4. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Dnov, K.V. and et al. (2015), "Medical and psychological support of servicemen in military high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123,No 5, pp. 254-258.
5. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Dnov, K.V. and et al. (2015), "Medical and psychological support of candidates for admission to a military college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No 5, pp. 258-263.
6. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Chernega, I.M. and et al. (2015), "Medical and psychological support of students of military age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No 6, pp. 247-250.
7. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological researching. Analysis and interpretation of data, publishing house "Speech", St. Petersburg.
8. Ovchinnikov, B.V., D'yaconov, I.F. and Bogdanov, L.V. (2010), Psychological pre-pathology: preventive diagnosis and correction, publishing house ELBI, St. Petersburg.
9. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Chernega, I.M. and et al. (2015), "Features of military and professional adaptation of the military personnel of the first year of service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 241-247.
10. Yusupov, V.V. (2005), Rapid assessment of the mental health of servicemen who are prone to addictive behavior, dissertation, St. Petersburg
11. Yatmanov, A.N. (2010), Pathogenesis determinants of internal picture of the disease in patients with essential hypertension, dissertation, St. Petersburg.
12. Yatmanova, T.M., Yatmanov, A.N. and Lobachev. A.V. (2011), "Evaluation of stress of military women", Health - the basis of human development: problems and solutions, Vol. 6, No 1, pp. 521522.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2015
УДК 37.01:159.9
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Татьяна Геннадьевна Шарухина, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению малоизученного в педагогической науке вопроса, связанного с осуществлением процесса обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе требований управленческого подхода. Раскрываются актуальность темы, взгляды на структуру управленческой деятельности преподавателя, сущность и содержание управленческого подхода к организации учебной деятельности курсантов вузов внутренних войск.
Ключевые слова: управленческая деятельность преподавателя; научные взгляды на структуру управленческой деятельности преподавателя; сущность и содержание управленческого подхода к обучению курсантов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p322-327
MANAGERIAL APPROACH TO THE CADETS STUDYING AT THE MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
Tatiana Gennadievna Sharukhina, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Department Chairman,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Armies of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
Article deals with the problem explored insufficiently in pedagogy, connected with the training process of the cadets of the military institutes of the Russian Interior Ministry Forces based on the re-
quirements of the managerial approach. The article reveals the topicality of the theme, the vision of the teacher's management activity structure, the essence and content of the management approach to the organization of cadets' educational activity.
Keywords: teacher's management activity, scientific visions of the structure of the teacher's management activity, essence and content of the management approach to the cadets training.
Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена тем, что современная педагогика, находясь в условиях смены парадигмальных установок, активно ищет наиболее эффективные способы совершенствования образовательного процесса. В полной мере это относится и к военному образованию. Одним из таких способов, незаслуженно забытых современной педагогикой, выступает рассмотрение учебного процесса с управленческих позиций.
Изучение научной литературы позволяет сделать вывод о том, что управление имеет один и тот же алгоритм в различных целеустремленных системах [2; 3; 5; 7; 9-12; 14], хотя понимается и как система действий, направленных на достижение цели [11], и как система обмена информации, а также ее трансформации [22], и как согласование совместных деятельностей [10].
Следует отметить, что управление может рассматриваться с функциональных позиций. При этом каждая функция в комплексе функций наполнена своеобразным содержанием. О функциональном составе управления писали Б.Ф. Ломов, А.И. Китов, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и другие ученые-психологи. Так, в исследованиях Б.Ф. Ломова управление предстает в виде: мотива, цели, создания плана, переработки информации, формирования представления о конечном результате, выборе альтернатив, реализации плана, сверки результатов с целями и внесении коррективов [6]. У А.И. Китова выделяются стадии: диагностики, творчества, организации [3]. Н.В. Кузьмина пишет о гностическом, проектировочном, конструктивном, организаторском, коммуникативном компонентах [5]. В. А. Якунин исходит из того, что управление должно включать в себя: целе-образование, проектирование информации, прогнозирование с последующими действиями по принятию решения и организацией его выполнения, коммуникацию, осуществление контроля, оценки и коррекции деятельности [16].
Анализ сложившихся представлений на проблему и изучение учебно-воспитательного процесса в вузе внутренних войск позволяют сделать вывод о том, что в функциональный состав управленческой деятельности преподавателя следует включить функции: целеполагания; аналитическую; поисково-прогностическую; принятия решения; организационно-методического обеспечения; коммуникативную; контрольно-оценочную; корректировочную [15].
Как показывает изучение деятельности преподавателей с позиций управленческого подхода: управление учебно-познавательной активностью обучающихся в вузах внутренних войск представляет собой комплекс действий, направленных на формирование у будущих офицеров устойчивой познавательной мотивации, прочных знаний, умений, навыков, компетенций и опыта деятельности, развитие стремления к самообразованию и в конечном итоге развитие самого курсанта как субъекта учебной деятельности, личности и индивидуальности.
Управление процессом учебно-познавательной деятельности курсантов имеет сложную структуру и реализуется поэтапно. На каждом из этапов решаются свои особые задачи.
В процессе целеполагания, основная задача которого обеспечить принятие оптимального управленческого решения и спланировать его четкую реализацию, происходит:
- уяснение проблемы, с которой столкнулся преподаватель;
- ее формулирование;
- анализ сложившейся педагогической ситуации, центральное положение в которой занимают обучающиеся, преподаватель и влияющие на них факторы;
- определение степени совпадения учебных действий курсантов с научно обоснованными моделями и причин несовпадения;
- рефлексивный анализ своих действий и определение степени их совпадения с рекомендациями психолого-педагогической науки;
- определение вариантов развития познавательно-образовательной деятельности будущих офицеров;
- обоснование целей и задач проведения каждого занятия;
- выбор стратегии оптимизации ведения занятий и конкретных способов решения педагогических задач;
- составление плана действий по реализации принятого решения в учебном процессе.
На этапе реализации принятого плана действий осуществляется: формирование мотивационной готовности обучающихся к эффективному достижению стоящих учебно-познавательных целей; постановка перед курсантами конкретных учебных задач; обеспечение их учебной деятельности в информационном, учебно-методическом, психолого-педагогическом и материально-техническом плане; организация педагогического сопровождения деятельности курсантов на занятиях и в процессе самостоятельной подготовки; контроль успешности решения дидактических задач.
Завершающий этап связан с анализом успешности учебной деятельности курсантов на каждом занятии и в процессе освоения разделов и тем учебной дисциплины; определением причин недостаточно высокой эффективности обучения; внесением коррективов в задачи и используемые методы, приемы, технологии обучения.
Анализ управленческо-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава позволил выработать ряд общих правил, которые (при их соблюдении) способствуют повышению ее эффективности. Они сводятся к следующему:
1. Ядро принимаемого на занятиях решения составляет замысел действий преподавателя и учебных действий курсантов. В замысле должны найти отражение современные рекомендации психолого-педагогической науки, а само решение должно отличаться целесообразностью и максимально способствовать личностно-профессиональному развитию обучающихся [4].
2. При решении курсантами учебных задач следует предоставлять им возможность максимально проявлять инициативу и творчество.
3. Деятельность преподавателя по управлению процессом решения курсантами учебных задач требует комплексного подхода к ее осуществлению.
Другая группа правил относится к вопросам, связанным с разработкой управлен-ческо-педагогических решений и планированием развития учебно-познавательной деятельности курсантов. Она включает в себя следующие правила:
1. Для результативного решения проблемы развития учебно-познавательной деятельности курсантов следует понять, какая проблема стоит перед преподавателем. Четко сформулировать задачи, которые необходимо решить для преодоления данной проблемы (что такое учебно-познавательная деятельность курсанта и какова ее структура; каким требованиям она должна отвечать; какие факторы влияют на развитие учебно-познавательной деятельности; какова направленность этих влияний; каковы причины отклонений учебно-познавательной деятельности от нормы; какие задачи предстоит решить в целях повышения эффективности учебы курсантов и др.).
2. Одним из главных факторов для оптимального принятия управленческо-педагогического решения выступает наличие необходимого объема информации, характеризующей сложившуюся педагогическую ситуацию (морально-психологическое состояние курсантов; уровень своего педагогического мастерства; сплоченность и готовность учебной группы к активной деятельности по освоению учебной программы и др.). Получаемая информация должна давать возможность прогнозировать процесс развития учеб-
но-познавательной активности курсантов.
3. При принятии решения следует исходить из того, что оно должно обеспечивать эффективное протекание учебного занятия, учитывать всю систему воздействующих факторов, быть направленным на применение таких методов и технологий, которые, в конечном итоге, приведут к запланированному результату.
4. При планировании занятий следует охватить весь спектр вопросов, которые предстоит решить преподавателю; четко обозначить решаемые задачи; определить способы их решения; согласовать усилия всех участников занятия.
Следующая группа требований относиться к проблеме руководства и обеспечивает практическую реализацию намеченного плана развития учебно-познавательной деятельности будущих офицеров. Эффективное управление учебной деятельностью курсанта предполагает проявление:
1. Целеустремленности и непрерывности.
Целеустремленность означает, что преподаватель не должен останавливаться на полпути, что необходимо настойчиво, шаг за шагом, преодолевая трудности, двигаться к намеченной цели. Непрерывность означает, что курсанты должны постоянно ощущать влияние преподавателя на процесс развития их учебно-познавательной деятельности.
2. Твердости и гибкости в процессе руководства.
Твердость означает, что принятое решение непременно должно быть воплощено в жизнь и для этого преподаватель должен проявлять творчество и настойчивость. Гибкость предполагает учет сложившейся ситуации и индивидуальных особенностей курсантов при организации и проведении занятий, предъявлении требований, поощрении, наказании и т. д.
3. Четких и предельно ясных требований.
Каждый курсант должен для себя четко уяснить рубежи, которые ему необходимо достичь за определенный период времени; способы решения поставленных задач; перспективы, которые ожидают каждого при проявлении тех или иных усилий; принципы, из которых исходит руководитель занятия и т. д. Кроме того, на каждом из этапов развития учебно-познавательной деятельности перед курсантом должна быть поставлена задача, которую следует решить и которая не будет противоречить начальным установкам и требованиям преподавателя.
4. Четкости в информационном, психолого-педагогическом, материально-техническом обеспечении. Курсант должен быть в курсе дела: какие учебные задачи ему предстоит решать в ближайшей и отдаленной перспективе, на какие рубежи он должен выйти, какая система морального и материального стимулирования его ожидает, какие материально-технические средства будут использованы на занятиях и т. д.
5. Систематического контроля тех изменений, которые происходят в учебной деятельности будущих офицеров. Контроль выполняет не только функцию «снятия» информации, но и функцию стимулирования учебы курсантов.
Что здесь выступает главным: необходимость обеспечения объективности в оценке результатов управленческой деятельности преподавателя; своевременное внесение коррективов в план деятельности.
Следует отметить, что выделение контроля в относительно самостоятельную функцию управления носит условный характер и оказывается полезным, главным образом, в концептуальном и операциональном отношениях, так как он органически связан со всеми другими функциями управления. Его существенные характеристики не могут быть полно и адекватно раскрыты вне соотнесения с другими звеньями, составляющими процесс управления [13].
Основные требования к контролю сводятся к тому, что он должен быть всесторонним, объективным, способствующим достижению поставленных целей, создающим возможности для перехода в самоконтроль и внесения коррективов (изменений и дополне-
ний в принятое решение).
Таблица 1
Сравнительные данные количества преподавателей экспериментальной и контрольной групп, у которых произошли позитивные изменения при осуществлении _педагогической деятельности на основе управленческого подхода_
Экспериментальная группа (25 чел.) Конт рольная группа (20 чел.)
Положительные Не произошло Отрицательные Положительные Не произошло Отрицательные
72% 28% - 25% 75% -
В заключение следует отметить, что изучение вопроса применения термина «управленческий подход к обучению курсантов» показывает, что он выступает как сложное явление. Под ним следует понимать: взгляд, точку зрения на организацию взаимодействия с курсантами в учебном процессе; принцип, как основополагающую, руководящую идею, которая определяет стратегию его преобразования; образование логико-гносеологического характера, отражающее характер и способ совершенствования учебной деятельности курсантов.
Научное обоснование «управленческого подхода к обучению курсантов» начинается с понимания актуальности (важности и необходимости) его разработки, определения сущности, а также осознания, объяснения и содержательного наполнения системы понятий. При этом сначала создается «понятийный паспорт» подхода. После определения понятийного аппарата раскрывается совокупность методологических и теоретических положений, касающихся исходных принципов, требований, функций подхода и условий его реализации (разрабатывается теоретико-методологическая модель подхода). Следующий шаг связан с определением технологий (методов, средств), которые применяются при решении конкретных учебных задач (технологический паспорт подхода).
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1978. - 445 с.
2. Винер, Н. Кибернетика / Н. Винер. - М. : Наука, 1983. - 412 с.
3. Китов, А.И. Психология управления / А.И. Китов ; Академия МВД СССР. - М : [б.и.], 1979. - 345 с.
4. Кузина, Н.И. Психологические проблемы организации профессиональной деятельности учителя / Н.И. Кузина, Г.А. Ковалева // Советская педагогика. - 1988. - № 8. - С. 137-139.
5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1989. - 167 с.
6. Ломов, Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - Вып. 6. - С. 46-49.
7. Марков, М.Т. Теория социального управления / М.Т. Марков. - М. : Прогресс, 1978. -
267 с.
8. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -
268 с.
9. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1975. - 344 с.
10. Трапезников, В.Г. Теория управления: развитие и проблемы / В.Г. Трапезников. - М. : Наука, 1974. - 248 с.
11. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. - М. : Книга, 1924. - 123 с.
12. Филиппов, А.В. Вопросы психологии управления / А.В. Филиппов // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 167-169.
13. Шадриков, В.Д. Психология профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М. : [б. и.], 1998. - 326 с.
14. Шарухин, А.П. Психология менеджмента / А.П. Шарухин. - СПб. : Речь, 2005. - 352 с.
15. Шарухина, Т. Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Шарухина Т.Г. - СПб., 2002. - 342 с.
16. Якунин, В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А. ; Изд-во «Шлиус», 1998. - 639 с.
REFERENCES
1. Anokhin, P. K. (1978), Chosen works: Philosophical aspects of the theory of functional system, Science, Moscow.
2. Winer, N. (1983), Cybernetics, Science, Moscow.
3. Kitov, A.I. (1979), Psychology of management, USSR Ministry of Internal Affairs academy, Moscow.
4. Kuzina, N.I. and Kovalyova, G.A. (1988), "Psychological problems of the organization of professional activity of the teacher", Soviet pedagogics, No. 8, pp. 137-139.
5. Kuzmina, H.B. (1989), Professionalism of activity of the teacher and master of production training of technical training college, The highest school, Moscow.
6. Lomov, B.F. (1985), "Scientific and technical progress and means of intellectual development of the person", Psychological journal, Vol. 6, No. 6, pp. 46-49.
7. Markov, M. T. (1978), Theory of social management, Progress, Moscow.
8. Markova, A.K. (1993), Psychology of work teacher, Education, Moscow.
9. Talyzina, N.F. (1975), Management of process of assimilation of knowledge, Publishing house of MSU, Moscow.
10. Trapeznikov, V.G. (1974), Theory of management: development and problems, Science, Moscow.
11. Fayol, And. (1924), General and industrial management, Book, Moscow.
12. Filippov, A.V. (1980), "Questions of psychology management", Psychological journal, Vol. 1, No. 2, pp. 167-169.
13. Shadrikov, V.D. (1998), Psychology of professional activity, Moscow.
14. Sharukhin, A.P. (2005), Psychology of management, Speech, St. Petersburg.
15. Sharukhina T.G. (2002), Management of development of pedagogical works of teachers of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, dissertation, St. Petersburg.
16. Yakunin, VA. (1998), Pedagogical psychology, Publishing house "Polius", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2015