Научная статья на тему 'Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе'

Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADETS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / DYNAMICS CHANGE / КУРСАНТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Федоров Е.В., Днов К.В., Дорофеев И.И., Тихенко В.В., Юсупов В.В.

В статье рассмотрены вопросы динамики уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе. Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе определена на выборке из 135 мужчин по данным лонгитюдного исследования. Выявлено, что интеллектуальные способности у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения. На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счёт», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР Наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом. На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Федоров Е.В., Днов К.В., Дорофеев И.И., Тихенко В.В., Юсупов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL DYNAMICS OF THE LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CADETS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL

The article discusses the dynamics of the level of general intellectual development of cadets in training in a military school of higher education. The dynamics of the general intellectual development of cadets in training in military high school is determined in research of 135 men according to a longitudinal study. The work has revealed that the intellectual abilities of the cadets are not static and are subject to change in the learning process. In the first year of university studies the researchers reveal an overall strong tendency to increase such indicators ad “analog”, “visual memory”, “Arithmetic counting”, “Exclusion of words” as well as a tendency to a decrease in the indicators of “Numeral series”, “Cubic calculation” and the integral index of FID. The best development of the psychophysiological professionally important qualities of students coincides with the second course. At the 3d and the 4th year of studies the authors of the papr mark a gradual decrease in the level of development of the main components of intellectual development.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе»

преодолена предоставлением руководителям прогнозной базы по повышению эффективности рабочих команд, сформированных с учётом социально-психологических факторов. Сделанные нами выводы, конечно, не являются бесспорными, но представ-

Библиографический список

ляют собой определённый теоретический и практический вклад в развитие представлений относительно процесса формирования рабочих команд в организации и эффективности командной деятельности в целом.

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. Москва: Финансы и статистика, 2003.

2. Жуков Ю.М., Журавлев A.B., Павлова E.H. Технологии командообразования. Москва: Аспект Пресс, 2008.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

4. Карякин А.М. Рабочие команды: основы теории и практики. Иваново: ГОУ ВПО «ИГЭУ», 2009.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. Москва: Финансы и статистика, 2003.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Москва: «Аспект-Пресс», 2009.

7. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. Москва: HIPPO, 2003.

References

1. Avdeev V.V. Upravlenie personalom: tehnologiya formirovaniya komandy. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

2. Zhukov Yu.M., Zhuravlev A.B., Pavlova E.H. Tehnologiikomandoobrazovaniya. Moskva: Aspekt Press, 2008.

3. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Frolov D.F., Grabenko T.M. Teoriya ipraktika komandoobrazovaniya. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

4. Karyakin A.M. Rabochie komandy: osnovy teorii ipraktiki. Ivanovo: GOU VPO «IG'EU», 2009.

5. Galkina T.P. Sociologiya upravleniya: otgruppy kkomande. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

6. Krichevskij R.L., Dubovskaya E.M. Social'naya psihologiya maloj gruppy. Moskva: «Aspekt-Press», 2009.

7. Belbin R.M. Komandy menedzherov. Sekrety uspeha iprichiny neudach. Moskva: HIPPO, 2003.

Статья поступила в редакцию 09.03.16

УДК 159.91

Fyodorov E.V., lecturer, Naval Polytechnic Institute (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

Dnov K.V., Cand. of Sciences (Medicine), lecturer, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia),

Е-mail: yan20220@mail.ru

Dorofeyev I.I., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

Tikhenko V.V., adjunct, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru Yusupov V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Head of Department, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

Yatmanov A.N., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

GENERAL DYNAMICS OF THE LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CADETS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL. The article discusses the dynamics of the level of general intellectual development of cadets in training in a military school of higher education. The dynamics of the general intellectual development of cadets in training in military high school is determined in research of 135 men according to a longitudinal study. The work has revealed that the intellectual abilities of the cadets are not static and are subject to change in the learning process. In the first year of university studies the researchers reveal an overall strong tendency to increase such indicators ad "analog", "visual memory", "Arithmetic counting", "Exclusion of words" as well as a tendency to a decrease in the indicators of "Numeral series", "Cubic calculation" and the integral index of FID. The best development of the psychophysiological professionally important qualities of students coincides with the second course. At the 3d and the 4th year of studies the authors of the papr mark a gradual decrease in the level of development of the main components of intellectual development.

Key words: cadets, intellectual development, dynamics change.

Е.В. Федоров, преподаватель, Военно-морской политехнический институт, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru

К.В. Днов, канд. мед. наук, докторант, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru

И.И. Дорофеев, канд. мед. наук, начальник лаборатории, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru

В.В. Тихенко, адъюнкт, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru В.В. Юсупов, д-р мед. наук, доц., начальник отдела, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru

А.Н. Ятманов, канд. мед. наук, начальник лаборатории, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: yan20220@mail.ru

ДИНАМИКА УРОВНЯ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье рассмотрены вопросы динамики уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе. Динамика уровня общего интеллектуального развития у курсантов в процессе обучения в военном вузе определена на выборке из 135 мужчин по данным лонгитюдного исследования. Выявлено, что интеллектуальные способности у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения. На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счёт», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР Наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом. На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.

Ключевые слова: курсанты, интеллектуальное развитие, динамика изменений.

Целью медико-психологического сопровождения (МПС) курсантсввузов входе обаазовательногопроцессаявляется их военно-профессиональная адаптация, устойчивая учебная мотивация, военно-оряфевсиуналынао нвпиавленеосеьнпбтивб-ция к прохождению военной службы на первичных офицерских должностях, развитие профессионально-важных качеств лично-сзнВядсЩихофиваров.повышенизэффяктигносои вбячсниязя счёт оказания соответствующей психологической помощи [1].

Психофизиологический аспект организации МПС курсантов в образовательном процессе военного вуза имеет самую непосредственную связь со способноснями тбучаюдтхся, 13 частности значительаее внинюаиевдблявттявт нуовтю oЦфУга интыяв лектуаляного раовинья [32ь-4].

С ;эялВ1у^лдюию^ч^латяь тлаятьютл^алась ьяняьина ярлв-ня обэи^еро итыелеб^олынтго раияетит кс^авоов 1-У ннаятл в сущнстьвющив осг^нятлсзонаых латсавв)- оН-уан^^ьт^лалрюЮ де-ятельност в вузе.

Организация и методы исследования

ЕЗи^с^лвяс^вини и приняло участие 135 курсантов военного вуза ВМФ. Интеллектуальное развитие оценивалось по семи ocуoвиыусакaнaтeляымeрoтнl<иOИР

«Арифметический счет», «Зрительная память», «Исключение слов», «Кубы», «Силлогизмы» и «Числовые ряды») и с учетом ннчeгбыльнзуачeнкиOИД И.язпчениеуро вня общего интеллектуального развития у курсантов проводилось в первом семестре ежегодно с 1 по 5 курсы обучения. Результаты отчисленных курсантов в исследовании не использовались.

Сстонидялынчмьндтвх яутводвсня с гссосьвовсдсем кри-пеуый (-Сотюденса уде зтвисимяю ныРорты.Ранлиияясчитали сьвтхятхчеяки вхсхимыми ври |г-]]0,сн.

П4лyь-ыю4)л ьяяюыгьaтыи лх грбсуни^ва^ утц0сяльтвl лосаядонтния днпамиви тякаавтелсй-бщего ню oтлньгяьaаь4свя ь^;^Е)иьнч кnьcaитoв л еьтLгeяяeаЫyыeн4сввoиe представлены на рисунке 1.

Аналогии

V. V •%,„ V V V

Числовые ряды

Исключение слов

Зрительная память

Кубы

Рис. 1. Диньнюкз птхaзстeлР0СИP курсантов в период обучения

Сравнительная характеристика групп к^нрсантов по значениям показателей ОИР

Саблица 1

Курсы Аналогии и^а са Зрттелан-я памяев

1 -2 18,5а5,9 С1Я—а 1 -3 РЛ-Р-Р

1 -и 1Р,5Р5,е 2(57—2 1 ,, Т1,В27,П Р0,2и5,Р

1 -4 ик,е±^,е еИ,7еР,Р 1 ,2 51 1 9,8±И,Р

1 -4 ИП.ИЯ1^,^ 21,1е:И,6 Т-е тле±и,е ЧИ^ар

Куриы йистовые ри-П1 Ки5сы /В±ви1±м!втз±ы1;сис счет

П-4 17,5Р-,- 18,2н4,е 1 Р- 1 ,,5456

4-- 1В ,8±4,5 16,7:П4,2 1лИ 16,Ра6,В 18,3±5,8

Курсы Исключение слов 1лИ 16,Ра6,В 18,5±5,4

1-нг 2а,Р±а,- га,-!-- 2- 5 18,3±5,8

1 -п Р 5 ,"И:1^ ,е 57,17—,2 И,, ±и -и- , п 18,0и6,Р

1С- И5,5и2,8 25,е±и,в Р ,5 20,1±5,8 18,5±5,4

2-- и^.И4--:- Курсы Кубы

керсы Интегралмныэм аааазитеыи 1и2 13,0±И,2 18,2±5,2

л 1115,пГ±20,П) 1П>4,7■:t5,^ 1 л — 12,5пИ,2 18,6±6,0

2 - 3 124,4±5,2 119,2±19,9 2 - 4 18,2±5,2 18,6±6,0

2 - 4 124,4±5,2 116,5±23,6 3 - 4 17,2±5,5 18,6±6,0

4 - 5 18,6±6,0 17,2±5,9

Следует отметить, что на первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счет», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР Показано, что наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом. На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.

Для выявления характера изменения уровня общего интеллектуального развития было проведено парное сравнение групп курсантов по каждому исследуемому показателю на всех курсах. Статистически значимые различия, полученные в результате сравнительного анализа, приведены в таблице 1.

По данным таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать следующие выводы:

- на втором курсе была выявлено статистически достоверное (р<0,05) повышение уровня выраженности показателя «Аналогии»; в дальнейшем до пятого курса статистически значимых изменений не наблюдалось, т. е. у большинства курсантов показатель сохранялся на достигнутом уровне;

- показатель «Числовые ряды» у курсантов неуклонно снижался и на четвертом курсе у большинства курсантов был практически достоверно ниже (р<0,05), чем на втором курсе. Однако, на пятом курсе утвердилась тенденция к росту этого показателя (р<0,05);

- показатель «Зрительная память» начиная со второго курса снижался и на третьем курсе был ниже у преобладающего большинства курсантов по сравнению с первым годом обучения (р<0,05). Эта тенденция сохранялась до пятого курса; на пятом курсе эта тенденция практически достоверно усилилась (р<0,05);

- показатель «Арифметический счет» у курсантов второго курса достоверно (р<0,05) имел тенденцию к повышению по

Библиографический список

отношению к первому году обучения. Однако затем у преобладающего большинства курсантов наблюдалась тенденция к его снижению вплоть до пятого курса (р<0,05);

- показатель «Исключение слов» у преобладающего большинства курсантов имел тенденцию к повышению на втором году обучения (р<0,05), на четвертом году обучения проявилась тенденция к его снижению (р<0,05);

- показатель «Кубы» был наиболее нестабильным в своих изменениях. У курсантов второго курса он имел тенденцию к повышению (р<0,05), затем после несущественного снижения приобрел достоверную тенденцию к повышению (р<0,05), наконец, на пятом году обучения также достоверно имел тенденцию к снижению (р<0,05);

- интегральный показатель ОИР у курсантов второго курса характеризовался статистически значимой тенденцией к повышению (р<0,05), но уже на третьем курсе он достоверно снижался у преобладающего числа курсантов (р<0,05). Повышение его среднего значения на пятом курсе не носило статистически значимого характера.

Выводы

1) Интеллектуальные способности у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения.

2) На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счёт», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя ОИР.

3) Наилучшее развитие психофизиологических профессионально-важных качеств у курсантов совпадало со вторым курсом.

4) На 3-м и последующих курсах отмечается постепенное уменьшение уровня развития основных компонентов интеллектуального развития.

1. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В. и др. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 5: 254-258.

2. Дрынкина Т.И. Когнитивные аспекты динамики конфликта. Конфликтология. 2012; 2: 7-17.

3. Лыков И.В., Юсупов В.В., Федоткина И.В. Социально-психологическая адаптации подростков в общеобразовательных учреждениях. Вестник психотерапии. 2010; 34: 55-62.

4. Овчинников Б.В. К вопросу о психической адаптации. Журнал практического психолога. 2012; 3: 7-24.

5. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008; 4: 49-53.

References

1. Solodkov A.S., Yusupov V.V., Dnov K.V. i dr. Mediko-psihologicheskoe soprovozhdenie voennosluzhaschih v voennom vuze. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2015; 5: 254 - 258.

2. Drynkina T.I. Kognitivnye aspekty dinamiki konflikta. Konfliktologiya. 2012; 2: 7 - 17.

3. Lykov I.V., Yusupov V.V., Fedotkina I.V. Social'no-psihologicheskaya adaptacii podrostkov v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik psihoterapii. 2010; 34: 55 - 62.

4. Ovchinnikov B.V. K voprosu o psihicheskoj adaptacii. Zhurnalprakticheskogo psihologa. 2012; 3: 7 - 24.

5. Chermyanin S.V., Korzunin V.A., Yusupov V.V. Metodologicheskie aspekty diagnostiki nervno-psihicheskoj neustojchivosti u specialistov 'ekstremal'nyh vidov deyatel'nosti. Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. 2008; 4: 49 - 53.

Статья поступила в редакцию 09.02.16

УДК 159.91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fyodorov E.V., lecturer, Naval Polytechnic Institute (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru Glazyrina T.M., postgraduate, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru Dorofeyev I.I., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

Korzunin V.A., Doctor of Sciences (Psychology), Leading Researcher, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

Yusupov V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Head of Department, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

Yatmanov A.N., Cand. of Sciences (Medicine), Head of Laboratory, Military Medical Academy n.a. S.M. Kirov (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: yan20220@mail.ru

DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PERSONALITY CHARACTERISTICS OF CADETS IN THE COURSE OF TRAINING IN A MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL. The article discusses the dynamics of characteristics of adaptation of students in the learning process in a military higher educaton institution. The dynamics of the development of personal characteristics of adaptation in the studies has been carried out in the study of 135 male cadets according to a longitudinal method. The paper reveals that personal characteristics of adaptation of cadets are not static and are subject to change in the learning process. In the first year of university studies the authors reveal a common pattern expressed in lower rates of behavioral regulation, moral norms and personal adaptation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.