Научная статья на тему 'Коррупционные риски при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов'

Коррупционные риски при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджетные риски / коррупционные риски / управление коррупционными рисками / budget risks / corruption risks / corruption risk management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили

Актуальность работы обусловлена необходимостью применения риск-ориентированного подхода к управлению бюджетом публично-правового образования в целях повышения эффективного и экономного использования бюджетных средств. Раскрыты сущность и содержание коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении межбюджетных трансфертов. Выявлены ключевые факторы, обусловливающие возникновение коррупционных рисков в бюджетной сфере. Предложены меры, направленные на минимизацию либо устранение коррупционных рисков в сфере межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption risks when making decisions on the provision of budgetary transfers

The relevance of the work is due to the need to apply a risk-based approach to managing the budget of public legal education in order to increase the efficient and economical use of budget funds. The essence and content of corruption risks when making decisions on the provision of interbudgetary transfers are revealed. The key factors causing the emergence of corruption risks in the public sector have been identified. Measures aimed at minimizing or eliminating corruption risks in the sphere of interbudgetary relations are proposed.

Текст научной работы на тему «Коррупционные риски при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 149—154. Audit journal. 2023;(4):149—154.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.1

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-149-1 54 NIION: 201 7-0074-4/23-1 75

EDN: https://elibrary.ru/NVVOYP MOSURED: 77/27-021-2023-04-375

Коррупционные риски при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов

Тенгиз Шаликоевич Тиникашвили

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, Tengiz-05@mail.ru

Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью применения риск-ориентированного подхода к управлению бюджетом публично-правового образования в целях повышения эффективного и экономного использования бюджетных средств. Раскрыты сущность и содержание коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении межбюджетных трансфертов. Выявлены ключевые факторы, обусловливающие возникновение коррупционных рисков в бюджетной сфере. Предложены меры, направленные на минимизацию либо устранение коррупционных рисков в сфере межбюджетных отношений.

Ключевые слова: бюджетные риски, коррупционные риски, управление коррупционными рисками

Благодарности: работа выполнена в рамках прикладной НИР при поддержке Финансового университета при Правительстве РФ.

Для цитирования: Тиникашвили Т.Ш. Коррупционные риски при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 149—154. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-149-154. EDN: https://elibrary.ru/NVVOYP.

FINANCE

Original article

Corruption risks when making decisions on the provision of budgetary transfers

Tengiz Sh. Tinikashvili

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, Tengiz-05@mail.ru

Abstract. The relevance of the work is due to the need to apply a risk-based approach to managing the budget of public legal education in order to increase the efficient and economical use of budget funds. The essence and content of corruption risks when making decisions on the provision of interbudgetary transfers are revealed. The key factors causing the emergence of corruption risks in the public sector have been identified. Measures aimed at minimizing or eliminating corruption risks in the sphere of interbudgetary relations are proposed.

Keywords: budget risks, corruption risks, corruption risk management

Acknowledgements: the work was carried out within the framework of applied research with the support of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Tinikashvili T.Sh. Corruption risks when making decisions on the provision of budgetary transfers // Auditor-skiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):149—154. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-149-154. EDN: https://elibrary.ru/NVVOYP.

© Тиникашвили Т.Ш., 2023

Рискам подвержены практически все сферы экономической деятельности. Управление финансами публично-правового образования не составляет исключения. Так, на стадии формирования основного финансового плана возникают риски планирования и достоверности бюджета, в процессе его исполнения — операционные, риски сбалансированности, долговые, коррупционные. Более того, эффект масштаба, присущий бюджетным отношениям и заключающийся в многоуровневом и многовидовом перераспределении части валового внутреннего продукта и национального дохода на финансирование общественных потребностей и социально-экономическое развитие, создает определенные предпосылки для злоупотребления служебным положением или должностными полномочиями.

Согласно Рекомендациям по порядку проведения оценки коррупционных рисков Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, коррупционный риск представляет собой возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения [1].

Содержание коррупционных рисков заключается в том, что любая управленческая деятельность, особенно связанная с распределением и использованием бюджетных средств, подвержена определенным обстоятельствам, провоцирующим государственного (муниципального) служащего на незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц [5].

Механизм идентификации коррупционных рисков в органах государственного и муниципального управления содержит следующие необходимые элементы:

• определение потенциально коррупцио-генных сфер деятельности органа;

• выделение отдельных полномочий государственного или муниципального служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;

• закрепление коррупциогенных должностей в органе государственного или муниципального управления;

• выявление скрытых потенциальных возможностей государственной или муниципальной системы, способствующих коррупционным проявлениям

К числу ключевых коррупционных факторов, обусловливающих возникновение рисков в бюджетной сфере, следует отнести:

• отсутствие порядка и правил использования бюджетных средств либо ненадлежащее нормативно-правовое регулирование использования бюджетных средств в публично-правовом образовании;

• возможность получения работником в результате реализации коррупционной схемы значительной, по сравнению с его официальным доходом, материальной выгоды;

• отсутствие должностных регламентов у лиц, принимающих решения в предоставлении межбюджетных трансфертов;

• низкий уровень прозрачности, обусловленный сложностью расчетов, предусмотренных действующими методиками распределения межбюджетных трансфертов [3];

• возможность получения выгод (преимуществ) для организации при взаимодействии с государственными (муниципальными) органами или иными организациями;

• отсутствие или неэффективность механизмов внутреннего контроля в государственном (муниципальном) органе управления.

Отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс межбюджетных отношений, влечет за собой необоснованное расширение полномочий должностных лиц, принимающих бюджетные решения. Так, в нормативном правовом акте, регулирующем бюджетные отношения, могут содержаться положения, предоставляющие несколько возможных вариантов решения по выбору должностного лица без точного определения условий для принятия того или иного решения; содержащие открытый перечень оснований либо документов для принятия того или иного решения; не предусматривающие никаких сроков для принятия должностным лицом того или иного решения.

Кроме того, в нормативном правовом акте могут отсутствовать нормы, касающиеся того или иного вида деятельности, реализации закрепленной за должностным лицом функции, четко определенной административной процедуры принятия решения (совершения определенных действий) или употребляться термины и понятия, не имеющие официального толко-

вания и т.п. При этом регулирование указанных вопросов отсутствует и в других действующих нормативных правовых актах. Подобное упущение создает возможность для произвольной трактовки нерегулируемой сферы со стороны должностных лиц и совершения ими действий по собственному усмотрению.

В нормативном правовом акте также могут использоваться двусмысленные или неустоявшиеся термины, понятия и формулировки, категории оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, допускающие различные трактовки, что повышает вероятность произвольного применения нормы. Это создает условия для произвольной трактовки нерегулируемой сферы, возможности безнаказанного нарушения норм правового акта, умышленного введения в заблуждение физических лиц или представителей юридических лиц относительно правового значения нормы акта.

Основными причинами возникновения коррупционных рисков в сферах деятельности, связанных с использованием бюджетных средств, могут выступать:

• непрозрачность доходных и расходных статей бюджета в связи с имеющимися недостатками в бюджетной классификации Российской Федерации;

• отсутствие порядка и правил использования бюджетных средств в связи с недостатками нормативного правового регулирования в контролируемой сфере использования бюджетных средств;

• необъяснимое увеличение расходов (субсидий) или уменьшение доходов, которые подлежат перечислению в бюджет, у подведомственных предприятий и учреждений;

• отсутствие установленных нормативов отчислений части чистой прибыли в бюджет унитарных предприятий или установление крайне низких нормативов таких отчислений;

• отсутствие должностных регламентов у лиц, принимающих решения о направлениях использования бюджетных средств;

• отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок согласования (одобрения), а также совершения сделок с государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственных (муниципальных) унитарных предприятий и оперативном

управлении учреждений, в случаях, когда такое согласование (одобрение) предусмотрено законодательством или уставами унитарных предприятий и учреждений.

Определенные коррупционные риски при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов порождаются сложностью и перегруженностью расчетов, заложенных в методиках по распределению межбюджетных трансфертов. Так, при планировании финансовой помощи муниципальным образованиям бюджетная обеспеченность определяется как отношение расчетных налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены муниципальным образованием исходя из уровня его развития и структуры экономики (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по муниципальным образованиям того же типа с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя [2].

Расчет налогового потенциала, согласно методике, производится на основе оценки налоговой базы в разрезе муниципальных образований соответствующих типов по агрегированному показателю (аналогичному валовому внутреннему продукту, объему промышленного производства и товарооборота) либо с использованием налоговой базы по видам налогов.

В случае использования агрегированного показателя, отражающего общий уровень развития экономики муниципального образования (т.е. налогового потенциала), расчет оценки налогового потенциала производится по аналогии с методологией распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. То есть оценка ведется на основе соотношения объемов добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) с прогнозируемым поступлением налогов с единицы добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда). При необходимости возможно применение поправочных коэффициентов на отраслевую структуру экономики муниципалитета, отражающих различия в уровне налоговых доходов, закрепленных за муниципалитетами, поступающих с равного объема добавленной стоимости (про-

мышленного производства, фонда оплаты труда) в различных отраслях экономики.

Минимальный уровень бюджетной обеспеченности, до которого осуществляется выравнивание, определяется на основе общего объема средств на выравнивание бюджетной обеспеченности — фонда финансовой поддержки. То есть, используя итерацию, последовательно определяется, какой объем средств необходим для повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципалитета с меньшим уровнем бюджетной обеспеченности до уровня следующего муниципалитета с большим уровнем бюджетной обеспеченности. Затем определяется объем средств, необходимый для повышения уровня бюджетной обеспеченности этих двух муниципалитетов до уровня следующего муниципального образования с большим уровнем бюджетной обеспеченности. Эта операция повторяется до тех пор, пока не определен тот уровень бюджетной обеспеченности, для подтягивания до которого достаточен объем фонда финансовой поддержки. Либо можно заранее определить минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности, которая должна быть достигнута в результате распределения средств фонда финансовой поддержки, объем которого, таким образом, будет определяться исходя из потребности в средствах для достижения поставленной задачи.

Минимизация либо устранение коррупционных рисков в сфере межбюджетных отношений включает следующие мероприятия:

1) регламентацию и автоматизацию процессов реализации бюджетных правоотношений в сфере принятия решений по предоставлению межбюджетных трансфертов. Это может предусматривать:

• закрепление четких основании" и критериев принятия любых решении, влекущих конкурентное распределение выгоды (преимущества), сведение к минимуму дискреционных полномочии" работников организации;

• сведение к минимуму ситуации", при которых решение принимается работником единолично или на основании информации, подготовленной работником единолично, разумное расширение круга лиц, без участия (согласования) которых не может быть принято решение о распределении выгоды (преимущества);

• исключение ситуации", при которых работник организации совмещает функ-

ции по исполнению решения и контролю за его исполнением;

• совершенствование механизма отбора работников для включения в состав комиссии", рабочих групп, принимающих управленческие решения, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;

2) совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:

• совершенствование механизмов, позволяющих работникам организации своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушении", в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;

• регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных работниками организации, в том числе жалоб и обращении" граждан и организации", публикации" в средствах массовой информации;

• совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением работниками организации своих обязанностей с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;

3) информационные и образовательные мероприятия, в том числе:

• информирование контрагентов организации о последствиях коррупционных правонарушении";

• размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в зданиях организации и на официальном сайте органа государственной власти и управления;

• проведение методических совещании", семинаров, круглых столов, по вопросам противодействия коррупции, в особенности для работников организации, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;

• повышение квалификации работников организации, ответственных за предупреждение коррупции, по вопросам управления коррупционными рисками.

Список источников

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 сен-

тября 2019 г. «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» // URL: https://mintrud.gov.ru/ uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568 817604.7941.pdf

2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 243 «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений».

3. Минаков А.В. Проблема противодействия коррупционным проявлениям в системе межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2011. № 18 (450).

4. Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органах власти // Проблемы развития территорий. 2012. № 1 (57).

5. Блошенко Т.А, Демидова С.Е. Коррупционные риски: теория и практика // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 7-1.

6. Валеев А.Р. Методические подходы к выявлению коррупционных рисков в финансово -бюджетной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 25.

7. Васюнина М.Л. Об управлении бюджетными рисками // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 40. C. 2408-2419.

8. Галухин А.В. К вопросу о бюджетных рисках региона // Проблемы развития территории. 2014. № 2. C. 105-114.

9. Гамукин В.В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3. С. 52-61.

10. Горлова О.С. Управление бюджетными рисками: совершенствование организационно -правовых и методических основ // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. С. 46-53.

11. Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации: современный взгляд и перспективы развития // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55—62.

12. Зотова А.И, Кириченко М.В, Коробко С.А. Риск-ориентированный подход к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне // Финансы и кредит. 2014. T. 20, № 29. C. 21-29.

13. Соломко И.М, Соломко М.Н. Оценка рисков бюджетного процесса: теоретический аспект // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 2. С. 175-182.

14. Фрумина С.В. Отдельные вопросы методологии оценки бюджетных рисков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. T. 11, № 3. C. 313-325.

15. Шмиголь Н.С. Бюджетные правила как инструмент достижения финансовой стабильности и экономического роста // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10, № 1. С. 66-74.

References

1. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated September 19, 2019 "Recommendations on the procedure for assessing corruption risks in an organization" // URL: https://mintrud.gov.ru/ uploads/magic/ru-RU/Ministry-0- 106-src-1568817604.7941.pdf

2. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated August 27, 2004 No. 243 "On methodological recommendations to the constituent entities of the Russian Federation and municipalities on the regulation of interbudgetary relations".

3. Minakov A.V. The problem of counteracting corruption in the system of interbudgetary relations // Finance and Credit. 2011. No. 18 (450).

4. Dementieva I.N. Study of corruption risks in regional authorities // Problems of development of territories. 2012. No. 1 (57).

5. Bloshenko T.A, Demidova S.E. Corruption risks: theory and practice // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2023. No. 7-1.

6. Valeev A.R. Methodological approaches to identifying corruption risks in the financial and budgetary sphere // National interests: priorities and security. 2013. No. 25.

7. Vasyunina M.L. On managing budgetary risks // Finance and credit. 2017. T. 23, No. 40. P. 2408-2419.

8. Galukhin A. V. On the issue of budgetary risks of the region // Problems of territory development. 2014. No. 2. P. 105-114.

9. Gamukin V.V. Budget risks: introduction to general axiomatics // Terra Economicus. 2013. T. 11, No. 3. P. 52-61.

10. Gorlova O.S. Managing budgetary risks: improving organizational, legal and methodological foundations // Economics. Taxes. Right. 2017. No. 6. pp. 46-53.

11. Gorokhova D.V. Managing budgetary risks of the constituent entities of the Russian Federation: modern view and development prospects // Financial Journal. 2013. No. 3. P. 55-62.

12. Zotova A.I., Kirichenko M. V., Korobko S.A. Risk-based approach to organizing the budget process at the subfederal level // Finance and Credit. 2014. T. 20, No. 29. pp. 21-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Solomko I.M., Solomko M.N. Risk assessment of the budget process: theoretical aspect // Bulletin of the Pacific State University. 2011. No. 2. P. 175-182.

14. Frumina S.V. Selected issues of methodology for assessing budgetary risks // Financial analytics: problems and solutions. 2018. T. 11, No. 3. P. 313-325.

15. Shmigol N.S. Budget rules as a tool for achieving financial stability and economic growth // Economics. Taxes. Right. 2017. T. 10, No. 1. P. 66-74.

Информация об авторе Т.Ш. Тиникашвили — доктор экономических наук, профессор.

Information about the author T.Sh. Tinikashvili — Doctor of Economics, Professor.

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 10.11.2023.

The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 10.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансово-

экономический

анализ

Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с.

ISBN 978-5-238-03661-8

Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.