Научная статья на тему 'Профильная подготовка учащихся педклассов к обучению в педагогическом вузе'

Профильная подготовка учащихся педклассов к обучению в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильная подготовка учащихся педклассов к обучению в педагогическом вузе»

Т.Н. Сапожникова

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ПЕДКЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение.

Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентиро-ванного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, соответствующим реальным потребностям рынка труда.

Переход к массовому профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;

- более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего и среднего профессионального образования.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профи-лизации, а также модели организации профильного обучения. Однако, на наш взгляд, начиная эксперимент, необходимо изучить опыт профессиональной пропедевтики, имеющийся в отдельных учебных заведениях.

Так за последнюю четверть века в отечественной общеобразовательной школе достаточно широкое распространение получили педагогические классы. Они зарекомендовали себя в качестве эффективной формы педагогической профориентации, формируя у старшеклассников педагогическую культуру, создавая условия для самовоспитания, организуя профессионально-

педагогические пробы.

Закономерно возникает вопрос о том, как педагогические классы готовят своих учащихся к обучению в педагогическом университете. Отличается ли у них, в сравнении с другими первокурсниками, процесс и результаты протекания адаптационного периода, заклады-

Стр. 1

вающий основы всей дальнейшей профессиональной подготовки?

Мы провели специальное исследование, направленное на изучение содержания педагогической пропедевтики в профильных классах, а также особенностей протекания адаптации выпускников педклассов к обучению в педагогическом вузе.

Учебный план педагогических классов, кроме инвариантной, содержит вариативную часть, в основном представленную предметами психолого-педагогического цикла.

Курс «Основы педагогических знаний» направлен на выявление и развитие у школьников профессионально значимых качеств, создание условий освоения основ педагогической теории и знакомства с современными воспитательными и образовательными технологиями, включение учащихся в практическую педагогическую деятельность, ориентацию на использование полученных знаний в повседневной жизни, развитие навыков самоорганизации и саморегуляции, формирование рефлексивного стиля мышления, обучение алгоритмам групповой и индивидуальной продуктивной деятельности.

Структура курса представляет собой систему теоретических (30%) и практических занятий (70%), которые проводятся в форме лекций, семинаров, тренингов, дискуссионных, деловых и продуктивных игр и включают в себя задания, связанные с изучением своих личностных особенностей, необходимостью проявления творческого потенциала, умением планировать и проводить самостоятельные исследования, умением анализировать эффективность собственной деятельности.

Теоретическая часть включает в себя сведения по истории образования и педагогической мысли, характеристику особенностей педагогической деятельности и требований к современному образовательному процессу и педагогу, определение сущности педагогики и ее ос-

новных понятий, основы теории воспитательной работы и обучения, теоретические аспекты научно-исследовательской деятельности и современных образовательных технологий.

На практических занятиях ученики овладевают навыками самоизучения, самопрезентации и рефлексии, приобретают умения, связанные с организацией работы группы по решению учебных или воспитательных задач, обучаются навыкам использования, модификации и создания методик и технологий педагогической деятельности, овладевают основными приёмами аналитической и исследовательской деятельности.

Главными особенностями данного курса являются:

- возможность включения учащихся в практическую педагогическую деятельность;

- возможность широкого использования активных методов и новых технологий обучения;

- непосредственная связь теоретического материала с опытом организации учебной и воспитательной работы в том учебном заведении, где осуществляется реализация данной программы;

- возможность использования результатов исследовательских проектов и методических разработок, выполняемых учащимися, в работе классных руководителей, социально-пси-хологической службы школы.

По мнению С.И. Рулева, автора одной из учебных программ, более полному освоению курса способствуют:

- составление и издание сборников лучших проектных работ школьников;

- проведение школьной «Недели педагогики и психологии»;

- организация обязательной педагогической практики на базе младших классов данного учебного заведения;

- участие учащихся во внутришкольной, городской и областной педагогических олимпиадах для школьников;

- организация совместных встреч и работы с учениками подобных профильных классов других школ и учебных заведений;

- привлечение для проведения занятий или творческих встреч преподавателей, студентов высших педагогических учебных заведений.

Данный курс интегрируется с курсом «Основы психологической подготовки», целями которого являются развитие социальной компетентности учащихся; воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

Учебные занятия по данному предмету способствуют созданию условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся; содействуют раскрытию и развитию способностей учащихся; развитию навыков самоанализа, умения понимать чувства и мотивы поведения других людей; обучению конструктивному повседневному и деловому общению, приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты; освоению технологии современного психологического исследования.

Основу курса составляют практические занятия в группах, которые организуются в форме тренингов, деловых игр, практических работ по изучению особенностей познавательных процессов, структуры личности, а также в виде планирования и проведения психологических мини-исследований. В то же время это не исключает использования таких форм работы, как лекция и традиционный урок.

С целью приобщения старшеклассников к различным видам работы психолога особое внимание уделяется практической работе с тестами, опросниками, заданиями, направленными на личностное развитие, психотехническим упражнениям.

Программа практического курса «Основы психологической подготовки», составленная преподавателем психологии средней школы № 43 г. Ярославля Т.В. Огородовой и пользующаяся большой популярностью у практиков, соответствует теоретическим курсам «Психология познавательных процессов» (10 класс), «Психология личности и социальная психология» (11 класс), что позволяет

- органично объединить теоретические и практические аспекты курса,

- ведет к повышению эффективности профессиональной подготовки учащихся;

- предоставляет возможность широко использовать активные методы работы, позволяющие развивать умение аргументировать свою позицию и практически реализовать усвоенную информацию;

- учитывать особенности личности старшеклассника, его потребности и интересы,

- установить соответствие предлагаемой информации индивидуально-психологическим и возрастным особенностям.

Программа курса распределяет учебный материал на два уровня.

Первый уровень - для учащихся 10 классов: теоретическое и практическое освоение навыков межличностного взаимодействия, ориентированных на развитие личности учащегося и формирование эффективных коммуникативных умений (основная форма занятий - социально-психологический тренинг); изучение психологии познавательных процессов с последующей диагностикой индивидуально-психологических особенностей познавательной сферы учащихся.

Второй уровень - для учащихся 11 класса: освоение приемов исследовательской работы; изучение и практическое использование методов статистической обработки данных и представленных результатов; изучение основ курсов-

практикумов «Психология личности» и «Социальная психология», изучение профессиональной направленности

школьников. Более полному освоению курса, по мнению Т.В. Огородовой, способствуют:

- повышение практической значимости исследовательских проектов, выполняемых учащимися, которые могут активно использоваться в работе социально-психологической службы школы, методических объединений учителей, администрации школы (например, при подготовке педагогических советов и т. д.);

- участие школьников в олимпиадах по психологии, выполнение научных работ, представляемых на Российскую научную конференцию школьников «Открытие», и т. д.;

- привлечение для проведения занятий или творческих встреч преподавателей, студентов высших учебных заведений.

Проанализировав содержание и формы организации допрофессиональной педагогической подготовки учащихся педагогических классов, мы сделали предположение о том, что те из них, кто выбрал для поступления педагогический университет, успешно адаптируются к обучению в нем.

Адаптация (лат. - «приспособление, прилаживание») - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды (Российская педагогическая энциклопедия).

В нашем случае под учебной адаптацией мы будем понимать способность первокурсников приспособиться к содержанию и формам организации вузовского обучения, которая обеспечит стабильно высокий результат профессиональной подготовки в будущем с сохранением профессиональной направленности.

Данную гипотезу мы проверили с помощью анкетирования, включенного наблюдения, а также провели индивидуальные беседы с первокурсниками,

имеющими специальную пропедевтическую подготовку, и преподавателями педагогического вуза.

Мы выяснили, что всех респондентов можно условно разделить на три группы.

Первая - это первокурсники, успешно справляющиеся с программой начального профессионального образования, способные включаться в активную познавательную деятельность, организовывать самоподготовку, планировать и распределять свое время.

Эта группа студентов легко овладевает содержанием учебных предметов, предусмотренным государственным стандартом профессионально-педагогического образования, умело используя полученные в педагогическом классе знания, умения и навыки. Интерес к выбранной профессии в новых условиях не снижается, напротив, уровень профессионально-педагогической направленности постепенно, но стабильно возрастает.

Вторую группу составили студенты, которые успешно усваивают учебные дисциплины, выполняют требования профессорско-преподавательского состава и создают впечатление вполне успешно адаптирующихся первокурсников. Однако уровень педагогической направленности у них постепенно снижается, уменьшается интерес к учебным занятиям, повышается потребность в каких-либо новых, не связанных с будущей профессией, а порой и полностью противоположной ей, видах деятельности.

Такое явление сами студенты объясняют дублированием многих вопросов и тем, однообразием организационных форм организации учебного процесса в вузе, невозможностью проявить себя в условиях поточных лекционных занятий.

Третью группу составили первокурсники, которые, несмотря на предварительную допрофессиональную педагогическую подготовку, с трудом приспосабливаются к вузовским формам орга-

низации обучения, требованиям преподавателей.

Неумение работать на лекции, самостоятельно заниматься в библиотеках, спланировать и распределить свое время так, чтобы успеть справиться со всей учебной нагрузкой, приводят таких первокурсников в состоянии стресса, что вызывает временные или постоянные желания покинуть университет и (или) сменить профессию.

Из общего числа испытуемых в первую группу вошли примерно 70% человек, во вторую - 21%, а в третью - 9%. Такую статистику нельзя назвать абсолютно достоверной, поскольку необходимы длительные и более массовые исследования, однако, на наш взгляд, имеющая место тенденция нами была обнаружена.

Приведенные примеры должны обратить на себя внимание профессорско-преподавательского состава для того, чтобы сохранить в педагогическом университете студентов, прошедших этап профильного педагогического образования в условиях общеобразовательной школы, самостоятельно и осознанно выбравших и профессию, и учебное заведение; для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе подготовки учительских кадров, создавая специальные условия для одаренных студентов через совершенствование образовательных технологий.

По нашему мнению, процесс массовой поточной подготовки учительских кадров для современной школы должен смениться процессом «ваяния» профессионалов на основе их индивидуальных способностей и потребностей, уровня педагогической направленности и качества допрофессиональной подготовленности. В противном случае возникнет конфликтная ситуация между профильной общеобразовательной школой, стремящейся в условиях модернизации образования повысить уровень подготовки своих выпускников к обучению в профес-

сиональной школе, и вузами, неспособными этим воспользоваться и перенять «эстафету».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.