4. Демографический ежегодник России : стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2013. - 475 с.
5. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. проф. Рыбникова В.Ю., проф. Чермянина С.В. - СПб. : АЙСИНГ, 2009. - 216 с.
REFERENCES
1. Wasserman, L.I., Ababkov, V.A., and Trifonov E.A. (2010), Coping: theory and psychological testing, Speech, St. Petersburg.
2. Vinokur, V.A. (2009), OPRV questionnaire (attitude and professional "burnout"), MAPS, St. Petersburg.
3. Gulin, K.A. and Morev, M.V. (2011), "Suicidal behavior of the population: risk factors and management capabilities", Materials of the XI International Academic Conference on Economic and Social Development, HSE Publishing House, Moscow, pp. 217-229.
4. Demographic Yearbook of Russia (2013), Rosstat, Moscow.
5. Ed. Rybnikova, V.Y. and Chermyaninov, S.V. (2009), Psycho-diagnostic methods to identify disadaptative violations in the practice of clinical psychology, Icing, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.06.2015.
УДК 159.91
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Владислав Викторович Юсупов, доктор медицинских наук доцент, Иван Михайлович Чернега, научный сотрудник, Константин Викторович Днов, кандидат медицинских наук, Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова), г. Санкт-
Петербург
Аннотация
Проведен сравнительный анализ уровня интеллектуального развития и личностных качеств кадетов довузовских военных общеобразовательных учреждений министерства обороны Российской Федерации и учащихся общеобразовательных школ. Результаты указывают на то, что условия обучения в специализированных довузовских военных общеобразовательных учреждениях позволяют сформировать наиболее подготовленного призывника в вооруженные силы Российской Федерации.
Ключевые слова: медико-психологическое сопровождение, интеллектуальное развитие, адаптационные способности, личностные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p247-250
MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE MILITARY AGE
STUDENTS
Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladislav Viktorovich Yusupov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, Ivan Mikhailovich Chernega, the researcher, Konstantin Viktorovich Dnov, the candidate of medical sciences, Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The comparative analysis of the level of intellectual development and personal qualities of cadets of military pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and
the students of the secondary schools has been undertaken. The results indicate that the conditions of pre-university training in the specialized military educational institutions allow educating the best trained conscript in the armed forces of the Russian Federation.
Keywords: medical and psychological support, development of intelligence, adaptive abilities, personal qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к повышению престижа военной службы в обществе, поэтому проблема качественного комплектования специалистами подразделений Вооруженных сил РФ стала одной из наиболее актуальных проблем [5].
Основными проблемами при призыве в вооруженные силы у призывников является адаптация к новым условиям жизни; сохранение и развитие мотивации к профессиональной деятельности; военно-профессиональная ориентация с учетом развития профессионально важных качеств [4]. Срыв адаптации приводит не только к нештатным ситуациям, но и к формированию психической, психосоматической патологии с досрочным увольнением из Вооруженных сил РФ [3, 6].
В связи с этим представляет особый интерес уровень интеллектуального развития и личностных качеств кадетов довузовских военных общеобразовательных учреждений министерства обороны Российской Федерации и школьников общеобразовательных школ [1].
Цель исследования. Изучить уровень интеллектуального развития и личностных качеств кадетов довузовских военных общеобразовательных учреждений министерства обороны Российской Федерации и учащихся общеобразовательных школ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследованы кадеты выпускных классов довузовских военных общеобразовательных учреждений министерства обороны Российской Федерации (n=51), учащиеся 11 классов средних общеобразовательных школ или лицеев (n=46).
Интеллектуальное развитие оценивалось по трем показателям методики ОИР (субтесты - «Кубы», «Силлогизмы» и «Числовые ряды») и с учетом интегральной оценки ОИР. Индивидуально-психологические особенности и личностные адаптационные характеристики изучены по клиническим шкалам методики СМИЛ, шкалам третьего и четвертого уровней МЛО «Адаптивность» [4].
Сравнительный анализ проводился с применением t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Различия считали статистически значимыми при р<0,05 [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты сравнительного анализа общего интеллектуального развития у групп учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса приведены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения показателей ОИР в группах обследованных (x±s)_
Показатели Средняя школа (n=46) Кадетский корпус (n=51)
Показатель методики «Числовые ряды» 14,5±4,8 16,7±3,6*
Показатель методики «Силлогизмы» 15,3±6,7 19,8±5,2*
Показатель методики «Кубы» 15,3±6,7 24,2±4,0*
ОИР - интегральный показатель 107,8±30,5 122,2±25,9*
Примечания: * - различия статистически значимые (p<0,05).
Выявлено, что учащиеся 11 классов кадетского корпуса по сравнению с учащимися средней общеобразовательной школы имели достоверно более высокие значения по следующим показателям общего интеллектуального развития: «Числовые ряды» в сред-
нем на 14,8% (р<0,05); «Силлогизмы» в среднем на 29,6% (р<0,05); «Кубы» в среднем на 58,4% (р<0,05) и в целом по интегральному показателю ОИР в среднем на 13,4% (р<0,05).
Сравнительный анализ клинических шкал методики СМИЛ у учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса представлен в таблице 2. По данным таблицы 2 обучающиеся 11 классов кадетского корпуса по сравнению с учащимися 11 классов средней общеобразовательной школы имели достоверно более низкие значения почти по всем основным шкалам методики СМИЛ: Б - пессимистичности в среднем на 8,9% (р<0,05); Ну - эмоциональной лабильности в среднем на 7,9% (р<0,05); Pd - импульсивности в среднем на 9,7% (р<0,05); Ра - ригидности в среднем на 5,9% (р<0,05); Р1 - тревожности в среднем на 7,7% (р<0,05); 8с - индивидуалистичности в среднем на 10,6% (р<0,05); Ма - оптимистичности в среднем на 11,5% (р<0,05).
Таблица 2
Средние значения шкал методики СМИЛ в группах обследованных (x±s)
Показатели Средняя школа (п=46) Кадетский корпус (п=51)
Шкала Б (валидности) 57,3±11,2 45,1±11,4*
Шкала К (коррекции) 64,8±9,5 71,7±6,9*
Шкала Б (пессимистичности) 65,0±8,4 59,2±7,3*
Шкала Ну (эмоциональной лабильности) 58,6±8,0 54,0±5,9*
Шкала Pd (импульсивности) 72,7±7,3 65,6±9,7*
Шкала Ра (ригидности) 61,3±8,5 57,7±5,1*
Шкала Р1 (тревожности) 67,4±9,4 62,2±7,1*
Шкала 8с (индивидуалистичности) 69,5±6,4 62,1±8,7*
Шкала Ма (оптимистичности) 68,4±9,0 60,6±8,4*
Шкала (социальной интроверсии) 57,1±6,3 56,2±7,2
Примечания: * - различия статистически значимые (р<0,05).
Отдельно следует отметить, что только по двум шкалам (К - коррекции и Pd - импульсивности) среднегрупповые значения превышали нормальные (Т>71). Это указывает на высокий уровень самоконтроля кадетов и несдержанность, признаки НПН у школьников.
При анализе адаптационных характеристик личности у групп учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса выявлены статистически значимые различия по всем показателям методики МЛО «Адаптивность» (таблица 3).
По данным таблицы 3 учащиеся 11 классов кадетского корпуса по сравнению с учащимися 11 классов средней общеобразовательной школы имели достоверно более низкие значения: поведенческой регуляции (ПР) в среднем на 45,9% (р<0,05); коммуникативного потенциала (КП) в среднем на 20,5% (р<0,05); моральной нормативности (МН) в среднем на 15,8% (р<0,05); личностного адаптационного потенциала (ЛАП) в среднем на 34,1% (р<0,05). Практически в два раза уровень нервно-психической устойчивости и адаптационных способностей личности кадетов выше, чем у школьников.
Таблица 3
Средние значения шкал методики МЛО в группах обследованных (x±s)
Показатели Средняя школа (п=46) Кадетский корпус (п=51)
Поведенческая регуляция (ПР) 34,2±13,9 18,5±12,3*
Коммуникативный потенциал (КП) 14,3±4,3 11,3±4,4*
Моральная нормативность (МН) 11,5±3,0 9,7±4,0*
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 59,9±16,8 39,5±19, 2*
Примечания: * - различия статистически значимые (р<0,05).
Таким образом, как познавательные психические процессы, так и индивидуально-психологические и адаптационные характеристики личности выступают в роли аппарата, с помощью которого подросток приобретает опыт развития практического интеллекта. Но специфические условия кадетского корпуса, закрытость, военная направленность оказывает большое влияние на развитие профессионально важных качеств кадета, что и поз-
воляет им легче адаптироваться к условиям военной службы.
ВЫВОДЫ
1) Учащиеся 11 классов кадетского корпуса по сравнению с учащимися средней общеобразовательной школы имели статистически значимо более высокие значения по показателям общего интеллектуального развития: «Числовые ряды» в среднем на 14,8% (p<0,05); «Силлогизмы» в среднем на 29,6% (p<0,05); «Кубы» в среднем на 58,4% (p<0,05) и в целом по интегральному показателю ОИР в среднем на 13,4% (p<0,05).
2) По результатам анализа клинических шкал методики СМИЛ выявлено наличие высокого уровня самоконтроля кадетов и несдержанность, признаки НПН у школьников.
3) По результатам анализа адаптационных характеристик личности выявлено, что уровень поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности, личностного адаптационного потенциала выше у обследованных кадетов.
4) Результаты сравнительного анализа уровня интеллектуального развития и личностных качеств кадетов и школьников указывают на то, что условия обучения в специализированных довузовских военных общеобразовательных учреждениях позволяют сформировать наиболее подготовленного призывника в вооруженные силы Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лыков, И.В. Социально-психологическая адаптации подростков в общеобразовательных учреждениях / И.В. Лыков, В.В. Юсупов, И.В. Федоткина // Вестник психотерапии. - 2010. - № 34 (39). - С. 55-62.
2. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004. - 388 с.
3. Овчинников, Б.В. Психологическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция / Б.В. Овчинников, И.Ф. Дьяконов, Л.В. Богданова. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2010. - 366 с.
4. Чермянин, С.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2008. - № 4. - С. 49-53.
5. Юсупов, В.В. Экспресс-оценка психического здоровья военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Юсупов В.В. - СПб., 2005. - 26 с.
6. Ятманов, А.Н. Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ятманов Алексей Николаевич - СПб., 2010. - 26 с.
REFERENCES
1. Lykov, I.V., Yusupov, V. and Fedotkina, I.V. (2010), "Socio-psychological adaptation of teenagers in educational institutions", Messenger Psychotherapy, No. 34 (39), pp. 55-62.
2. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological researching. Analysis and interpretation of data, publishing house "Speech", St. Petersburg.
3. Ovchinnikov, B.V., Deacons, I.F. and Bogdanov, L.V. (2010), Psychological pre-pathology: preventive diagnosis and correction, publishing house ELBI, St. Petersburg.
4. Chermyanin, S.V., Korzunin, V.A. and Yusupov, V.V. (2008), "Methodological aspects of diagnostic neuro-psychological instability specialists extreme activities", Medico-biological and socio-psychological problems of safety in emergency situations, No. 4, pp. 49-53.
5. Yusupov, V.V. (2005), Rapid assessment of the mental health of servicemen who are prone to addictive behavior, dissertation, St. Petersburg
6. Yatmanov, A.N. (2010), Pathogenetic determinants of internal picture of the disease in patients with essential hypertension, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2015.