Научная статья на тему 'Подготовка школьного актива в условиях профильного лагеря (на примере областного лагеря актива молодежи имени А. Н. Лутошкина "Комсорг")'

Подготовка школьного актива в условиях профильного лагеря (на примере областного лагеря актива молодежи имени А. Н. Лутошкина "Комсорг") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPECIAL CAMP / LEADER / LEADERSHIP QUALITIES / ORGANISATIONAL ACTIVITIES / SOCIALLY-SIGNIFICANT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкина Мария Александровна, Петрова Мария Сергеевна

В статье представлен опыт работы областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» по формированию активной жизненной позиции, развития лидерского потенциала школьников. В статье приводится описание образовательной ситуации в лагере, роль и место педагогического коллектива в организации жизнедеятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкина Мария Александровна, Петрова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of a school asset in the conditions of special camps (On the example of Lutoshkin regional leading youth camp “Komsomol Organiser”)

Experience of Lutoshkin regional leading youth camp “Komsomol Organiser” on formation of active living position, development of leader potential of schoolchildren is presented in the article. The description of educational situation in the camp, role and place of pedagogic collective in the organisation of activity of schoolchildren is provided in the article.

Текст научной работы на тему «Подготовка школьного актива в условиях профильного лагеря (на примере областного лагеря актива молодежи имени А. Н. Лутошкина "Комсорг")»

УДК 371.4

Сомкина Мария Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected]

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОГО АКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ (на примере областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»)*

В статье представлен опыт работы областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» по формированию активной жизненной позиции, развития лидерского потенциала школьников. В статье приводится описание образовательной ситуации в лагере, роль и место педагогического коллектива в организации жизнедеятельности школьников.

Ключевые слова: авторский лагерь, лидер, лидерские качества, организаторская деятельность, социально-значимая деятельность.

Современные условия общественной жизни усилили необходимость развития готовности личности к самореализации, самосовершенствованию, проявлению своего лидерского потенциала, формированию социальной активности. Одной из подтвердивших значимость потенциала организационных форм, удовлетворяющих названную потребность, являются специально образуемые профильные смены загородных лагерей.

В Костромской области накоплен богатый опыт организации летних профильных смен областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» [1; 3; 4; 5].

Участниками смен становятся старшеклассники в возрасте 13-17 лет, вступившие в такой этап жизни, когда интенсивно формируются взгляды, позиции, отношение к миру, идет поиск своего места в жизни. Этот возраст характеризуется стремлением к самоопределению, самоизменению, реализации своих внутренних потенциалов. Лагерь, обладая возможностями вариативности деятельности, на наш взгляд, позволяет участникам всесторонне реализовывать себя.

Традиционно в программе лагеря принимают участие представители школьного ученического самоуправления, члены детских и подростковых общественных организаций. Участники смены проходят целевой отбор, который предполагает подготовку портфолио о своих достижениях, описание опыта участия в проектной деятельности, мотивационное собеседование.

В основе программы лагеря лежит организация жизнедеятельности, обеспечивающая раскрытие и развитие личностных потенциалов школьников. Вся работа в лагере направлена на создание условий по формированию готовности школьников к сознательному выявлению и утверждению активной жизненной позиции, самоопределению по деятельностному основанию.

Готовность к самоопределению по деятельност-ному основанию понимается нами как особое личностное состояние, которое предполагает наличие у личности образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы на осознание задач, модели вероятного поведения, определения специальных способов деятельности, оценку своих возможностей, утверждение собственной позиции по отношению к определенной деятельности [2].

Готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: когнитивный (наличие у личности знаний о предстоящей деятельности, ее целях и понимание ее значимости); процессуальный (наличие умений эффективно, целесообразно осуществлять деятельность); деятельностный (предполагает систематическое участие субъекта в деятельности); эмоциональный (отношение личности к собственному участию в деятельности).

Формирование готовности к самоопределению может осуществляться в процессе решения следующих задач:

1. Включение школьников в социально значимую деятельность творческого характера.

2. Личностно-ориентированное информационное обеспечение включения школьников в различные виды деятельности.

3. Вариативное программирование социально-значимой деятельности.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение развития лидерского потенциала подростков [3].

Решение обозначенных задач реализуется педагогическим коллективом лагеря, который включает в себя преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов Костромского госуниверситета, которые являются трансляторами традиций, ценностей, эталонов поведения, носителями субкультуры [6].

* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.

208

Вестник КГУ ^ 2017

© Сомкина М.А., Петрова М.С., 2017

Подготовка школьного актива в условиях профильного лагеря..

Основными функциями педагогического коллектива являются: разработка содержания программы смены и ключевых дел, информационно-методическая поддержка деятельности участников в течение смены, управление жизнедеятельностью временных детских объединений и другое. Взаимодействие педагогов и участников смены строится на основе сотрудничества, представляет собой субъект-субъектное взаимодействие.

Немаловажным, на наш взгляд, является создание образовательной ситуации в лагере, смысл которой состоит во включении участников смены в различные виды социально-значимой деятельности, раскрытие перед ними ее смыслов, ценностей, назначения, содержания и специфики; в организации пространства личностного самоопределения, стимулирование процессов самопознания, самопроектирование школьников; в построение различных сообществ как пространства реализации своих возможностей; в обеспечение введения в деятельность по реализации конкретных программ.

Значимым фактором подготовки школьного актива является диагностика имеющегося лидерского потенциала подростка, информационное обеспечение знаниями по самоорганизации и организации других, включение подростков с совместную деятельность, стимулирующую проявление лидерских качеств и организаторских способностей, создание ситуаций социальных проб подростков в различных видах деятельности, анализ полученного опыта.

Образовательный блок в Областном лагере актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» представляет собой систему учебно-развивающих занятий, кружков, клубов, мастер-классов. Целями являются развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других. При организации учебно -развивающих занятий сочетаются традиционные формы и методы (лекция, семинар) и методы имитационного обучения (анализ конкретных ситуаций).

Основной частью образовательной программы «Комсорга» является цикл учебно-развивающих занятий, формирующих готовность молодежи к активной организаторской деятельности в условиях лагеря и после смены в своих образовательных учреждениях.

Занятия «Школы лидера» представлены следующей тематикой: «Лидерство и имидж лидера» (кого можно считать лидером, а кого руководителем, качества лидера, типы лидерства, стили руководства группой, стили лидерства, что такое имидж, составляющие имиджа); «Методика организаторской деятельности» (что такое организаторская деятельность, этапы организаторской работы, факторы групповой работы, планирование, виды руководства, характеристики команды и руково-

дителя, правила организаторской работы); «Формы воспитательной работы» (что такое форма, классификация форм работы, азбука форм работы, варианты творческих заданий); «Правила эффективного общения» (что такое общение, функции, каналы, средства, виды, блоки, правила общения, что такое конфликт, правила разрешения конфликта, правила публичного выступления, структура публичного выступления); «Приемы творческого мышления (что такое творчество, творческая деятельность, творческое мышление, креативность, этапы креативного процесса, приемы творческого мышления)»; «Настроение» (что такое настроение, что влияет на настроение, что способствует улучшению настроения, что такое темперамент, типы темперамента); «Проектирование» (написание, защита и осуществление организаторских проектов) и др. Занятия проводятся в течение смены в отрядах, под руководством методиста лагеря [4].

Логическим продолжением образовательной программы являются мастер-классы и клубы. Мастер-класс как форма обучения является одним учебным занятием, на котором подростки могут получить конкретные знания, информацию, практические умения в каком-либо виде деятельности. Традиционно мастер классы проводятся по конкретным делам, которые предстоит организовывать отрядам и раскрывает процесс подготовки мероприятия (художественное, музыкальное оформление, сценарий, ресурсы, работа микрогрупп и т.д.).

Клуб по интересам - это форма организации, добровольно объединяющая в свободное время подростков, межличностные отношения которых опосредованы общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной групповой деятельности. Клуб удовлетворяет социокультурные потребности участников. Образовательная функция клуба заключается в содействии определению жизненных планов, самоопределению. В процессе активного взаимодействия с другими (сверстниками, взрослыми, младшими) подросток познает себя, приобретает опыт сотрудничества. Содержание деятельности клуба включает несколько аспектов: культурно-образовательный, досуговый и социальный. Примечательно, что организаторами клубов могут быть и сами участники смены. Традиционно в лагере действуют клубы спортивной направленности, вокального и хореографического мастерства, прикладного творчества и другие.

Программа лагеря предусматривает закрепление полученных знаний в рамках совета дела. В совет дела, как правило, входят комсорги из разных отрядов. Основная задача совета дела заключается в разработке и проведении одного из ключевых дел смены (вечер агитбригад, игра на местности, конкурсная программа, ток-шоу). Выбор участников совета дела может происходить по двум основани-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

209

ям: по личной инициативе подростка и по усмотрению педагога. Совет дела способствует приобретению умений по организации той или иной формы работы.

Демонстрация полученных знаний, опыта участия в событиях смены происходит посредством реализации проекта отряда - подготовка и проведение общелагерного дела (маршрутная игра, праздник песни и танца, лирический вечер, ярмарка, спартакиада, интеллектуальная игра). Подростки самостоятельно определяют основные цели и задачи проекта, этапы работы, микрогруппы и содержание их работы, позиции участников (организатор, исполнитель), ресурсы, правила и режим работы и взаимодействия. В ходе проектной деятельности осуществляется консультирование, ко -торое предполагает оказание методической помощи, обеспечения благоприятного, эмоционального настроя, микроклимата, оперативное разрешение конфликтных ситуаций, поддержание активности, помощь в поиске необходимых ресурсов.

Таким образом, подготовка школьного актива в рамках профильной смены заключается в конструировании ситуаций социальных проб старшеклассников, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у подростков; накоплению опыта организации социально-значимой деятельности; умению выстраивать систему социально-значимых взаимоотношений в группе.

Библиографический список

1. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской облас-

ти. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 65 с.

2. Мингалеева A.B., Валеева Н.Ш. Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 4. - С. 153-158.

3. Областной лагерь актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»: методические материалы / сост. А. А. Корсакова; науч. ред. А.И. Тимо-нин. - Кострома: КГУ, 2016. - 48 с.

4. Областной лагерь актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»: Школа лидера (цикл учебно-развивающих занятий областного лагеря актива молодежи им. А.Н. Лутошкина «Комсорг»). - Кострома: КГУ, 2016. - 38 с.

5. Тимонина А.А. Особенности работы психологической службы в областном лагере актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» // Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / под общ. ред. Н.М. Рассадина, А.И. Тимонина; сост. А.Г. Кирпичник. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 134-136.

6. Тимонина Л.И. Реализация позиции педагогической поддержки инструкторами и методистами Костромского областного лагеря старшеклассников «Комсорг» // Психология и педагогика социального воспитания: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 157-160.

Вестник КГУ Л 2017

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.