Научная статья на тему 'Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетенции педагогов'

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетенции педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / SPECIALISTS' TRAINING / REFLECTION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгин Сергей Иванович

В статье рассматривается роль и развитие профессиональной рефлексии в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional reflection and its place in pedagogues professional competency formation

Professional reflection role and development in specialists training process in higher education institutions is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетенции педагогов»

УДК 37.013

Волгин Сергей Иванович

кандидат педагогических наук Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Ярославский филиал

VSERGEY75@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЕЕ МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматривается роль и развитие профессиональной рефлексии в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: рефлексия, подготовка специалистов, учебный процесс.

На современном этапе развития педагогических и психологических наук много внимания уделяется рефлексии. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированное™ проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Современные исследования, посвященные профессиональной компетентности, все больше апеллируют к феномену рефлексии, рассматривая ее и как содержательный элемент последней, и как условие ее развития. Глубоко и всесторонне исследованная в философии, признанная устоявшимся в психологии, педагогике и других гуманитарных науках, ставшая методологическим инструментом деятельности и мышления, рефлексия имеет множество определений.

По мнению И.И. Семенова, рефлексия - это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

Рефлексия - мысле-деятельностный или чув-ственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе - с существующими о ней представления-

ми. Эти представления подвижны - они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно-потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.

Рефлексия играет детерминирующую роль относительно других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у студентов рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно. Важно разделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного учения (в позиции «студент») и рефлексия по поводу организации обучения (в позиции «педагог»).

К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

Практикуются специальные курсы, где рассказывается о важности и необходимости рефлексии для каждого педагога, через сюжетно-ролевые игры подвергается анализу деятельность «учителя» и «ученика». Как правило, возможность выступать в роли обучающего появляется

82

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Волгин С.И., 2012

у студента лишь к четвертому-пятому курсам во время педагогической практики в школе.

На основании теоретических постулатов была создана модель обучения, развивающая рефлексию студента вуза. В модели выделяется три плоскости:

- первая плоскость, где студент взаимодействует с другими в позиции «ученика» (плоскость учения);

- вторая - в которой студент находится в позиции «учителя» (плоскость обучения);

- третья плоскость - «метапозиции» студента (рефлексивная плоскость), где студент подвергает самоанализу себя и как учащегося и как обучающего.

За счет удержания позиции ученика и учителя, становится возможным выход в метапозицию. В рефлексивной плоскости конструируется учебная ситуация, которая рассматривается через учебную и профессиональную деятельность. Развитие рефлексивных способностей в таких условиях происходит не стихийно, а осознано.

В свете этого подхода, важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.

В ходе развивающего обучения и воспитания будущих педагогов наряду с традиционными технологиями широко применялись методы активного обучения (деловые игры, тренинги, организационно-деятельностные игры), методы психо-лого-педагогической диагностики, внедряли различные методы научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей. В процессе рефлексии, т.е. анализа и понимания себя как «учащегося» и «педагога», студент осознает, что происходило на занятии, познает саму ситуацию и себя. Рефлексия проходит в групповой и индивидуальной формах, и в том и другом случаях она может осуществляться устно или письменно. Во время рефлексии студентам помогают вопросы: «Что вы хотели получить в процессе деятельности?», «Что получили на самом деле?», «В чем совпадения и несовпадения планов, ожиданий и реальных результатов?», «В чем причины несоответствий?». Важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования студентами последующей деятельности.

Предварительный анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет сделать следующие общие выводы и рекомендации.

1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.

2. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

3. Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.

4. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с «азами» научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.

Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресур-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

83

сов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.

Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.

Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Рефлексия - не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления.

Библиографический список

1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Акмеология: Методология, методы и технология. - М.: РАГС, 1998. - 234 с.

3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -256 с.

4. Давыдов В.В., ЗакА.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987. - 213 с.

5. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.

6. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. -344 с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 193 с.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. - М., 1989.

9. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. - М.: МГУ ПП, 1999. - 227 с.

10. Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. - М.: ИП РАН, 1998. - 202 с.

УДК 371

Тимонина Любовь Ильинична

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

tim o ninali6 3@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА

В статье проанализирована деятельность педагогических классов, рассмотрены составляющие образовательного потенциала педклассов.

Ключевые слова: допрофессиональное обучение, потенциал педагогического класса, внеурочной деятельности.

ше.

опрофессиональное обучение в направлении педагогического образова-. ния имеет давние традиции. За про-ремя накоплен богатый опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя.

В связи с изменениями, происходящими в стране, происходили существенные изменения с одной стороны в запросах на допрофессиональ-ное педагогическое образование, с другой в целях, организационных формах, методах работы. Если первоначально допрофессиональное образование приближалось по содержанию к начальному профессиональному, то постепенно шел процесс перехода на пропедевтику педагогичес-

кого образования и основной упор делался на ориентирование в мире профессий, самоопределение, формирование мотивов выбора профессии.

В условиях предпрофильного и профильного обучения ориентация на профессию учителя перестала быть целенаправленной, превращаясь в дополнительное к основному профилю направление подготовки. В результате появились гуманитарные, естественно-научные, технологические классы, являющиеся еще и педагогическими, но педагогические классы не утратили своей сущности и целенаправленно реализуют деятельность, ориентированную на подготовку будущих учителей.

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Тимонина Л.И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.