллируют к феномену рефлексии, рассматривая ее и как содержательный элемент последней, и как условие ее развития. Глубоко и всесторонне исследованная в философии, признанная устоявшимся в психологии, педагогике и других гуманитарных науках, ставшая методологическим инструментом деятельности и мышления, рефлексия имеет множество определений.
По мнению И.И. Семенова, рефлексия - это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.
Рефлексия - мысле-деятельностный или чув-ственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.
Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе - с существующими о ней представления-
ми. Эти представления подвижны - они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно-потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.
Рефлексия играет детерминирующую роль относительно других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у студентов рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно. Важно разделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного учения (в позиции «студент») и рефлексия по поводу организации обучения (в позиции «педагог»).
К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.
Практикуются специальные курсы, где рассказывается о важности и необходимости рефлексии для каждого педагога, через сюжетно-ролевые игры подвергается анализу деятельность «учителя» и «ученика». Как правило, возможность выступать в роли обучающего появляется
82
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Волгин С.И., 2012
у студента лишь к четвертому-пятому курсам во время педагогической практики в школе.
На основании теоретических постулатов была создана модель обучения, развивающая рефлексию студента вуза. В модели выделяется три плоскости:
- первая плоскость, где студент взаимодействует с другими в позиции «ученика» (плоскость учения);
- вторая - в которой студент находится в позиции «учителя» (плоскость обучения);
- третья плоскость - «метапозиции» студента (рефлексивная плоскость), где студент подвергает самоанализу себя и как учащегося и как обучающего.
За счет удержания позиции ученика и учителя, становится возможным выход в метапозицию. В рефлексивной плоскости конструируется учебная ситуация, которая рассматривается через учебную и профессиональную деятельность. Развитие рефлексивных способностей в таких условиях происходит не стихийно, а осознано.
В свете этого подхода, важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.
В ходе развивающего обучения и воспитания будущих педагогов наряду с традиционными технологиями широко применялись методы активного обучения (деловые игры, тренинги, организационно-деятельностные игры), методы психо-лого-педагогической диагностики, внедряли различные методы научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей. В процессе рефлексии, т.е. анализа и понимания себя как «учащегося» и «педагога», студент осознает, что происходило на занятии, познает саму ситуацию и себя. Рефлексия проходит в групповой и индивидуальной формах, и в том и другом случаях она может осуществляться устно или письменно. Во время рефлексии студентам помогают вопросы: «Что вы хотели получить в процессе деятельности?», «Что получили на самом деле?», «В чем совпадения и несовпадения планов, ожиданий и реальных результатов?», «В чем причины несоответствий?». Важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования студентами последующей деятельности.
Предварительный анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет сделать следующие общие выводы и рекомендации.
1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.
2. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.
3. Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.
4. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с «азами» научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.
Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.
Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресур-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
83
сов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.
Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.
Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Рефлексия - не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления.
Библиографический список
1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Акмеология: Методология, методы и технология. - М.: РАГС, 1998. - 234 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -256 с.
4. Давыдов В.В., ЗакА.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987. - 213 с.
5. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.
6. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. -344 с.
7. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 193 с.
8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. - М., 1989.
9. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. - М.: МГУ ПП, 1999. - 227 с.
10. Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. - М.: ИП РАН, 1998. - 202 с.
УДК 371
Тимонина Любовь Ильинична
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
tim o ninali6 3@mail.ru
ПОТЕНЦИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА
В статье проанализирована деятельность педагогических классов, рассмотрены составляющие образовательного потенциала педклассов.
Ключевые слова: допрофессиональное обучение, потенциал педагогического класса, внеурочной деятельности.
ше.
опрофессиональное обучение в направлении педагогического образова-. ния имеет давние традиции. За про-ремя накоплен богатый опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя.
В связи с изменениями, происходящими в стране, происходили существенные изменения с одной стороны в запросах на допрофессиональ-ное педагогическое образование, с другой в целях, организационных формах, методах работы. Если первоначально допрофессиональное образование приближалось по содержанию к начальному профессиональному, то постепенно шел процесс перехода на пропедевтику педагогичес-
кого образования и основной упор делался на ориентирование в мире профессий, самоопределение, формирование мотивов выбора профессии.
В условиях предпрофильного и профильного обучения ориентация на профессию учителя перестала быть целенаправленной, превращаясь в дополнительное к основному профилю направление подготовки. В результате появились гуманитарные, естественно-научные, технологические классы, являющиеся еще и педагогическими, но педагогические классы не утратили своей сущности и целенаправленно реализуют деятельность, ориентированную на подготовку будущих учителей.
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Тимонина Л.И., 2012