Научная статья на тему 'Этнические аспекты индивидуализации спортивной подготовки спортсменов-борцов как педагогическая проблема'

Этнические аспекты индивидуализации спортивной подготовки спортсменов-борцов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ETNIC AND PEDAGOGICAL / ETHNIC / PSYCHOLOGICAL AND ETHNIC AND GENETIC FEATURES / PERSONALITY AND INDIVIDUALITY / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардамов Гаврил Борисович, Сагалеев Андрей Сергеевич

В статье выдвинута концепция, обосновывающая необходимость учета этнических предпосылок спорт-сменов-борцов. При внедрении индивидуального подхода в спортивных единоборствах недостаточно учитывается роль этнокультурных факторов, а также индивидуальных этногенетических особенностей спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC ASPECTS OF INDIVIDUALIZATION OF SPORTS TRAINING OF ATHLETES WRESTLERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article puts forward a conception which substantiates a need of taking into consideration ethnic preconditions of athletes wrestlers. While introducing an individual approach to combative sports it is not sufficient to considerate a role of ethnic and cultural factors, as well as individual ethnogenetic features of athletes.

Текст научной работы на тему «Этнические аспекты индивидуализации спортивной подготовки спортсменов-борцов как педагогическая проблема»

Литература

1. Карповский Г.К., Сучков С.И. Особенности умственной работоспособности студентов в течение учебного года // Материалы учеб.-метод. конф. - М., 1996.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

3. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания, БГСХА им В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Алексеев Иван Семенович, председатель спортивного клуба БГСХА им В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-2677. Fax 8 (3012) 44-26-33.

Alekseev Ivan Semenovich, chairman of the Sports Club V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-26-77. Fax 8 (3012) 44-26-33.

УДК 796: 378

© Г.Б. Бардамов, А.С. Сагалеев

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье выдвинута концепция, обосновывающая необходимость учета этнических предпосылок спорт-сменов-борцов. При внедрении индивидуального подхода в спортивных единоборствах недостаточно учитывается роль этнокультурных факторов, а также индивидуальных этногенетических особенностей спортсменов.

Ключевые слова: этнопедагогические, этнопсихологические и этногенетические особености, личность и индивидуальность, индивидуализация.

G.B. Bardamov, A.S. Sagaleev

ETHNIC ASPECTS OF INDIVIDUALIZATION OF SPORTS TRAINING OF ATHLETES WRESTLERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article puts forward a conception which substantiates a need of taking into consideration ethnic preconditions of athletes wrestlers. While introducing an individual approach to combative sports it is not sufficient to considerate a role of ethnic and cultural factors, as well as individual ethnogenetic features of athletes.

Keywords: etnic and pedagogical, ethnic, psychological and ethnic and genetic features, personality and individuality, individualization.

Вопрос о том, какой должна быть стратегия высшего спортивного мастерства и в какой степени она должна быть видимой и ощущаемой, возникает из необходимости совершенствования системы повышения спортивного мастерства в соответствии с современными требованиями. Ответа на него не могут дать на сегодня ни сами тренеры, ни спортивные специалисты. Неразрешенность данной проблемы отражается на самих спортсме-нах-борцах, на их личностной сфере, снижает эмоциональный настрой к творчеству, отражается на конкурентоспособности спортсмена-борца (особенно в условиях соревновательного поединка, при состоянии неуравновешенности и неуверенности в своих возможностях).

Жесткая конкуренция на борцовском ковре предъявляет особые требования к проявлению спортивного мастерства. Поэтому к проблеме ин-

дивидуальности (с учетом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей в процессе подготовки спортсменов-борцов) необходимо обратить внимание всех специалистов спорта. Обусловлено это тем, что сущность «индивида» раскрывается в социальных характеристиках, и открытие в спортсмене начальной этнической детерминированности двигательной функциональной системы в условиях соревновательной деятельности заставляет вновь и вновь возвращаться к понятиям «личность» и «индивидуальность», соотношению между ними, границам и точкам соприкосновения этнических особенностей.

Роль этнопедагогики и этнопсихологии в становлении личности в данном случае - это, прежде всего, задача осмысления сущности понятий «личность» и «индивидуальность», имеющая реальный практический смысл в технологии

подготовки спортсменов-борцов. Данная проблема является ключевой для практики спорта высших достижений не только с точки зрения воспитания спортсменов высокого класса, но и для развития их индивидуальной жизненной позиции, потребности в творчестве, совершенствовании индивидуального спортивного мастерства, осознании уникальности своего стилевого поведения как спортсмена.

Следует отметить, что сама постановка вопроса о значимости влияния этнических особенностей (типологических характеристик личности у различных групп этноса) на качество становления индивидуального спортивного мастерства актуальна только при применении системной методологии. В этом случае предметом рассмотрения выступает целостный индивидуальноспортивный процесс подготовки во всей совокупности своих компонентов (включая этногене-тические задатки спортсменов-борцов) и его структурных уровней проявляемости при горизонтальных и вертикальных технологиях управления индивидуализацией подготовки.

Основной смысл многомерно-функционального подхода в изучении свойств личности, как отмечает А.И. Крупнов [1983], состоит в том, что они выступают как «...целостные, системные образования и представляют собой единство мотивационного, когнитивного, динамического, продуктивного, эмоционального, установочно-целевого, регуляторного, рефлексивно-оценочного и других попарно противоположных друг другу 16 компонентов переменных». Данные переменные свойства личности в настоящем исследовании используются для фундаментального изучения этнических аспектов индивидуализации спортивной подготовки спортсменов-борцов в двух направлениях анализа:

- во-первых, в решении целого ряда общетеоретических проблем этнопедагогики и этнопсихологии спорта (о соотношении характеристик личностных и индивидуальных проявлений стиля поведенческой деятельности различных групп этноса в единоборстве; о социальных предпосылках их формирования; о национально-психологической склонности различных этносов к определенному виду спортивной деятельности и т.д.);

- во-вторых, выступая антиподом аналитических стратегий, многомерно-функциональный подход реализует одно из важнейших методологических требований - изучение этнопедагоги-ческих и этнопсихологических явлений не по элементам, а по системно-функциональным единицам. Таким образом, становятся возможными

систематизация признаков и разработка конкретных методических инструментариев для измерения различных этнических свойств личности у спортсмена-борца, его черт характера и стереотипов. Кроме того, можно выявить этнопсихологическую структуру признаков спортсме-на-борца как системного педагогического образования для перехода к разработке конкретной программы индивидуальной спортивной подготовки спортсменов-борцов.

Актуальность исследования указанных переменных свойств личности заключалась в следующем:

- на современном этапе, когда возрастает политическая и социальная значимость спорта высших достижений как части национальной культуры, большое значение приобретает научное обоснование индивидуализации подготовки спортсменов-борцов с позиции теории управления и системно-структурного подхода;

- в условиях обострения конкуренции на борцовской арене, когда каждая ступень повышения уровня спортивного мастерства предъявляет новые установочные нормативы к содержанию и организации процесса подготовки спортсменов-борцов, немаловажную роль приобретают значимые параметры личности спортсмена, в том числе этнические и этногенетиче-ские возможности организма как резервный вариант активизации двигательного потенциала.

- постоянно меняющиеся правила соревнований, оказывающие существенное влияние на стиль поведения спортсменов-борцов, на их уровень владения техникой и тактикой поединка на борцовском ковре, обуславливают необходимость выработки новых технологических подходов к индивидуализации подготовки спортсме-нов-борцов.

Исследование переменных свойств личности диктует необходимость решения ряда задач, среди которых основными являются:

1) выявление этнических предпосылок у различных групп национальностей к определенному виду спортивной деятельности (на примере вольной борьбы) для целенаправленного управления процессом индивидуализации подготовки спортсменов;

2) определение параметров адаптационной устойчивости организма борца к индивидуальному объему и интенсивности тренировочных нагрузок с учетом этногенетических и этнопсихологических особенностей борцов как основных свойств организма в достижении высших спортивных результатов;

3) в зависимости от этих параметров ввести планомерное выравнивание количественных показателей тренировок и уровня спортивного мастерства спортсменов-борцов в их индивидуальную систему подготовки для достижения запланированных наивысших спортивных результатов.

Определяя задачи исследования к решению вопроса индивидуализации процесса подготовки спортсменов-борцов в широком контексте, приходим к выводу, что в первую очередь следует изучить менталитет представителей национальностей, их этническое «наследие» культуры физического воспитания. Представляются значимыми выводы Г. Лебона: «.индивид может переживать и преодолевать свое собственное бытие как реальное, живое и цельное, . отличающееся при обычных условиях от остального мира настолько явно, что его индивидуальность и автономия никогда не ставятся под сомнение, как континуум во времени, как обладающее внутренней согласованностью, как совпадающее пространственно с телом. Отсюда, у человека есть твердая сердцевина онтологической уверенности в регуляции формирования и проявлении стиля деятельности».

Характеристика онтологического аспекта интенсивного (эмоционально-темпового) и экстенсивного (многовариантного) проявления поведения спортсмена-борца, вбирающего в себя такие этнопсихологические свойства личности, как темперамент, характер и стереотип, все-таки не до конца раскрыта в области спортивной науки.

Мы согласны с мнением Ю.П. Платонова (2002), что эти свойства являются основными доминантами в деятельности, поэтому необходима тщательная исследовательская проработка

Ранги этнопсихологических особенностей, вл

этой проблемы. Ю.П. Платонов впервые попытался этим понятиям дать определение.

Этнический темперамент - внешнее выражение национального характера. Наиболее ярко проявляется в особенностях общения (темп речи, движения, жесты, дистанция и пр.).

Этнический характер - целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.

Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общества, легко распространяемый на всех ее представителей. Разновидность социального стереотипа.

В качестве разрешения вопроса единства интенсивного и экстенсивного проявления поведения личности системная методология предполагает расширение исследуемой проблемы, связав ее с вопросами исследования закономерностей, с точки зрения проявления национального темперамента, характера и стереотипа спортсмена-борца как представителя онтогенеза той или иной этнической общности в конкретных условиях деятельности. Так, при проведении анкетирования среди 50 респондентов на вопрос: «Оказывают ли, по Вашему мнению, влияние этнопсихологические особенности на тактику и технику соревновательной деятельности бурятских борцов?» получены положительные ответы, что свидетельствует о необходимости учета этнопсихологических особенностей бурятских спортсменов в процессе их подготовки, которые про-ранжированы в порядке убывания степени их влияния (табл. 1).

Таблица 1

щих на тактику соревновательной деятельности

№ Этнопсихологические особенности № Этнопсихологические особенности

1 Неагрессивность 9 Эффективный самоконтроль

2 Эмоциональная сдержанность 10 Уравновешенность

3 Выжидательность 11 Настойчивость

4 Уступчивость 12 Г ибкость

5 Бесстрастность 13 Твердость

6 Спокойствие 14 Консерватизм

7 Эмоциональная устойчивость 15 Подчиненность

8 Осторожность 16 Постоянство

Однако, по мнению респондентов, на практике этнопсихологические особенности довольно часто не учитываются. Хотя известно, что выделенные особенности спортсменов оказывают существенное влияние на тактику и технику борцов и в целом на соревновательную деятель-

ность. Мы не ставили перед собой цель дать исчерпывающий анализ и объяснение этому. Тем не менее объяснение специфики тактики и техники бурятских борцов в условиях соревновательной деятельности как представителей конкретного этноса, по нашему мнению, будет

весьма убедительным на основе теории национальной установки.

Национальная установка представляет собой устойчивое состояние внутренней готовности человека к специфическому проявлению чувств и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, стиля поведения, эмоционального состояния и т.д. В ней аккумулируются опыт того или иного народа, примеры действия его представителей в аналогичных ситуациях. Их проявление лежит на рубеже бессознательного и сознательного [Крысько В.Г., 1987; Крысько В.Г., Деркач А.А., 1992], поскольку они носят непроизвольный характер, т.е. не зависят от воли человека. В этой связи важное значение имеет изучение тех стерео-типизированных внешних феноменов психической деятельности, которые находят проявление в наборе традиционных национально-своеобразных форм выражения эмоций, манерах поведения и т.д. Они, являясь составной частью психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам деятельности [Асмо-лов А.Г., 1976; Дробижева Л.М., 1971; Кцоева Г.У., 1985; и др.].

Рассмотрение данной проблематики обуславливает, прежде всего, определение сущности этноса, этнических признаков, способов и характера «межэтнической» коммуникации. Отсюда, социальные нормы поведения, взаимодействия и общения, принятые у того или иного народа, актуализируют национальные установки, которые, в свою очередь, вызывают к жизни соответствующие этим нормам стереотипы поведения. Собственно сами эти нормы, вырабатываемые и поддерживаемые экономическими, культурными и другими институтами - это от-

чужденные для конкретных носителей, специфические для каждой нации, абстрагированные формы деятельности, предполагающие определенные стереотипы поведения, передаваемые из поколения в поколение. Социальные нормы как бы контролируют и корректируют соответствие поведения человека «программам» установок. Поэтому национальная установка относится не только к факту структурообразования национальной психологии, но и к процессу ее функционирования, т.к. роль национальной установки сводится и к регуляции психики. Этот феномен, являясь основой нормального функционирования психики, существует у всех представителей этнических общностей, создавая не только своеобразную форму проявления национальной психологии, но и составляя ее внутреннее содержание с различительными этническими особенностями, проявляемыми через механизмы национальных установок и стереотипов, отражающихся в тактике и технике борцов в условиях соревновательной деятельности (рис. 1).

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что изучение культурно-исторического наследия этноса даст возможность соединить многовековый опыт с новейшими достижениями науки и техники. Синтез исторического национального опыта с современными научными знаниями открывает перспективы для самореализации творческого потенциала каждого индивида, а значит и всего человечества в целом. Дальнейшее развитие спортивных единоборств в условиях современного межкультурного пространства видится в конструктивном диалоге и взаи-мообогащении культурных традиций Востока и Запада [Калмыков С.В., 1994].

Рис. 1. Механизм влияния этнических особенностей на соревновательную деятельность спортсменов-борцов

Теоретико-методологической основой изучения спортивной деятельности человека в контексте «Восток-Запад» являются различия в концептуальных подходах к решению проблемы индивидуального «Я» и субъект-объектных отношений. Применительно к спортивной деятельности С.В. Калмыковым [1994] впервые предложена классификация различий культур Востока и Запада, которая является основой анализа индивидуальных характеристик подготовленности спортсменов, в том числе единоборцев (табл. 2).

Она является концептуальным ядром раскрытия различий этнической и этнопсихологической особенностей проявления индивидуального «Я» борцовских школ в контексте Востока и Запада. Так, в западных спортивных школах основной упор делается на развитие дискурсивно-логического мышления, вербальную мотива-

цию действий, четкое осознавание субъектом деятельности границ своего индивидуального «Я», для которого характерно четкое осознание себя как субъекта деятельности, ведущего бескомпромиссное противоборство с другими субъектами, выступающими для него как объект экспансии его индивидуального «Я». Следовательно, на Западе спорт - это борьба индивидумов, которые стремятся утвердить свое субъективное начало посредством противоборства. В восточных же школах акцент делается на развитие интуиции и образно-чувственного восприятия, спонтанность и естественность реакции, отсутствие вербальной мотивации действий. Поэтому для восточных учений в целом характерно негативное отношение к индивидуальному «Я», которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека.

Таблица 2

Сравнительная классификация различий Востока и Запада (Калмыков С.В., 1994)

Восток Запад

Преодоление привязанности к индивидуальному Сформированность психической жизни, прак-

«Я», слияние с коллективным бессознательным или тической деятельности вокруг индивидуального

космическим разумом «Я»

Выход за рамки вербальных структур, отсутствие Вербально-словесная мотивация действия («Я

сознательной мотивации действий («оно совершает действие») совершаю действие»)

Интуитивизм Рационализм

Континуальность Дискретность

Единство микро- и макрокосмического Противопоставление человека и природы («Человек над природой»)

«Покой в движении», «недеяние (деяние-через-недеяние)» Активность, агрессивность

«Уступчивость», выжидательность Целеустремленность, воля

Бесстрастность, отрешенность Эмоциональность

Образно-чувственное восприятие Дискурсивно-логическое мышление

Традиционализм (консерватизм) Радикализм (прогрессивность)

Круг, спираль, волнистая линия Прямая линия (конус, пирамида)

Интегративным компонентом концепции является «спортивное мастерство», где критерием достижения высоких результатов служит мотив деятельности [Пилоян Р.А., 1978]. Только включенность в деятельность обеспечивает спортсмену совершенствование его психофизических возможностей, овладение способами достижения победы в конкретном виде спорта, развитие его сознания. Поэтому в концепции мотивация рассматривается как «системообразующий фактор» [Анохин П.К., 1979; 1980] спортивного мастерства. Аспект анализа спортивных единоборств с позиции теории деятельности связан и с тем, что

всякое противоборство многими авторами [Дах-новский В.С., 1984; Алиханов И.И., 1986; Шах-мурадов Ю.А., 1997; и др.] рассматривается как реализация отдельных действий (элементов), подчиненных конкретной цели. При этом ими доказано, что всякое действие осуществляется с помощью операций, которые подчиняются не цели, а условиям реализации действия. В целом сформулированы принципы исследования процесса спортивного единоборства для выявления ориентиров индивидуализации подготовки спортсменов, а именно в направлении совершенствования их индивидуальной техники, которая

вбирает в себя: «элемент-операция-действие» [Пилоян Р.А., 1985]. Но, как показывает практика, в процессе управления подготовкой необходимо учитывать и влияние эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов [Новиков А.А., 1998], во многом зависящих от этнических и этнопсихологических предпосылок (психического состояния, физических и морфофункциональных особенностей, уровня мастерства и тренированности соперников, их техникотактических, защитных и контратакующих действий, факторов биологического воздействия, взаимодействия с противником, внешних условий поединка и т.д.) состязательной деятельности.

Следовательно, управление подготовкой борцов как функция организационной системы,

обеспечивающая сохранение ее структуры и реализацию ее программы, представляет собой совокупность управленческих воздействий субъектом управления (один или группа специалистов) на объект воздействия (спортсмены). Объектом управления служит система деятельности (тренировочной и соревновательной) тренеров и команды по реализации поставленных целей.

В этой связи основополагающим управляющим воздействием является целевое комплексное программирование подготовки спортсменов-борцов. Смысловую форму функционирования механизма диспозиционной системы мы отразили в виде специфической модели, так как диспо-зиционная регуляция поведения и деятельности спортсмена-борца проходит по схематическому шаблону (схема 1).

Схема І

Диспозиционная регуляция поведения и деятельности спортсмена-борца

Ситуация.............Диспозиция................Потребность

Поступок, поведение, деятельность Соревновательная деятельность

(например, атакующий стиль - силовой, темповый, скоростной, универсальный)

Спортивный результат

(например, победа: на «туше», по «баллам»)

По предлагаемой модели поведенческий акт деятельности спортсмена-борца представляет собой своеобразную диспозиционную структуру, вбирающую в себя взаимозависимые органические части, состоящие из ситуации соревновательной схватки и потребности - во что бы то ни стало выиграть эту схватку. Поскольку специфическая реакция этнофора (спортсмена-борца) детерминирована необходимостью установления адекватного взаимодействия между актуальной потребностью и предметной ситуацией в достижении намеченной цели в данный момент времени, то средством практической реализации служит индивидуальный стиль соревновательной деятельности. При этом ее направленность к достижению спортивного результата складывается из целого ряда поведенческих актов (элементов действий).

Практика показывает, что результативность двигательного действия зависит от отработки в условиях тренировки различных динамических

ситуаций противоборства, чтобы в последующем отвечать более высокому уровню соревновательных условий. Так как с изменением ситуации поединка между борцами, планируемые действия у атакующего борца сиюминутно могут разрушиться, это создает экстремальные условия для атакующего борца при корректировке своих действий с целью разрешения данного «конфликта» в свою пользу. Поэтому целенаправленная последовательность действий образует поведение в той ситуации, когда атакующий борец полностью владеет этой ситуацией, в которой спортсмен-борец преследует значительно более отдаленные цели (выиграть схватку), достижение которых обеспечивается сформирова-ностью поведенческой деятельности.

Адресатами управляющих воздействий по формированию деятельности являются отдельные подсистемы, представляющие собой: а) модифицированные варианты построения тренировочного процесса; б) научно обоснованный под-

бор оптимального объема средств технической подготовленности; г) моделирование соревновательной деятельности борцов; д) стимулирование анализаторных систем; е) индивидуализация подготовки борцов с учетом стиля ведения поединка; з) обработка результатов контроля соревновательной деятельности с расчетом показателей физической и тактико-технической подготовленности, сопоставлением их с модельной характеристикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы: определены теоретико-

методологические основы проблемы «Восток-Запад» в спорте; проанализированы классификации различий их культур; раскрыта теория деятельности спортивной борьбы в проявлении индивидуального стиля соревновательного поединка; обоснована технология функционирования механизма диспозиционной системы в виде специфической модели соревновательнотренировочной деятельности в единоборствах; показаны возможности инструментальных методов воздействия, сочетающих в себе опыт восточной культуры и аналитический подход западной науки.

Литература

1. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -304 с.

2. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979. - 560 с.

3. Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 1976. - 22 с.

4. Дахновский В.С., Сиротин О.А., Еганов А.В. Индивидуальный подход к совершенствованию технико-тактического мастерства дзюдоистов // Спортивная борьба: ежегодник. - М., 1984. - С. 57-59.

5. Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. - 1971. - №3. - С. 3-15.

6. Калмыков С.В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов-единоборцев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1994. - 151 с.

7. Крысько В.Г. Влияние национальнопсихологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. - М., 1987. - 131 с.

8. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. - 1992.

9. Новиков А.А. Методология техникотактического мастерства спортсменов (на примере борьбы). - М.; Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 220 с.

10. Пилоян Р.А. Структура мотива деятельности борцов как критерий достижения высоких спортивных результатов // Спортивная борьба: ежегодник. -М., 1978 - С. 11-14.

11. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба: Научнометодические основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высшая школа, 1997. - 189 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им В.Р. Филиппова. г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 4426-77, факс. 44-26-33.

Сагалеев Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8 (3012) 21-69-89.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-2677. Fax 8 (3012) 44-26-33.

Sagaleev Andrey Sergeyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports disciplines, Buryat State University. 67000. Ulan-Ude, Smolin str., Ph. 8 (3012) 21-69-89.

УДК 796.8

© А.Ю. Болтовский

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ

Автором работы разработана и внедрена в практику методика подготовки борцов греко-римского стиля. С использованием специализированной компьютерной программы проведен анализ структуры и содержания подготовки спортсменов.

Ключевые слова: методика, классическая борьба, нагрузка, тренировка, планирование, управление, контроль нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.