Таким образом, образ мира - это многоуровневый, интегральный, целостный конструкт, состоящий из знаний и представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности, отражая исторический, социальный, этнический и культурный фон развития человека. Для формирования образа мира значима роль родительской семьи, которая являясь важным инструментом социализации, транслирует субъекту представления об окружающем мире и самом себе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петухов, В.В. Образ мира и психологическое исследование познания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 : Психология. - 1984. - № 4. - С. 13-21.
2. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 : Психология. - 1981. - № 2. - С. 15-29.
REFERENCES
1. Petukhov, V.V. (1984), "The image of the world and the psychological study of knowledge", Messenger of Moscow University, Ser. 14. Psychology, No. 4, pp. 13-21.
2. Smirnov, S.D. (1981), "The world of images and the image of the world", Messenger ofMos-cow University, Ser. 14. Psychology, No. 2, pp. 15-29.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.12.2015
УДК 159.91
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ВМФ
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских
наук, профессор,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Евгений Владимирович Федоров, преподаватель,
Военно-морской политехнический институт (ВМПИ), г. Санкт-Петербург, Константин Викторович Днов, кандидат медицинских наук,
Иван Михайлович Чернега, научный сотрудник, Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова),
г. Санкт-Петербург
Аннотация
Изучено влияние креативности на стрессоустойчивость и типы агрессивного поведения плавсостава ВМФ. Определена возможность использования методики диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) как косвенного показателя особенностей социального функционирования.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, стрессоустойчивость, агрессивность, креативность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p318-322
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM FOR VOCATIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION OF NAVY SPECIALISTS
Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, the doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Eugeniy Vladimirovich Fedorov, the lecturer, Naval Polytechnic Institute, St. Petersburg; Konstantin Viktorovich Dnov, the candidate of medical sciences, Ivan Mikhailovich Chernega, the researcher, Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The influences of creativity on the resistance to stress and types of the aggressive behavior of crew of the Navy have been studied. The authors determined the use of the diagnostic techniques for the personal creativity (Tunick E.E.) as circumstantial indicator of the social functioning features.
Keywords: professional psychological selection, stress, aggression, creativity.
ВВЕДЕНИЕ
Система профессионального психологического отбора (I IIЮ) в вооруженных силах показала свою эффективность [5, 6]. IIIЮ позволяет определить оптимальную сферу деятельности человека, что повышает эффективность деятельности человека и способствует, в том числе сохранению психического и физического здоровья [9, 11].
Однако, с момента своего введения ППО существенно не менялся [10]. Используемые в рамках ППО бланковые методики, имеют определенный недостаток, позволяя сознательно искажать результаты исследования испытуемым [1, 5].
Для повышения прогностической эффективности ППО рекомендуют использовать функциональные пробы, отслеживая динамику изменения психофизиологических показателей [3, 12]; использование проективных методик [1, 4]; методик, творческой направленности [2]; использование косвенных показателей, когда обследуемому сложно понять, что изучает методика и другие способы и методы.
Цель исследования: изучить влияние креативности на стрессоустойчивость и типы агрессивного поведения. Определить возможность использования методики диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) как косвенного показателя особенностей социального функционирования плавсостава ВМФ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследовано 41 офицеров плавсостава ВМФ Северного флота. По результатам итогового показателя методики диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник), обследованные разделены на 2 группы. Группа 1 (n=20) с показателями креативности от 33 до 55 баллов, средне 47,1±7,06, группа 2 (n=21) - от 57 до 83 баллов, средне 65,85±7,59. Стрессоустойчивость определялась с помощью Бостонского теста. Использована методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [8].
Сравнительный анализ проводился с применением непараметрического критерия Манна-Уитни. Различия считали статистически значимыми при р < 0,05. Математическое моделирование проводили с использованием регрессионного анализа с пошаговым включением [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты Бостонского теста представлены в таблице 1.
Показано, что уровень стрессоустойчивости в первой группе соответствует уровню сопротивляемости стрессовым факторам ниже среднего, во второй группе - среднему уровню стрессоустойчивости.
Таблица 1
Стрессоустойчивость обследованных_
Показатель Группа 1, (х±й) Группа 2, (х±й) и эмп.
Стрессоустойчивость 36,20±10,32 29,85±6,22 60,5*
Примечания: * - различия статистически достоверны.
Обследованным первой группы следует серьезно задуматься о жизни - не пора ли ее изменить, начать присматриваться к себе внимательнее до начала формирования психической или психосоматической патологии. Обследованные второй группы испытывают стрессовые ситуации, которые оказывают немалое влияние на их жизнь, но они с такими ситуациями успешно сопротивляются.
Результаты теста Басса-Дарки в группах обследованных представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели и формы агрессии обследованных__
Показатель Группа 1, (х±з) Группа 2, (х±й) И эмп.
Физическая агрессия 5,15±2,46 3,00±1,49 46,5 *
Вербальная агрессия 5,60±1,39 4,80±1,44 128
Косвенная агрессия 5,70±2,32 3,80±1,15 63 *
Негативизм 3,35±1,27 3,60±1,05 187,5
Раздражение 5,55±2,61 3,90±2,07 54,5 *
Подозрительность 5,35±2,08 3,10±2,53 41 *
Обида 5,70±1,89 4,10±1,89 90,5 *
Чувство вины 5,90±2,02 5,05±1,47 119,5 *
Индекс агрессивности 16,45±4,25 11,60±2,48 22 *
Индекс враждебности 11,05±3,09 7,20±3,30 30,5 *
Примечания: * - различия статистически достоверны.
Выявлено, что обследованные первой группы имеют более высокие показатели по всем подшкалам теста Басса-Дарки и индексу агрессивности и индексу враждебности по сравнению с обследованными второй группы, при этом различия являются достоверными (р<0,05) за исключением подшкал: вербальная агрессия и негативизм.
Таким образом, обследованные первой группы в отличие от обследованных второй группы чаще используют физическую силу против другого лица, чаще используют против других лиц сплетни, шутки, склонны к раздражению, готовы при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости, склонны к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, проявляют зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, убеждены в том, что они являются плохими людьми, поступают нехорошо: вредно, злобно или бессовестно.
Результаты математического моделирования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Регрессионная модель к реативности
Модель Не стандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты г Р
В Ср. кв. Бета
(Константа) 83,858 6,775 12,377 ,000
ИА -,930 ,438 -,329 -2,124 ,040
Стрессоустойчивость -,434 ,205 -,328 -2,117 ,041
Коэффициент детерминации равен 0,68 - модель приемлема и достоверна. Следует отметить, что креативность зависит от индекса агрессивности и стрессо-устойчивости, что обуславливает эффективное выполнение поставленных задач в сложной обстановке без потери контроля над собой лицами с высоким уровнем креативности.
ВЫВОДЫ
1) Более креативные офицеры плавсостава ВМФ обладают статистически значимо более высоким уровнем стрессоустойчивости, демонстрируют меньше вербальную и косвенную агрессию, они менее раздражительны и подозрительны, в меньшей степени испытывают чувства вины и обиды.
2) На основании регрессионного моделирования определена зависимость креативности от индекса агрессивности и стрессоустойчивости, что обуславливает эффективное выполнение поставленных задач в сложной обстановке без потери контроля над собой лицами с высоким уровнем креативности.
3) Методику диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник) допустимо использовать как косвенный показатель особенностей социального функционирования офицеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дрынкина, Т.И. Социокультурные особенности организационного поведения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Дрынкина Татьяна Ивановна - СПб., 2008. - 22 с.
2. Дрынкина, Т.И. Когнитивные аспекты динамики конфликта / Т.И. Дрынкина // Конфликтология. - 2012. - Т. 2. - С. 7-17.
3. Лобачев, А.В. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов / А.В. Лобачев, Т.М. Ятманова, А.Н. Ятманов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -2012. - Т. 7. - № 1. - С. 127-128.
4. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе / А.С. Солодков, В.В. Юсупов, К.В. Днов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 254-258.
5. Медико-психологическое сопровождение кандидатов на поступление в военный вуз / А.С. Солодков, В.В. Юсупов, К.В. Днов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 258-263.
6. Медико-психологическое сопровождение обучающихся призывного возраста / А.С. Солодков, В.В. Юсупов, И.М. Чернега [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 247-250.
7. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004. - 388 с.
8. Овчинников, Б.В. Психологическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция / Б.В. Овчинников, И.Ф. Дьяконов, Л.В. Богданова. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2010. - 366 с.
9. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих первого года службы / А.С. Солодков, В.В. Юсупов, И.М. Чернега [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 241-247.
10. Юсупов, В.В. Экспресс-оценка психического здоровья военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Юсупов В.В. - СПб., 2005. - 26 с.
11. Ятманов, А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ятманов Алексей Николаевич. - СПб., 2010. - 26 с.
12. Ятманова, Т.М. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин / Т.М. Ятманова, А.Н. Ятманов, А.В. Лобачев // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2011. - Т. 6. - № 1. - С. 521-522.
REFERENCES
1. Drynkim, T.I. (2008), Socio-cultural features of organizational behavior, dissertation, St. Petersburg.
2. D^nkim, T.I. (2012), "Cognitive aspects of the dynamics of conflict", Conflictology, Vol.2, pp. 7-17.
3. Lobachev, A.V., Yatmanova, T.M. and Yatmanov, A.N. (2012), "Using the technique of biofeedback for the diagnosis of resistance to stress and the level of mental adaptation of cadets", Health -the basis of human development: problems and solutions, Vol. 7, No 1, pp. 127-128
4. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Dnov, K.V. and et al. (2015), "Medical and psychological support of servicemen in military high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123,No 5, pp. 254-258.
5. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Dnov, K.V. and et al. (2015), "Medical and psychological support of candidates for admission to a military college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No 5, pp. 258-263.
6. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Chernega, I.M. and et al. (2015), "Medical and psychological support of students of military age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No 6, pp. 247-250.
7. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological researching. Analysis and interpretation of data, publishing house "Speech", St. Petersburg.
8. Ovchinnikov, B.V., D'yaconov, I.F. and Bogdanov, L.V. (2010), Psychological pre-pathology: preventive diagnosis and correction, publishing house ELBI, St. Petersburg.
9. Solodkov, A.S., Yusupov, V.V., Chernega, I.M. and et al. (2015), "Features of military and professional adaptation of the military personnel of the first year of service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 241-247.
10. Yusupov, V.V. (2005), Rapid assessment of the mental health of servicemen who are prone to addictive behavior, dissertation, St. Petersburg
11. Yatmanov, A.N. (2010), Pathogenesis determinants of internal picture of the disease in patients with essential hypertension, dissertation, St. Petersburg.
12. Yatmanova, T.M., Yatmanov, A.N. and Lobachev. A.V. (2011), "Evaluation of stress of military women", Health - the basis of human development: problems and solutions, Vol. 6, No 1, pp. 521522.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2015
УДК 37.01:159.9
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Татьяна Геннадьевна Шарухина, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению малоизученного в педагогической науке вопроса, связанного с осуществлением процесса обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе требований управленческого подхода. Раскрываются актуальность темы, взгляды на структуру управленческой деятельности преподавателя, сущность и содержание управленческого подхода к организации учебной деятельности курсантов вузов внутренних войск.
Ключевые слова: управленческая деятельность преподавателя; научные взгляды на структуру управленческой деятельности преподавателя; сущность и содержание управленческого подхода к обучению курсантов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p322-327
MANAGERIAL APPROACH TO THE CADETS STUDYING AT THE MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
Tatiana Gennadievna Sharukhina, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Department Chairman,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Armies of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
Article deals with the problem explored insufficiently in pedagogy, connected with the training process of the cadets of the military institutes of the Russian Interior Ministry Forces based on the re-