Научная статья на тему 'Технология формирования мотивационных двигательных установок в вольной борьбе'

Технология формирования мотивационных двигательных установок в вольной борьбе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / ВЛЕЧЕНИЯ / ЭМОЦИИ / УСТАНОВКИ / СТЕРЕОТИПЫ / СТИЛИ ВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СХВАТКИ / MOTIVES / NEEDS / INTERESTS / DESIRES / EMOTIONS / ATTITUDES / STEREOTYPES / STYLES OF COMPETITIVE ENCOUNTERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бардамов Гаврил Борисович

В работе показана методология формирования стилевого ведения соревновательной схватки борцов (на примере вольной борьбы) с учетом их этнических предпосылок (мотиваций и установок), позволяющая эффективно реализовывать стратегию процесса совершенствования спортивного мастерства спортсмена-борца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бардамов Гаврил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF MOTIVATIONAL MOTOR ATTITUDES IN WRESTLING

The paper shows the methodology of formation stylistic conducting of competitive encounters (for example, in wrestling) with regard to their ethnic backgrounds (motivations and attitudes) that allow to implement effectively the strategy of the process of improvement sportsmanship of athlete wrestler.

Текст научной работы на тему «Технология формирования мотивационных двигательных установок в вольной борьбе»

нов-борцов, как оперативная память, внимание, скоростные характеристики подвижности нервных процессов, моторной асимметрии мозга, параметры реактивности отделов вегетативной нервной системы, двигательных реакций;

в) вычислить степень корреляционной связи спортивной подготовленности с показателями функциональной подвижности нервных процессов и работоспособности головного мозга в экстремальных ситуациях поединка;

г) выявить реакцию положительной адаптации организма спортсменов-борцов к физической нагрузке, характеризующейся высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов, активности внутренних органов и систем, когда преобладает активность парасимпатической нервной системы над симпатическими воздействиями по показателям пульсовой волны определенной точки на лучевой артерии рук, по которым оценивается соответствие психофизиологических особенностей выбранной специализации.

Литература

1. Азаргаев Л.Н., Бороноев В.В., Тарнуев В.А. Методика работы на автоматизированном пульсоди-агностическом комплексе тибетской медицины: пособие для врача. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2000. - 88 с.

2. Дорофеева Н.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к спортивной

деятельности с повышенными требованиями к нейро-моторной сфере (на примере каратэ-до): автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Новосибирск, 2000. - 23 с.

3. Игуменов В.М. Значение психологической подготовки борцов высокого класса // Спортивная борьба: ежегодник. - М., 1971. - С. 22-27.

4. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Цыбиков А.С. Соревновательная деятельность единоборцев в условиях диалога культур Востока и Запада. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 316 с.

5. Ловягина А.Е. Индивидуализация психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1997. -24 с.

6. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. - М.: ВНИИФК, 2003. - 208 с.: ил.

7. Пуни А.Ц. Двигательная память и двигательная деятельность. - М.: Образование, 1986. - 504 с.

8. Юркевич В.С. Работа психолога с одаренными детьми и подростками // Одаренный ребенок. - 2004.

- № 4. - С. 16-24.

9. Сагалеев А.С. Соревновательно-тренировочная деятельность спортсменов-единоборцев в условиях межкультурного диалога Востока и Запада: дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2012. - 378 с.

10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 1998. - 152 с.

11. Шиян В.В. Теоретические и методические основы воспитания специальной выносливости высококвалифицированных борцов: дис. .д-ра пед. наук.

- М., 1998. - 41 с.

12. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 156 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture. Tel. 8 (3012) 44-26-77. Fax 8 (3012) 44-26-33.

УДК 96: 378. 663

© Г. Б. Бардамов

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

В работе показана методология формирования стилевого ведения соревновательной схватки борцов (на примере вольной борьбы) с учетом их этнических предпосылок (мотиваций и установок), позволяющая эффективно реа-лизовывать стратегию процесса совершенствования спортивного мастерства спортсмена-борца.

Ключевые слова: мотивы, потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, стереотипы, стили ведения соревновательной схватки.

G. B. Bardamov

TECHNOLOGY OF FORMATION OF MOTIVATIONAL MOTOR ATTITUDES

IN WRESTLING

The paper shows the methodology of formation stylistic conducting of competitive encounters (for example, in wrestling) with regard to their ethnic backgrounds (motivations and attitudes) that allow to implement effectively the strategy of the process of improvement sportsmanship of athlete wrestler.

Keywords: motives, needs, interests, desires, emotions, attitudes, stereotypes, styles of competitive encounters.

Проблеме выявления мотивированности личности в сложноорганизованном взаимодействии отведено значительное место в исследованиях ведущих ученых психологов ХХ в. - Б.М. Теп-лова [1955], Е.А. Климова [1960-1969], Б.Г. Ананьева [1962-1980], А.Н. Леонтьева [19721983], С.Л. Рубинштейна [1996-1998] и др.

Анализ показывает, что процесс совершенствования личности осуществляется в четырех сферах регуляции поведенческой деятельности:

1) интеллектуально-познавательной сфере, определяющей своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфичных познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

2) коммуникативно-поведенческой сфере -свидетельствующей, что у каждого представителя этнической группы есть свои устанавливающие нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства;

3) мотивационно-фоновой сфере - характеризующейся своеобразием мотивов и целей национальной общности;

4) эмоционально-волевой сфере - обусловливающей формирование у спортсмена своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности [Бызова, 1998].

Такой подход предполагает изучение логики трансформации психофизиологических возможностей организма человека и их связей в единой целостности, определение в нем специфического, индивидуально-неповторимого, определенного в конкретной уникальной ситуации, и устойчивого, для которого осуществляемое двигательное действие не более чем одна из форм воплощения в реальность. По мнению А. Адлера [1993, с. 15], установка как предмет потребности придала свойственную ему особенность к объективированию субъективных представлений в нормах поведения, передающихся из поколения в поколение в новых установочных формациях. Формирование этнического сознания, включающее социально-психологические интересы и стереотипы как мотивы, отождествляемые с потребностью достижения групповых целей в разной модификации проявления, привело к слиянию принципов поведенческой деятельности этнических общностей, групп, отдельных людей. Они служили проверке физической подготовленности, возможности существования орга-

низма в экстремальных условиях, формированию двигательных умений и навыков, постоянному развитию разума, духа как главного источника специфической силы индивидуума в широком смысле слова и до сих пор являются дееспособными установочными критериями современной практики. Следовательно, можно предположить, что в мотиве конкретизируются, «опредмечиваются» потребности и под мотивом следует понимать то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

В спортивной деятельности мотив может выступать как вещественный позыв, способствующий процессу совершенствования личности. «Мотивы» деятельности могут выступить первично, в независимом существовании субъекта спортивного состязания (проявления индивидуального «Я» в достижении определенного результата), и вторично, как психический образ его готовности, применительно к себе с позиции развития функциональных двигательных качеств и формирования индивидуального стиля соревновательной деятельности [Пилоян, 1978]. Исходя из данного тезиса, можно предположить, что в роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, стереотипы, идеалы. Отсюда представляется возможным разграничить мотив исследования в трех понятийных рамках: как осознанная потребность, как предмет потребности, как отождествление с потребностью [Бернштейн, 1946, 1962, 1966]. Они не только определяют мотив, но и изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению.

На основе исследуемого материала можно говорить о том, что осознанные потребности личности придают смысл различным частным проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление поведенческой деятельности субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях деятельности. Направленность мотивации определяет качественную сторону активности и инициативности, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать логическую последовательность целей поведенческой деятельности.

Такая установка на потребность в различных физических упражнениях для осуществления витальных видов деятельности способствовала расширению границ влияния физических развлечений, что придавало процессу обучения и воспитания форму нормативно-образовательного характера и служило в качестве компонен-

тов регуляции деятельности. К ним относятся индивидуальный темперамент, индивидуальный характер и индивидуальный стереотип стиля деятельности [Ананьев, 1968]. Так, А.П. Запорожец отмечает: «Эти свойства отражают своеобразные особенности выражения человека своей индивидуальности, выделяющейся характерной чертой в условиях борьбы за существование, определяя модус его бытия с отличительными признаками и свойствами, сформировавшимися в процессе его индивидуального развития» [1986, с. 73].

Отсюда физическая подготовка индивидуума, его мужество и сила, выносливость и способность переносить физическую боль с целью выработки стереотипа «выживания» формировались на основе сочетания преемственности, заимствований, сохранения традиций определенного этнического коллектива в регуляции поведенческой деятельности. Например, в игровых забавах отражались этнические установки человека (его стереотип) на существование, его представление о природе (стереотип «бытия») и

своем месте в ней (стереотип «лидера-вожака»), а также эмоции и чувства от неумолимо возрастающей социальной дифференциации общества [Вызова, 1998] в связи с изменениями стратификации социума.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что деятельность человека, в контексте развития физического тела, побуждается несколькими установочными мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие - подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Особенно часто и ярко проявление таких сложных актов наблюдается в соревновательных схватках среди борцов (схема 1).

Схема 1. Функциональные грани диспозиции двигательной мотивации конфликтного противоборства

Рассматривая апробированную иерархическую схему диспозиционной регуляции социального поведения спортсмена-борца под углом изменяющихся потребностей и ситуаций (условия учебно-тренировочной деятельности), в которых соответствующие потребности (формирование спортивного мастерства) могут быть удовлетворены, логично предположить, что диспозиционные грани спортсмена-борца представляют собой своеобразную систему иерархии установок для реагирования на изменения в следующем порядке.

Первый (низший) уровень этой структуры образуют «предметные ситуации», особенность которых состоит в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой.

В течение короткого времени спортсмен-борец переходит из одной «предметной ситуации» в другую. К ее уровню относятся элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживания «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компоненты).

Согласно теории Д.Н. Узнадзе [1961, 1966], сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и спортсмен-борец объективизирует собственное поведение, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка (формирование спортивного мастерства) лежит в основе этих сознательных процессов.

Второй уровень диспозиционной структуры -социальные фиксированные установки. Это уровень создания условия группового общения. Особенность ее заключается в том, что они содержат три основных компонента: эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности), которые отражают реакции субъекта на все сиюминутные изменяющиеся процессы. Факторами, которые формируют спортивную мотивацию, являются, с одной стороны, соревновательные потребности, связанные с физической нагрузкой в первичных или в других режимах работы, а с другой - соответствующие социальные ориентиры: быть сильнее соперников и т.д. По мере внутригрупповой адаптации условия группового общения создают ту атмосферу непринужденности, от которой зависит комфортность «бытия» спортсмена-

борца в данной группе. Длительность подобных ситуаций деятельности несравнимо больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает его деятельность, сохраняются неизменными.

Третий уровень диспозиционной структуры -установка на формирование соревновательного стиля деятельности на основе работы с разными объектами и в разных конкретных ситуациях. Они могут быть более или менее обобщенными, поскольку и сами объекты обладают разной степенью обобщенности [Ядов В.А., 1979]. Следовательно, данный уровень способствует быстрому реагированию на ситуацию изменения содержания подготовки и определению преимущественного воздействия на слабые стороны специальной физической подготовленности спортсмена в предсоревновательный период. На этом уровне мотивационная сфера деятельности направлена на формирование индивидуального стиля соревновательного поединка, что в последующем отражается на статусе достижения запланированного благополучия (почет, уважение и т.п.).

Четвертый (высший) уровень образует система ценностных ориентаций (морально-эстетических идеалов, норм поведений, потреб-ностных и материальных интересов и т.д.) как системообразующих мотивов жизнедеятельности данного индивида, которые детерминированы общими условиями спортивной подготовки. Этот уровень отражает общие социальные условия жизнедеятельности спортсмена-борца по всем параметрам двигательной активности, которые характеризуются этническими, политическими, культурно-спортивными особенностями образа жизни данного этноса или социальной группы. Эти ценностные ориентации, по своей сущности, формируются на основе высших социальных потребностей личности (например, потребность включения в национальную сборную команду) и образа жизни, предоставляющего возможность реализации определенных личностных целей (достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта).

Следовательно, уровневые границы диспозиции (при систематических занятиях) образуют новую систему установок для проявления мотивированной двигательной активности, включающую в себя отношение к соперникам (установка преобразования) в процессе соревновательной деятельности (субъектно-объектные установки), к тренеру или своим товарищам по группе или друзьям (субъектно-субъектные установки) и отношение к себе (самоустановка).

При этом система отношений (установок) обусловлена конкретным ситуативным условием и мотивационными потребностями личности в стремлении достичь спортивного результата, что предопределяет возможность диспозицион-ной регуляции. Механизм регуляции мотивиро-

ванной двигательной активности (от субъектно-субъектной установки до самоустановки к установке преобразования соперника в объект деятельности) в условиях соревновательного поединка совершается по вертикали (схема 2).

_±_

Спортивный результат (победа: на туше, по баллам)

Схема 2. Модель регуляционных установок к достижению цели деятельности

Так ситуация и потребность конфликтного противоборства на борцовском ковре определяют три уровневые диспозиции достижения цели деятельности борца, обусловленные состязательным характером поединка: соревновательная деятельность, поведение (поступки) спортсмена-борца с установкой на достижение спортивного результата - во что бы то ни стало выиграть эту схватку. Поскольку специфическая реакция единоборца детерминирована необходимостью установления адекватного взаимодействия между потребностью и предметной ситуацией в достижении намеченной цели, то одним из средств практической реализации служит индивидуальный стиль соревновательной деятельности. При этом нацеленность борца на победу складывается из целого ряда двигательных действий с реализационными установками на их эффективность, создания тактических условий для осуществления технических элементов, определения задач по дезорганизации соперника для выполнения собственного коронного приема, сохранения динамики движения, стандартных действий комбинационного характера, тактики борьбы по удержанию соперника в опасном положении и доведения до положительного результата.

Алгоритм их реализации зависит от сформи-рованности стилей ведения соревновательной схватки (взрывной, темповой, скоростной, универсальный), он подразумевает последовательность совершенствования тактико-технических действий от начального периода обучения до

этапа высшего спортивного мастерства на основе разработки индивидуальной методики к конкретному борцу. Поэтому тренировочный процесс должен быть направлен на формирование целенаправленного навыка действий, такого адаптивного стиля ведения борьбы, который позволяет единоборцу владеть ситуацией в любых экстремальных условиях противоборства.

Таким образом, основу психомоторики спортсмена составляет его готовность воспринимать тренировочный процесс определенным образом, вписывать освоенные приемы в контекст предшествующего опыта, а соревновательные установки определяют отношения готовности индивида к стилевому ведению поединка и в соответствии с этим восприятием готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации. При этом уровневые грани мотивационных установок способны не только фокусировать в себе убеждения, мнения, взгляды спортсменов, но и регулировать поведенческие акты борцов в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Возникая как компоненты личностной структуры, в массовом сознании такие мотивационные установки поведенческой деятельности приобретают адаптивную окраску, за что и получили название социальных. Сформировавшись, они закрепляются в форме устойчивого «духовного состояния», позволяющего стимулировать инстинкт поведенческой жизни, определиться и выработать у человека ценностные ориентации в избранном виде деятельности [Kodokan, 2003].

Сопоставление исследовательских данных и обнаруженного соответствия между результатами проявления мотивационных этнических установок и стереотипов, влияющих на формирование поведенческой деятельности, позволило сделать следующие выводы:

1. Знания о мотивационной сущности, исторической, социально-экономической детерминированности национально-психологических качеств, проявляющихся при взаимодействии с двигательной функциональной системой, востребованы практикой. Необходимость заключена в решении проблемы управления процессом повышения индивидуального спортивного мастерства среди занимающихся спортсменов-борцов вольного стиля.

2. Этническая мотивация у представителей разных этнических групп отличается своеобразием эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной поведенческой деятельности и обусловлена влиянием врожденных особенностей нервной системы и мозга, этническими установками и стереотипами, общими педагогическими ориентациями этнического сообщества, традициями этнокультуры.

3. Мотивационные проявления национально-психологических параметров поведенческой деятельности, обладая повышенной адаптивной устойчивостью, служат своеобразным оценочным критерием для сравнения и сопоставления национально-психологических качеств между представителями различных групп общностей, что определяет ее значимость при регуляции двигательных умений и навыков в процессе многолетнего этапа подготовки спортсменов-единоборцев вольного стиля.

Литература

1. Абаев Н.В. Об искусстве психической саморегуляции (айкидо, каратэ) // Наука в Сибири. - Новосибирск, 1983. - № 2. - С. 7-9.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - 296 с.

3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. - С., 1962. - С. 15-36.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968. - 339 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.

6. Бызова В.М. Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1998. - 34 с.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды // Развитие произвольных движений.- М.: Педагогика, 1986. - Т.2.

8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.: Просвещение, 1967. - 327 с.

9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1969.

10. Климов Е.А. Некоторые особенности моторики в связи с типологическими особенностями подвижности нервных процессов // Вопросы психологии.

- 1960. - № 3.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - 2-е изд. - М: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.

12. Леонтьев А.И. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1972. - № 9.

13. Леонтьев А.И. Проблема развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1981.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

- СПб.: Питерком, 1998. - 668 с.

15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1996. - 424 с.

16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.

17. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.

- М., 1966. - 15 с.

18. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии. - Тбилиси, 1961. - 190 с.

19. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979. -264 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture. Tel. 8 (3012) 44-26-77. Fax 8 (3012) 44-26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.