Необходимо также отметить, что после сдачи экзамена резко увеличивается количество жалоб на ухудшение общего самочувствия (вялость, головная боль и т.д.). Так, жалобы на усталость до занятий предъявляли 1,5 % обследуемых, а после сдачи экзамена - 47 %. Параллельно отмечается снижение продолжительности ночного сна у студентов.
Статистическая проверка полученных данных подтверждает достоверность обнаруженных изменений: уже обычная учебная нагрузка в течение дня приводит к выраженному увеличению латентного периода реакций, к снижению внимания, выносливости, сопротивляемости, утомлению и нарастанию утомления. Попутно отмечается замедление пульса.
Под влиянием напряженного умственного труда в период экзаменационной сессии все изменения выражены более резко, за исключением частоты пульса, которая не снижается, а наоборот, существенно увеличивается. В тот же период значительно возрастает частота жалоб на усталость.
Полученные данные позволяют судить о динамике умственного утомления у студентов и могут быть использованы для рационального планирования учебной нагрузки и экзаменационной сессии, которая характеризуется значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода и всего учебного процесса.
Литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе.-М., 1982.
2. Карповский Г.К., Сучков С.И. Особенности умственной работоспособности студентов в течение учебного года // Материалы учебно-методической конференции. - М., 1996.
3. Лабойко Н.С. Физиологическое обоснование режимов деятельности. - Киев, 1999.
4. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2004.
5. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. - М.: АСВ, 2000.
Баданов Арнольд Васильевич, доцент кафедры физического воспитания БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Badanov Arnold Vasilievich, associate professor, department of physical education, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.
УДК 796: 378. 663 (571, 54)
Г.Б. Бардамов
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Конкуренция спортсменов на спортивной арене за медали заставляет систематически повышать свое спортивное мастерство, а без учета в планировании современных инновационных технологий невозможно добиться желаемого результата. В статье раскрываются конкретные подходы к решению данной проблемы за счет определения пяти основных управленческих задач, которые позволяют эффективно реализовывать стратегические установки совершенствования спортивного мастерства спортсмена-борца по заранее разработанной модели деятельности.
Ключевые слова: стратегия управления, спортивное мастерство, школа борьбы, психофункциональное состояние
G.B. Bardamov MANAGING TASKS AND THEIR IMPORTANCE WHILE PLANNING THE TRAINING PROCESS IN SPORT OF HIGH ACHIEVEMENTS
Competition of sportsmen for medals at sport arena makes them raise systematically their sport skills. It is impossible to get the expected result without taking in consideration planning of modern innovative technologies. Specific ap-
proaches to solve this problem by defining five basic managing problems are revealed in the article. These approaches allow to realize effectively strategic aims of advancing sport skills of a sportsman-wrestler according to the model of activity which has been developed beforehand.
Keywords: managing strategy, sport skills, school of wrestling, psycho functional condition.
Актуальность. Под планированием понимается управленческий процесс спортивной подготовки спортсмена, направленный на укрепление позиций по разделам совершенствования спортивного мастерства для достижения поставленных целей, с одной стороны. С другой - планирование тренировочного процесса является одним из обязательных документов, требующих соблюдения правил реализации педагогических задач в спорте высших достижений. В-третьих, без определения управленческих задач на конкретного спортсмена невозможно четко регулировать его двигательный потенциал, который во многом определяет успех в абсолютном большинстве видов спорта. При этом постоянное изменение правил соревнований, оказывающее влияние на технику и тактику борьбы, предполагает новый подход к вопросу планирования процесса подготовки спортсмена, в частности к регуляции соотношения тренировочных нагрузок по повышению уровня развития двигательных способностей спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей. Отсюда проблема поиска рациональных подходов к управлению тренировочным процессом, его содержательности по конкретным целевым задачам, определяющим совокупную деятельность спортсмена в раскрытии двигательного потенциала, является одним из злободневных вопросов в практике спорта высших достижений.
Многими ведущими учеными отмечается, что только высокий уровень двигательных способностей позволяет спортсменам осваивать новые координационно-сложные технические действия. Решение этой задачи иногда кажется простым и очевидным. Однако, как показывает результаты анализа, успехи развития двигательных качеств, от которых зависит спортивное мастерство спортсменов и их высокие результаты, возможны только при условии четкого представления о физиологических и функциональных процессах, происходящих в организме спортсмена под воздействием упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и т.д. Развитие их требует целенаправленного управления, в частности, определения конкретных тренировочных задач для каждого спортсмена с учетом их индивидуальных особенностей (Новиков A.A., 1986, 2003, 2008), что определяет актуальность нашего исследования.
Актуальность и педагогическая значимость проблемы повышения эффективности учебнотренировочного процесса в вольной борьбе, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Значимость управленческих задач при планировании учебно-тренировочной деятельности в спорте высших достижений».
Организация и обоснование методики исследования. Цель исследования - разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование управленческих задач тренировочного процесса на основе определения модельных блоков двигательных способностей, обеспечивающие спортсменам осваивать новые координационно сложные технические действия с учетом их индивидуальных особенностей. Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе осуществлялся анализ и обобщение научнометодической литературы по определению управленческих задач тренировочного процесса. На втором - проведен анализ соревновательной деятельности ведущих спортсменов по оценке выполнения множества конкурентоспособных действий во время схваток, по которым определялись модельные разделы учебнотренировочной подготовки борцов в рамках повышения уровня их индивидуального мастерства. На третьем этапе разработаны индивидуальные методики овладения модельных блоков, развития двигательных способностей, усовершенствования стиля ведения схватки на ковре, от которых в последующем зависит успешное их выступление на различных по рангу соревнованиях. На четвертом - осуществлен формирующий эксперимент, проведен анализ и интерпретация полученных материалов, сформированы выводы и практические рекомендации.
Достоверность полученных результатов исследования обусловлена обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов исследований, адекватных объекту, задачам, логике исследования и корректностью математической обработки экспериментального материала. Инструментальной методикой служили судейские записки, специальные протоколы, записи схватки, педагогические наблюдение, медико-биологические и психофункциональные методы, а также была использована видеоаппаратура. Анализ практи-
ческой работы тренеров показывает, что они этой методикой не пользуются, а работают и добиваются успехов только за счет своей интуиции (41%), приобретенного опыта (40%) или на основе принципа «проб и ошибок» (19%), что обусловило разработку экспериментальной программы с последующим комплексным обследованием каждого спортсмена-борца.
Результаты исследования. Проведенный анализ анкетного опроса ведущих специалистов и тренеров спортивной борьбы (160 чел.) показал, что действительно одни тренеры (17%)
строят сложные программы подготовки для своих спортсменов, которые не могут претворить в жизнь, другие (33%) разрабатывают более приемлемые стратегии и с блеском реализовывают их, а большинство (50%) не знает, как ее усовершенствовать .
Дальнейшее исследование выявило, что в планировании тренировочного процесса основой служат пять управленческих задач, которые определяют смысловое понятие системы подготовки (схема 1).
Пять взаимозависимых задач стратегического управления
Схема 1
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задача 5
Характеристика основных положений совершенствования спортивного мастерства спортсменов на основе учета предъявляемых требований соревновательной деятельности
Определение повторно при необходимости
Оценка уровня готовности борца к требованиям формирования индивидуального стиля ведения поединка (общая характеристика возможностей)
Пересмотр при необходимости
Диагностика психофункционального состояния организма борца для обозначения стратегических направлений развития индивидуального ТТМ (оценка внутренних возможностей)
Переформирование при необходимости
Разработка модели управления тренировочным про-
цессом и умелая реализация выбранного плана для достижения же-
лаемых результатов
Переработка при необходимости
±
Оценка проделанной работы, внесение кор-
ректив в систему подготовки на основе изменившихся условий или в свете новых идей или новых требова-
Возврат к задаче 1, 2, 3 или 4 при необходимости
Управленческие задачи
Детальный анализ анкетного опроса ведущих тренеров (120 чел.) показал, что в пяти взаимозависимых задачах концентрируется своеобразная технология целевого достижения конечного результата. Так, стратегическое видение и прогнозирование деятельности осуществлялось в направлении решения следующих задач:
- определение наиболее экономного использования ограниченных средств с целью последовательного построения целеформирующих разделов программного обучения для достижения запланированных результатов (37% респонден-
тов считают значимой деятельность в системе подготовки);
- определение оптимального варианта организации индивидуальных тактико-технических действий (целеустановка, выборка задачи, принятие решения к действию и его реализация), диктуемых характером соревновательной деятельности (29% респондентов);
- определение модели тактико-технических вариантов в экстремальных условиях борьбы (механизмы принятия решения к действию, эффективность и результативность атакующих, защитных и контратакующих действий с учетом
своих возможностей и соперника и т.д.) (15% респондентов);
- построение различных тактических схем для усовершенствования коронного приема, изучение наиболее значимых тактических способов к осуществлению конкретного приема, модернизация тактических "лабиринтов", "ловушек" по дезорганизации соперника и созданию благоприятных условий и др. (14% респондентов);
- группировка в целевые комплексы вариантов действий на основе учета индивидуального спортивного мастерства соперника, т.е. составление плана конкурентоспособных действий для каждого спортсмена-борца и их реализация в условиях соревновательной деятельности (5% респондентов).
Для эффективной реализации методики обучения были разработаны воздействующие и управляемые (регулятивные) элементы для каждого уровня системы подготовки, которые позволяли отслеживать текущее состояние борца в данный момент времени.
Программа комплексного обследования подразумевала осуществление педагогического контроля, т.е. оценки эффективности разработанной методики по показателям готовности борца к совершенствованию и развитию индивидуального стиля соревновательной деятельности, определяющих конечные результаты достижения целевых задач по следующим параметрам:
- оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;
- оценка объема и интенсивности физических нагрузок;
- оценка выполненного плана тренировки;
- оценка динамики развития спортивных результатов и прогноза уровня достижения результатов отдельными спортсменами;
- оценка индивидуальных параметров комбинационного стиля ведения схватки и показателя эффективности коронных приемов в условиях соревнований;
- оценка психофункционального состояния организма в условиях изменения учебнотренировочного процесса и подготовки к ответственным соревнованиям.
Такая программная установка необходима для анализа оценочного материала, чтобы облегчить задачу тренера в вопросах выяснения слабых и сильных сторон подготовленности ученика. При этом своевременная оперативная оценка, выставленная по вышеизложенным параметрам контроля, позволяет рационально вне-
сти коррективы в долгосрочные (краткосрочные) основные направления деятельности спортсменов-борцов, том числе построить информационные модельные их характеристики.
Оперативная оценка обеспечила разработку индивидуальных программ с технологией совершенствования стилевого ведения поединка для спортсменов-борцов: Батора и Баира Базаровых, Э. Абарзадиева, Б. Жалсапова, А. Баль-жинимаева. Для каждого спортсмена-борца был определен перечень модельных показателей информационных элементов по двум взаимозависимым группам.
Первая группа:
- модели оценки индивидуального спортивного мастерства по стилевым структурам соревновательной деятельности (силовика, темпови-ка, скоростника);
- модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;
- модели, отражающие морфологические особенности организма спортсмена и возможности его отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства.
Вторая группа:
- модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроциклов;
- модели крупных структурных образований (блоков) тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, макроциклов и соревновательных периодов);
- модели предсоревновательных тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;
- модели тренировочных занятий и их частей;
- модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
Апробированная технология управления на основе определения модельных характеристик соревновательной деятельности для каждого спортсмена показала свою результативную эффективность. Подтверждением служат протоколы выступления ведущих спортсменов-борцов сельхозакадемии братьев Батора и Баира Базаровых, Эрдема Абарзадиева, Базара Жалсапова, Алдара Бальжинимаева на чемпионатах и первенствах СФО, России, Европы, мира, Олимпийских играх и Кубка мира, а также выполнение норматива «Мастера спорта России» многими борцами (12 чел.) академии.
Г.Б. Бардамов, Л.А. Ишина. Модульная система организации и управления познавательной деятельностью студентов аграрного профиля по дисциплине «Физическая культура»
ческого видения в вопросах прогнозирования целеполагания деятельности своего ученика и на основе определения сильных и слабых сторон подготовленности основных соперников может формировать своеобразный характер индивидуального стиля ведения поединка.
3. Примерные информационные элементы модели по совершенствованию индивидуальной "школы" ведения соревновательного поединка должны быть конкретизированы и расширены, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей отдельного спортсмена-борца.
Литература
1. Новиков A.A. Методология техникотактического мастерства спортсменов. - М.; Улан-Удэ, 1998. - 220 с.
2. Бардамов Г.Б. Этнопедагогические и этнопсихологические основы подготовки спортсменов-борцов. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2007. - 183 с.
3. Бардамов Г.Б. Технология индивидуализации подготовки спортсменов-борцов вольного стиля. -Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2008. - 258 с.
Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» г. Улан-Удэ, Забайкальский аграрный институт, г. Чита. 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8, тел. 44-26-77, факс 44-26-33
Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude. Transbaikalian Agrarian Institute, Chita. 670024, Ulan-Ude, 8, Pushkin str. Tel .8 (3012) 44-26-77 Fax 8 (3012) 44-26-33
УДК 796:378.663
Г.Б. Бардамов, Л.А. Ишина МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье раскрывается эффективность внедрения технологии модульной системы обучения дисциплине «Физическая культура» студентов аграрного профиля. Эта инновационная технология построена на системе, в которой воспроизводимость и планируемая деятельность обучения целиком зависят от ее структурирования по модулям, состоящим из целевого, содержательного, организационного и оценочного блоков субмодуль-ных компонентов, по которым осуществляется более эффективная подготовка студентов и направленное формирование профессиональной компетентности выпускников на разных факультетах.
Ключевые слова: инновационный подход, модульная система обучения, рейтинговая оценка знаний, инновационная технология.
G.B. Bardamov, L.A. Ishina THE MODULE SYSTEM OF ORGANIZATION AND CONTROL OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF AGRARIAN TYPE ON THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE»
The effectiveness of introduction the module system technology in teaching the discipline «Physical Training» for students of agrarian type is shown in this article. This innovative technology is based on the system in which reproduction and planned activity of teaching entirely depends on its module structuring. It consists of special purpose, content,
Практические рекомендации. При реализации управленческих задач на основе определения модельных характеристик соревновательной деятельности для каждого спортсмена-борца тренер, прежде всего, должен отчетливо предвидеть мотивационную особенность целеполагания будущей деятельности ученика и по мере ее изменений своевременно корректировать систему его подготовки. Мотивация в данном случае выступает как бы фоном, на котором формируются целевые установки по принятию решений к действию.
Выводы:
1. Управленческие задачи являются (в сво-
ем роде) инструментом реализации разработанных модельных вариантов, сила которого значительно возрастает, если его используют как составную часть общих усилий по эффективному формированию стратегических установок совершенствования спортивного мастерства
спортсмена-борца в каждой модели.
2. Тренер, овладевший данной технологией, обладает более широким спектром стратеги-