Научная статья на тему 'Управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением: сущность исходя из классификации'

Управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением: сущность исходя из классификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление в органах внутренних дел / управленческие решения органов внутренних дел / субъект управления / взаимодействие полиции с населением / нормативный правовой акт МВД России / приказ МВД России / специальные профилактические операции / охрана общественного порядка / раскрытие преступлений «по горячим следам» / конклюдентные распоряжения полиции / management in the internal affairs bodies / management decisions of the internal affairs bodies / subject of management / interaction of the police with the population / regulatory legal act of the Ministry of Internal Affairs of Russia / order of the Ministry of Internal Affairs of Russia / special preventive operations / protection of public order / disclosure of crimes «in hot pursuit» / implicit orders of the police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев

Исследуя дефиницию управленческого решения органов внутренних дел в отношениях с населением выяснено, что оно представляет собой зафиксированный волевой акт, сделанный на основе анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории и оценки функционирования органа внутренних дел, принятый субъектом управления в пределах его компетенции и в установленном порядке, содержащий постановку целей, методы и стратегию их достижения, распределение обязанностей среди исполнителей по обеспечению необходимого состояния органа внутренних дел, его организационной устойчивости и совершенствования административной деятельности. Дана классификация управленческих решений органов внутренних дел в отношениях с населением по десяти критериям: 1) по объекту воздействия; 2) по целевому назначению; 3) по способу принятия управленческого решения; 4) в зависимости от источника возникновения задачи; 5) в зависимости от содержания свободы принятия управленческого решения и степени свободы действия субъекта, организующего его выполнение; 6) по времени действия; 7) по видам критериев; 8) в зависимости от начала и конца решения поставленной задачи; 9) по методу анализа информации; 10) по способу фиксации. Доказано, что сущность управленческого решения органов внутренних дел состоит в том, что оно отражает основное содержание и характер взаимодействия органов внутренних дел с внешней средой и определяет главные направления правоохранительной внешней административной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management decisions of the internal affairs bodies in relations with the population: the essence based on the classification

Investigating the definition of the management decision of the internal affairs bodies in relations with the population, it was found out that it is a fixed volitional act made on the basis of an analysis of the operational situation in the serviced territory and an assessment of the functioning of the internal affairs body, adopted by the subject of management within its competence and in the prescribed manner, containing setting goals, methods and strategies for achieving them, distributing responsibilities among executors to ensure the necessary state of the internal affairs body, its organizational stability and improving administrative activities. The gives a classification of management decisions of the internal affairs bodies in relations with the population according to ten criteria: 1) by the object of influence; 2) for the intended purpose; 3) according to the method of making a managerial decision; 4) depending on the source of the problem; 5) depending on the content of the freedom to make a managerial decision and the degree of freedom of action of the subject organizing its implementation; 6) by the time of action; 7) by types of criteria; 8) depending on the beginning and end of the solution of the task; 9) according to the method of information analysis; 10) according to the method of fixation. It is proved that the essence of the management decision of the internal affairs bodies is that it reflects the main content and nature of the interaction of the internal affairs bodies with the external environment and determines the main directions of law enforcement external administrative activity.

Текст научной работы на тему «Управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением: сущность исходя из классификации»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

Шрз:/Л1о1 .ог§/10.24412/2687-0185-2023-4-48-55 ШЮК: 2007-0083-4/23-348 МОБИЯЕВ: 77/27-005-2023-04-548

Управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением: сущность исходя из классификации

Александр Анатольевич Беженцев

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, adovd@mail.ru

Аннотация. Исследуя дефиницию управленческого решения органов внутренних дел в отношениях с населением выяснено, что оно представляет собой зафиксированный волевой акт, сделанный на основе анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории и оценки функционирования органа внутренних дел, принятый субъектом управления в пределах его компетенции и в установленном порядке, содержащий постановку целей, методы и стратегию их достижения, распределение обязанностей среди исполнителей по обеспечению необходимого состояния органа внутренних дел, его организационной устойчивости и совершенствования административной деятельности.

Дана классификация управленческих решений органов внутренних дел в отношениях с населением по десяти критериям: 1) по объекту воздействия; 2) по целевому назначению; 3) по способу принятия управленческого решения; 4) в зависимости от источника возникновения задачи; 5) в зависимости от содержания свободы принятия управленческого решения и степени свободы действия субъекта, организующего его выполнение; 6) по времени действия; 7) по видам критериев; 8) в зависимости от начала и конца решения поставленной задачи; 9) по методу анализа информации; 10) по способу фиксации. Доказано, что сущность управленческого решения органов внутренних дел состоит в том, что оно отражает основное содержание и характер взаимодействия органов внутренних дел с внешней средой и определяет главные направления правоохранительной внешней административной деятельности.

Ключевые слова: управление в органах внутренних дел, управленческие решения органов внутренних дел, субъект управления, взаимодействие полиции с населением, нормативный правовой акт МВД России, приказ МВД России, специальные профилактические операции, охрана общественного порядка, раскрытие преступлений «по горячим следам», конклюдентные распоряжения полиции

Для цитирования: Беженцев А. А. Управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением: сущность исходя из классификации // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 48-55. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-48-55.

Alexander A. Bezhentsev

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, adovd@mail.ru

Abstract. Investigating the definition of the management decision of the internal affairs bodies in relations with the population, it was found out that it is a fixed volitional act made on the basis of an analysis of the operational situation in the serviced territory and an assessment of the functioning of the internal affairs body, adopted by the subject of management within its competence and in the prescribed manner, containing setting goals, methods and strategies for achieving them, distributing responsibilities among executors to ensure the necessary state of the internal affairs body, its organizational stability and improving administrative activities.

The gives a classification of management decisions of the internal affairs bodies in relations with the population according to ten criteria: 1) by the object of influence; 2) for the intended purpose; 3) according to the method of making a managerial decision; 4) depending on the source of the problem; 5) depending on the content of the freedom to make a managerial decision and the degree of freedom of action of the subject organizing its implementation; 6) by the time of action; 7) by types of criteria; 8) depending on the beginning and end of the solution of the task; 9) according to the method of information analysis; 10) according to the method of fixation. It is proved that the essence of the management decision of the internal affairs bodies is that it reflects the main content and nature of the interaction of the internal affairs bodies with the external environment and determines the main directions of law enforcement external administrative activity.

Keywords: management in the internal affairs bodies, management decisions of the internal affairs bodies, subject of management, interaction of the police with the population, regulatory legal act of the Ministry of Internal Affairs of Russia, order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, special preventive operations, protection of public order, disclosure of crimes «in hot pursuit», implicit orders of the police

For citation: Bezhentsev A. A. Management decisions of the internal affairs bodies in relations with the population: the essence based on the classification. Criminological Journal. 2023;(4):48-55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-48-55.

© Беженцев А. А., 2023

Original article

Management decisions of the internal affairs bodies in relations with the population: the essence based on the classification

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Развитие Российского государства, создание новой системы политических, экономических и социальных отношений, формирование государственной политики и властных структур сопровождается принятием многочисленных управленческих решений государственного уровня. Объективная сложность и постоянная трансформация этих процессов для России, определенная недостаточность опыта у части национальной управленческой элиты — все это является причиной того, что принимается немало решений, которым не хватает последовательности, системности и обоснованности.

Если организация считается инструментом управления, необходимо связывать эффективность ее деятельности с принятием и реализацией управленческих решений, поскольку эффективность управления обусловлена качеством этих решений, и наоборот, эффективное принятие решения — это большая ответственность и, собственно, смысл управления.

Главными особенностями управленческих решений выступают многочисленность и неоднородность административных процедур, ситуаций, субъектов и объектов управления, различных связей между ними, невозможность однозначного определения критериев их эффективности, а также значительная динамика изменений вышеперечисленных факторов в процессах развития. Проблемой совершенствования подготовки и принятия управленческих решений всегда занимались представители разных областей знаний. Среди векторов изучения, получивших наибольшую эволюцию, следует отметить: а) разработку моделей и методов принятия управленческих решений; б) создание механизмов их внедрения; в) усиление организационного и правового аспекта их формирования; г) усовершенствование программно-целевых решений; д) создание систем поддержки их принятия. Значительное количество научных работ посвящено непосредственно государственно-управленческому аспекту проблемы, который исследуется в трудах многих отечественных исследователей: историков [1; 2], философов [3; 4], социологов [5; 6], политологов [7; 8], экономистов [9; 10], представителей точных наук [11; 12; 13] и, конечно, юристов [14-17]. Не обошли данную проблематику и зарубежные исследователи [18-22]. Несмотря на важную роль управленческих решений органов внутренних дел в отношениях с населением, они не подвергались анализу комплексно. Именно поэтому разработка поня-

тия и сущности управленческих решений, реализуемых в деятельности органов внутренних дел с населением, их природа исходя из классификации, контроль и надзор за их реализацией, является нашим направлением научного поиска.

Сфера внутренних дел государства, как известно, сложна и многогранна. Перед органами внутренних дел поставлен ряд специфических задач, связанных с обеспечением личной безопасности граждан, защитой гарантированных прав, свобод и интересов человека, сохранением государства и общества прежде всего от преступлений, предупреждением и пресечением правонарушений, осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, с обеспечением безопасности дорожного движения, с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности, с охраной собственности. Поэтому каждое практическое действие органа внутренних дел, в чем бы оно ни проявлялось (направлении информации, задержании подозреваемого, проведении обыска, акте разрешения или запрета) должно осуществляться на основе управленческого решения.

Рассматривая сущность управленческих решений органов внутренних дел в отношениях с населением, следует исходить из того, что они функционируют в постоянно меняющихся ситуациях, часто бывают непредсказуемыми, не прогнозируемыми, незнакомыми, т. е. в постоянно трансформирующихся условиях окружающей среды. Поэтому необходимость принятия таких решений обусловлена, прежде всего, переменами оперативной обстановки, а также указаниями и распоряжениями вышестоящих органов управления.

Таким образом, управленческое решение органов внутренних дел в отношениях с населением представляет собой зафиксированный каким-либо средством (устно или письменно) волевой акт, сделанный на основе анализа оперативной обстановки и оценки функционирования органа внутренних дел (подразделения, отдела), принятый субъектом управления (руководителем органа или подразделения, сотрудником), в пределах его компетенции и установленном порядке, содержащий постановку целей, методы и стратегию их выполнения, распределение обязанностей среди исполнителей, отражающий основной характер и содержание взаимодействия органов внутренних дел с внешней средой, и определяющий главные направления правоохранительной деятельности

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

(прежде всего, по защите прав, свобод и интересов граждан и лиц, общества и государства от противоправных посягательств, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности).

Относительно понятия «нормативный правовой акт», с учетом существенных признаков, ему присущих, может быть сформулировано следующее определение нормативного правового акта МВД России: изданный с соблюдением четкой процедуры в одностороннем порядке должностным лицом МВД России государственно-властный, обязательный документ, цель которого установить, изменить или отменить правовые нормы, касающиеся широкого круга лиц.

Выявление особенностей нормативного правового акта органа внутренних дел на практике применения позволяет утверждать, что его можно считать окончательным вариантом управленческого решения, в свою очередь, управленческое решение, можно рассматривать в нескольких аспектах — и как вид деятельности, и как форму влияния субъекта на объект. Такое понимание «управленческого решения» несколько шире понятия «нормативного правового акта», предусматривающего уже законченное действие.

Определенный теоретический и практический интерес имеет классификация управленческих решений органов внутренних дел в отношениях с населением, позволяющая выделить основные виды решений, описать и упорядочить их комплекс, обеспечить скорость поиска и принятия новых решений с учетом действующих, повысить производительность работы органов внутренних дел в целом.

Рассмотрение общей классификации управленческих решений органов внутренних дел периодически разрабатывается, исправляется и дополняется рядом ученых [23-25], однако, многие проблемы и сегодня остаются до конца нераскрытыми и неизученными. К актуальным относятся выявление особенностей управленческих решений органов внутренних дел непосредственно в отношениях с населением. Считаем нужным выяснить и обосновать специфику этих решений, что позволит уточнить их место в общей системе управленческих решений органов внутренних дел, более четко определить их содержание и назначение.

1. Классифицируем управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением по объекту воздействия на: 1) внешние; 2) внутренние; 3) смешанные. Подчеркнем, что почти все управленческие решения органов внутренних дел в отноше-

ниях с населением относятся к внешним управленческим решениям, поскольку они обеспечивают взаимодействие органа со средой, в которой он функционирует. К примеру, управленческое решение о создании подразделений по организации и осуществлению предоставления сведений о деятельности территориальных органов МВД России по субъектам федерации и на транспорте в средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и по организации взаимодействия со средствами массовой информации, органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, гражданами по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия преступности, пропаганды правовых знаний среди населения, формирования объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, являют собой одну из форм работы с населением, обеспечивающую оперативную и непосредственную связь сотрудников органов внутренних дел с гражданами. Такие управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением представляют быстрый и эффективный способ помощи правоохранителям со стороны населения по обеспечению правопорядка и противодействию преступности. Они предоставляют возможность сообщить органам внутренних дел о совершенных преступлениях или уголовных проявлениях, которые готовятся, о местонахождении лица, разыскиваемого полицией; оставить замечания, пожелания или жалобы на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел; получить бесплатную юридическую консультацию, а также принимать меры, повышающие имидж органов внутренних дел.

Но, например, такое управленческое решение органов внутренних дел в отношениях с населением, как план мероприятий по обеспечению общественного порядка при проведении какого-либо публичного массового общественно-политического (собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), спортивного, культурно-зрелищного, религиозного, специального мероприятия содержит вопросы и взаимодействия с объектами окружающей среды, и такие вопросы внутренних управленческих решений, как расстановка сил и средств органа внутренних дел и ресурсное обеспечение соответствующих мер обеспечения охраны общественного порядка и безопасности; т. е. в этом решении выявляются признаки двух видов,

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

что вообще дает основания для выделения третьего вида — смешанных управленческих решений.

2. Предложим классифицировать управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением по их целевому назначению на четыре группы: 1) стратегические; 2) учредительные; 3) тактические; 4) оперативные.

Первые условно будем называть стратегическими управленческими решениями органов внутренних дел или концептуальными. Они рассчитаны на длительное время и включают в себя весь комплекс правоохранительной деятельности. Как стратегическое управленческое решение органов внутренних дел в отношениях с населением можно привести Государственную программу обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2018 г. № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»»), разработку которой должно выполнить МВД России совместно с другими центральными органами исполнительной власти, по поручению Правительства Российской Федерации. Эта программа направлена на восстановление прав граждан, независимо от того, в какой степени они нарушены.

К учредительным управленческим решениям органов внутренних дел относятся большинство нормативных актов МВД России, некоторые приказы и правила начальников МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам федерации, планы работы, где оцениваются результаты деятельности подразделения за прошлый год и ставятся задачи на год будущий. По продолжительности — эти решения среднесрочные.

К другим управленческим решениям органов внутренних дел, различающимся по целевому назначению, отнесем тактические управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением (ситуационные или тематические). Они нацелены своевременно наладить деятельность органов внутренних дел и их подразделений путем внесения корректив в работу и устранения недостатков в стратегических решениях. К ним относятся многочисленные приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, составляемые в процессе ежедневного управления.

Примером тактического управленческого решения органов внутренних дел в отношениях с населением может служить проведение специальных профилактических мероприятий (операций) под названиями: «Территория безопасности», «Безопасный район», «Визит», «Законность», «Неделя правовой грамотности», когда участковые уполномоченные полиции, другие сотрудники территориальных органов внутренних дел совершают поквартирный (подворный) обход жилого массива. Общаясь с населением, правоохранители вручают гражданам визитные карточки с контактными телефонами участковых уполномоченных полиции, заместителей начальников территориальных органов внутренних дел по охране общественного порядка, дежурных частей. При проведении специальных профилактических операций целесообразно интересоваться мнением населения о работе органов внутренних дел, получать информацию об очагах сбыта и употребления наркотических средств и психотропных веществ, местах укрывательства нелегальных мигрантов.

Последнюю группу составляют оперативные управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением, направленные на выполнение неотложных задач, возникающих в процессе ежедневного управления силами и средствами органов внутренних дел. К их числу относятся решения о выезде оперативной группы на место происшествия; распоряжения, связанные с организацией раскрытия преступлений «по горячим следам». Принятие конкретных мер по заявлениям и сообщениям граждан о правонарушениях то же представляет оперативное управленческое решение органа внутренних дел в отношениях с населением.

3. По способу принятия управленческого решения в отношениях с населением управленческие решения органов внутренних дел разделим на: 1) коллективные (групповые); 2) единоличные. Коллективные решения, в отличие от единоличных, обсуждаются группой лиц, принимаются в процессе проведения рабочих, служебных или селекторных совещаний, заседаний различных комиссий.

Так, в конце первого десятилетия XXI в. Министр внутренних дел Российской Федерации с целью усовершенствования охраны общественного порядка своим приказом привлек часть инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России к совместному с патрульно-постовыми полицей-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

скими несению службы в составе «смешанных» патрулей по охране общественного порядка, тем самым принял единоличное управленческое решение органов внутренних дел в отношениях с населением.

Единоличные управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением принимаются, как правило, в связи с создаваемой оперативной обстановкой и дефицитом времени, требуют от субъекта управления принимать решения безотлагательно и немедленно их реализовывать. Следует отметить, что оперативные решения, в условиях ограниченности необходимой информации, должны компенсироваться опытом и интуицией принимающих их руководителей.

4. В зависимости от источников возникновения задачи, управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением могут приниматься: 1) во исполнение предписаний вышестоящих органов; 2) могут быть инициативные. Принимаю -щиеся во исполнение предписаний вышестоящих органов — это реализующиеся: во исполнение директивных указаний центральных и местных органов власти и управления; по выполнению отдельных требований приказов, указаний и других решений МВД России; по исполнению решений МВД, ГУ (У) МВД России по субъекту федерации о проблемах борьбы с преступностью и охраны общественного порядка; по осуществлению мер, связанных с усложнением оперативной обстановки в государстве, в области, отдельном регионе; по результатам отдельных комплексных или контрольных проверок деятельности органов, служб, подразделений органов внутренних дел, в том числе для внедрения инновационного опыта.

Инициативные управленческие решения принимаются по собственной инициативе руководства органа внутренних дел на основе полученной информации о сложившейся ситуации и возникших, при этом, конкретных задач. Для таких решений характерно предварительное и всестороннее изучение проблемы, тщательная процедура их подготовки и обсуждения. Распоряжение начальника образовательной организации системы МВД России о привлечении курсантов, слушателей, адъюнктов к патрулированию в свободное от обучения время, с целью профилактики и предупреждения уличной преступности, во главе с сотрудниками территориальных подразделений органов внутренних дел, можно считать ини-

циативным управленческим решением органа внутренних дел в отношениях с населением.

5. В зависимости от содержания свободы принятия управленческого решения органов внутренних дел в отношениях с населением и степени свободы действия субъекта, организующего его выполнение, поделим управленческие решения органов внутренних дел на: 1) императивные; 2) рекомендующие. Императивные содержат строгие предписания и требования и предназначены для обязательного исполнения. Рекомендующие представляют собой описание одного или нескольких предложенных вариантов действий.

6. Классифицировать управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением можно и по временному фактору на: 1) долгосрочные; 2) краткосрочные. Долгосрочные (многократные) — не ограничены во времени, рассчитаны на длительный период. Одноразовые управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением теряют свою силу по мере того, как выполняются задачи, которые должны быть решены. Также целесообразно выделить краткосрочные управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением, срок выполнения которых не превышает приблизительно месяца, и решения, срок действия которых заранее не устанавливается, они имеют силу до их официальной отмены.

Долгосрочное управленческое решение органов внутренних дел в отношениях с населением по поводу проведения «прямых эфиров» и «прямых линий» с помощью средств массовой информации, рассчитано на длительный срок, поскольку постоянно повышает уровень доверия между органами внутренних дел и гражданами, укрепляет авторитет органов внутренних дел в обществе.

7. По видам критериев можно выделить управленческие решения органов внутренних дел, разрабатываемые: 1) с учетом многих критериев — многокритериальные; 2) какого-то одного критерия — однокри-териальные. Критерий, в данном случае, понимается как признак, на основании которого определяется средство для суждения и осуществляется оценка.

8. В зависимости от начала и конца выполнения поставленной задачи определим: 1) исходные; 2) ито -говые управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением. К примеру, приказ о выезде оперативной группы на место происшествия будет исходным, а приказ, в котором говорится о ре-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

зультатах проведенной работы, будет итоговым. Распоряжение начальника территориального органа внутренних дел по субъекту федерации о создании «телефона доверия» является исходным управленческим решением органов внутренних дел в отношениях с населением, а резолюция руководителя подразделения о необходимости принятия соответствующих мер с установлением срока рассмотрения сообщения абонента является итоговым управленческим решением органа внутренних дел в отношениях с населением.

9. По методам оценки информации отметим: 1) аналоговые; 2) эвристические управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением. Аналоговые используют уже существующие алгоритмы обработки информации, подставляя в них только новые данные. Эвристические решения требуют нового способа переработки информации и более эффективных и действенных средств решения проблемы.

10. Наконец, по форме выражения управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением могут быть: 1) устные; 2) письменные. В зависимости от цели принятия решения и других обстоятельств, управленческое решение в органах внутренних дел может быть в виде приказа, указания, инструкции, протокола, заключения, письма, справочной записки, правил, предписания, программы, плана.

Устные управленческие решения органов внутренних дел в отношениях с населением (требования, приказы, указания, распоряжения) считаются неотложными, могут быть не менее важными, чем письменные. Они подлежат обязательному исполнению со стороны населения, а при некоторых обстоятельствах гарантируются применением принудительных действий. Решения о применении оружия для защиты жизни человека, требования к преступникам освободить заложников, принимаются почти всегда в устной форме. Надлежащее место занимают решения, выраженные отдельными жестами, знаками, сигналами и другими действиями (конклюдентные распоряжения сотрудника ГИБДД МВД России об остановке автотранспорта, выраженное жестом его руки; установление дорожного знака о запрете движения на перекрестке дорог; сигнал свистка, поданный сотрудником полиции подозреваемому лицу).

Проведенный анализ классификаций управленческих решений в органах внутренних дел в отношениях

с населением позволяют сделать вывод о необходимости создания определенного архива по группированию решений по разным основам их принятия и исполнения. Целесообразно разработать классификатор управленческих решений в органах внутренних дел, он должен касаться широкого круга лиц и быть рассчитан на длительное применение, целью которого должна являться систематизация информации и процессов, связанных с разработкой и реализацией стратегических (концептуальных) решений, а также управленческих ситуаций, их характеризующих. Введение классификатора управленческих решений в органах внутренних дел способствовало бы улучшению качества принимаемых и выполняемых решений, т. е. повысило бы эффективность деятельности системы органов внутренних дел в целом, а главным элементом классификатора должна являться проблемная ситуация, определяющая вид управленческого решения.

Список источников

1. Байнова М. С., Курков К. Н. История становления и развития административной системы управления в России. Учебник. М. : Синергия, 2022.

2. История государственного управления России. Учебно-методическое пособие / Составитель: И. В. Неупокоев. Курган : Курганский государственный университет, 2019.

3. Байгильдин Р. М., Байгильдина З. Ф. Творчество в деятельности по государственному и муниципальному управлению // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 1740-1746.

4. Махаев М. Р., Мельниченко Н. Ф. Оптимальные модели управления государством: экспозиция проблемы // Муниципальная академия. 2021. № 4. С. 14-20.

5. Лукащук В. И. Возможности применения технологий управления проектами в системе государственного управления // Наука и практика регионов. 2022. № 1 (26). С. 93-98.

6. Коврижных Ю. В. Проектное управление как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 8 (20). С. 458-463.

7. Сморгунов Л. В. Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой // Политическая наука. 2022. № 3. С. 100-121.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

В. Соловьев А. И. «Государственное управление» и «управление государством»: конфликты концептов и практик // Вестник Пермского университета. Политология. ЮН. Т. 1б. № 2. С. 39-48.

9. Братченко С. А. Роль качества управленческих решений в обеспечении качества государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. ЮН. № 4. С. 77-103.

10. Козловская С. А., Ризоева К. Р. Современные мировые практики управления проектами в государственном и муниципальном управлении // Сфера услуг: инновации и качество. ЮН. № S9. С. ВВ-9б.

11. Розенберг В. Я. Математика, как научный инструмент управления в государстве // Национальная безопасность и стратегическое планирование. ЮН. № 1 (33). С. 78-88.

И. Истомин Е. П., Соколов А. Г., Попов Н. Н. Концепция формирования элементов системы управления технической политикой государства // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. ЮЮ. № 1 (37). С. 177-18S.

13. Лищук В. А. Технология управления государством: опора на науку // Современные технологии управления. Электронный журнал. ЮН. № I (98). Номер статьи: 980S.

14. Россинский Б. В. Роль системы публичной власти в реализации функций государственного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. ЮН. № 4. С. 77-84.

15. Попова Н. Ф. Некоторые проблемы государственного управления в Российской Федерации // Современное право. ЮН. № 1. С. 41-4S.

16. Неверов А. Я. Особенности государственного управления в федеративном государстве // Сибирский антропологический журнал. ЮН. Т. S. № 4. С. Юб-т.

17. Винокуров В. А. Требования к лицам, осуществляющим функции по управлению государством, и их основные обязанности // Юридическая мысль. ЮЮ. № 1 (117). С. SI-73.

18. Global encyclopedia of public administration, public policy, and governance: dictionary / Responsible editor A. Farazmand (Florida Atlantic University, Boca Raton). Switzerland: Publishing house «Springer Cham», ЮЮ.

19. Funck E. K., Karlsson T. S. Twenty-five years of studying new public management in public administration: accomplishments and limitations // Financial

Accountability and Management. 2020. Vol. 36. № 4. P. 347-375.

20. Wang H., Xiong W., Zhu D., Wu G. Public-private partnership in public administration discipline: a literature review // Public Management Review. 2018. Vol. 20. № 2. P. 293-316.

21. Lypez J. A. V. Public goods, liberalism, political system and strategic public management in Mexico // THEORIA: Pedagogy, Economics, Law. 2022. Vol. 3. № 2. P. 53-66.

22. Комилбек А. Е. Состояние и перспективы развития современной системы государственного управления республики Таджикистан // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 1 (39). С. 86-92.

23. Аврутин Ю. Е., Булавчик В. Г., Ухов В. Ю. и др. Основы управления в органах внутренних дел: учебник. Серия: «Высшее образование». 2-е изд., пер. и доп. М. : Юрайт, 2020.

24. Маркушин А. Г., Казаков В. В. Основы управления в органах внутренних дел: учебник. Серия: «Профессиональное образование». 3-е изд., пер. и доп. М. : Юрайт, 2019.

25. Афанасьев В. С., Борисов А. В., Матан-цев Д. А., Мулукаев Р. С. и др. Государственно-правовые основы управления органами внутренних дел: учебник. Т. I «История и теоретические основы управления органами внутренних дел». М. : Проспект, 2022.

References

1. Baynova M. S., Kurkov K. N. History of formation and development of the administrative management system in Russia. Textbook. M. : Synergy, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. History of public administration in Russia. Teaching aid / Compiled by: I. V. Neupokoev. Kurgan : Kurgan State University, 2019.

3. Baigildin R. M., Baigildina Z. F. Creativity in the activities of state and municipal management // Innovations. The science. Education. 2021. №. 32. P. 1740-1746.

4. Makhaev M. R., Melnichenko N. F. Optimal models of government management: exposure of the problem // Municipal Academy. 2021. № 4. P. 14-20.

5. Lukashchuk V. I. Possibilities of using project management technologies in the public administration system // Science and practice of regions. 2022. № 1 (26). P. 93-98.

6. Kovrizhnykh Yu. V. Project management as a tool to improve the quality of state and municipal ma-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

nagement // Theory of Law and Interstate Relations.

2021. Vol. 2. № 8 (20). P. 458-463.

7. Smorgunov L. V. Modern trends in public administration: from new public management to public policy management // Political Science. 2022. № 3. P. 100-121.

8. Solovyov A. I. «Public administration» and «state administration»: conflicts of concepts and practices // Bulletin of the Perm University. Political science.

2022. V. 16. № 2. P. 39-48.

9. Bratchenko S. A. The role of the quality of management decisions in ensuring the quality of public administration // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. № 4. P. 77-103.

10. Kozlovskaya S. A., Rizoeva K. R. Modern world practices of project management in state and municipal management // Service sector: innovations and quality. 2022. № 59. P. 88-96.

11. Rosenberg V. Ya. Mathematics as a scientific management tool in the state // National Security and Strategic Planning. 2021. № 1 (33). P. 78-88.

12. Istomin E. P., Sokolov A. G., Popov N. N. The concept of formation of elements of the state technical policy management system // Information technologies and systems: management, economics, transport, law. 2020. № 1 (37). P. 177-185.

13. Lishchuk V. A. Technology of state management: reliance on science // Modern technologies of management. Electronic journal. 2022. № 2 (98). Article number: 9805.

14. Rossinsky B. V. The role of the public authority system in the implementation of public administration functions // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2022. № 4. P. 77-84.

15. Popova N. F. Some problems of public administration in the Russian Federation // Modern law. 2022. № 1. P. 41-45.

16. Neverov A. Ya. Features of public administration in a federal state // Siberian Anthropological Journal. 2021. V. 5. № 4. P. 206-212.

17. Vinokurov V. A. Requirements for persons exercising the functions of government, and their main duties // Legal Thought. 2020. № 1 (117). P. 52-73.

18. Global encyclopedia of public administration, public policy, and governance: dictionary / Responsible editor A. Farazmand (Florida Atlantic University, Boca Raton). Switzerland: Publishing house «Springer Cham», 2020.

19. Funck E. K., Karlsson T. S. Twenty-five years of studying new public management in public administration: achievements and limitations // Financial Accountability and Management. 2020. Vol. 36. № 4. P. 347-375.

20. Wang H., Xiong W., Zhu D., Wu G. Public-private partnership in public administration discipline: a literature review // Public Management Review. 2018. Vol. 20. № 2. P. 293-316.

21. Lypez J. A. V. Public goods, liberalism, political system and strategic public management in Mexico // THEORIA: Pedagogy, Economics, Law. 2022. Vol. 3. № 2. P. 53-66.

22. Komilbek A. E. Status and prospects for the development of the modern system of public administration of the Republic of Tajikistan // Eurasian integration: economics, law, politics. 2022. № 1 (39). P. 86-92.

23. Avrutin Yu. E., Bulavchik V. G., Ukhov V. Yu. et al. Fundamentals of management in internal affairs bodies: Textbook. Series: «Higher Education». 2nd ed., transl. and additional. M. : Yurait, 2020.

24. Markushin A. G., Kazakov V. V. Fundamentals of management in internal affairs bodies: Textbook. Series. «Professional Education». 3rd ed., transl. and additional. M. : Yurait, 2019.

25. Afanasiev V. S., Borisov A. V., Matantsev D. A., Mulukaev R. S. et al. State-legal bases for managing internal affairs bodies: Textbook. Volume I «History and theoretical foundations of the management of internal

affairs bodies». M. : Prospekt, 2022. Информация об авторе

А. А. Беженцев — начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. A. Bezhentsev — Head of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 14.09.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 06.11.2023. The article was submitted 14.09.2023; approved after reviewing 29.09.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.