ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 159.91
Glazyrina T.M., general practitioner, AVA PETER LLС (St. Petersburg, Russia), Е-mail: [email protected]
STRESS RESISTANCE IN MEN OF A MILITARY AGE WITH ARTERIAL HYPERTENSION. The article presents a study of stress in men of a military age with hypertension. Stress resistance is understood as an ability to maintain or improve the results of psychophysiological tests during a stress test. 128 people have participated in the project. The results of the psychophysiological tests in the group of surveyed men, who are first-degree hypertensive, deteriorated during the stress testing. In the group with normal blood pressure the results of the men were better: the author of the study notes accuracy of time perception, performance of complex sen-sori-motor response ("Traffic Light", "Exam"). The surveyed men with normal blood pressure are significantly better able to maintain or improve the results of the psychophysiological tests during the stress test. This indicates a higher ability to maintain the central nervous system excitation and inhibition balance in stressful situations.
Key words: stress, hypertension, recruit, sensori-motor reaction psychophysiological test.
Т.М. Гпазырина, врач общей практики ООО «АВА ПЕТЕР», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ МУЖЧИН ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
В статье рассмотрены вопросы изучения стрессоустойчивости у мужчин призывного возраста с артериальной гипертензи-ей. Под стрессоустойчивостью понимается способность сохранять или улучшать результаты психофизиологических тестов во время стресс-тестирования. В исследовании приняло участие 128 человек. Результаты психофизиологических тестов в группе обследованных с артериальной гипертензией первой степени ухудшились во время стресс-тестирования. В группе с нормальными показателями артериального давления улучшились: точность восприятия времени, показатели сложной сенсомоторной реакции («Светофор», «Экзамен»). Обследованные с нормальными показателями артериального давления статистически значимо лучше способны сохранять или улучшать результаты психофизиологических тестов во время стресс-тестирования. Это свидетельствует о более высокой способности сохранять баланс возбуждения и торможения ЦНС в стрессовой ситуации.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, артериальная гипертензия, призывник, сенсомоторная реакция, психофизиологический тест.
Военная служба является особым видом деятельности, предъявляющая к человеку повышенные требования, как физические, так и психологические [1; 2].
Существующая система профессионального отбора, ориентированная на использование бланковых психологических методик показала свою эффективность, тем не менее, во многих случаях целесообразно дополнительно исследовать психофизиологическое характеристики призывника [1; 3; 4]. В частотности, по результатам психофизиологического исследования можно судить об уровне нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости призывника [5; 6]. Высокая стрессоустойчивость способна обеспечить высокую эффективность функционирования человека в сложных условиях, часто при наличии витальной угрозы. При этом стрессоустойчивость препятствует формированию так же и психосоматических заболеваний, в числе которых ведущее место занимает артериальная гипертензия [7 - 9].
Повышение артериального давления - это нормальная реакция человека на стресс, однако, при нарушении психической регуляции происходит стойкое его повышение с формированием заболевания. При этом показано, в частности, что при артериальной гипертензии психофизиологические изменения определяются раньше клинических проявлений [8], что может свидетельствовать о снижении стрессоустойчивости и о необходимости проведения психопрофилактических мероприятий.
Таким образом, на модели артериальной гипертензии возможно изучение психофизиологических маркеров стрессоустой-чивости, что и являлось целью исследования.
Организация и методы исследования.
Обследовано 128 мужчин призывного возраста от 18 до 26 лет, из них п=65 с нормальными и оптимальными показателями АД (САД 110-129 / ДАД 75-84 мм рт. ст.) (1 группа); п=63 с АГ 1 степени (САД 140-159 / ДАД 90-99) (2 группа).
Использовались следующие психофизиологические тесты: тест на точность восприятия времени, простая сенсомоторная реакция (ПСМР), сложные сенсомоторные реакции (ССМР): «Светофор», «Экзамен», в условиях дефицита времени. Психофизиологическое исследование проводили дважды: в состоянии функционального покоя и во время стресс-тестирования.
Сравнительный анализ проводился с использованием критерий ^Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Полученные результаты и их обсуждение.
Результаты психофизиологического обследования представлены в таблице 1.
Результаты психофизиологического обследования использовали для определения стрессоустойчивости обследованных.
Под стрессоустойчивостью принимали способность сохранять или улучшать результаты психофизиологических тестов во
Таблица 1
Результаты психофизиологического обследования.
Показатель Группа 1 ^±s) Группа 2
Точность восприятия времени в покое, % 69,20±10,66 68,94±11,30
Точность восприятия времени, стресс, % 70,01±10,63 65,94±11,69
Скорость ПСМР в покое, мс 315,27±101,72 330,97±166,38
Скорость ПСМР, стресс, мс 328,07±49,50 437,68±329,06
ССМР (Светофор), в покое, мс 622,73±636,78 558,68±122,89
ССМР (Светофор), стресс, мс 553,87±160,94 578,77±129,46
ССМР дефицит времени, в покое, мс 671,71±138,57 905,08±214,40
ССМР дефицит времени, стресс, мс 632,34±107,63 782,63±148,72
ССМР (Экзамен), в покое, мс 2205,68±1168,92 2140,08±825,61
ССМР (Экзамен), стресс, мс 2140,94±1049,64 2217,29±873,03
время стресс-тестирования [10]. Для её определения выполняли: 1) определение динамики средних значений психофизиологических тестов (положительное значение при улучшении показателя), 2) нормализация показателей, 3) определение средней величины динамики нормализованных величин психофизиологических тестов.
Результаты динамики изменений психофизиологических показателей во время стресс-тестирования представлены в таблице 2.
Показано, что показатели всех методик в группе обследованных с АГ 1 степени ухудшились во время стресс-тестирования, в группе 1 улучшились: точность восприятия времени, ССМР, ССМР (Экзамен). Однако, статистически значимые (р<0,05) различия выявлены только по точности восприятия времени.
время стресс-тестирования. Что свидетельствует о более высокой способности сохранять баланс возбуждения и торможения ЦНС в стрессовой ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что обследованные с нормальными показателями АД характеризуются более высокой стрессоустойчивостью. Низкая стрес-соустойчивость обследованных с АГ 1 степени может объяснять формирование у них стойкого повышения АД.
Выводы
1) Результаты психофизиологических тестов в группе обследованных с артериальной гипертензией первой степени ухудшились во время стресс-тестирования, в группе с нормальными показателями артериального давления улучшились: точность восприятия времени, показатели сложной сенсомоторной реакции («Светофор», «Экзамен»).
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов динамики изменений психофизиологических показателей во время стресс-тестирования обследованных.
Показатель Группа 1 Группа 2
Точность восприятия времени, % 0,81±8,83 -3,00±9,28*
ПСМР, мс -12,80±112,52 -106,71±374,84
ССМР (Светофор), мс 68,85±543,08 -20,09±94,68
ССМР дефицит времени, мс -376,36±136,48 -350,51±173,01
ССМР (Экзамен), мс 64,74±516,12 -77,21±280,35
Примечания: * -различия в группах статистически значимы
Таблица 3
Сравнительный анализ стрессоустойчивости обследованных.
Показатель Группа 1 Группа 2
Стрессоустойчивость 0,14±0,55 -0,10±0,42
Примечания: * -различия в группах статистически значимы
Результаты стрессоустойчивости обследованных представлены в таблице 3.
Выявлено, что обследованные с нормальными показателями АД статистически значимо (р<0,05) лучше способны сохранять или улучшать результаты психофизиологических тестов во
2) Обследованные с нормальными показателями АД характеризуются статистически значимо более высокой стрессоустойчивостью. Низкая стрессоустойчивость обследованных с АГ 1 степени может объяснять формирование у них стойкого повышения АД.
Библиографический список
1. Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Овчинников Б.В. и др. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов. Клиническая и специальная психология. 2016; Т. 5, № 2: 113 - 120.
2. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В. и др. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 5 (123): 254 - 258.
3. Солодков А.С., Федоров Е.В., Днов К.В. и др. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 12 (130): 318 - 322.
4. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В. и др. Медико-психологическое сопровождение кандидатов на поступление в военный вуз. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 5 (123): 258 - 263.
5. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012; Т. 7, № 1: 127 - 128.
6. Порожников П.А., Федоров Е.В., Ятманов А.Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота в зависимости от вида деятельности. Новая наука: От идеи к результату. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016; № 1-2 (60): 16 - 18.
7. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Богданова Л.В. Психологическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция. Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2010.
8. Ятманов А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010.
9. Глазырина Т.М., Ятманов А.Н., Юсупов В.В., Ятманова Т.М. Патогенетические особенности влияния отношения к болезни и артериального давления на нервно-психическую адаптацию военнослужащих. Клиническая патофизиология. 2014; 2: 36 - 39.
10. Ятманова Т.М, Ятманов А.Н., Лобачев А.В. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011; Т. 6, № 1: 521 - 522.
References
1. Dorofeev I.I., Korzunin V.A., Ovchinnikov B.V. i dr. Metodologicheskie aspekty vydeleniya kategorii mediko-psihologicheskogo soprovozhdeniya kursantov. Klinicheskaya i special'naya psihologiya. 2016; T. 5, № 2: 113 - 120.
2. Solodkov A.S., Yusupov V.V., Dnov K.V. i dr. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie voennosluzhaschih v voennom vuze. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 5 (123): 254 - 258.
3. Solodkov A.S., Fedorov E.V., Dnov K.V. i dr. Sovershenstvovanie sistemy professional'nogo psihologicheskogo otbora specialistov VMF. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 12 (130): 318 - 322.
4. Solodkov A.S., Yusupov V.V., Dnov K.V. i dr. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie kandidatov na postuplenie v voennyj vuz. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 5 (123): 258 - 263.
5. Lobachev A.V., Yatmanova T.M., Yatmanov A.N. Ispol'zovanie metodiki biologicheskoj obratnoj svyazi dlya diagnostiki ustojchivosti k stressu i urovnya psihicheskoj adaptacii kursantov. Zdorov'e -osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. 2012; T. 7, № 1: 127 - 128.
6. Porozhnikov P.A., Fedorov E.V., Yatmanov A.N. Prognozirovanie zabolevaemosti voennosluzhaschih voenno-morskogo flota v zavisimosti ot vida deyatel'nosti. Novaya nauka: Ot ideik rezul'tatu. Sterlitamak: RIC AMI, 2016; № 1-2 (60): 16 - 18.
7. Ovchinnikov B.V., D'yakonov I.F., Bogdanova L.V. Psihologicheskaya predpatologiya: preventivnaya diagnostika i korrekciya. Sankt-Peterburg: 'ELBI-SPb, 2010.
8. Yatmanov A.N. Patogeneticheskie determinanty vnutrennejkartinybolezniupacientovs 'essencial'nojgipertenziej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.
9. Glazyrina T.M., Yatmanov A.N., Yusupov V.V., Yatmanova T.M. Patogeneticheskie osobennosti vliyaniya otnosheniya k bolezni i arterial'nogo davleniya na nervno-psihicheskuyu adaptaciyu voennosluzhaschih. Klinicheskaya patofiziologiya. 2014; 2: 36 - 39.
10. Yatmanova T.M, Yatmanov A.N., Lobachev A.V. Ocenka stressoustojchivosti voennosluzhaschih-zhenschin. Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. 2011; T. 6, № 1: 521 - 522.
Статья поступила в редакцию 08.09.16
УДК 316.77
Sokolova K.L., postgraduate, Department of Psychology, Gomel State University n.a. F. Scorina (Gomel, Belarus),
E-mail: [email protected]
CORE COMPONENTS OF MODELS OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE PROPOSED BY FOREIGN RESEARCHERS. The
article is dedicated to a review and analysis of the published data accumulated in western psychology in regard to a problem of what structure of ethnocultural competency is. The foreign researchers have gathered a sufficient amount of information related to this problem. However this data is characterized by a high degree of conceptual complexity and therefore requires systematization. The author traces changes in the researchers' views over the last several decades. The conclusion is made that the main components in models of ethnocultural competency designed by foreign researchers are behavioral, cognitive, motivational, affective and / or attitude-based component. The paper also reveals the linkage between these components and intercultural efficiency.
Key words: ethnocultural competence, model, components.
К.Л. Соколова, аспирант каф. психологии, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Гомель,
Беларусь, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению и анализу литературных данных, накопленных в западной психологии по проблеме структуры этнокультурной компетентности. В англоязычных источниках существует значительный объём информации по данному феномену, которая, однако, характеризуется большой степенью концептуальной запутанности и нуждается в систематизации. В статье прослеживаются изменения во взглядах исследователей на протяжении последних нескольких десятилетий. Делается вывод о том, что основными компонентами в зарубежных моделях этнокультурной компетентности являются: поведенческий, когнитивный, мотивационный, аффективный и/или компонент установок. Выявляется связь между данными компонентами и показателями межкультурной эффективности.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, модель, компоненты.
Развитие современного общества во многом зависит от людей, способных на эффективное взаимодействие с представителями различных этносов, умеющих ценить различия и использовать их для взаимовыгодного сотрудничества. Особую значимость данная способность приобретает в условиях интенсифицирующейся глобализации, которая способствует развитию так называемого «этнического парадокса»: несмотря на расширяющееся взаимодействие различных стран и этносов в разных сферах жизнедеятельности, увеличивается также и число межэтнических конфликтов. Подобная компетентность в условиях многообразия и взаимопроникновения этнокультур становится необходимой как для успешного функционирования современного специалиста, так и для устойчивого развития общества в целом.
Существует множество концепций и моделей этнокультурной компетентности, однако среди исследователей отсутствует консенсус относительно состава её компонентов. Вместе с тем, без определения компонентного состава, а также описание связей между компонентами и их содержания, невозможна эффективная диагностика и развитие этнокультурной компетентности.
В зарубежной психологической науке не существует единого определения данного феномена, среди наиболее часто используемых обозначений: межкультурная коммуникативная компетентность, культурная компетентность, глобальная компетентность, межкультурная сенситивность. Мы используем термин «этнокультурная компетентность», так как он делает акцент именно на взаимодействии разных этнических общностей, а культура в широком ее понимании включает также описание