Научная статья на тему 'Эффективность технологии горизонтального и вертикального процесса управления индивидуализацией многолетнего этапа подготовки единоборцев'

Эффективность технологии горизонтального и вертикального процесса управления индивидуализацией многолетнего этапа подготовки единоборцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНЫЙ / ЛАБИЛЬНЫЙ / ОДАРЕННЫЙ / СВЕРХОДАРЕННЫЙ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ УРОВНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / STABLE / LABILE / GIFTED / OVERGIFTED / HORIZONTAL AND VERTICAL LEVELS OF INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардамов Гаврил Борисович

В статье рассматривается уровень готовности спортсменов-борцов за счет внедрения новых форм коррекции этапов многолетней подготовки и целесообразности применяемых воздействующих педагогических средств и методов по возрастным периодам подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF TECHNOLOGY OF HORIZONTAL AND VERTICAL PROCESS OF MANAGEMENT THE INDIVIDUALIZATION OF LONG-TERM STAGE OF PREPARATION OF ATHLETES

The article deals with the level of readiness wrestlers through the introduction of new forms of correction the steps and long-term preparation feasibility of applied affecting pedagogical tools and methods for the preparation according to the age periods.

Текст научной работы на тему «Эффективность технологии горизонтального и вертикального процесса управления индивидуализацией многолетнего этапа подготовки единоборцев»

G. B. Bardamov

EFFICIENCY OF TECHNOLOGY OF HORIZONTAL AND VERTICAL PROCESS OF MANAGEMENT THE INDIVIDUALIZATION OF LONG-TERM STAGE OF PREPARATION OF ATHLETES

The article deals with the level of readiness wrestlers through the introduction of new forms of correction the steps and long-term preparation feasibility of applied affecting pedagogical tools and methods for the preparation according to the age periods.

Keywords: stable, labile, gifted, overgifted, horizontal and vertical levels of individualization.

В задачу данного исследования входило проведение исследования корреляционной зависимости между ювенальными (более раннего периода наблюдений за начальным этапом формирования спортивного мастерства) и дефинитивными (более позднего периода наблюдений за высшим спортивным мастерством) показателями спортсменов-борцов в процессе многолетнего этапа подготовки. Цель - обоснование эффективности процесса повышения спортивного мастерства на основе применения технологии управления горизонтальной и вертикальной индивидуализации подготовки спортсменов-борцов в многолетнем процессе тренировки.

Проведение такого анализа предполагала приведения стальбильных и лабильных значений, доказывающих эффективность технологии направленной коррекции этапов многолетней подготовки и целесообразности применяемых воздействующих педагогических средств и методов по возрастным периодам подготовки. Стабильные (этнические) значения, как правило, связаны с объективными закономерностями становления спортивного мастерства и лимитирующими факторами, имеющими этногенетиче-скую обусловленность [Келлер, 1975; Конопкин О.А., 1977; Абаев, 1989-1996; Коровушкин, 2003, Калмыков (в соавт.), 2012; и др.]. Лабильные показатели в процессе подготовки могут направленно изменяться под воздействием педагогических средств и методов тренировки [Агу-шева, 1977; Дягтярев, 1987; Зиммель, 1996; Кузнецов, 2004; Васильева (в соавт.), 2012; и др.].

Горизонтальная и вертикальная технология индивидуализации подразумевала построение модельного планирования тренировочного процесса, при котором цели горизонтального уровня управления процессом повышения спортивного мастерства согласуются с целями вертикального уровня управления формированием индивидуального стиля соревновательной деятельности по возрастным этапам подготовки (юноши, юниоры, взрослые). Отличительной чертой от традиционной является то, что в ней учитывается степень одаренности и сверхода-

ренности занимающихся вольной борьбой. При этом для одаренных спортсменов-борцов предложена четырехэтапная горизонтальная программа обучения, а для сверходаренных - трех-этапная. Вертикальная программа обучения между программами «одаренных» и «сверходаренных» отличается тем, что процесс формирования индивидуального стиля соревновательной деятельности у сверходаренных спортсменов-борцов регулируется в зависимости от особенностей адаптации и развития организма этноге-нотипа, его спортивно значимых признаков предрасположенности к конфликтному противоборству и необходимости своеобразного формирования тактико-технического мастерства.

Смысловая деятельность ее заключается в выработке линии реализации практических задач тренировочного процесса, вбирающей в себя основные функции управления: а) оценка и прогноз стратегии соревновательной деятельности с целью планирования модели деятельности; б) моделирование индивидуального стиля соревновательной деятельности; в) разработка частных методик индивидуального совершенствования спортивного мастерства; г) целенаправленное формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности; д) постановка технологии контроля, коррекции и учета уровня спортивного мастерства.

Регуляторная функция управления горизонтальной и вертикальной уровней индивидуализации подготовки спортсменов-борцов осуществлялась по трем относительно самостоятельным этапам, которые периодически повторялись, образуя замкнутый круг, в зависимости от значимости целевых задач тренировочного процесса для подготовки к основным стартовым соревнованиям в следующей модификации:

- предварительного периода управления;

- оперативного периода управления;

- заключительного периода управления.

Для предварительного периода была установлена оптимальная продолжительность макроцикла подготовки, находящаяся в диапазоне от 90 до 120 календарных дней в зависимости от

Г.Б. Бардамов. Эффективность технологии горизонтального и вертикального процесса управления индивидуализацией многолетнего этапа подготовки единоборцев

календаря и масштаба соревнований. При расчетах показателя оптимальной величины общего объема тренировочной работы всего макроцикла подготовки исходили из экспериментальных данных, характеризующих темпы прироста показателя КСВ в зависимости от общего объема выполненной тренировочной работы. Отсюда в основу оперативного управления тренировочным процессом положены пути модельного соединения элементов тренировочных и соревновательных воздействующих средств на развитие спортивно значимых качеств. Заключительный период - коррекция планов тренировки и контроль над ходом целенаправленного повышения индивидуального спортивного мастерства спортсменов-борцов разных возрастных групп по этапам подготовки.

Для выявления закономерностей динамики усвоения модельной программы обучения были определены значимые показатели индивидуального стиля соревновательной деятельности одаренных спортсменов-борцов, характеризующих единые оценочные требования к повышению их спортивного мастерства на всех этапах подготовки. Обусловлено тем, что современные правила соревнований требуют от спортсмена-борца атакующей манеры ведения борьбы на протяжении всего поединка, перед нами была поставлена задача: оценить продолжительность активных наступательных действий спортсмена-борца, которая по-своему характеризует о его степени готовности к соревнованию. По степени активности были анализированы типы стилевого ведения поединка, по которым можно было судить об уровне двигательной активности: а) «взрывной», побеждающий за счет преимущества в техническом мастерстве; б) «скоростной», отличающийся силовым стилем подавления сопротивления соперников; в) «темповый», выде-

ляющийся большой физической выносливостью; г) «универсал», умело сочетающий свои атакующие действия с вышеназванными стилями соревновательной деятельности.

При оценке стабильности учитывались показатели изменения, когда при статистическом сравнении различия между значимыми качествами подготовленности оказывались недостоверными, а при наличии достоверных корреляционных связей оценивались параметры изменения лабильности. Отсутствие корреляционных связей и наличие достоверных изменений свидетельствуют о показателе формирования тактико-технического мастерства соревновательной деятельности у спортсменов-борцов в многолетнем процессе их подготовки, которая может направленно изменяться под воздействием управляющих модельных программ тренировки.

В целях большей достоверности и более детального анализа показателей мы полагали необходимым обратиться к методу группировки и потому строили анализ на сопоставлении 6 групп спортсменов-борцов среди юношей и взрослых, разделив их на победителей (1-2 место), призеров, занявших 3-4 места, и «аутсайдеров» (5-6 места) в каждой из возрастных групп.

Сравнительные характеристики эффективности соревновательной деятельности (табл. 1) свидетельствуют, что юные борцы ведут борьбу более активно и чаще в их схватках наблюдаются как успешные, так и неудавшиеся тактико-технические действия. При этом, если в показателях взрослых спортсменов-борцов можно отметить такой факт, как двойное превышение оцененных ТТД над неудавшимися (суммированными попытками и срывами), то у юных борцов показатель существенно ниже: у победителей превышение всего на 20-25%, у занявших 3-4 места - в полтора раза.

Показатели Юные спортсмены-борцы Взрослые спортсмены-борцы

Победители Призеры Аутсайдеры Победители Призеры Аутсайдеры

Оцененные

ТТД ата- 23,25 35,94 11,06 14,75 28,69 7,56

кующего ± ± ± ± ± ±

борца 21,13 31,35 10,10 18,13 30,52 9,56

Попытки и

срывы ата- 18,69 24,50 14,75 6,75 12,0 8,38

кующего ± ± ± ± ± ±

борца 21,36 32,73 23,25 11,84 18,1 12,03

Оцененные 12,56 25,38 30,44 5,88 20,50 22,69

ТТД сопер- ± ± ± ± ± ±

ника 12,93 23,57 25,93 5,75 22,14 24,42

Таблица 1

Сравнительные характеристики эффективности стилевого ведения соревновательного поединка

у разных возрастных групп

Попытки и 16,44 26,56 15,19 7,75 12,81 7,81

срывы со- ± ± ± ± ± ±

перника 21,15 37,78 18,92 12,21 18,98 11,33

Из анализируемого материала следует отметить, что у юных борцов оцененных атакующих действий намного выше по сравнению с взрослыми спортсменами-борцами, как у победителей, так у призеров и аутсайдеров, а по показателям осуществляемых попыток и срывов проведения ТТД значительно уступают взрослым. Это говорит о том, что юные борцы мало уделяют внимания своим защитным действиям в процессе конфликтного противоборства. На одно ТТД соперника у победителей среди юных борцов приходится всего 2 технического действия, тогда как у взрослых это соотношение 1:3 или 1:2,5.

Характерная особенность двигательной активности прослеживается как у юных борцов, так и взрослых спортсменов-борцов, занявших 3-4 места. Показатели оцененных действий у них выше, чем у победителей. Такое же повышение показателей наблюдается у их соперников. Это означает, что индивидуальные коронные контратакующие действия являются наиболее эффективными и результативными. Очевидно, что как у победителей, так и призеров соревнований имеются «изъяны» в плане подготовки вариативных защитных действий. Поэтому своеобразные приемы, приемы, редко применяемые в соревновательных условиях, оказываются наиболее неожиданными для любых спортсменов-борцов с разными стилевыми манерами ведения борьбы.

Таким образом, на основании методологического и теоретического анализа проблемы и результатов авторских экспериментальных исследований нами аргументированы принципы и методические рекомендации к составлению индивидуализированных программ процесса спортивной подготовки от начального этапа до высшего спортивного мастерства и реализации подготовленности в условиях соревнований для спортсменов-борцов вольного стиля трех возрастных групп (юношей, юниоров и взрослых). Они характеризуются следующим образом:

- определением количественных показателей тактико-технической подготовленности спортсменов-борцов на основе анализа 5-8 соревновательных схваток, проведенных с равными по квалификации соперниками;

- выявлением уровня значимых сторон физической подготовленности к формированию тактико-технического мастерства спортсмена-борца с использованием контрольно-тестовых упражнений;

- сравнением полученных показателей тактико-технической и физической (в том числе и псифункциональной) подготовленности спортсменов-борцов с модельными параметрами характеристики для выявления ведущих и отстающих сторон подготовленности (специальных способностей);

- определением направления коррекции по каждому из рассмотренных характеристик показателей подготовленности с целью усиления педагогического воздействия на процесс формирования индивидуального стиля соревновательной деятельности к конкретному спортсмену-борцу;

- составлением групповых и индивидуальных комплексных программ с подбором специфических тренировочных средств развития значимых физических качеств к формированию индивидуального стиля соревновательной деятельности;

- для работы по индивидуальным программам необходимо в тренировочном занятии специально отводить не менее 25-30 минут времени, в течение которого борец работает индивидуально (подбор партнеров и постановка условий выполнения задания).

Частная методика обучения на основе моделирования различных ситуаций единоборства позволяет: во-первых, расширять умения и навыки спортсменов-борцов высшего спортивного мастерства на основе закономерностей формирования своеобразного индивидуального стилевого ведения борьбы и особенностей их применения в различных специфических ситуациях борьбы; во-вторых, формировать коронные приемы на основе генетически детерминированных двигательных качеств и в дальнейшем совершенствовать за счет вновь осваиваемых способов тактической подготовки и использования благоприятных динамических ситуаций.

Литература

1. Абаев Н.В. Психофизические упражнения ушу. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. - 160 с.

Г.Б. Бардамов. Роль индивидуально-психофизиологических особенностей в спортивной подготовке единоборцев

2. Агушева Г.И. Исследование системного характера психической регуляции деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1977. - 42 с.

3. Васильева М.С., Калмыков С.В. Философско-религиозные основы истории и педагогики Китая, Кореи, Японии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 238 с.

4. Дегтярев И.Г. Управление предсоревнователь-ной подготовкой и предсоревновательными состояниями в видах единоборств, имеющих деление на весовые категории: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1987. - 52 с.

5. Зиммель Г. Индивид и свобода // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. - С. 193200.

6. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Цыбиков А.С. Соревновательная деятельность единоборцев в условиях диалога культур Востока и Запада. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 316 с.

7. Келлер В.С. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 22 с.

8. Конопкин О.А. Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1977. - 39 с.

9. Кузнецов С.А. Оптимизация развития самооценки в структуре Я-концепции. - М. : МОСУ МАИ, 2004. - 39 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова. г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 8 (3012)44-26-77, факс. 8 (3012)44-26-33.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Tel. 8 (3012) 44-2677. Fax 8 (3012) 44-26-33.

УДК 796: 378. 663

© Г. Б. Бардамов

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЕДИНОБОРЦЕВ

Конкуренция спортсменов на спортивной арене за медали заставляет вновь и вновь искать пути к повышению спортивного мастерства. В статье раскрываются конкретные подходы к решению данного вопроса с учетом индивидуально-психофизиологических особенностей и адаптации организма к жестким тренировочным нагрузкам в процессе спортивной подготовки единоборцев.

Ключевые слова: психофизиологические показатели, специализированная методика оценки, индивидуально-типологические особенности, особенности высшей нервной деятельности.

G. B. Bardamov

ROLE OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS IN SPORT TRAINING OF ATHLETES

Competing athletes in the sports arena for medals again and again makes look for ways to improve sportsmanship. The article reveals the specific approaches to solving this issue, taking into account individual psycho physiological characteristics and adaptation of organism to hard training loads during training of athletes in martial arts.

Keywords: psycho physiological indicators, specialized technique ov evaluation, individual and typological features, features of higher nervous activity.

Сегодняшний этап развития индивидуальности в аспекте «человекознания» вообще и комплекса педагогических наук в частности характеризуется более углубленным научным анализом спортивной подготовки единоборцев. Обусловлено это тем, что она строится на специализированной методике развития индивидуальных психофизиологических особенностей и адаптации организма к жестким тренировочным нагрузкам [Новиков, 2003].

Актуальность изучения данной проблемы связана и с тем, что в условиях многолетней подготовки у спортсменов конкретной специализации некоторые психофизиологические показатели, характеризующие деятельность центральной нервной системы, в значительной степени генетически обусловлены и являются консервативными в своем развитии [Игуменов, 1971]. Поэтому при профессиональном отборе особую важность приобретает ориентация на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.