Научная статья на тему 'Опыт работы лицея по актуализации и реализации личностных потенциалов в практике социальной, педагогической и психологической помощи'

Опыт работы лицея по актуализации и реализации личностных потенциалов в практике социальной, педагогической и психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЦЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОУПРАВЛЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / PERSONALITY POTENTIAL / LYCEUM / EDUCATIVE SURROUNDINGS / PEDAGOGIC TEAM / CO-GOVERNING / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емакова Наталия Владимировна, Смирнова Наталья Владимировна

Данная статья посвящена практическому опыту работы педагогического коллектива МОУ лицея №20 города Костромы по актуализации и реализации личностных потенциалов учащихся. Рассказано о деятельности педагогического класса, Ассоциации выпускников лицея, научного лицейского общества и творческого содружества «Наш проект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емакова Наталия Владимировна, Смирнова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to practical experience of the work of pedagogic team of municipal educational institution Lyceum # 20 of Kostroma by actualization and realization of pupils personality potentials. It is told of the pedagogic class activity, of alumni association, of scientific society of the lyceum and of creative unity Our lyceum.

Текст научной работы на тему «Опыт работы лицея по актуализации и реализации личностных потенциалов в практике социальной, педагогической и психологической помощи»

УДК 373

Емакова Наталия Владимировна, Смирнова Наталья Владимировна

лицей № 20, г. Кострома Moulicei20@mail.ru

ОПЫТ РАБОТЫ ЛИЦЕЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Данная статья посвящена практическому опыту работы педагогического коллектива МОУ лицея №20 города Костромы по актуализации и реализации личностных потенциалов учащихся. Рассказано о деятельности педагогического класса, Ассоциации выпускников лицея, научного лицейского общества и творческого содружества «Наш проект».

Ключевые слова: личностный потенциал, лицей, образовательная среда, педагогический коллектив, соуп-равление, учащиеся.

«Процесс воспитания строится не для проверяющего человека, бюрократа и перестраховщика, а для радости и развития растущего человека».

О. О. Газман

Лицей .№20 расположен в микрорайоне Юбилейный города Костромы. История большинства семей учащихся, так или иначе, связана с лицеем. Родители большинства учащихся работают за пределами микрорайона и возвращаются с работы достаточно поздно, поэтому перед лицеем стоит задача максимально эффективно обеспечить занятость учащихся в послеурочное время.

Лицей пытается решить эту задачу с помощью клуба дополнительного образования и социально-досуговой площадки. Кружки и секции этих структурных подразделений пользуются большой популярностью среди учащихся лицея, и, разумеется, их участники стремятся демонстрировать свои успехи окружающим. С этой целью в лицее устраиваются многочисленные конкурсы, турниры, соревнования, проводятся яркие общелицейские мероприятия.

Но в настоящее время недостаточно просто обеспечить внерурочную занятость ученика. В XXI веке обществу нужны активные, творческие, энергичные личности, осознающие свой потенциал, верящие в свои силы, ориентированные на успех и общественное признание. Следовательно, в лицее необходимо создать все условия для успешного развития личностных потенциалов учащихся, их актуализации и реализации. Современного школьника надо научить сознательно проектировать свою будущую успешность.

Современный педагог должен четко различать понятия актуализация и реализация личностного

потенциала. Актуализация означает стремление раскрыть потенциал личности, а под реализацией понимается осуществление этого стремления. Таким образом, актуализация является важной предпосылкой реализации. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны [4].

Не случайно в лицее создана программа: «Развитие социометрического мышления учащихся в условиях обучения моделированию индивидуальных образовательных маршрутов». В рамках этой программы осуществляется широкий спектр педагогической деятельности: развитие интеллектуальных, творческих, лидерских и организаторских способностей учащихся; формирование и совершенствование коммуникативных навыков; целенаправленная работа над мотивационной сферой; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование положительной Я-концепции. Образовательная среда лицея организована по типу сводного «уличного» пространства, где учащиеся имеют возможность самостоятельно выбрать траекторию личностного развития.

Сейчас не подлежит сомнению, что назидательная педагогика осталась в прошлом. На современного подростка словесные нравоучения действуют очень слабо. Кроме того, навязчивая, декларируемая помощь вызывает у сегодняшнего подростка раздражение и отторжение. Понимая это, администрация лицея поддержала предложенную психолого-педагогической службой стратегию работы, которая звучит так: «Социальная и психолого-педагогическая помощь уча-

182

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Емакова Н.В., Смирнова Н.В., 2010

щимся через непосредственное включение в реальную, социально-полезную, специально-организованную и педагогически-управляемую деятельность». Эта стратегия позволяет оказывать учащимся необходимую помощь в приемлемой для них форме и на практике закреплять достигнутые успехи.

В лицее сформировался собственный набор социально-педагогических инструментов помощи учащимся в работе по преодолению личностных проблем в развитии, актуализации и реализации своего личностного потенциала [3].

Один из самых старых и испытанных инструментов - действующий в лицее педагогический класс, являющийся системообразующим элементом образовательной среды лицея. Наличие пед-класса обеспечивает сохранение многих устоявшихся традиций, своеобразного жизненного уклада, сложившегося в стенах лицея. Учащиеся педкласса принимают активное участие в подготовке и проведении всех лицейских мероприятий, работают отрядными вожатыми и помощниками методистов в летнем пришкольном лагере. В ходе этой работы развиваются творческие, лидерские и организаторские способности учащихся, совершенствуются их коммуникативные навыки. Старшеклассники, намеревающиеся связать свою судьбу с педагогической деятельностью, получают серьёзную возможность пройти полноценную профессиональную пробу и проверить свои профессиональные предпочтения [2].

Огромную роль в работе по раскрытию личностного потенциала учащихся играет созданная три года назад Ассоциация выпускников лицея №20 города Костромы. Для педагогического коллектива лицея особенно важно, что в состав Ассоциации вошли не только выпускники, достигшие экономического успеха, и способные оказывать лицею спонсорскую помощь, но и студенты костромских ВУЗов, предложившие родному лицею свой интеллектуальный потенциал. Именно выпускники-студенты стали деятельными и надёжными помощниками педагогического коллектива в развитии личностных потенциалов учащихся. Они помогают разрабатывать и проводить интересные и оригинальные мероприятия, имеющие воспитательное и развивающее значение. Выпускники руководят некоторыми познавательными и творческими кружками. Их часто можно увидеть в составе жюри различных конкурсов и на классных часах.

При активном участии выпускников-студентов было создано новое общественное объединение -творческое содружество «Наш проект» под руководством педагога-психолога лицея Н.В. Емаковой и педагога-организатора Н.В. Смирновой. Цель содружества - разработка и реализация творческих проектов всех участников содружества. В рамках содружества решаются следующие задачи: создание условий для подготовки и реализации проектов, создание условий для их дальнейшего продвижения, формирование лицейского банка проектных разработок, организация взаимодействия старшеклассников и студентов.

Среди подготовленных проектов, наиболее интересными являются:

- Серия маршрутных игр по станциям, рассчитанных на командный зачёт. Автор - учащийся 1011 класса Александр Филиппов. 2005-2006 год.

- Игра на местности « Кладоискатели». Авторы - учащиеся 11 класса Алексей Соколов, Олег Копыл и Даниил Макаров. 2007 год.

- Блоковая викторина «Что за прелесть эти сказки». Автор - учащаяся 11 класса Яна Полякова. 2008 год.

- Программа «Магнит», направленная на помощь учащимся пятых классов в период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено и на поддержку положительных тенденций в процессе коллективообразования. Авторы -студенты КГУ им. Н.А. Некрасова Анастасия Иванова и Виталий Дысько. 2008-2009 год.

- Интеллектуальные маршрутные игры по станциям, рассчитанные на личный зачёт: «Магистр» и «Эврика». Авторы - Студент КГТУ Александр Филиппов и студентка КГУ им. Н.А. Некрасова Юлия Меланина. 2008-2009 год. За эту работу А. Филиппов и Ю. Меланина в 2008 году были удостоены Гранта губернатора Костромской области третей степени.

- Программа «Школа лидера», направленная на формирование работоспособной лидерской группы старшеклассников, как опоры педагогического коллектива для дальнейшего развития лицея. Автор - учащаяся 11 класса Маргарита Глушкова. 2010 год.

Самым ярким результатом деятельности содружества стало участие лицея №20 в подготовке и проведении городских конкурсов «Ученик года - 2008» и «Ученик года - 2009» в городе Костроме. Педагоги лицея и выпускники-студенты разрабатывали материалы для четырёх туров кон-

курса: блиц-интервью, интеллектуального тура, маршрутной игры по станциям, тура публичного выступления «Спич и антиспич».

На этом конкурсе были представлены игры «Магистр» и «Эврика». Учащиеся 10-11 классов лицея работали на конкурсе в качестве кураторов станций. В их обязанности входило принять на своей станции участников конкурса, объяснить задание, выдать необходимые бланки, проследить за ходом выполнения задания, оценить результаты и заполнить соответствующую документацию. Разумеется, старшеклассники осознавали возложенную на них ответственность и серьёзно подходили к порученному делу. Несомненно, это положительно сказалось на их личностном развитии: повысило их самооценку, помогло преодолеть коммуникативные комплексы. А главное, они воочию увидели, что, будучи студентом, можно реализовать свои творческие проекты не только по получаемой специальности, но и по другим дисциплинам.

Важным направлением работы выпускников является участие в работе предметных секций Научного лицейского общества в качестве консультантов и помощников научного руководителя работы. Цель привлечения членов Ассоциации выпускников к данной работе - обеспечение преемственности в учебно-исследовательской и творческой работе лицея. Они передают лицеистам свой опыт, дают практические советы, устраивают мастер-классы: пример представления и защиты работы на лицейском Дне науки; оказывают моральную поддержку и методическую помощь старшеклассникам, решившим заняться исследовательской и творческой деятельностью. Некоторые студенты приглашают старшеклассников в свои работы в качестве соавторов. Таким образом, у старшеклассника появляется возможность работать под руководством еще вузовского преподавателя. Это серьёзно повышает уровень требований старшеклассника к себе и к своей работе, способствует его личностному росту, выводит его на качественно более высокий уровень научной работы и адаптирует к требованиям высшей школы. Преподаватели костромских ВУЗов серьёзно относятся к сотрудничеству с лицеем и заинтересованы в совместных работах.

Разумеется, руководителями большинства ученических работ являются преподаватели лицея. Все работы обязательно снабжены аннотациями руководителя и рецензиями преподавате-

лей ВУЗов города Костромы. Точка зрения педагогического коллектива лицея: не каждый учащийся может успешно принять участие в олимпиаде, но очень многие учащиеся в состоянии при помощи компетентного руководителя провести исследование, оформить проект и представить его на конкурсах различного уровня.

Лицей всегда активно участвует в городском Дне науки, областном заочном профориентационном конкурсе «Ваш выбор» и областной научно-практической конференции-выставке «Шаг в будущее».

Успешные выступления учащихся лицея на различных олимпиадах, конкурсах и конференциях городского, областного и всероссийского уровней позволяют им подкрепить свой аттестат солидным портфолио, повысить свою конкурентоспособность при поступлении в ВУЗ, способствует формированию положительной самооценки.

Важную роль в развитии, актуализации и реализации личностного потенциала учащихся играют органы лицейского соуправления, где в решении внутрилицейских вопросов объединяются усилия педагогов и лицеистов. Это работа способствует развитию лидерских и организаторских способностей старшеклассников, формированию у них активной позиции и ответственного отношения к своей судьбе. Эффективная деятельность органов соуправления невозможна без целенаправленной работы с лидерской группой учащихся. Именно поэтому в лицее была запущена авторская программа учащейся 11 класса Маргариты Глушковой. В ходе реализации программы предполагается решить следующие задачи: обеспечение лидерской группы необходимой теоретической информацией, обучение лидерской группы основам организаторской работы, развитие лидерских способностей старшеклассников, обеспечение преемственности лидерской группы.

В основу программы положены принципы, разработанные А.Н. Лутошкиным и представленные в его известной и до сих пор актуальной книге «Как вести за собой» [1].

Занятия выстроены в определённую систему, но, тем не менее, каждое занятие достаточно автономно. Это позволяет включаться в работу новым слушателям на любом этапе. Структура занятий включает в себя теоретическую часть (лекция с элементами эвристической беседы), практическую часть (выполнение заданий и упраж-

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

нений), рефлексию (обсуждение работы, получение обратной связи). Занятия программы посвящены таким темам, как индивидуально-психологические особенности личности, основы организаторской работы, вопросы коллективообразо-вания, конфликтологии, саморегуляции, создание собственного имиджа. Начало работы «Школы лидера» позволяет надеяться, что программа поможет актуализации и реализации личностного потенциала лидерской группы учащихся.

Педагогический коллектив лицея считает, что необходимо как можно раньше начинать работу над раскрытием личностного потенциала учащихся. Предназначенная для 5 классов программа «Магнит», работает не только с адаптационными и коллективообразующими процессами, но и способствует развитию личности пятиклассников. В основу программы положены три «педагогических инструмента», разработанных А.С. Макаренко: сводный отряд, система перспективных линий, мажорный тон коллектива. Работа сводных отрядов позволяет учащимся попробовать себя в различных статусах и стимулирует к сотрудничеству со всеми одноклассниками. Система перспективных линий приучает пятиклассников осознанно планировать свою деятельность, а мажорный тон способствует развитию эмоционально-волевой сферы учащихся [3].

Педагогический коллектив лицея стремится так организовать образовательную среду, чтобы любая деятельность учащихся способствовала их личностному развитию. В этом важную роль играет разумная, продуманная система поощрений учащихся за успехи. Она должна быть ориентированной не только на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у учащегося способностей, а на те, которые труд-

ны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности приобретает вера человека в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать требовательный, но доброжелательный педагог, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ученика, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается его воспитанием [6].

Условия жизни современного общества настоятельно требуют, чтобы работа по актуализации и реализации личностного потенциала учащихся стала одним из приоритетов деятельности любого образовательного учреждения и каждого работающего в нем педагога. Педагогический коллектив МОУ лицея №20 города Костромы понимает это и прилагает серьезные усилия в работе в этом направлении.

Библиографический список

1. ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1986.

2. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: (Избранные труды). -Кострома: КГУ 2001.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. -М., 1992.

4. Селевко Г.К., СелевкоА.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. - М.: Народное образование, 1999.

5. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

6. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология. - М.: Дашков и К, 2006.

7. Одаренный ребенок: Особенности обучения / Под ред. Н.Б. Шумаховой. - М.: Просвещение, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.