Научная статья на тему 'Управление бюджетными рисками публично-правового образования'

Управление бюджетными рисками публично-правового образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетные риски / долговые риски / управление бюджетными рисками / budget risks / debt risks / budget risk management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили

Актуальность работы обусловлена необходимостью развития методологических подходов к управлению бюджетными рисками публично-правового образования в целях повышения эффективности бюджетного планирования и достижения эффективного и экономного использования бюджетных средств. Предложена классификация бюджетных рисков публично-правового образования. Разработаны меры, направленные на снижение бюджетных и долговых рисков публично-правового образования в рамках планирования и осуществления бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing budgetary risks of public legal entity

The relevance of the work is due to the need to develop methodological approaches to managing budgetary risks of public legal education in order to increase the efficiency of budget planning and achieve efficient and economical use of budget funds. A classification of budgetary risks of public legal education is proposed. Measures have been developed aimed at reducing the budgetary and debt risks of public legal entities as part of the planning and implementation of the budget process.

Текст научной работы на тему «Управление бюджетными рисками публично-правового образования»

Научная статья ■УДК 336.1

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-236-239

https://elibrary.ru/rxikha N11014: 2015-0066-6/23-885 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-06-084

Управление бюджетными рисками публично-правового образования

Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, Tengiz-05@mail.ru

Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития методологических подходов к управлению бюджетными рисками публично-правового образования в целях повышения эффективности бюджетного планирования и достижения эффективного и экономного использования бюджетных средств. Предложена классификация бюджетных рисков публично-правового образования. Разработаны меры, направленные на снижение бюджетных и долговых рисков публично-правового образования в рамках планирования и осуществления бюджетного процесса. Ключевые слова: бюджетные риски, долговые риски, управление бюджетными рисками Для цитирования: Тиникашвили Т. Ш. Управление бюджетными рисками публично-правового образования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 236-239. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-236-239. ЕБ№ КХ1КНА.

Original article

Managing budgetary risks of public legal entity

Tengiz Sh. Tinikashvili

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, Tengiz-05@mail.ru

Abstract. The relevance of the work is due to the need to develop methodological approaches to managing budgetary risks of public legal education in order to increase the efficiency of budget planning and achieve efficient and economical use of budget funds. A classification of budgetary risks of public legal education is proposed. Measures have been developed aimed at reducing the budgetary and debt risks of public legal entities as part of the planning and implementation of the budget process.

Keywords: budget risks, debt risks, budget risk management

For citation: Tinikashvili T. Sh. Managing budgetary risks of public legal entity. Bulletin of economic security. 2023;(6):236-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-236-239. EDN: RXIKHA.

Бюджетная деятельность публично-правового образования сопряжена с рисками. Последние носят как процессуальный характер, возникая на всех стадиях бюджетного процесса, так и процедурный, который обусловлен особенностями финансового менеджмента.

Вместе с тем, по сфере возникновения бюджетные риски публично-правового образования можно подразделить на:

1. Рискисбалансированности

- риски при планировании доходов бюджета;

- риски недополучения доходов бюджета;

- риски возникновения новых расходных обязательств бюджета;

- риски превышения предельного размера дефицита бюджета.

2. Долговые риски.

© Тиникашвили Т. Ш., 2023

3. Риски, связанные с управлением финансовыми резервами.

4. Операционные риски.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Необоснованный рост запланированных доходов ведет к образованию или увеличению кредиторской задолженности и, в конечном счете, росту дефицита. Ее погашение возможно за счет лимитов бюджетных ассигнований очередного финансового года, либо за счет долгового финансирования (рис. 1).

Согласно Бюджетному кодексу РФ, дефицит регионального бюджет не должен превышать 15 % от величины налоговых и неналоговых доходов, а применительно

ECONOMIC SCIENCE

к местному бюджету - не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В регионах (муниципальных образованиях), в бюджетах которых доля дотаций (и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % (50 %) объема доходов бюджета, без учета субвенций и прочих межбюджетных трансфертов, направляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, дефицит бюджета не должен превы-

шать 10 % (5 %) утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) (рис. 2).

К долговым рискам публично-правового образования относятся:

- Риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения накопленного долга и в результате будет вынужден использовать доходы бюджета для исполнения долговых обязательств.

- Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов.

Риск возникновения непредвиденных расходов

Риск, связанный с приобретением/списанием крупных активов и (или) обязательств

Риск необоснованных гарантийных обязательств

Риск необоснованных обязательств в рамках ГЧП

Риск снижения стоимости запасов природных ресурсов

Риск возникновения ЧС

Макроэкономические риски; риски финансового сектора; геополитические риски

Рис. 1. Виды бюджетныхрисков на стадии планирования бюджета

Финансовый императив Бюджет субъекта РФ

Сбалансированность бюджета объем расходов покрывается суммарным объемом доходов и поступлений из источников финансирования дефицита

15 % объема налоговых и неналоговых доходов

Предельный размер дефицита, % 10 % для субъекта РФ, бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ

100 % объема налоговых и неналоговых доходов

Предельный объем долга, % 50 % для субъекта РФ, бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ

Расходы на обслуживание долга, % 15 % объема расходов бюджета, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций

Рис. 2. Пределы и ограничения, предусмотренные бюджетнымзаконодателъствомРФ (ст. 33, 92.1, 107, 130, 136БКРФ)

№6/ 2023 Bulletin of economic security__- 237

Управление финансовыми рисками государства представляет собой деятельность, направленную на классификацию рисков (рис. 1), идентификацию, анализ и оценку, разработку путей защиты от риска. Эффективная система управления финансовыми рисками дает возможность более осмысленно подойти к процессу принятия управленческих решений и снизить подобные риски, способствует повышению в целом конкурентоспособности страны на мировой арене, поскольку отсутствие негативных ожиданий повышает доверие.

Основными методами управления задолженностью публично-правового образования выступают:

- рефинансирование долга предполагает погашение ранее выпущенных обязательств за счет средств, полученных от продажи новых обязательств

- реструктуризация - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

К способам управления бюджетными рисками публично-правового образования также можно отнести:

- диверсификацию;

- страхование;

- лимитирование;

- резервирование средств.

Диверсификация широко используется при управлении государственными финансами. В частности, средства Фонда национального благосостояния диверсифицированы в различных валютах в определенной пропорции, таким же образом управляются и валютные резервы государства.

Страхование в системе управления бюджетными рисками практически не применяется. Однако в случае с рисками активов государства отдельные объекты государственной собственности страхуются, как обычные коммерческие предприятия, на предмет тех же рисков. Тем самым снижается вероятность покрытия убытков из государственной казны.

Лимитирование бюджетных рисков представляет собой установление систем ограничений, способствующих уменьшению степени риска. Такой способ достаточно активно используется для снижения бюджетных рисков. Примером таких лимитов служат ограничения на размер государственных заимствований, лимиты бюджетных ассигнований, пределы дефицита бюджета ит. д.

Резервирование средств как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых ситуаций состоит в создании специальных резервных фондов, каковыми в России выступают Фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы, резервные фонды органов исполнительной власти, а также условно утверждаемые расходы бюджета в объеме не менее 5 %

от общего объема расходов (бюджетные ассигнования, которые не распределены в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета).

Минимизация бюджетных рисков публично-правового образования может быть также обеспечена за счет следующих мероприятий:

- уточнение правил (регламентов) выполнения отдельных операций (процедур, действий);

- уточнение мер по контролю в отношении операций (процедур, действий), выполняемых в рамках финансового менеджмента;

- проведение организационно-штатных мероприятий;

- повышение квалификации сотрудников, выполняющих операции (процедуры, действия), которым сопутствуют риски, подлежащие минимизации;

- перераспределение обязанностей внутри структурного подразделения, деятельность которого сопряжена с рисками, подлежащими минимизации;

- закупка и введение в эксплуатацию оборудования, средств автоматизации, программного обеспечения, иных материальных и нематериальных активов, необходимых для минимизации риска.

Библиографический список

1. Анисимова Г. А. Бюджетные риски: проблемы методических подходов // ВЕСТНИК АКСОР. 2015. № 3 (35). С. 87-92.

2. Аюпов А. А., Казаковцева М. В. К вопросу о дефинициях понятия «бюджетный риск» // Казанский экономический вестник. 2015. № 1 (15). С. 69-74.

3. Васюнина М. Л. Об управлении бюджетными рисками // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 40. С. 2408-2419.

4. Галухин А. В. К вопросу о бюджетных рисках региона // Проблемы развития территории. 2014. № 2. С. 105-114.

5. Гамукин В. В. Бюджетные риски : введение в общую аксиоматику // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 3. С. 52-61.

6. Горлова О. С. Управление бюджетными рисками : совершенствование организационно-правовых и методических основ // Экономика. Налоги. Право. 2017. №6. С. 46-53.

7. Горохова Д. В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации : современный взгляд и перспективы развития // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55-62.

8. Зотова А. П., Кириченко М. В., Коробко С. А. Риск-ориентированный подход к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне // Финансы и кредит. 2014. Т. 20. № 29. С. 21-29.

9. Иванченко Н. Ш. Управление бюджетными рисками в условиях программно-целевого метода планирования // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2016. № 3. С. 11-17.

ECONOMIC SCIENCE

10. Кувалдина Т. Б. Бюджетный риск : понятие и система управления // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017.№2 (22). С. 26-33.

11. Лещанская И. В. Мониторинг как инструмент управления риском неэффективного использования бюджетных средств в системе ВПО // Экономика образования. 2014. № 2. С. 67-76.

12. Панков В. В., Бесхмельницин М. П., Кожухов

B. Л. Использование риск-ориентированного подхода в управлении государственным долгом Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6.

C. 433-435.

13. Попов М. В., Ермакова Е. А. Финансовые риски государства : сущность, особенности, классификация, способы управления // Промышленность : экономика, управление, технологии. 2014. №. 2. С. 96-100.

14. Сабитова Н. М. Финансовые риски и финансовая деятельность публично-правовых образовании // Финансы и кредит. 2018.1. 24. № 3. С. 565-578.

15. Соломко И. М., Соломко М. Н. Оценка рисков бюджетного процесса : теоретический аспект // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 2. С. 175-182.

16. Фрумина С. В. Отдельные вопросы методологии оценки бюджетных рисков // Финансовая аналитика : проблемы и решения. 2018. Т. 11, № 3. С. 313-325.

17. Шмиголь Н. С. Бюджетные правила как инструмент достижения финансовой стабильности и экономического роста // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 1. С. 66-74.

18. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Bibliographic list

1. Anisimova G. A. Budget risks : problems of methodological approaches // VESTNIK AKSOR. 2015. № 3 (35). P. 87-92.

2. Ayupov A. A., Kazakovtseva M. V. To the question of the definitions of the concept of «budgetary risk» // Kazan Economic Bulletin. 2015. № 1 (15). P. 69-74.

3. Vasyunina M. L. On the management of budgetary risks // Finance and credit. 2017. T. 23. № 40. P. 24082419.

4. Galukhin A. V. On the issue of budgetary risks in the region // Problems of territory development. 2014. № 2. P. 105-114.

5. Gamukin V. V. Budget risks : an introduction to general axiomatics //TERRA ECONOMICUS. 2013. V 11. № 3. P. 52-61.

6. Gorlova O. S. Management of budgetary risks : improvement of organizational, legal and methodological foundations //Economics. Taxes. Right. 2017. № 6. P. 46-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gorohova D. V. Management of budgetary risks of subjects of the Russian Federation : a modern view and development prospects // Financial magazine. 2013. № 3. P. 55-62.

8. Zotova A. I., Kirichenko M. V., Korobko S. A. Risk-oriented approach to the organization of the budgetary process at the subfederal level // Finance and credit. 2014. V. 20.№29.P. 21-29.

9. Ivanchenko N. Sh. Management of budgetary risks in the conditions of the program-target method of planning // Bulletin of the Moscow University. Series 26: State audit. 2016. № 3. P. 11-17.

10. Kuvaldina T. B. Budgetary risk : concept and management system // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2017. № 2 (22). P. 26-33.

11. Leshchanskaya I. V Monitoring as a tool for managing the risk of inefficient use of budgetary funds in the HPE system // Economics of Education. 2014. № 2. P. 67-76.

12. PankovV V.,BeskhmelnitsinM. I., KozhukhovV. L. Using a risk-based approach in managing the public debt of the Russian Federation // Audit and financial analysis. 2013. № 6. P. 433-435.

13. Popov M. V, Ermakova E. . Financial risks of the state : essence, features, classification, methods of management // Industry: economics, management, technologies. 2014. № 2. P. 96-100.

14. Sabitova N. M. Financial risks and financial activities of public legal entities // Finance and credit. 2018. I. 24.№3.P. 565-578.

15. Solomko I. M., Solomko M. N. Risk assessment of the budgetary process : theoretical aspect // Bulletin of the Pacific State University. 2011. № 2. P. 175-182.

16. Frumina S. V. Selected questions of methodology for assessing budgetary risks//Financial analytics: problems and solutions. 2018. T. 11. № 3. P. 313-325.

17. Shmigol N. S. Budget rules as a tool to achieve financial stability and economic growth // Economics. Taxes. Right. 2017. V. 10. № 1. P. 66-74.

18. Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 № 145-FZ.

Информация об авторе Т. Ш. Тиникашвили - доктор экономических наук, профессор.

Information about the author T. Sh. Tinikashvili - Doctor ofEconomic Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 22.09.2023; approved afterreviewing 31.10.2023; acceptedforpublication 01.12.2023.

№ 6 / 2023

Bulletin of economic security

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.