Научная статья на тему 'КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ БЮДЖЕЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ'

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ БЮДЖЕЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПРОВЕРКА / КОРРУПЦИЯ / ОЦЕНКА РИСКОВ / БЮДЖЕТ / STATE AND MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL BODIES / AUDIT / CORRUPTION / RISK ASSESSMENT / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олешко А.Ю.

В статье рассматриваются вопросы выявления коррупционных рисков в бюджетной сфере: приоритеты в контрольной деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, основные этапы работы, программа контрольного мероприятия, примеры оценки коррупционных рисков, типовая форма рабочей документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION RISKS IN ORGANIZATIONS USING BUDGET FINANCING

The article deals with the identification of corruption risks in the public sector: priorities in the control activities of state and municipal financial control, the main stages of work, the program of control measures, examples of corruption risk assessment, a standard form of working documentation.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ БЮДЖЕЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ»

УДК 001.204

Олешко А.Ю. студент 3 курса

факультет «Экономика и бухгалтерский учёт. Анализ и аудит» Уфимский финансово-экономический университет

Россия, г. Уфа КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ БЮДЖЕЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы выявления коррупционных рисков в бюджетной сфере: приоритеты в контрольной деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, основные этапы работы, программа контрольного мероприятия, примеры оценки коррупционных рисков, типовая форма рабочей документации.

Ключевые слова: органы государственного и муниципального финансового контроля, проверка, коррупция, оценка рисков, бюджет.

Oleshko A.YU. student

3 kurs, fakul'tet «Ekonomika i bukhgalterskiy uchot. Analiz i audit» Ufimskogo finansovo-ekonomicheskogo universiteta

Rossiya, g. Ufa

CORRUPTION RISKS IN ORGANIZATIONS USING BUDGET

FINANCING

Annotation. The article deals with the identification of corruption risks in the public sector: priorities in the control activities of state and municipal financial control, the main stages of work, the program of control measures, examples of corruption risk assessment, a standard form of working documentation.

Keywords: state and municipal financial control bodies, audit, corruption, risk assessment, budget.

Любая управленческая деятельность, в том числе связанная с использованием бюджетных средств, подвержена коррупционным рискам, то есть обстоятельствам, провоцирующим государственного служащего на незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам.

К коррупционным рискам, имеющим технические причины, относятся:

— недееспособная система запретов и ограничений, налагаемых на лиц, занимающих государственные должности, и государственных служащих;

— независимость и закрытость принятия решений;

— наличие в правовой и организационной системах положений, способствующих созданию административных барьеров;

— громоздкая система отчетности государственных органов;

— избыточность государственных функций;

— низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью государственных органов, их должностных лиц;

— отсутствие административных и должностных регламентов;

— несовершенство механизмов обратной связи между гражданами и органами контроля и надзора.

К рискам, имеющим причины социальной направленности, относятся:

— значительный разрыв в оплате труда работников государственного и частного секторов;

— нестимулирующий характер предоставляемых льгот и гарантий для работников государственного сектора;

— слабая правовая защищенность сотрудников государственных органов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам.

К рискам, имеющим причины экономической направленности, относится низкий уровень конкуренции.

Следствием правильной оценки коррупционных рисков является возможность выявления признаков совершения отдельных видов коррупционных действий государственными служащими и лицами, занимающими государственные должности.

Выявление и оценка коррупционных рисков производятся:

— на подготовительном этапе контрольного и экспертно -аналитического мероприятия при формировании программы мероприятия;

— во время проведения контрольного и экспертно-аналитического мероприятия на объекте, если одной из целей мероприятия является оценка эффективности реализации программ по противодействию коррупции.

Оценка коррупционных рисков производится для того, чтобы:

— выявить и оценить факторы, создающие возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;

— определить эффективность механизма действия внутреннего контроля по снижению или устранению коррупциогенных факторов;

— выработать рекомендации по снижению или устранению коррупциогенных факторов;

— предложить руководству объекта контроля утвердить перечень мероприятий, направленных на снижение или устранение коррупционных рисков и совершенствование управленческого процесса.

При оценке коррупционного риска, следует учитывать определенные признаки, создающие дополнительные условия для коррупции в сферах деятельности объектов контроля;

— высокая степень свободы принятия решений, вызванная спецификой работы;

— интенсивность контактов с гражданами и организациями;

— оплата услуг для государственных нужд, которые органы исполнительной власти могут выполнять сами согласно утвержденному положению (уставу);

— отсутствие реализации результатов выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в том числе маркетинговых исследований и услуг) или мероприятий по их внедрению;

— подписание государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг не руководителем, а по доверенности заместителем или иным лицом, функциональные обязанности которого не предусматривают таких действий и ответственности за их совершение;

— наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;

— значительное увеличение активов лица, его близких родственников и свойственников, а также аффилированных с ними юридических лиц, которое не может быть объяснено разумными и законными причинами;

— получение лицом, его близкими родственниками и свойственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;

— получение лицом, его близкими родственниками и свойственниками, а также аффилированными с ними юридическими лицами кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

— получение необоснованных налоговых льгот юридическими лицами, аффилированными с государственным служащим и (или) его родственниками.

При использовании бюджетных средств о наличии коррупционных рисков могут свидетельствовать:

— непрозрачность доходных и расходных статей федерального бюджета в связи с имеющимися недостатками в существующей бюджетной классификации Российской Федерации;

— отсутствие порядка и правил использования бюджетных средств в связи с недостатками нормативного правового регулирования в контролируемой сфере использования бюджетных средств;

— необъяснимое увеличение расходов (субсидий) или уменьшение доходов, которые подлежат перечислению в федеральный бюджет, у подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений;

— отсутствие ведомственных приказов по установлению нормативов отчислений части чистой прибыли в федеральный бюджет подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или установление крайне низких нормативов таких отчислений;

— отсутствие должностных регламентов у лиц, принимающих решения о направлениях использования бюджетных средств;

— отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих

порядок согласования (одобрения), а также совершение сделок с государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий и оперативном управлении учреждений в случаях, когда такое согласование (одобрение) предусмотрено федеральным и законами или уставами государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Для выявления коррупционных рисков на объекте контроля следует получить ответы на следующие вопросы:

— в достаточной ли степени описаны процедуры выполнения обязанностей должностными лицами?

— в каких ситуациях возможен конфликт интересов?

— достаточно ли четко прописан процесс принятия решений?

— какие факторы, помимо свойств личного характера, не позволяют сотрудникам заниматься коррупционной деятельностью?

— вовлечен ли объект в процесс принятия окончательных и независимых решений?

— имели ли место случаи коррупции в проверяемом объекте?

— достаточен ли контроль за процессом принятия решений?

— достаточен ли контроль за сотрудниками и результатами их работы?

Данный перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть

дополнен с учетом специфики деятельности государственного органа.

Ответы на указанные вопросы могут дать достаточно точную картину заложенных в объекте контроля потенциальных условий и факторов для совершения коррупционных действий.

Механизм выявления коррупционных рисков в государственном органе содержит следующие необходимые элементы:

— установление перечня потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;

— выделение отдельных полномочий государственного служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий;

— формирование перечня коррупциогенных должностей в государственном органе;

— выявление скрытых потенциальных возможностей государственной системы, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц;

— выявление коррупциогенных норм законодательства.

В перечне сфер деятельности государственных органов следует выделить сферы, которые содержат повышенный уровень коррупционных рисков:

— размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;

— формирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета;

— управление и распоряжение объектами государственной

собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;

— управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;

— управление и распоряжение жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договоров социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;

— предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций, дотаций, управление долгом, а также в следующих экономических и социальных сферах:

— транспорт и дорожное хозяйство;

— строительство и капитальный ремонт;

— природно-ресурсное регулирование;

— энергетика и нефтегазовый комплекс;

— агропромышленный комплекс;

— жилищно-коммунальный комплекс;

— здравоохранение;

— образование;

— принятие нормативных правовых актов;

— выдача лицензий, разрешений на проведение отдельных видов работ;

— назначение на государственные должности, включая проведение аттестации, квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих, конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение государственных гражданских служащих в кадровый резерв.

Обязательной оценке на коррупционность подлежат контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные функции и полномочия объекта контроля и организациями, а также нормотворческие полномочия объекта контроля.

К названным функциям и полномочиям могут быть отнесены:

а) контрольные — функции и полномочия, связанные с проверкой законности деятельности субъектов (инспекции, ревизии, контроль, надзор и прочие);

б) разрешительные — функции и полномочия, связанные с выдачей документов, подтверждающих специальные права на занятие определенной деятельностью (удостоверения, лицензии (разрешения), аккредитации и т.п.). К данным полномочиям условно можно отнести полномочия, связанные со сдачей объектов государственной собственности в аренду, с приватизацией государственной собственности, а также с распределением бюджетных средств (например, закупки для государственных нужд), а также с согласованием (одобрением) сделок с государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственных унитарных

предприятий и оперативном управлении государственных учреждений в случаях, предусмотренных федеральными законами или уставами указанных организаций;

в) регистрационные — функции и полномочия, осуществляемые в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов (налогоплательщиков, лицензиатов). К данным полномочиям также могут быть отнесены полномочия по выдаче свидетельств на получение субсидий на строительство и приобретение жилья, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и т.п.;

г) юрисдикционные — функции и полномочия должностных лиц государственных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (например, наложение административных штрафов);

д) нормотворческие — функции и полномочия по принятию нормативных правовых актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует сформировать перечень «взяткоемких» государственных должностей и должностей государственной службы на объекте контроля. Перечни коррупциогенных должностей напрямую вытекают из указанных выше потенциально опасных коррупционных сфер деятельности государственного органа и отдельных коррупциогенных полномочий государственного служащего. В перечень коррупциогенных должностей входят должности, связанные:

— с принятием нормативных правовых актов;

— осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, межбюджетных трансфертов, а также распределением ограниченных ресурсов (квоты, участки недр и др.);

— непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям;

— подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением закупок для государственных нужд;

— подготовкой и принятием решений по выдаче лицензий и разрешений;

— осуществлением регистрационных действий;

— подготовкой и принятием решений по целевым программам, государственным капитальным вложениям и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;

— иными контрольно-разрешительными действиями.

При проведении аудита эффективности на основе полученных данных следует рекомендовать руководству объекта контроля принятие необходимых мер и утверждение перечня мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков.

В частности, в сферах с повышенным риском коррупции можно рекомендовать применение дополнительных механизмов, ограничивающих

возможности проявления коррупции. Так, например, наиболее распространенными среди них являются:

— максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных гражданских служащих с гражданами и организациями, например, через механизмы «одного окна» и через системы электронного обмена информацией;

— детальная регламентация процедур взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг) путем утверждения объектом контроля административных регламентов;

— дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;

— создание особых механизмов регулирования государственных функций и назначения на должности государственной службы с высокой степенью коррупциогенности.

При осуществлении оценки уровень коррупционного риска по сферам деятельности объекта контроля может быть определен как очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий и отсутствующий.

Каждый уровень риска оценивается по пятибалльной системе, соответственно: очень высокий — 5 баллов, высокий — 4 балла, средний — 3 балла, низкий — 2 балла, очень низкий — 1 балл и отсутствующий — 0 баллов.

Для удобства оценки в таблице фиксируются все сферы деятельности объекта контроля с установлением соответствующего балла в каждой сфере коррупционного риска.

Далее определяется максимальное и фактическое количество баллов для проверяемого объекта.

К настоящему времени в России, несмотря на имеющиеся правовые проблемы, фактически создана система внешнего государственного финансового контроля, в которую входят Счетная палата Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Между тем по -прежнему актуальной проблемой является создание в России системы внутреннего финансового контроля, представляющего собой самоконтроль тех элементов системы, которые непосредственно участвуют в управлении государственными финансами.

Однако на сегодняшний день правовое и методическое обеспечение организации систем внутреннего контроля главных распорядителей бюджетных средств недостаточно разработано. Отсутствуют единые требования (стандарты) к организации систем внутреннего контроля для учреждений бюджетной сферы. Следует отметить, что бюджетным законодательством не определено и само понятие «система внутреннего контроля».

Использованные источники:

1. Астанин, В. В. Антикоррупционный мониторинг в Российской Федерации / В. В. Астанин // Российская юстиция. 2010. № 7. С. 2—4.

2. Гацко, М. Ф. Предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих и требования к их служебному поведению: учеб, пособие / М. Ф. Гацко. — Ногинск, 2014.

3. Доклад Общественной палаты «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики». — М„ 2011.

4. Коррупциогенность законодательства: причины, факторы, преодоление: монография / отв. ред. Е. И. Спектор, И. А. Цирин. — М., 2013.

5. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. — М., 2014.

6. Крохина, Ю. А. Коррупция как социально-правовое явление (финансово-правовые аспекты противодействия) / Ю. А. Крохина, И. В. Левакин, Ж. А. Шишова; под общ. ред. С. М. Шахрая. — М., 2012.

7. Кудашкин, А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика / А. В. Кудаш- кин. — М., 2012.

8. Леватсин, И. В. Противодействие коррупции: развитие законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации: монография / И. В. Левакин, Ж. А. Шишова; под общ. ред. С. М. Шахрая. — М., 2012.

9. Основные направления общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России: монография / под ред. А. Н. Аринина. — М., 2005.

10.Правовые основы противодействия коррупции: учеб, пособие / под ред. Н. А. Власенко. - М., 2013.

11. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: науч. -практич. пособие / под ред. Т. Я. Хабрисвой. — М„ 2013.

12. Роль предпринимательских структур в противодействии коррупции: науч. -практич. пособие / отв. ред. Н. Г. Семилютина, Е. И. Спектор. — М., 2012.

13. Тепляшин, И. В. Механизм противодействия коррупции в современной России. Участие общественности / И. В. Тепляшин. — Красноярск, 2013.

14. Тихомиров, Ю. А. Правовые акты: антикоррупционный анализ / Ю. А. Тихомиров [и др.]. — М., 2010.

15.У частие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: науч. -практич. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. — М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.