ческого видения в вопросах прогнозирования целеполагания деятельности своего ученика и на основе определения сильных и слабых сторон подготовленности основных соперников может формировать своеобразный характер индивидуального стиля ведения поединка.
3. Примерные информационные элементы модели по совершенствованию индивидуальной "школы" ведения соревновательного поединка должны быть конкретизированы и расширены, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей отдельного спортсмена-борца.
Литература
1. Новиков А. А. Методология техникотактического мастерства спортсменов. - М.; Улан-Удэ, 1998. - 220 с.
2. Бардамов Г.Б. Этнопедагогические и этнопсихологические основы подготовки спортсменов-борцов. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2007. - 183 с.
3. Бардамов Г.Б. Технология индивидуализации подготовки спортсменов-борцов вольного стиля. -Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2008. - 258 с.
Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» г. Улан-Удэ, Забайкальский аграрный институт, г. Чита. 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8, тел. 44-26-77, факс 44-26-33
Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of physical training, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude. Transbaikalian Agrarian Institute, Chita. 670024, Ulan-Ude, 8, Pushkin str. Tel .8 (3012) 44-26-77 Fax 8 (3012) 44-26-33
УДК 796:378.663
Г.Б. Бардамов, Л.А. Ишина МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье раскрывается эффективность внедрения технологии модульной системы обучения дисциплине «Физическая культура» студентов аграрного профиля. Эта инновационная технология построена на системе, в которой воспроизводимость и планируемая деятельность обучения целиком зависят от ее структурирования по модулям, состоящим из целевого, содержательного, организационного и оценочного блоков субмодуль-ных компонентов, по которым осуществляется более эффективная подготовка студентов и направленное формирование профессиональной компетентности выпускников на разных факультетах.
Ключевые слова: инновационный подход, модульная система обучения, рейтинговая оценка знаний, инновационная технология.
G.B. Bardamov, L.A. Ishina THE MODULE SYSTEM OF ORGANIZATION AND CONTROL OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF AGRARIAN TYPE ON THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE»
The effectiveness of introduction the module system technology in teaching the discipline «Physical Training» for students of agrarian type is shown in this article. This innovative technology is based on the system in which reproduction and planned activity of teaching entirely depends on its module structuring. It consists of special purpose, content,
Практические рекомендации. При реализации управленческих задач на основе определения модельных характеристик соревновательной деятельности для каждого спортсмена-борца тренер, прежде всего, должен отчетливо предвидеть мотивационную особенность целеполагания будущей деятельности ученика и по мере ее изменений своевременно корректировать систему его подготовки. Мотивация в данном случае выступает как бы фоном, на котором формируются целевые установки по принятию решений к действию.
Выводы:
1. Управленческие задачи являются (в сво-
ем роде) инструментом реализации разработанных модельных вариантов, сила которого значительно возрастает, если его используют как составную часть общих усилий по эффективному формированию стратегических установок совершенствования спортивного мастерства
спортсмена-борца в каждой модели.
2. Тренер, овладевший данной технологией, обладает более широким спектром стратеги-
organizational and evaluational blocks of sub module components which realize more effective training of students and formation of graduates' professional competence at different faculties.
Keywords: innovative approach, module system of teaching, rating evaluation of knowledge, innovative technology.
Актуальность исследования. Традиционная система физического воспитания за последние 10 лет, как показывает практика, проявляет свою низкую эффективность в новых полиэтнических условиях образовательного процесса, что сказывается на дееспособности жизнедеятельности студентов аграрного профиля. Естественно, в этом процессе наблюдается влияние разных объективных и субъективных причин, которые обусловливают данную проблему, тем самым вызывают к себе повышенное внимание со стороны специалистов. При выяснении причин неэффективного функционирования физического воспитания выявилась низкая организация проведения учебных занятий. Отсюда слабая мотивационная активность у большинства студентов, отсутствие у них потребности в занятиях физическими упражнениями и базового уровня их знаний в усвоении многообразных ценностей физической культуры. Поэтому сегодняшнее состояние реализации физического воспитания студентов явно требует переосмысления целей и новой расстановки приоритетов, отказа от традиционной системы преподавания данной дисциплины. При этом действующий механизм управления (совокупность форм, средств и методов обучения) должен быть направлен на повышение интереса студентов (Бальсевич В.К., 1995; Лубышева Л.И., 1997; Кост Д., Мур Д., Зарат Ж., 1998; Николаев Ю.М., 1999, 2003; и
др.).
Следовательно, важнейшей методологической и практической задачей сферы физической культуры на современном этапе ее развития является коррекция целей, принципов, средств, методов и форм организации проведения учебных занятий, в которых духовное и физическое в человеке были бы едины. Это позволит создать условия для разностороннего, соразмерного формирования разнообразных потребностей (Николаев Ю.М., 1999), когда сознание молодого человека будет неотделимо от его действий.
Анализ данной проблемы показывает, что формирование профессиональной культуры будущего специалиста обусловлено рядом неразрешенных противоречий в следующих аспектах:
- между существующим образовательным потенциалом дисциплины «Физическая культура» и низким уровнем его освоения студентами;
- между объективной потребностью общества в молодых специалистах, способных к само-
определению и самореализации в области пропаганды ведения здорового образа жизни, и низким уровнем физической подготовленности выпускников вузов;
- между широким применением новых информационных технологий в современной системе образования и отсутствием или недостаточным использованием их в формировании физкультурной грамотности в процессе физического воспитания студентов вузов;
- между необходимостью повышения эффективности учебного процесса на основе использования инновационной технологии и недостаточным обоснованием и разработанностью такого подхода.
Выявленные противоречия обусловливают содержание вопроса, как организовать образовательный процесс, обеспечивающий студентам гармоничное единство естественно-научной и гуманитарной культуры познания и деятельности в направлении интеграции двигательных умений и навыков и повышения мотивационной активности к знанию (Матвеев Л.П., 1976; Громыко Ю.М., 2QQQ; Ильинич В.И., 2QQQ; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2QQ1; Белозерцев Е.П. в соавт., 2QQ6; и др.).
Организация и методы исследования. Цель данного исследования предполагает изменение отношения студентов к изучению учебного предмета «Физическая культура», оценке ее полезности в деле приобретения общечеловеческих ценностей, гуманизма, духовности и т.д., с одной стороны. С другой - более осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями физической и спортивной культуры. Гипотеза исследования заключается в том, что разработанная технология модульных блоков, направленная на повышение эффективности образовательного процесса, позволит более результативно достигать запланированных результатов обучения и гарантированно воздействовать на процесс формирования профессиональной компетентности выпускников.
Для достижения этой цели нами была разработана программа с использованием модульных блоков при изучении предмета «Физическая культура». Предлагаемая программа обучения рассчитана для студентов 1-3-го курсов, а для студентов 4-5-го курсов предложена индивидуальная программа для самостоятельного изучения культурологической ценности и определе-
2Q
ния значимости физической культуры по формированию духовности, интеллекта, психики личности человека. Каждый блок обучения (3 модуля) включает в себя 2 субмодуля, в которых установлена 5-балльная оценочная градация по 100-балльной шкале рейтинга для оценки усвоения студентами учебного материала. При этом блочный модуль служит своеобразным инструментом и регулятором управления при переходе к изучению другого модуля в зависимости от сезонных периодов обучения. Такая технология позволяет уже с начального этапа обучения в вузе четко распределять учебный материал по курсам и предоставлять им приоритетную основу для самоопределения при выборе физкультурно-спортивной деятельности. Разграничение на курсовой поток потребовало систематизировать содержание предмета «Физическая культура» по трем отдельным модулям на годичный цикл обучения для каждого курса и назвать программу как «Учебно-методический комплекс». Ее практическая реализация предполагает четкую линию повышения мотивационной активности у студентов и развитие у них интеллектуальной и социально-психологической сфер деятельности. Необходимо отметить, что предлагаемая технология модульной системы основана на системе, в которой воспроизводимость и планируемая деятельность обучения целиком зависит от ее системности и структурирования по модулям.
Освоение студентами модульных блоков осуществляется в рамках теоретических и мето-дико-практических занятий. Теоретических курс занятий проводится в форме лекций, по темам, утвержденным Департаментом научно-
технической политики и образования Минсель-хоза РФ, со сдачей экзамена. Практические занятия организуются с учетом выбора студентами вида учебной специализации с проведением тестового контроля овладения модуля (субмодуля) учебного материала.
Для определения эффективности внедрения модульной системы обучения нами была разработана анкета. Анкетирование проводили среди студентов пяти факультетов (экономического, инженерного, ИЗКИМ, гуманитарного и ветеринарной медицины) по 20 человек (учебная группа), а также среди преподавателей, которые вели учебные занятия по модульной системе. Материалы социолого-педагогического исследования были обработаны методом математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного социологического опроса показывают, что уровень преподавания физической культуры в академии как среди опрошенных преподавателей (17 чел.), так и студентов (350 чел.) выявлен в параметрах показателей: вполне достаточный (40%) и высокий (42%) (табл. 1).
Таблица 1
Итоги опроса преподавателей и студентов об уровне преподавания дисциплины «Физическая культура» в БГСХА в соответствии с государственным стандартом
Содержание вопроса Возможные варианты ответов Результаты, %
Преподаватели Студенты
Как Вы считаете, на каком уровне в нашем вузе находится преподавание физической культуры? Высокий 36,2 42,6
Вполне достаточный 40,5 29,8
Не вполне достаточный 16,0 11,4
Недостаточный 3,1 4,4
Затрудняюсь ответить 4,2 11,8
Данные показатели свидетельствуют не только о своевременном внедрении инновационной технологии, но и степени заинтересованности студентов в рамках развития своей физи-
ческой подготовленности, что отчетливо отражается в рейтинговых показателях двигательных знаний, умений и навыков студентов пяти факультетов (табл. 2).
Таблица 2
Показатели, отражающие двигательные знания, умения и навыки студентов пяти факультетов
№ пп Факультеты Количество студентов Рейтинг Градация Средний балл Оценка
1 Экономический 85,4 4
2 Инженерный 86-100 76,2 4
3 ИЗКИМ п = по 20 чел. 56-100 71-85 85,0 4
4 Г уманитарный 56-70 81,7 4
5 Ветеринарный 76,6 4
Следует отметить, что при ежегодной аттестационной проверке представленные показатели свидетельствуют о высокой степени освоения учебного материала студентами, тем самым оценивается целесообразность ее использования в многопрофильных видах учебной специализации по нашей дисциплине.
С целью определения динамики повышения интереса студентов к учебным занятиям, учета эффективных видов деятельности и оценки влияния вводимых модулей нами был проведен дополнительный опрос. Рейтинговые значения показателей ответов ведущих специалистов в культивируемых видах учебной специализации (17 чел.) показывают следующее (табл. 3).
Таблица 3
Результаты, отражающие мнение преподавателей о возможных путях повышения эффективности информационного обеспечения
Содержание вопроса Возможные варианты ответов Результаты, %
Как Вы считаете, что способствовало повышению интереса студентов к учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура»? Внедрение модульной системы обучения с учетом интереса студентов к культивируемым видам учебной специализации 34,0
Широкое использование достаточного количества спортивного оборудования и инвентаря в учебном процессе 28,0
Повышением эффективности организации лекционных и практических занятий 12,5
Использование средств современного информационного обеспечения на учебных занятиях и самоподготовке 10,5
Составление графика дежурства преподавателей для дополнительных занятий со студентами по выполнению реферативных и курсовых работ, отработок пропущенных занятий 8,5
Эффективная организация дополнительных оздоровительноспортивных услуг студентам 3,5
Широкое распространение физкультурно-спортивной деятельности через СМИ, телевидение, сайт и т.д. 3,0
Практическая реализация данного аспекта деятельности позволила получить оценки остаточных теоретических знаний студентов среди факультетов и их итоговый рейтинг по годам обучения.
Результаты анализа материала исследования (табл. 4) показывают, что наблюдается процесс улучшения остаточного знания из года в год у студентов на всех обследуемых факультетах. Это говорит об эффективности организации лекционных и методико-практических занятий.
Таблица 4
Сравнительная характеристика показателей теоретических знаний студентов факультетов
и их итоговый рейтинг по годам обучения
№ ПП Факультеты Годы обуче- ния Показатели результата анализа
Кол-во студентов Рейтинг студентов по годам обучения
R=56-100 2008 2009 2010
1 Экономический 2008 63 0 0 1 6 8 14 18 106
2009 75 71- 85 46 55 105
2010 223 56 - 70 3 2 12
2 Инженерный 2008 68 86 - 100 8 8 4
2009 62 71- 85 37 44 31
2010 60 56 - 70 23 10 25
3 H3KHM 2008 103 0 0 1 6 8 43 31 35
2009 86 71- 85 58 49 32
2010 71 56 - 70 2 6 4
4 Г уманитарный 2008 - 0 0 1 6 8 - 2 5
2009 18 71- 85 - 13 10
2010 16 56 - 70 - 3 1
5 Ветеринарный 2008 44 0 0 1 6 8 9 9 11
2009 54 71- 85 27 42 19
2010 34 56 - 70 8 3 4
Выводы:
1. Логико-содержательный анализ фактического материала исследования свидетельствует об эффективности инновационного подхода в профессиональном образовании студентов аграрного профиля, технология которого основана на системе, где воспроизводимость и планируемая деятельность обучения целиком зависят от ее системности и структурирования по модулям.
2. С целью формирования мотивационноценностного отношения студентов к учебной деятельности разработана модульная система обучения с рейтинговой оценкой остаточных знаний, содержание которой определяется учетом интереса студентов к дисциплине «Физическая культура», их готовности к занятиям для развития физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности.
3. Внедренная в образовательный процесс технология модульной системы позволяет обес-
печить более эффективную подготовку студентов различных факультетов и создает возможность активизировать обучающий процесс по формированию профессиональной компетентности выпускников.
Литература
1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). - Мн.: Технопринт, 2000. - с. 117.
2. Кост Д., Мур, Д., Зарат Ж. Le franc is dams le monde. - Ванв (Франция): Hachette Edicef, 1998. -47 c.
3. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - С. 20-36, 56-116.
4. Смайле С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое. - Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. - С. 14, 233.
Бардамов Гаврил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания БГСХА. г. Улан-Удэ, ул. Пушкина. Тел. 44-26-77, факс. 44-26-33.
Bardamov Gavril Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of physical education, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Pushkin str., 8. Tel. 8 (3012) 44-26-77. Fax 8 (3012) 44-26-33.
Ишина Людмила Анатольевна, старший преподаватель кафедры иностранного языка Забайкальского аграрного института, г. Чита.
Ishina Ludmila Anatolievna, senior lecturer, department of foreign languages, Transbaikalian Agrarian Institute, Chita.