УДК 373
Емакова Наталия Владимировна, Смирнова Наталья Владимировна
лицей № 20, г. Кострома [email protected]
ОПЫТ РАБОТЫ ЛИЦЕЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Данная статья посвящена практическому опыту работы педагогического коллектива МОУ лицея №20 города Костромы по актуализации и реализации личностных потенциалов учащихся. Рассказано о деятельности педагогического класса, Ассоциации выпускников лицея, научного лицейского общества и творческого содружества «Наш проект».
Ключевые слова: личностный потенциал, лицей, образовательная среда, педагогический коллектив, соуп-равление, учащиеся.
«Процесс воспитания строится не для проверяющего человека, бюрократа и перестраховщика, а для радости и развития растущего человека».
О. О. Газман
Лицей .№20 расположен в микрорайоне Юбилейный города Костромы. История большинства семей учащихся, так или иначе, связана с лицеем. Родители большинства учащихся работают за пределами микрорайона и возвращаются с работы достаточно поздно, поэтому перед лицеем стоит задача максимально эффективно обеспечить занятость учащихся в послеурочное время.
Лицей пытается решить эту задачу с помощью клуба дополнительного образования и социально-досуговой площадки. Кружки и секции этих структурных подразделений пользуются большой популярностью среди учащихся лицея, и, разумеется, их участники стремятся демонстрировать свои успехи окружающим. С этой целью в лицее устраиваются многочисленные конкурсы, турниры, соревнования, проводятся яркие общелицейские мероприятия.
Но в настоящее время недостаточно просто обеспечить внерурочную занятость ученика. В XXI веке обществу нужны активные, творческие, энергичные личности, осознающие свой потенциал, верящие в свои силы, ориентированные на успех и общественное признание. Следовательно, в лицее необходимо создать все условия для успешного развития личностных потенциалов учащихся, их актуализации и реализации. Современного школьника надо научить сознательно проектировать свою будущую успешность.
Современный педагог должен четко различать понятия актуализация и реализация личностного
потенциала. Актуализация означает стремление раскрыть потенциал личности, а под реализацией понимается осуществление этого стремления. Таким образом, актуализация является важной предпосылкой реализации. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны [4].
Не случайно в лицее создана программа: «Развитие социометрического мышления учащихся в условиях обучения моделированию индивидуальных образовательных маршрутов». В рамках этой программы осуществляется широкий спектр педагогической деятельности: развитие интеллектуальных, творческих, лидерских и организаторских способностей учащихся; формирование и совершенствование коммуникативных навыков; целенаправленная работа над мотивационной сферой; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование положительной Я-концепции. Образовательная среда лицея организована по типу сводного «уличного» пространства, где учащиеся имеют возможность самостоятельно выбрать траекторию личностного развития.
Сейчас не подлежит сомнению, что назидательная педагогика осталась в прошлом. На современного подростка словесные нравоучения действуют очень слабо. Кроме того, навязчивая, декларируемая помощь вызывает у сегодняшнего подростка раздражение и отторжение. Понимая это, администрация лицея поддержала предложенную психолого-педагогической службой стратегию работы, которая звучит так: «Социальная и психолого-педагогическая помощь уча-
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Емакова Н.В., Смирнова Н.В., 2010
щимся через непосредственное включение в реальную, социально-полезную, специально-организованную и педагогически-управляемую деятельность». Эта стратегия позволяет оказывать учащимся необходимую помощь в приемлемой для них форме и на практике закреплять достигнутые успехи.
В лицее сформировался собственный набор социально-педагогических инструментов помощи учащимся в работе по преодолению личностных проблем в развитии, актуализации и реализации своего личностного потенциала [3].
Один из самых старых и испытанных инструментов - действующий в лицее педагогический класс, являющийся системообразующим элементом образовательной среды лицея. Наличие пед-класса обеспечивает сохранение многих устоявшихся традиций, своеобразного жизненного уклада, сложившегося в стенах лицея. Учащиеся педкласса принимают активное участие в подготовке и проведении всех лицейских мероприятий, работают отрядными вожатыми и помощниками методистов в летнем пришкольном лагере. В ходе этой работы развиваются творческие, лидерские и организаторские способности учащихся, совершенствуются их коммуникативные навыки. Старшеклассники, намеревающиеся связать свою судьбу с педагогической деятельностью, получают серьёзную возможность пройти полноценную профессиональную пробу и проверить свои профессиональные предпочтения [2].
Огромную роль в работе по раскрытию личностного потенциала учащихся играет созданная три года назад Ассоциация выпускников лицея №20 города Костромы. Для педагогического коллектива лицея особенно важно, что в состав Ассоциации вошли не только выпускники, достигшие экономического успеха, и способные оказывать лицею спонсорскую помощь, но и студенты костромских ВУЗов, предложившие родному лицею свой интеллектуальный потенциал. Именно выпускники-студенты стали деятельными и надёжными помощниками педагогического коллектива в развитии личностных потенциалов учащихся. Они помогают разрабатывать и проводить интересные и оригинальные мероприятия, имеющие воспитательное и развивающее значение. Выпускники руководят некоторыми познавательными и творческими кружками. Их часто можно увидеть в составе жюри различных конкурсов и на классных часах.
При активном участии выпускников-студентов было создано новое общественное объединение -творческое содружество «Наш проект» под руководством педагога-психолога лицея Н.В. Емаковой и педагога-организатора Н.В. Смирновой. Цель содружества - разработка и реализация творческих проектов всех участников содружества. В рамках содружества решаются следующие задачи: создание условий для подготовки и реализации проектов, создание условий для их дальнейшего продвижения, формирование лицейского банка проектных разработок, организация взаимодействия старшеклассников и студентов.
Среди подготовленных проектов, наиболее интересными являются:
- Серия маршрутных игр по станциям, рассчитанных на командный зачёт. Автор - учащийся 1011 класса Александр Филиппов. 2005-2006 год.
- Игра на местности « Кладоискатели». Авторы - учащиеся 11 класса Алексей Соколов, Олег Копыл и Даниил Макаров. 2007 год.
- Блоковая викторина «Что за прелесть эти сказки». Автор - учащаяся 11 класса Яна Полякова. 2008 год.
- Программа «Магнит», направленная на помощь учащимся пятых классов в период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено и на поддержку положительных тенденций в процессе коллективообразования. Авторы -студенты КГУ им. Н.А. Некрасова Анастасия Иванова и Виталий Дысько. 2008-2009 год.
- Интеллектуальные маршрутные игры по станциям, рассчитанные на личный зачёт: «Магистр» и «Эврика». Авторы - Студент КГТУ Александр Филиппов и студентка КГУ им. Н.А. Некрасова Юлия Меланина. 2008-2009 год. За эту работу А. Филиппов и Ю. Меланина в 2008 году были удостоены Гранта губернатора Костромской области третей степени.
- Программа «Школа лидера», направленная на формирование работоспособной лидерской группы старшеклассников, как опоры педагогического коллектива для дальнейшего развития лицея. Автор - учащаяся 11 класса Маргарита Глушкова. 2010 год.
Самым ярким результатом деятельности содружества стало участие лицея №20 в подготовке и проведении городских конкурсов «Ученик года - 2008» и «Ученик года - 2009» в городе Костроме. Педагоги лицея и выпускники-студенты разрабатывали материалы для четырёх туров кон-
курса: блиц-интервью, интеллектуального тура, маршрутной игры по станциям, тура публичного выступления «Спич и антиспич».
На этом конкурсе были представлены игры «Магистр» и «Эврика». Учащиеся 10-11 классов лицея работали на конкурсе в качестве кураторов станций. В их обязанности входило принять на своей станции участников конкурса, объяснить задание, выдать необходимые бланки, проследить за ходом выполнения задания, оценить результаты и заполнить соответствующую документацию. Разумеется, старшеклассники осознавали возложенную на них ответственность и серьёзно подходили к порученному делу. Несомненно, это положительно сказалось на их личностном развитии: повысило их самооценку, помогло преодолеть коммуникативные комплексы. А главное, они воочию увидели, что, будучи студентом, можно реализовать свои творческие проекты не только по получаемой специальности, но и по другим дисциплинам.
Важным направлением работы выпускников является участие в работе предметных секций Научного лицейского общества в качестве консультантов и помощников научного руководителя работы. Цель привлечения членов Ассоциации выпускников к данной работе - обеспечение преемственности в учебно-исследовательской и творческой работе лицея. Они передают лицеистам свой опыт, дают практические советы, устраивают мастер-классы: пример представления и защиты работы на лицейском Дне науки; оказывают моральную поддержку и методическую помощь старшеклассникам, решившим заняться исследовательской и творческой деятельностью. Некоторые студенты приглашают старшеклассников в свои работы в качестве соавторов. Таким образом, у старшеклассника появляется возможность работать под руководством еще вузовского преподавателя. Это серьёзно повышает уровень требований старшеклассника к себе и к своей работе, способствует его личностному росту, выводит его на качественно более высокий уровень научной работы и адаптирует к требованиям высшей школы. Преподаватели костромских ВУЗов серьёзно относятся к сотрудничеству с лицеем и заинтересованы в совместных работах.
Разумеется, руководителями большинства ученических работ являются преподаватели лицея. Все работы обязательно снабжены аннотациями руководителя и рецензиями преподавате-
лей ВУЗов города Костромы. Точка зрения педагогического коллектива лицея: не каждый учащийся может успешно принять участие в олимпиаде, но очень многие учащиеся в состоянии при помощи компетентного руководителя провести исследование, оформить проект и представить его на конкурсах различного уровня.
Лицей всегда активно участвует в городском Дне науки, областном заочном профориентационном конкурсе «Ваш выбор» и областной научно-практической конференции-выставке «Шаг в будущее».
Успешные выступления учащихся лицея на различных олимпиадах, конкурсах и конференциях городского, областного и всероссийского уровней позволяют им подкрепить свой аттестат солидным портфолио, повысить свою конкурентоспособность при поступлении в ВУЗ, способствует формированию положительной самооценки.
Важную роль в развитии, актуализации и реализации личностного потенциала учащихся играют органы лицейского соуправления, где в решении внутрилицейских вопросов объединяются усилия педагогов и лицеистов. Это работа способствует развитию лидерских и организаторских способностей старшеклассников, формированию у них активной позиции и ответственного отношения к своей судьбе. Эффективная деятельность органов соуправления невозможна без целенаправленной работы с лидерской группой учащихся. Именно поэтому в лицее была запущена авторская программа учащейся 11 класса Маргариты Глушковой. В ходе реализации программы предполагается решить следующие задачи: обеспечение лидерской группы необходимой теоретической информацией, обучение лидерской группы основам организаторской работы, развитие лидерских способностей старшеклассников, обеспечение преемственности лидерской группы.
В основу программы положены принципы, разработанные А.Н. Лутошкиным и представленные в его известной и до сих пор актуальной книге «Как вести за собой» [1].
Занятия выстроены в определённую систему, но, тем не менее, каждое занятие достаточно автономно. Это позволяет включаться в работу новым слушателям на любом этапе. Структура занятий включает в себя теоретическую часть (лекция с элементами эвристической беседы), практическую часть (выполнение заданий и упраж-
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
нений), рефлексию (обсуждение работы, получение обратной связи). Занятия программы посвящены таким темам, как индивидуально-психологические особенности личности, основы организаторской работы, вопросы коллективообразо-вания, конфликтологии, саморегуляции, создание собственного имиджа. Начало работы «Школы лидера» позволяет надеяться, что программа поможет актуализации и реализации личностного потенциала лидерской группы учащихся.
Педагогический коллектив лицея считает, что необходимо как можно раньше начинать работу над раскрытием личностного потенциала учащихся. Предназначенная для 5 классов программа «Магнит», работает не только с адаптационными и коллективообразующими процессами, но и способствует развитию личности пятиклассников. В основу программы положены три «педагогических инструмента», разработанных А.С. Макаренко: сводный отряд, система перспективных линий, мажорный тон коллектива. Работа сводных отрядов позволяет учащимся попробовать себя в различных статусах и стимулирует к сотрудничеству со всеми одноклассниками. Система перспективных линий приучает пятиклассников осознанно планировать свою деятельность, а мажорный тон способствует развитию эмоционально-волевой сферы учащихся [3].
Педагогический коллектив лицея стремится так организовать образовательную среду, чтобы любая деятельность учащихся способствовала их личностному развитию. В этом важную роль играет разумная, продуманная система поощрений учащихся за успехи. Она должна быть ориентированной не только на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у учащегося способностей, а на те, которые труд-
ны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности приобретает вера человека в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать требовательный, но доброжелательный педагог, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ученика, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается его воспитанием [6].
Условия жизни современного общества настоятельно требуют, чтобы работа по актуализации и реализации личностного потенциала учащихся стала одним из приоритетов деятельности любого образовательного учреждения и каждого работающего в нем педагога. Педагогический коллектив МОУ лицея №20 города Костромы понимает это и прилагает серьезные усилия в работе в этом направлении.
Библиографический список
1. ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1986.
2. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: (Избранные труды). -Кострома: КГУ 2001.
3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. -М., 1992.
4. Селевко Г.К., СелевкоА.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. - М.: Народное образование, 1999.
5. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
6. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология. - М.: Дашков и К, 2006.
7. Одаренный ребенок: Особенности обучения / Под ред. Н.Б. Шумаховой. - М.: Просвещение, 2006.