Научная статья на тему 'Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе'

Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
633
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солодков Алексей Сергеевич, Юсупов Владислав Викторович, Днов Константин Викторович, Туманова Надежда Николаевна, Ятманов Алексей Николаевич

Нервно-психическая адаптация является основой психического здоровья, и определяет успешность деятельности военнослужащих. Проведен анализ динамики нервно-психической адаптации военнослужащих в процессе обучения в вузе. Оценены взаимосвязи нервно-психической адаптации с физиологическими, психофизиологическими, психологическими показателями, показателями личностных качеств военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солодков Алексей Сергеевич, Юсупов Владислав Викторович, Днов Константин Викторович, Туманова Надежда Николаевна, Ятманов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical-psychological support of the military personnel in military higher school

Neuro-psychological adaptation is the basis of the mental health, and it determines the success of the military operations. The analysis of the dynamics of neuro-psychological adaptation of the military personnel in the course of training in higher school has been conducted. The authors evaluated the correlation of the neuro-psychological adaptation with the physiological, psycho-physiological, psychological indicators, indicators of the personal qualities of the military personnel.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе»

1. 2.

3.

4.

5.

ogy, Kaluga,

REFERENCE

Bellange, L. (2002), The negotiation process, Neva, St. Petersburg.

Borozdina, G.V. (2006), Psychology of business communication, Infra-M, Moscow.

Broinig, G. (1996), Guide to negotiating, Infra-M, Moscow.

Luis R.D. (2001), Business cultures in the international business, Delo, Moscow

Mastenbrug, V. (1993), The negotiation process, publishing house Kaluga institute of sociol-

6. Mitroshenkov, O.A. (2003), Effective negotiations, Infra-M, Moscow.

7. Mokshancev, R.I. 92002), Psychology of negotiations, Infra-M, Moscow.

8. Oliver, D. (2003), How to win in negotiation process, Neva, St. Petersburg.

9. Panfilova, A.P. (2004), Business communication in professional activity, Knowledge, St. Petersburg.

10. 11. 12.

cow.

13.

14. Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Reznik, S.G. (2006), Always win business negotiations, Phoenix, Moscow.

Fisher, R. and Ertel, D. (1996), Preparation for negotiations, Filin, Moscow.

Fisher, R. and Ury, U. (1992), Way to consent or negotiations without defeat, Science, Mos-

French, A. (2003), How to conduct negotiations, Hippo Publishing LTD, Moscow.

Shott B. (2003), How to conduct negotiations reliably, creatively, successfully, ОМЕGА-L,

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 159.91

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В

ВОЕННОМ ВУЗЕ

Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Владислав Викторович Юсупов, доктор медицинских наук доцент, Константин Викторович Днов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова), г. Санкт-Петербург; Надежда Николаевна Туманова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова), г. Санкт-Петербург

Аннотация

Нервно-психическая адаптация является основой психического здоровья, и определяет успешность деятельности военнослужащих. Проведен анализ динамики нервно-психической адаптации военнослужащих в процессе обучения в вузе. Оценены взаимосвязи нервно-психической адаптации с физиологическими, психофизиологическими, психологическими показателями, показателями личностных качеств военнослужащих.

Ключевые слова: медико-психологическое сопровождение, психическое здоровье, нервно-психическая адаптация, интеллектуальное развитие, адаптационные способности, личностные качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p254-258

MEDICAL-PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE MILITARY PERSONNEL IN

MILITARY HIGHER SCHOOL

Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg; Vladislav Viktorovich Yusupov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, Konstantin Viktorovich Dnov, the candidate of medical science, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Nadezhda Nikolaevna Tumanova, the senior teacher, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work; Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical science, The Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

Neuropsychological adaptation is the basis of the mental health, and it determines the success of the military operations. The analysis of the dynamics of neuro-psychological adaptation of the military personnel in the course of training in higher school has been conducted. The authors evaluated the correlation of the neuro-psychological adaptation with the physiological, psycho-physiological, psychological indicators, indicators of the personal qualities of the military personnel.

Keywords: medical and psychological support, mental health, neuro-psychological adaptation, intellectual development, adaptation abilities and personal qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Психически здоровым считается военнослужащий умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный усваивать учебную программу, находиться в организованном воинском коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья [1, 5]. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и других. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу [3, 4]. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности, формированию психического или психосоматического заболевания [5, 6].

С целью своевременного выявления лиц склонных или имеющих срыв адаптационных и компенсаторных механизмов в процессе выполнения повседневной или экстремальной деятельности проводится медико-психологическое сопровождение военнослужащих [5]. Цель исследования: изучить динамику нервно-психической адаптации военнослужащих в процессе обучения в вузе и выявить взаимосвязи нервно-психической адаптации с физиологическими, психофизиологическими, психологическими показателями, показателями личностных качеств.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследованы 116 мужчин военнослужащих, обучающихся в Военно-медицинской академии в период с 2007 по 2012 года (с первого по пятый курсы обучения).

Уровень нервно-психической адаптации изучался с помощью теста НПА. Интеллектуальное развитие оценивалось по семи основным показателям методики ОИР (субтесты - «Аналогии», «Арифметический счет», «Зрительная память», «Исключение слов», «Кубы», «Силлогизмы» и «Числовые ряды») и с учетом интегральной оценки ОИР. Индивидуально-психологические особенности и личностные адаптационные характеристики изучены по клиническим шкалам методики СМИЛ, шкалам третьего и четвертого уровней МЛО «Адаптивность». Физиологические показатели включали пробу Штанге, артериальное давление, частоту сердечных сокращений [4]. Сравнительный анализ про-

водился с применением критерия Стьюдента для зависимых выборок. Взаимосвязи изучались на основе корреляционного анализа Пирсона [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика показателя нервно-психической адаптации (НПА) курсантов в процессе обучения в вузе с первого по пятый курсы представлена на рисунке 1.

баллы

НПА

9 6 3 0

линия тренда

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

12

Рис. 1. Средние значения показателя НПА курсантов в процессе обучения в вузе

Из рисунка 1 видно, что изменение показателя НПА в целом носило поступательный характер: намечался восходящий тренд средних значений в процессе обучения курсантов в вузе. В частности, показатель НПА был статистически достоверно:

- выше на втором году обучения (5,8±3,7) по сравнению с первым годом обучения (4,7±2,2) в среднем на 23,4% (р<0,05);

- выше на третьем году обучения (8,0±5,9) по сравнению со вторым годом обучения (5,8±3,7) в среднем на 38,2% (р<0,05);

- выше на пятом году обучения (11,4±8,7) по сравнению с четвертым годом обучения (6,6±5,6) в среднем на 72,0% (р<0,05).

На пятом году обучения значения данного показателя у курсантов статистически значимо (р<0,05) превышали аналогичные значения не только четвертого года обучения, но и всех предыдущих лет обучения:

- первого года обучения в среднем почти в полтора раза (р<0,05);

- второго года обучения в среднем на 98,3% (р<0,05);

- третьего года обучения в среднем на 43,5% (р<0,05).

Однако на четвертом курсе (8,0±5,9) по сравнению с третьим (6,6±5,6) у курсантов было выявлено статистически значимое снижение значений показателя НПА (р<0,05).

Взаимозависимости показателя нервно-психической адаптации с психофизиологическими, физиологическими показателями и личностными качествами у курсантов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционная матрица_

Показатели Коэффициенты корреляции (г„<0,05)

1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс

Психофизиологические показатели

«Зрительная память» (ЗП) -0,35 -0,17

«Арифметический счет» (АС) -0,25

«Исключение слов» (ИС) -0,27

«Кубы» (КУБ) -0,18 -0,26

Интегральный показатель (ОИР) -0,19 -0,25

Психологические показатели

Шкала Ь (лжи) -0,39 -0,26 -0,22 -0,40

Шкала Б (валидности) 0,37 0,31 0,39 0,29 0,26

Шкала К (коррекции) -0,40 -0,30 -0,17 -0,22 -0,31

Шкала Ив (тенденции к сверхконтролю) 0,30 0,25 0,21

Шкала Ну (эмоциональной лабильности) 0,41 0,23 0,25

Шкала Pd (импульсивности) 0,42 0,26 0,31

Шкала М£ (мужественности-женственности) -0,17

Показатели Коэффициенты корреляции (rB<0 05)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Шкала Ра (ригидности) -0,26 0,28 -0,22

Шкала Р1 (тревожности) 0,25 0,37 0,18 0,35 0,27

Шкала 8с (индивидуалистичности) 0,33 0,37 0,40 0,37 0,38

Шкала Ма (оптимистичности) 0,36 0,43 0,33 0,32 0,34

Шкала (социальной интроверсии) 0,23 0,39

Личностные качества

Поведенческая регуляция (ПР) 0,55 0,58 0,42 0,39 0,55

Моральная нормативность (МН) 0,49 0,35 0,25 0,37 0,24

Коммуникативный потенциал (КП) 0,43 0,30 0,50 0,31

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 0,59 0,52 0,37 0,46 0,50

Физиологический показатель

Проба Штанге | | -0,17 | -0,16 | |

Выявлено, что на протяжении всего периода обучения (от курса к курсу) имеются: очень слабые связи НПА курсантов с показателями познавательных психических процессов, слабые, а также умеренные связи с психологическими показателями; умеренные связи с личностными качествами.

Так, например, прямые умеренные связи НПА с показателями Sc, ПР и ЛАП могли свидетельствовать об однонаправленности и устойчивом характере их тенденций. Выявленные тенденции НПА и указанных показателей не были случайными и, скорее всего, устойчиво проявлялись от курса к курсу. Наименее устойчивыми в процессе обучения оказывались слабые связи НПА с прочими показателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

1. Изменение показателя НПА в процессе обучения в вузе носит поступательный характер. С увеличением курса обучения уровень психического здоровья уменьшается.

2. С ухудшением психического здоровья незначительно снижаются показатели познавательных психических процессов.

3. Наиболее устойчивый характер в процессе обучения в вузе носят связи НПА с показателями Sc, Ма, ПР, ЛАП, МН. При ухудшении уровня психического здоровья уменьшается моральная нормативность, поведенческая регуляция, личностный адаптационный потенциал, увеличивается уровень оптимистичности, индивидуалистичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лыков, И.В. Социально-психологическая адаптации подростков в общеобразовательных учреждениях / И.В. Лыков, В.В. Юсупов, И.В. Федоткина // Вестник психотерапии. - 2010. - № 34 (39). - С. 55-62.

2. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб : Речь, 2004. - 388 с.

3. Овчинников, Б.В. Психологическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция / Б.В. Овчинников, И.Ф. Дьяконов, Л.В. Богданова. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2010. - 366 с.

4. Чермянин, С.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2008. - № 4. - С. 49-53.

5. Юсупов, В.В. Экспресс-оценка психического здоровья военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Юсупов В.В. - СПб., 2005. - 26 с.

6. Ятманов, А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ятманов Алексей Николаевич. - СПб., 2010. - 26 с.

REFERENCES

1. Lykov, I.V., Yusupov, V. and Fedotkina, I.V. (2010), "Socio-psychological adaptation of teenagers in educational institutions", Messenger Psychotherapy, No. 34 (39), pp. 55-62.

2. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological researching. Analysis and

interpretation of data, publishing house "Speech", St. Petersburg.

3. Ovchinnikov, B.V., Deacons, I.F. and Bogdanov, L.V. (2010), Psychological pre-pathology: preventive diagnosis and correction, publishing house ELBI, St. Petersburg.

4. Chermyanin, S.V., Korzunin, V.A. and Yusupov, V.V. (2008), "Methodological aspects of diagnostic neuro-psychological instability specialists extreme activities", Medico-biological and socio-psychologicalproblems of safety in emergency situations, No. 4, pp. 49-53.

5. Yusupov, V.V. (2005), Rapid assessment of the mental health of servicemen who are prone to addictive behavior, dissertation, St. Petersburg

6. Yatmanov, A.N. (2010), Pathogenetic determinants of internal picture of the disease in patients with essential hypertension, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.05.2015.

УДК 159.91

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ВОЕННЫЙ ВУЗ

Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Владислав Викторович Юсупов, доктор медицинских наук доцент, Константин Викторович Днов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова), г. Санкт-Петербург; Надежда Николаевна Туманова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы; Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова),

г. Санкт-Петербург

Аннотация

Проведен сравнительный анализ профессионально важных психофизиологических и личностных качеств кандидатов на обучение в Военно-медицинскую академию в зависимости от законченного общеобразовательного учреждения (довузовские военные общеобразовательных учреждения МО РФ, общеобразовательные школы и медицинские училища). Выпускники довузовских военных общеобразовательных учреждений представляют собой наиболее подготовленную часть будущих курсантов.

Ключевые слова: медико-психологическое сопровождение, интеллектуальное развитие, адаптационные способности, личностные качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p258-263

MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE CANDIDATES TO ADMISSION TO THE MILITARY ACADEMY

Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladislav Viktorovich Yusupov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, Konstantin Viktorovich Dnov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Nadezhda Nikolaevna Tumanova, the senior teacher, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work; Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg

Annotation

The comparative analysis of the professionally important psychophysiological and personal qualities of the candidates to admission to the Military Medical Academy has been carried out, depending on the finished educational institution (pre-university secondary military institutions of the Russian Federation of the Ministry of Defense, schools and medical schools). Pre-university graduates of the military

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.