Научная статья на тему 'Системный принцип управления физической культурой и спортом в вузе'

Системный принцип управления физической культурой и спортом в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПРИНЦИП / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ / СПОРТИВНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ / TECHNOLOGY OF MANAGEMENT / SYSTEMIC PRINCIPLE / HEALTH-RECREATIONAL / RECREATIONAL AND REHABILITATIVE / SPORTS REHABILITATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардамов Гаврил Борисович, Алексеев Иван Семенович

В статье раскрывается системный принцип выработки решений по организации управления физкультурной деятельностью во внеурочное время на основе принятия аргументированных действий, т.е. определения программного содержания в логической последовательности направления деятельности по укреплению здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бардамов Гаврил Борисович, Алексеев Иван Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный принцип управления физической культурой и спортом в вузе»

культуре нет. А что касается ежегодного внут-ривузовского Сурхарбана и спартакиады, то студенты заинтересованы во включении русской лапты (17%), бурятской национальной борьбы (12%) в программу соревнований.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить блок задач по пропаганде здорового образа жизни среди студентов и определить пути дальнейшей их реализации в деятельности кафедры физического воспитания и спортклуба вуза.

Литература

1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1979. - 192 с.

2. Бардамов Г.Б., Ишина Л.А. Модульная система организации и управления познавательной деятельностью студентов аграрного профиля по дисциплине «Физическая культура» // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып. 13. Физическая культура и спорт. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. - С. 19-23.

3. Лабойко Н.С. Физиологическое обоснование режимов деятельности. - Киев, 1999.

4. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 446 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания, ФБГОУ ВПО «БГСХА им В.Р. Филиппова». г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Алексеев Иван Семенович, председатель спортивного клуба ФБГОУ ВПО «БГСХА им В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-2677. Fax 8 (3012) 44-26-33.

Alekseev Ivan Semenovich, chairman of the Sports Club, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-26-77. Fax 8 (3012) 44-26-33.

УДК 796: 378

© Г.Б. Бардамов, И. С. Алексеев

СИСТЕМНЫЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ

В статье раскрывается системный принцип выработки решений по организации управления физкультурной деятельностью во внеурочное время на основе принятия аргументированных действий, т.е. определения программного содержания в логической последовательности направления деятельности по укреплению здоровья студентов.

Ключевые слова: технология управления, системный принцип, оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное.

G.B. Bardamov, I.S. Alekseev

SYSTEMIC PRINCIPLE OF MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN HIGHER EDUCATION

The article reveals a systemic principle of decision-making on organization of management of physical culture activity in extra-curricular time on the basis of adopting reasoned decision-action, i.e. on determination of program content in a logical sequence of activities directed on improvement of students ’ health.

Высоко оценили студенты академии состояние спортивных залов, стадионов и площадок, уроков физкультуры, обеспеченность инвентарем и тренажерами, а также работу спортивных секций. Плохо организованными считают студенты кураторские часы о здоровом образе жизни, доступность спортивных залов и тренажеров во внеурочное время, наглядно-агитационную информацию о ЗОЖ.

Участникам анкетного опроса было предложено выразить свое мнение по поводу наиболее предпочтительных, нетрадиционных форм проведения занятий по физической культуре. Наряду с традиционными занятиями по физкультуре студенты хотели бы, чтобы занятия проходили в индивидуально-групповой форме с возможностью самостоятельно выбирать вид спорта - 21% (82 чел.). Около 20% студентов академии выступили за добровольную форму посещения занятий по физкультуре.

Студенты указали, что включение национальных видов спорта в учебную программу по физической культуре возможно лишь частично -37% (144 чел.). Около 23% респондентов ответили, что необходимости во включении традиционных видов спорта в учебный план по физ-

Keywords: technology of management, systemic principle, health-recreational, recreational and rehabilitative, sports rehabilitative.

Суть системного принципа заключается в том, что технология управления организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий в вузе должна основываться на системном подходе (схема 1). Такой принцип оздоровительной направленности, как отмечают в своей работе Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов (2001): «... обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции» (с. 431).

Целью проектирования такой программы является создание оптимальных условий для укрепления здоровья во внеурочное время, а именно

психологических и физических показателей студентов.

Своеобразие данной программы заключается в следующем:

- содержание программы основывалось на соблюдении основных методических правил (постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, разнообразие применяемых средств, систематичность занятий), но в ней отсутствует раздел сдачи нормативных требований. Эффективность их определялась периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режима работы и отдыха;

Схема 1

Системный принцип выработки решений по организации физкультурной деятельности во внеурочное время

- в содержание программы были включены как специально подобранные физические упражнения, так и разнообразные комплексы из традиционных упражнений национальных игр, побуждающие студентов задействовать свои психомоторные и познавательные способности. Оценка выполнения студентами, занимающихся в группах по интересу, физических упражнений оздоровительной направленности определялась по показателям индивидуальных темпов развития их двигательных и познавательных способностей;

- комплекс физических упражнений выполнял оздоровительную, образовательную и личностно-ориентированную функции для каждой созданной группы. Таким образом, программное обучение предполагало изучение студентами не только принципов движения собственного тела, его частей и управления ими, но и овладение новыми двигательными умениями и навыками с целью направленного воздействия на их физическое развитие.

Поэтому в организационной части каждого блока программного управления самостоятельной работой студентов спортивным клубом обозначено решение следующих целевых задач:

- совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость «неблагоприятным воздействиям»;

- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Для решения поставленных задач в двух разделах управляющего блока (схема 1) определены основные направления модульной организации деятельности:

- оздоровительно-рекреативное (восстановление сил с помощью физических упражнений, подвижных и спортивных игр, туризма, охоты, физкультурно-развлекательных занятий);

- оздоровительно-реабилитационное (использование физических упражнений в качестве лечения заболеваний и восстановления функций организма);

- спортивно-реабилитационное (восстановление функциональных и адаптационных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, при ликвидации последствий травм);

- гигиеническое (оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного

активного отдыха за счет незначительных физических нагрузок).

Как отмечают ведущие специалисты [Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, Л.П. Матвеев, Р.Е. Мотылянская, Л.Я. Иващенко, I. Astrand, J.N. Wilmore и др.], выделенные разновидности реабилитационных мероприятий дают положительный эффект в том случае, когда соблюдаются определенные правила:

а) средства и методы реабилитации должны применяться исключительно такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

б) физические нагрузки должны планироваться в соответствии с возможностями и наклонностями (интересами и способностями) занимающихся, а также с учетом последствий их травм и заболеваний.

Т.е. выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

К настоящему времени студентам для самостоятельной работы во внеурочное время предложены апробированные авторские комплексы и программы физических упражнений оздоровительной направленности, такие как: режим

10 000 шагов каждый день (система Михао Икаи); бег ради жизни (система Лидьярда); режим 1000 движений (система Амосова); контролируемые беговые нагрузки (система Купера); всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать - сиди, если можешь стоять, а не сидеть -стой, если можешь двигаться - двигайся (система Моргауза); калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане); произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону) и т.д.; спортивные и национальные игры с элементами состязательной деятельности.

На сегодняшний день нами применены и новые направления оздоровительной физической культуры. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (франк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

Разнообразие направлений создает своеобразную проблему выбора деятельности у студентов. Поэтому ведущая роль в управлении регуляцией процесса оптимизации физкультурноспортивной деятельности отводится проектированию различных личностно-ориентированных вариантов двигательной деятельности среди студентов. Отсюда основной упор нами сделан на модульно-блочную систему организации тренировочных занятий.

Одной из существенных составляющих является сбор информации о состоянии объекта управления и подборе технологического инструментария. Разумеется, организация и проведение занятий во внеурочное время с учетом регионально-культурных традиций конкретного вуза требуют обеспечения организационнопедагогических условий для широкого охвата студентов занятиями спортом.

Анализ специфики вузовского физического воспитания в реализации актуальной проблемы -воспитания гармонично развитой личности -позволил нам наметить основные пути оптимизации системы управления деятельности спортивного клуба по организации учебнотренировочных занятий и оздоровительнопрофилактических мероприятий среди студентов Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Так, в частности, были обоснованы модульно-блочное управление организацией спортивно-массовых и физкультурнооздоровительных мероприятий, определены основные подходы к индивидуализации спортив-

ных занятий, выявлены факторы, обусловливающие эффективность такого подхода (схема 2). Также разработана вариативная карточка эффективного использования физических упражнений по модульно-блочным композициям выполнения и групповым формам проведения учебно-тренировочных занятий (схема 3).

Внедрение персонального свободного выбора модульно-блочных вариантов занятий физическими упражнениями (каждый из которых представлял собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения заданий в подгруппах, парах или индивидуально) позволило нам активизировать двигательную деятельность студентов, в последующем оказывающую непосредственное влияние на их работоспособность (табл. 1). Из таблицы 1 видно, что разработанная вариативная технология оказала положительный эффект на повышение эффективности выполнения упражнений у студентов. Так, по всем тестовым показателям у обследуемого контингента (при разном уровне их подготовленности) происходят существенные изменения в сторону их развития. Это свидетельствует о том, что систематическое выполнение определенного рода физических упражнений оказало положительный эффект на расширение двигательных возможностей студентов, что определяется ростом максимальных внешних и внутренних показателей при выполнении тестовых упражнений.

Схема 2

Функциональные компоненты модульно-блочного управления

1. Управленческая деятельность

Соревнования на первенство факультета

Спартакиада

академии

J V

Универсиады среди вузов

У V

- среди групп - среди факуль-

- среди курсов тетов

Турниры, посвященные значимым событиям

городская

зональная

■ всероссийская

■ международная

- праздничные

- традиционные

- региональные

- международные

2. Организационная деятельность

Технология планирования физкультурно-спортивной и оздоровительно-реабилитационной работы

У Ч.

3. Учебно-тренировочная деятельность

Физкультурно-массовая работа с учетом региональных особенностей вуза

Определение цели, итоговых результатов достижений и содержания работы

Спорт высших достижений на основе традиционных видов спорта

4. Учебно-методическая деятельность

Принципы спортивной Средства и методы воспитания Методики психолого-

тренировки физических качеств педагогического воздействия

5. Учебно-воспитательная деятельность

Пропаганда ведения Нравственно-этические нормы Учет мотивации и потребности, личной

здорового образа жизни поведения и моральные гигиены, а также профилактика

ценности и контроль

6. Оздоровительно-реабилитационная деятельность

Способы и формы организации различных видов деятельности

У V

Реабилитационные методики для коррекции состояния и подготовленности организма занимающихся

Схема 3

Структура распределения групповых занятий по интересам, наклонностям и способностям студентов для организации самостоятельной работы

во внеурочное время

Академические учебнотренировочные занятия по избирательной направленности, основанной на традиционных национальных и современных видах спорта (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств и т.д.)

Групповые формы учебно-тренировочных занятий среди студентов во внеурочное время

Спортивно-прикладная специализация тренировочных занятий на основе выбора вида спорта, культивируемых в вузе (удовлетворение интереса к определенному виду спорта, достижение высоких спортивных результатов, через которые студенты получают признание, как среди студентов, так и среди преподавателей)

Самостоятельные тренировочные занятия,

направленные на: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивнореабилитационное восстановление сил и функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин

Спортивные объекты, залы и медицинские кабинеты

Спортивноприкладные соревнования , проводимые по линии общественных организаций: спортивного клуба, студенческого самоуправления, деканата, молодежной политики и т.д. (повышение эффективности тренировочной и соревновательной мотивации студентов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программное обеспечение учебно-тренировочных занятий

Группы здоровья

Группы повышения спортивного мастерства

Группы ЛФК

Динамика показателей средних рейтинговых значений развития физических качеств у студентов по модульно-блочной форме занятий (А±т)

Тестовые упражнения Показатели средних значений развития физических качеств (Р>0,05)

Группы п=40 (юн. - п=20, дев. - п=20 Тренированные (п=40) Среднетренированные (п=40) Малотренированные (п=40) Достоверность различий

В начале учеб. года В конце учеб. года

В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года X Р X Р

Бег 30 м (с) Юн. 3,7±0,2 4,6±0,16 3,4±0,14 4,3±0,21 3,2±0,29 4Д±0,2 1 д Р>0,05 2,0 Р>0,05

Дев. 3,3±0,3 4,4±0,2 ЗД±0,2 4,2±0,16 3,0±0Д4 4,0±0,2 1Д8 Р>0,05 2,2 Р>0,05

Прыжок в длину с места (см) Юн. 3,5±0,3 4,5±0,2 3,4±0Д5 4Д±0,2 ЗД±0Д5 4Д±0Д 1,5 Р>0,05 2,5 Р>0,05

Дев. ЗД±0Д5 4,3±0,2 3,5±0,3 4,0±0,25 2,9±0,23 3,8±0Д 2,03 Р>0,05 2,37 Р>0,05

Бег на 3000 м, 2000 м (с) Юн. 14,03±0.30 12,70±0,32 14,45±0,27 13,35±0,29 13,28±0,21 13,01±0Д6 2Д4 Р>0,05 2,44 Р>0,05

Дев. 16,03±0.26 14,70±0,34 16,55±0,23 15,07±0,29 16,75±0,23 15,28±0Д6 1,55 Р>0,05 2,32 Р>0,05

Подтягив. на перекл. (юн.) и с опорой от пола (дев.) (кол-во раз) Юн. 10,53±1Д2 14,23±1,24 11,23±0,95 12,47±1, 24 12,01±0,85 13,25±0,99 1,09 Р>0,05 2,21 Р>0,05

Дев. 11,3±1,57 13,57±1Д2 10,53±1Д2 11,25±1,24 9ДЗ±0,87 10,53±1Д2 1,45 Р>0,05 2,0 Р>0,05

Примечание: показатели определялись по разработанной 5-балльной рейтинговой шкале оценивания уровня развития физической подготовленности

Внешние показатели характеризуют величину выполненной студентами механической работы или ее продолжительность, а внутренние - иллюстрируют величину ответной реакции организма на выполненную механическую работу. В нашем случае под механической работой подразумевается выполнение тестовых физических упражнений (табл. 1). По этим показателям определяли параметры формирования у студентов специфических и общих функций деятельности в процессе выполнения физических упражнений. Параметры специфических функций позволяют рассмотреть соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую возможности студентов, их прогрессивную динамику и мобилизационное усилие на самосовершенствование (табл. 1). Так, показатели средних значений развития физических качеств характеризуют, что достоверность различий повышения скоростной выносливости у юношей и девушек произошло на t - 1,0 при Р >0,05, взрывной силы - t - 1,2 при Р >0,05, общей выносливости - t - 2,2 при Р >0,05, силовой выносливости -t - 1,2 при Р >0,05. В то же время эти данные говорят и о том, что систематическое выполнение двигательных действий оказывает воздействие на динамику формирования компетенций у студентов.

Отсюда (по общим функциям) устанавливали оценочные показатели компетенций (организаторских, коммуникативных, рефлексивных способностей) студентов, в совокупности составляющих профессионально значимые личностные качества (табл. 2). Характеристика его проявления и динамика улучшения осуществлялись за счет личностно-направленного воспитания и обучения по модульно-блочной форме занятий.

Полученные результаты (по показателям выделенных способностей) в унифицированном сравнении параметров настроя на победу в группах студентов разного уровня подготовленности, оценка достижения ими высокого в личном плане спортивного результата и объективная характеристика профессионально значимых личностных качеств в рейтинговых параметрах показаны в таблице 2.

По этим данным, на наш взгляд, можно судить не только о соревновательно-эталонной и эвристически-достиженческой возможностях студентов, но и рассмотреть процесс развития профессионально значимых личностных качеств у данного контингента студентов.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило решить поставленные задачи, получить необходимые экспериментальные данные и сделать следующие выводы:

1. Системный принцип управления самостоятельной работой студентов в вузе определяет реальный вклад во всестороннее и гармоничное развитие личности с учетом потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, наклонностей и возможностей самих занимающихся.

2. Внедрение персонального свободного выбора модульно-блочных вариантов занятий физическими упражнениями, каждый из которых представлял собой специально продуманный ассортимент разнообразных по содержанию, степени сложности и форме выполнения заданий в подгруппах, парах или индивидуально, позволило активизировать двигательную деятельность студентов, что оказало непосредственное влияние на их функциональную работоспособность, в том числе и на формирование профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов аграрного профиля.

Динамика улучшения профессионально значимых личностных качеств у студентов по модульно-блочной форме занятий (А±т)

Тестовые упражне- ния Показатели средних значений развития физических качеств (Р>0,05)

Группы п=40 (юн. - п=20, дев. - п=20 Тренированные (п=40) Среднетренированные (п=40) Малотренированные (п=40) Достоверность различий

В начале учеб. года В конце учеб. года

В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года г Р г Р

Организаторские способности Юн. 0,65±0,02 0,7±0,02 0,58±0,02 0,65±0,02 0,56±0,02 0,6±0,02 1,1 Р>0,05 2,0 Р>0,05

Дев. 0,6±0,02 0,74±0,02 0,59±0,02 0,71±0,02 0,57±0,02 0,65±0,02 1,18 Р>0,05 2,8 Р>0,05

Коммуникативные способности Юн. 0,59±0,02 0,71±0,02 0,58±0,02 0,66±0,02 0,57±0,02 0,6±0,02 1,5 Р>0,05 2,5 Р>0,05

Дев. 0,62±0,02 0,73±0,02 0,58±0,02 0,68±0,02 0,59±0,02 0,66±0,02 2,03 Р>0,05 2,37 Р>0,05

Рефлексивные способности Юн. 129±ЗД 137±1,9 127±3,8 135±1,8 126±4,5 131±1,7 2,14 Р>0,05 2,44 Р>0,05

Дев. 130±3,2 139±2,0 125±4,2 132±1,6 124±4,2 130±1,5 1,55 Р>0,05 2,32 Р>0,05

Литература

1. Карповский Г.К., Сучков С.И. Особенности умственной работоспособности студентов в течение учебного года // Материалы учеб.-метод. конф. - М., 1996.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

3. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания, БГСХА им В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Алексеев Иван Семенович, председатель спортивного клуба БГСХА им В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.

Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-2677. Fax 8 (3012) 44-26-33.

Alekseev Ivan Semenovich, chairman of the Sports Club V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Ph. 8 (3012) 44-26-77. Fax 8 (3012) 44-26-33.

УДК 796: 378

© Г.Б. Бардамов, А.С. Сагалеев

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье выдвинута концепция, обосновывающая необходимость учета этнических предпосылок спорт-сменов-борцов. При внедрении индивидуального подхода в спортивных единоборствах недостаточно учитывается роль этнокультурных факторов, а также индивидуальных этногенетических особенностей спортсменов.

Ключевые слова: этнопедагогические, этнопсихологические и этногенетические особености, личность и индивидуальность, индивидуализация.

G.B. Bardamov, A.S. Sagaleev

ETHNIC ASPECTS OF INDIVIDUALIZATION OF SPORTS TRAINING OF ATHLETES WRESTLERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article puts forward a conception which substantiates a need of taking into consideration ethnic preconditions of athletes wrestlers. While introducing an individual approach to combative sports it is not sufficient to considerate a role of ethnic and cultural factors, as well as individual ethnogenetic features of athletes.

Keywords: etnic and pedagogical, ethnic, psychological and ethnic and genetic features, personality and individuality, individualization.

Вопрос о том, какой должна быть стратегия высшего спортивного мастерства и в какой степени она должна быть видимой и ощущаемой, возникает из необходимости совершенствования системы повышения спортивного мастерства в соответствии с современными требованиями. Ответа на него не могут дать на сегодня ни сами тренеры, ни спортивные специалисты. Неразрешенность данной проблемы отражается на самих спортсме-нах-борцах, на их личностной сфере, снижает эмоциональный настрой к творчеству, отражается на конкурентоспособности спортсмена-борца (особенно в условиях соревновательного поединка, при состоянии неуравновешенности и неуверенности в своих возможностях).

Жесткая конкуренция на борцовском ковре предъявляет особые требования к проявлению спортивного мастерства. Поэтому к проблеме ин-

дивидуальности (с учетом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей в процессе подготовки спортсменов-борцов) необходимо обратить внимание всех специалистов спорта. Обусловлено это тем, что сущность «индивида» раскрывается в социальных характеристиках, и открытие в спортсмене начальной этнической детерминированности двигательной функциональной системы в условиях соревновательной деятельности заставляет вновь и вновь возвращаться к понятиям «личность» и «индивидуальность», соотношению между ними, границам и точкам соприкосновения этнических особенностей.

Роль этнопедагогики и этнопсихологии в становлении личности в данном случае - это, прежде всего, задача осмысления сущности понятий «личность» и «индивидуальность», имеющая реальный практический смысл в технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.